Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа (5 класс)
Адаптированная рабочая программа по природоведению 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodovedenie_-_kopiya.docx | 32.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Планирование составлено на основе: «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида»,авторы: А.К. Аксенова, А.П.Антропов, И.П.Бгажнокова, 2013 г.
Курс «Природоведение» ставит своей целью подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
∙ Сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
∙ Демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
∙ Формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
∙ Воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
∙ Воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Первые природоведческие знания дети с нарушением интеллекта получают в дошкольном возрасте и в начальных классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья.
Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в 1-4 классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них. Обучение природоведению рассчитано на один урок в неделю.
При изучении темы «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле. Учитель может познакомить школьников с названиями планет, но не должен требовать от них обязательного полного воспроизведения этих названий.
В теме «Наш дом – Земля» изучаются оболочки Земли – атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает знакомство с поверхностью Земли – сушей (материки, равнины, горы, холмы, овраги) и водоемами (моря, реки, озера, болота).
Учитель может использовать на уроке глобус и физическую карту мира (не раскрывая принципов ее построения) для демонстрации формы поверхности Земли и расположения суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды – зеленый, коричневый, синий.
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в 1-4 классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Необходимо обратить внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и необходимость охраны растительного и животного мира.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание- пропаганда здорового образа жизни, предупреждение появления вредных привычек, формирование санитарно-гигиенических навыков.
В разделе «Есть на Земле страна- Россия» предполагается сформировать у учащихся элементарные страноведческие понятия. Знакомство с Россией как единым государством, ее городами, населением и его занятиями, крупнейшими географическими объектами. Обобщить знания о своем родном крае, с растениями и животными данной местности, достопримечательностями, занятиями населения.
В процессе изучения природоведческого материала учащиеся должны понять логику курса: Вселенная, Солнечная система, планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера, литосфера, гидросфера. От этого зависит состояние биосферы, жизнь растений, животных и человека. Человек- частица Вселенной.
Необходимо проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями учащихся, так и содержанием учебного материала.
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены как те межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала(«Живой мир», чтение, ИЗО, ручной труд), так и те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом(чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, занимательный и профильный труд).
Курс «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к усвоению биологического и географического материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, терминов (например, таких, как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы, материки, океаны, глобус, карта и др.).
Количество часов
Всего: 34часа, 1 час в неделю.
Основные требования кзнаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
-что изучает природоведение;
-основные свойства воды,воздуха и почвы;
-основные формы поверхности Земли;
-простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
-основные санитарно-гигиенические требования;
-название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию
-названия важнейших географических объектов;
-правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
-демонстрировать простейшие опыты;
-проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдений;
-называть разнообразных представителей животного и растительного мира;
-ухаживать за домашними животными и комнатными растениями;
-соблюдать правила элементарной гигиены;
-оказывать простейшую медицинскую помощь.
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы урока | Кол-во часов | Элементы содержания урока. | Дата проведения | |
план | факт | ||||
1 четверть. 9 недель х 1 час = 9 часов | |||||
1 | Введение. Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью. | 1 | Работа с иллюстрацией. Определение слов «природа», «явления природы». Знакомство с учебником. Повторение правил поведения на уроке. |
| |
2 | Вселенная. Небесные тела: планеты, звезды. | 1 | Изучение новых слов: вселенная, астрономия, небесные тела, звезды, планеты. Работа с картинкой. Зарисовка звездного неба. |
| |
3 | Солнечная система. Солнце. | 1 | Изучение новых слов: солнечная система. Солнце. Земля. Зарисовка Солнечной системы, формы Земли, Луны. |
| |
4 | Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. | 1 | Изучение новых слов: искусственный спутник, космический корабль. Знакомство с историей освоения космоса. Зарисовка космического корабля. |
| |
5 | Первый полет в космос. Современные исследования. | 1 | Ознакомление с известными космонавтами, изучение полетов Ю.А.Гагарина, В.Терешковой. Работа с иллюстрацией. |
| |
6 | Наш дом – Земля. Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле. | 1 | Определение Луны как спутник Земли. Изучение новых слов: атмосфера, гидросфера, литосфера. Работа с иллюстрацией. Зарисовки Земли и Луны. |
| |
7 | Воздух и его охрана. Состав воздуха. | 1 | Повторение оболочек Земли. Знакомство с новыми словами: воздух, кислород, углекислый газ. Составление плаката «Охрана воздуха». |
| |
8 | Значение воздуха для жизни на Земле. | 1 | Работа с плакатами. Определение состава чистого и загрязненного воздуха. Творческая работа «Как сохранить воздух чистым». |
| |
9 | Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги, горы. | 1 | Изучение новых слов при помощи иллюстрации: равнина, холм, овраг, горы, ущелье, спортсмены-альпинисты. Зарисовка форм поверхности суши. Изготовление из пластилина макетов форм поверхности суши. |
|
2 четверть. 7 недель х 1 час = 7 часов
| Растительный мир Земли. | |||||
10 | Растительный мир Земли. Разнообразие растительного мира. | 1 | Определение растений как живой организм. Знакомство с Красной книгой. Нахождение корня, стебля, листьев, цветков у растений. Знакомство с гербарием. |
| ||
11 | Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). | 1 | Повторение пошлого урока. Изучение темы через иллюстрации хвойного, лиственного и смешанного леса. Описание лесов по растительности. Заполнение таблиц. Игры на классификацию растений по месту произрастания. |
| ||
12 | Дикорастущие и культурные растения. | 1 | Изучение растений как дикорастущих и культурных. Зарисовка деревьев, кустарников, трав. Использование гербария на уроке. |
| ||
13 | Части растения. | 1 | Работа и иллюстрацией по учебнику. Выделение составных частей растения. Заполнение таблицы. Выполнение рисунка. Использование гербария на уроке. |
| ||
14 | Деревья, кустарники, травы. Деревья лиственные Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. | 1 | Определение растительности по этажам. Изучение слов: деревья, листопад. Зарисовка деревьев в разные времена года, выделение составных частей (органов) дерева, иллюстрации деревьев. Сезонные наблюдения за деревьями. Работа с гербарием. Экскурсия в парк. |
| ||
15 | Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница. | 1 | Изучение темы через иллюстрацию. Зарисовка деревьев в разные времена года, выделение составных частей (органов) дерева, иллюстрации деревьев. Сезонные наблюдения за деревьями. Работа с гербарием. |
| ||
16 | Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина. | 1 | Изучение темы через иллюстрацию. Новые слова: лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина, орешник. Зарисовка кустарников в разные времена года, выделение составных частей (органов) растения. Сезонные наблюдения за кустарниками. |
| ||
3 четверть. 11 недель х 1 час = 10 часов
17 | Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. | 1 | Изучение новых слов: подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. Зарисовка растений в разные времена года, выделение составных частей (органов) растений. Сезонные наблюдения за растениями. Работа с гербарием. | ||
18 | Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). | 1 | Изучение темы через иллюстрации. Деление животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). Зарисовка животных: насекомых, рыб, птиц, зверей. Составление таблицы на классификацию животных. |
| |
19 | Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана. | 1 | Работа с иллюстрацией. Изучение строения насекомого: голова, грудь, брюшко, крылья, ноги. Зарисовка насекомых. Дидактическая игра на классификацию насекомых. |
| |
20 | Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. | 1 | Определение среды обитания рыб. Деление на морские и пресноводные рыбы. Строение рыбы: голова, жабры, чешуя, плавники, хвост. Зарисовка рыб. Дидактическая игра на классификацию рыб по среде обитания. |
| |
21 | Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. | 1 | Изучение внешнего вида птиц по иллюстрации. Деление на оседлые и перелетные птицы. Хищные птицы. Зарисовка птиц. Изготовление кормушек, скворечников. |
| |
22 | Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. | 1 | Определение термина «звери», «млекопитающие». Деление на травоядных, хищных, всеядных животных. Зарисовка зверей. Упражнение в классификации зверей (млекопитающих). |
| |
23 | Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. | 1 | Деление животных на домашних. Знакомство с новым словом: животноводство. Зарисовка домашних животных. Составление рассказа о своих домашних животных. Составление правил ухода за домашними животными. |
| |
24 | Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания. | 3 | Составление рассказа «Мои питомцы». Определение термина «живой уголок» и их обитателей: морская свинка, хомячок, черепаха. Певчие птицы: канарейка, волнистые попугайчики. Аквариум, аквариумные рыбки: гуппи, золотая рыбка, вуалехвост, телескоп, меченосец. Служебные, охотничьи, декоративные собаки. Домашние кошки, длинношерстные и короткошерстные. Зарисовка животных в живом уголке, уход за животными живого уголка. Составление правил ухода за домашними животными. Фотоконкурс о своих домашних животных. |
| |
25 | Охрана животных. Заповедники. Красная книга. Обобщающий урок. | 1 | Решение проблемной ситуациипо иллюстрациям, говорящим о пагубном отношении человека к природе. Вывод учащихся. Отгадывание загадок о животных. Зарисовка животных, занесенных в Красную книгу. |
| |
26 | Россия – Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. | 1 | Изучение темы при помощи карты России. Новые слова: Россия, Российская Федерация. Черное море. Реки – Обь, Енисей, Лена, Амур, Волга. Гимн, Государственный флаг России. Физическая карта России. Политическая карта мира. Практическая работа: зарисовка Государственного флага России; подбор иллюстраций (реки, озера, горы). Нахождение России на политической карте мира. | ||
27 | Население России. Городское и сельское население. Народы России. | 1 | Беседа об окружающих нас народах, проживающих по соседству. Определение понятия слов: город, деревня, село, хутор, аул, временные поселения охотников и оленеводов. Работа с политической картой России. Практическая работа: подбор иллюстраций (население России, города, изделия народных промыслов и т.д.) | ||
4четверть. 7 недель х 1 час = 7 часов
| |||||
28 | Столица – Москва. | 1 | Рассказ учителя о столице России. Изучение достопримечательности Москвы. Карта города Москвы. Практическая работа: подбор иллюстраций (достопримечательности г. Москва). |
| |
29 | Санкт-Петербург. | 1 | Рассказ учителя о городе Санкт-Петербурге, достопримечательностях: Эрмитаж, Кунсткамера, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, Невский проспект. Практическая работа: подбор иллюстраций (достопримечательности Санкт-Петербурга). |
| |
30 | Города России. Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Новосибирск, Владивосток. | 1 | Рассказ учителя при помощи демонстрации достопримечательностей городов. Нижегородский кремль, Казанский кремль, Мамаев курган. Определение геогр. положения городов по физической карте России. Практическая работа: подбор иллюстраций (города, достопримечательности этих городов). |
|
|
31 | Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. | 1 | Рассказ учителя о городах входящих в Золотое кольцо России: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир. Изучение физическая карта России. Практическая работа: подбор иллюстраций (города, изделия народных промыслов). |
| |
32 | Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира России и своего края. | 1 | Изучение растительного мира России. Запоминание названия растений. Определение природных зон: тундра, леса, степь, полупустыня и пустыня. Использование карты природных зон России. Практическая работа: зарисовка растений своей местности. Заполнение таблицы. |
| |
33 | Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края. | 1 | Изучение животного мира России. Запоминание названия животных. Работа с картой животного мира России. Практическая работа: зарисовка животных своего местности. Составление таблицы: «Животные и растения своей местности». |
| |
34 | Наш город Агидель. Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия. | 2 | Рассказ учителя о родном городе, изучение достопримечательностей г. Агидель. Работа с физической картой Башкортостана. Практическая работа: составление рассказа о своем городе.
|
|
Список литературы
Учебник: Природоведение. 5 класс: учеб.для специальных (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина. – М.: Просвещение, 2011.
Дополнительная литература: Наблюдения и опыты на уроках природоведения. Аквилева Г.Н.- М.: Просвещение. 1988.; «Энциклопедия животных», ; .
Дополнительная литература: интернет ресурсы: class="c8 c23">
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа , учащегося 9 класса
Адаптированная рабочая программа по математике, по русскому языку, по литературе, по окружающему миру, учащегося 9 класса (коррекционная)...
адаптированная рабочая программа 8вид 8 класс
Программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой» и авторской программы под редакцией Ульянцевой М.Б. «Математи...
адаптированная рабочая программа 5-8 класс для детей с ОВЗ технический труд
адаптированная рабочая программа по техническому труду для датей с ОВЗ 5-8 классов расчитаная на 106 часов...
Адаптированная рабочая программа 5-9 классы
Адапрированная рабочая программа по математике для 5-9 класс....
Адаптированная рабочая программа 11-12 класс
Программа...
Адаптированная рабочая программа ПТО 7 класс
Рабочая программа для детей имеющих интеллектуальные нарушения...
Адаптированная рабочая программа для 7 класса
Адаптированная рабочая программа для 7 класса...