Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа (5 класс)

 Ульмаскулова Айсылу Равильевна

Адаптированная рабочая программа по природоведению  5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodovedenie_-_kopiya.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Планирование составлено на основе: «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида»,авторы: А.К. Аксенова, А.П.Антропов, И.П.Бгажнокова, 2013 г.

Курс «Природоведение» ставит своей целью подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.

Основными задачами курса «Природоведение» являются:

Сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;

Демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;

Формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

Воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;

Воспитание социально значимых качеств личности.

В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Первые природоведческие знания дети с нарушением интеллекта получают в дошкольном возрасте и в начальных классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья.

Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в 1-4 классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них. Обучение природоведению рассчитано на один урок в неделю.

При изучении темы «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле. Учитель может познакомить школьников с названиями планет, но не должен требовать от них обязательного полного воспроизведения этих названий.

В теме «Наш дом – Земля» изучаются оболочки Земли – атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает знакомство с поверхностью Земли – сушей (материки, равнины, горы, холмы, овраги) и водоемами (моря, реки, озера, болота).

Учитель может использовать на уроке глобус и физическую карту мира (не раскрывая принципов ее построения) для демонстрации формы поверхности Земли и расположения суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды – зеленый, коричневый, синий.

При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в 1-4 классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Необходимо обратить внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и необходимость охраны растительного и животного мира.

Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание- пропаганда здорового образа жизни, предупреждение появления вредных привычек, формирование санитарно-гигиенических навыков.

В разделе «Есть на Земле страна- Россия» предполагается сформировать у учащихся элементарные страноведческие понятия. Знакомство с Россией как единым государством, ее городами, населением и его занятиями, крупнейшими географическими объектами. Обобщить знания о своем родном крае, с растениями и животными данной местности, достопримечательностями, занятиями населения.

В процессе изучения природоведческого материала учащиеся должны понять логику курса: Вселенная, Солнечная система, планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера, литосфера, гидросфера. От этого зависит состояние биосферы, жизнь растений, животных и человека. Человек- частица Вселенной.

Необходимо проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями учащихся, так и содержанием учебного материала.

Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены как те межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала(«Живой мир», чтение, ИЗО, ручной труд), так и те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом(чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, занимательный и профильный труд).

Курс «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к усвоению биологического и географического материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, терминов (например, таких, как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы, материки, океаны, глобус, карта и др.).

Количество часов

Всего: 34часа, 1 час в неделю.

Основные требования кзнаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

-что изучает природоведение;

-основные свойства воды,воздуха и почвы;

-основные формы поверхности Земли;

-простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);

-основные санитарно-гигиенические требования;

-название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию

-названия важнейших географических объектов;

-правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

-демонстрировать простейшие опыты;

-проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдений;

-называть разнообразных представителей животного и растительного мира;

-ухаживать за домашними животными и комнатными растениями;

-соблюдать правила элементарной гигиены;

-оказывать простейшую медицинскую помощь.

Календарно-тематическое планирование

Название темы урока

Кол-во часов

Элементы содержания урока.

Дата проведения

план

факт

1 четверть. 9 недель х 1 час = 9 часов

1

Введение. Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью.

1

Работа с иллюстрацией. Определение слов «природа», «явления природы». Знакомство с учебником. Повторение правил поведения на уроке.

2

Вселенная. Небесные тела: планеты, звезды.

1

Изучение новых слов: вселенная, астрономия, небесные тела, звезды, планеты. Работа с картинкой.

Зарисовка звездного неба.

3

Солнечная система. Солнце.

1

Изучение новых слов: солнечная система. Солнце. Земля.

Зарисовка Солнечной системы, формы Земли, Луны.

4

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли.

1

Изучение новых слов: искусственный спутник, космический корабль. Знакомство с историей освоения космоса.

Зарисовка космического корабля.

5

Первый полет в космос. Современные исследования.

1

Ознакомление с известными космонавтами, изучение полетов

Ю.А.Гагарина, В.Терешковой. Работа с иллюстрацией.

6

Наш дом – Земля. Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле.

1

Определение Луны как спутник Земли. Изучение новых слов: атмосфера, гидросфера, литосфера. Работа с

иллюстрацией. Зарисовки Земли и Луны.

7

Воздух и его охрана. Состав воздуха.

1

Повторение оболочек Земли. Знакомство с новыми словами:

воздух, кислород, углекислый газ.

Составление плаката «Охрана воздуха».

8

Значение воздуха для жизни на Земле.

1

Работа с плакатами. Определение состава чистого и

загрязненного воздуха.

Творческая работа «Как сохранить воздух чистым».

9

Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги, горы.

1

Изучение новых слов при помощи иллюстрации:

равнина, холм, овраг, горы, ущелье, спортсмены-альпинисты.

Зарисовка форм поверхности суши. Изготовление из пластилина макетов форм поверхности суши.

2 четверть. 7 недель х 1 час = 7 часов

Растительный мир Земли.

10

Растительный мир Земли. Разнообразие растительного мира.

1

Определение растений как живой организм.

Знакомство с Красной книгой. Нахождение корня, стебля, листьев, цветков у растений. Знакомство с гербарием.

11

Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).

1

Повторение пошлого урока. Изучение темы через иллюстрации

хвойного, лиственного и смешанного леса. Описание лесов по растительности. Заполнение таблиц. Игры на классификацию растений по месту произрастания.

12

Дикорастущие и культурные растения.

1

Изучение растений как дикорастущих и культурных.

Зарисовка деревьев, кустарников, трав. Использование гербария на уроке.

13

Части растения.

1

Работа и иллюстрацией по учебнику. Выделение составных частей растения. Заполнение таблицы. Выполнение рисунка. Использование гербария на уроке.

14

Деревья, кустарники, травы. Деревья лиственные Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня.

1

Определение растительности по этажам. Изучение слов: деревья,

листопад.

Зарисовка деревьев в разные времена года, выделение составных частей (органов) дерева, иллюстрации деревьев. Сезонные наблюдения за деревьями. Работа с гербарием. Экскурсия в парк.

15

Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница.

1

Изучение темы через иллюстрацию.

Зарисовка деревьев в разные времена года, выделение составных частей (органов) дерева, иллюстрации деревьев. Сезонные наблюдения за деревьями. Работа с гербарием.

16

Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина.

1

Изучение темы через иллюстрацию. Новые слова: лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина, орешник.

Зарисовка кустарников в разные времена года, выделение составных частей (органов) растения. Сезонные наблюдения за кустарниками.

3 четверть. 11 недель х 1 час = 10 часов

17

Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка, укроп, петрушка.

1

Изучение новых слов: подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка.

Зарисовка растений в разные времена года, выделение составных частей (органов) растений. Сезонные наблюдения за растениями. Работа с гербарием.

18

Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие).

1

Изучение темы через иллюстрации. Деление животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие).

Зарисовка животных: насекомых, рыб, птиц, зверей. Составление таблицы на классификацию животных.

19

Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.

1

Работа с иллюстрацией. Изучение строения насекомого: голова, грудь, брюшко, крылья, ноги.

Зарисовка насекомых. Дидактическая игра на классификацию насекомых.

20

Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана.

1

Определение среды обитания рыб. Деление на морские и пресноводные рыбы. Строение рыбы: голова, жабры, чешуя, плавники, хвост.

Зарисовка рыб. Дидактическая игра на классификацию рыб по среде обитания.

21

Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.

1

Изучение внешнего вида птиц по иллюстрации. Деление на

оседлые и перелетные птицы. Хищные птицы.

Зарисовка птиц. Изготовление кормушек, скворечников.

22

Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана.

1

Определение термина «звери», «млекопитающие». Деление на травоядных, хищных, всеядных животных.

Зарисовка зверей. Упражнение в классификации зверей (млекопитающих).

23

Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.

1

Деление животных на домашних. Знакомство с новым словом: животноводство.

Зарисовка домашних животных. Составление рассказа о своих домашних животных. Составление правил ухода за домашними животными.

24

Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.

3

Составление рассказа «Мои питомцы». Определение термина

«живой уголок» и их обитателей: морская свинка, хомячок, черепаха. Певчие птицы: канарейка, волнистые попугайчики. Аквариум, аквариумные рыбки: гуппи, золотая рыбка, вуалехвост, телескоп, меченосец. Служебные, охотничьи, декоративные собаки. Домашние кошки, длинношерстные и короткошерстные.

Зарисовка животных в живом уголке, уход за животными живого уголка. Составление правил ухода за домашними животными. Фотоконкурс о своих домашних животных.

25

Охрана животных. Заповедники. Красная книга. Обобщающий урок.

1

Решение проблемной ситуациипо иллюстрациям, говорящим о пагубном отношении человека к природе. Вывод учащихся.

Отгадывание загадок о животных. Зарисовка животных, занесенных в Красную книгу.

26

Россия – Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты.

1

Изучение темы при помощи карты России. Новые слова: Россия, Российская Федерация. Черное море. Реки – Обь, Енисей, Лена, Амур, Волга. Гимн, Государственный флаг России.

Физическая карта России. Политическая карта мира. Практическая работа: зарисовка Государственного флага России; подбор иллюстраций (реки, озера, горы). Нахождение России на политической карте мира.

27

Население России. Городское и сельское население. Народы России.

1

Беседа об окружающих нас народах, проживающих по соседству.

Определение понятия слов: город, деревня, село, хутор, аул, временные поселения охотников и оленеводов. Работа с

политической картой России. Практическая работа: подбор иллюстраций (население России, города, изделия народных промыслов и т.д.)

4четверть. 7 недель х 1 час = 7 часов

28

Столица – Москва.

1

Рассказ учителя о столице России. Изучение достопримечательности Москвы. Карта города Москвы. Практическая работа: подбор иллюстраций (достопримечательности г. Москва).

29

Санкт-Петербург.

1

Рассказ учителя о городе Санкт-Петербурге, достопримечательностях: Эрмитаж, Кунсткамера, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, Невский проспект.

Практическая работа: подбор иллюстраций (достопримечательности Санкт-Петербурга).

30

Города России. Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Новосибирск, Владивосток.

1

Рассказ учителя при помощи демонстрации достопримечательностей городов. Нижегородский кремль, Казанский кремль, Мамаев курган.

Определение геогр. положения городов по физической карте России. Практическая работа: подбор иллюстраций (города, достопримечательности этих городов).

31

Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности.

1

Рассказ учителя о городах входящих в Золотое кольцо России: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир. Изучение физическая карта России. Практическая работа: подбор иллюстраций (города, изделия народных промыслов).

32

Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира России и своего края.

1

Изучение растительного мира России. Запоминание названия растений. Определение природных зон: тундра, леса, степь, полупустыня и пустыня. Использование карты природных зон России. Практическая работа: зарисовка растений своей местности. Заполнение таблицы.

33

Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края.

1

Изучение животного мира России. Запоминание названия животных. Работа с картой животного мира России. Практическая работа: зарисовка животных своего местности. Составление таблицы: «Животные и растения своей местности».

34

Наш город Агидель. Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия.

2

Рассказ учителя о родном городе, изучение достопримечательностей г. Агидель. Работа с физической картой Башкортостана. Практическая работа: составление рассказа о своем городе.

Список литературы

Учебник: Природоведение. 5 класс: учеб.для специальных (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. – М.: Просвещение, 2011.

Дополнительная литература: Наблюдения и опыты на уроках природоведения. Аквилева Г.Н.- М.: Просвещение. 1988.; «Энциклопедия животных», ; .

Дополнительная литература: интернет ресурсы: class="c8 c23">


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа , учащегося 9 класса

Адаптированная рабочая программа по математике, по русскому языку, по литературе, по окружающему миру, учащегося 9 класса (коррекционная)...

адаптированная рабочая программа 8вид 8 класс

Программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой» и авторской программы под редакцией Ульянцевой М.Б. «Математи...

адаптированная рабочая программа 5-8 класс для детей с ОВЗ технический труд

адаптированная рабочая программа по техническому труду для датей с ОВЗ  5-8 классов расчитаная на 106 часов...

Адаптированная рабочая программа 5-9 классы

Адапрированная рабочая программа по математике для 5-9 класс....

Адаптированная рабочая программа ПТО 7 класс

Рабочая программа для детей имеющих интеллектуальные нарушения...

Адаптированная рабочая программа для 7 класса

Адаптированная рабочая программа для 7 класса...