Укрупнения дидактических единиц при обучении математики»
материал
Укрупнения дидактических единиц при обучении математики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shmo_2024.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Малюдина Е.Б..
учитель математики
МБОУ «Вечерняя школа № 28»
Повестка дня: «Современные образовательные технологии в образовательном процессе школы для обучающихся осужденных при выполнении требований обновленных ФГОС»
(технология «Укрупнения дидактических единиц при обучении математики».)
В настоящее время проблема несоответствия объёма знаний количеству времени,
предусмотренному для их усвоения, особенно актуальна. Частично она решается
образовательными технологиями на основе усовершенствования и реконструкции
структуры учебного материала и способов его предъявления. Одна из таких технологий
(укрупнение дидактических единиц), разработанная академиком РАО Эрдниевым П.М.,
основана на укрупнённом введении новых знаний, что позволяет
Применять обобщение в текущей учебной работе практически на каждом уроке
Устанавливать больше логических связей в материале
Выделять главное в большой дозе материала
Более эмоционально подать материал
Сделать более эффективным закрепление материала
Укрупнённой дидактической единицей называют систему родственных единиц учебного
материала, в которой симметрия, противопоставления, упорядоченные изменения
компонентов учебной информации в совокупности благоприятствуют возникновению
единой логико-пространственной структуры знаний.
Технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ) основана на подаче материала
блоками, одновременном изучении взаимосвязанных тем, действий. Это приводит к
сокращению расхода учебного времени на изучение темы при одновременном повышении
качества знаний учащихся, что является здоровьесберегающим фактором обучения.
Целью данной технологии является достижение целостности математических знаний как
главного условия развития и саморазвития интеллекта учащихся.
Технология УДЕ в обучении математике реализуется следующим образом:
Совместное и одновременное изучение взаимосвязанных понятий и операций
Широкое использование метода обратной задачи
Применение деформированных упражнений
Укрупнение исходного упражнения посредством самостоятельного составления
учеником новых заданий
Учащимся предлагается:
-изучение взаимно обратных действий и операций :сложение и вычитание; умножение и деление, заключение в скобки и раскрытие скобок, возведение в степень и извлечение корня, потенцирование и логарифмирование и т.п.
-сравнивать противоположные понятия, рассматривая их одновременно: прямая и
обратная теоремы; прямая и обратные функции; возрастающие и убывающие
функции и т.п.
сопоставлять родственные и аналогичные понятия: одноимённые свойства
действий 1-ой и 2-ой ступени; арифметическую и геометрическую прогрессии и
т.п.
В своей педагогической практике я использую элементы технологии УДЕ для изучения
некоторых тем курса алгебры и геометрии в 7-11 классах
7 класс геометрия: Тема «Параллельность прямых»: признаки и свойства параллельных прямых; Тема «Равенство прямоугольных треугольников»;
8 класс геометрия: свойства и признаки четырехугольников;
9 класс алгебра: арифметическая и геометрическая прогрессия;
10 класс геометрия: введение в стереометрию
10 класс алгебра: показательная и логарифмическая функция ;
11 класс геометрия: площади и объемы фигур
Анализируя свою работу по применению технологии укрупнения дидактических единиц, я
сделала определённые выводы:
Сокращаются затраты учебного времени по сравнению с календарным
планированием без использования УДЕ за счёт одновременного (параллельного)
изучение некоторых взаимосвязанных тем программы в среднем на 24%
Материал темы, изучаемый крупным блоком, лучше воспринимается и усваивается
обучающимися
Повышается положительная мотивация к обучению
Усиливается развивающая функция обучения
В современных условиях, очень важно для учителя за короткое время урока не просто дать огромное количество материала, но и научить ребенка мыслить глобально, научить его самостоятельно добывать информацию, смотреть на один и тот же объект или процесс с разных точек зрения и, наконец, связывать воедино несвязуемые на первый взгляд вещи. Всему этому и многому другому способствует использование на уроках естественно-математического цикла технологии УДЕ (укрупнение дидактических единиц) профессора П.М. Эрдниева.
Технология УДЕ - хороший помощник учителю в реализации ФГОС.
Литература:
1.Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах: (Опыт обучения методом укрупнения дидактических единиц). М.: Педагогика, 1979.
2.Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. М., 1992.
3. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. М., 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование целостных знаний по математики с помощью технологии укрупнения дидактических единиц.
Вся математика состоит из контрастных – парных знаний: прямые и обратные операции – сложение-вычитание, умножение - деление, показательная - логарифмическая функции, дифференцирование-инте...
Развитие познавательного интереса и навыков самостоятельной работы учащихся на основе технологии УДЕ (Укрупнение Дидактических Единиц)
Применение технологии УДЕ по Эрдниеву П.М. на примере рассмотрения темы "Модуль числа" в школьном курсе математики...
Дидактические материалы по теме «Применение технологии Укрупнения дидактических единиц на уроках истории и обществознания»
Это дидактические материалы к урокам, выпоненные при помощи технологии УДЕ академика Эрдниева...
Взаимосвязь деятельностного подхода и проблемы укрупнения дидактических единиц в процессе обучения математике учащихся
Взаимосвязь деятельностного подхода и проблемы укрупнения дидактических единиц в процессе обучения математике учащихся...
Опыт работы учителя математики Денисоваой Т.В. в реализации технологии укрупнения дидактических единиц на уроках математики на основе деятельностного подхода.
В статье описывается опыт работы применение технологии УДЕ на уроках математики...
МЕТОД УКРУПНЕННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ
Описание использования метода укрупненных дидактических единиц при обучении геометрии и его преимущества....
Метаметодический подход к обучению химии и физики на основе технологии укрупнения дидактических единиц.
О междисциплинарных связях в подготовке школьников к ЕГЭ, структурировании учебного материала по химии и физике в соответствии с технологией УДЕ....