Укрупнения дидактических единиц при обучении математики»
материал

Малюдина Елена Борисовна

Укрупнения дидактических единиц при обучении математики»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shmo_2024.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Малюдина Е.Б..

учитель математики

МБОУ «Вечерняя школа № 28»

Повестка дня: «Современные образовательные технологии в образовательном процессе школы для обучающихся осужденных при выполнении требований обновленных ФГОС»

(технология «Укрупнения дидактических единиц при обучении математики».)

            В настоящее время проблема несоответствия объёма знаний количеству времени,

предусмотренному для их усвоения, особенно актуальна. Частично она решается

образовательными технологиями на основе усовершенствования и реконструкции

структуры учебного материала и способов его предъявления. Одна из таких технологий

(укрупнение дидактических единиц), разработанная академиком РАО Эрдниевым П.М.,

основана на укрупнённом введении новых знаний, что позволяет

Применять обобщение в текущей учебной работе практически на каждом уроке

Устанавливать больше логических связей в материале

Выделять главное в большой дозе материала

Более эмоционально подать материал

Сделать более эффективным закрепление материала

        Укрупнённой дидактической единицей называют систему родственных единиц учебного

материала, в которой симметрия, противопоставления, упорядоченные изменения

компонентов учебной информации в совокупности благоприятствуют возникновению

единой логико-пространственной структуры знаний.

Технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ) основана на подаче материала

блоками, одновременном изучении взаимосвязанных тем, действий. Это приводит к

сокращению расхода учебного времени на изучение темы при одновременном повышении

качества знаний учащихся, что является здоровьесберегающим фактором обучения.

    Целью данной технологии является достижение целостности математических знаний как

главного условия развития и саморазвития интеллекта учащихся.

Технология УДЕ в обучении математике реализуется следующим образом:

Совместное и одновременное изучение взаимосвязанных понятий и операций

Широкое использование метода обратной задачи

Применение деформированных упражнений

Укрупнение исходного упражнения посредством самостоятельного составления

учеником новых заданий

Учащимся предлагается:

-изучение взаимно обратных действий и операций :сложение и вычитание; умножение и деление, заключение в скобки и раскрытие скобок, возведение в степень и извлечение корня, потенцирование и логарифмирование и т.п.

-сравнивать противоположные понятия, рассматривая их одновременно: прямая и

обратная теоремы; прямая и обратные функции; возрастающие и убывающие

функции и т.п.

сопоставлять родственные и аналогичные понятия: одноимённые свойства

действий 1-ой и 2-ой ступени; арифметическую и геометрическую прогрессии и

т.п.

         В своей педагогической практике я использую элементы технологии УДЕ для изучения

некоторых тем курса алгебры и геометрии в 7-11 классах

7 класс геометрия: Тема «Параллельность прямых»:  признаки и свойства параллельных прямых;  Тема «Равенство прямоугольных треугольников»;

8 класс геометрия:  свойства и признаки четырехугольников;

9 класс алгебра: арифметическая и геометрическая прогрессия;

10 класс геометрия: введение в стереометрию

10 класс алгебра: показательная и логарифмическая функция ;

11 класс геометрия: площади и объемы фигур

Анализируя свою работу по применению технологии укрупнения дидактических единиц, я

сделала определённые выводы:

Сокращаются затраты учебного времени по сравнению с календарным

планированием без использования УДЕ за счёт одновременного (параллельного)

изучение некоторых взаимосвязанных тем программы в среднем на 24%

Материал темы, изучаемый крупным блоком, лучше воспринимается и усваивается

обучающимися

Повышается положительная мотивация к обучению

Усиливается развивающая функция обучения

 

В современных условиях, очень важно для учителя за короткое время урока не просто дать огромное количество материала, но и научить ребенка мыслить глобально, научить его самостоятельно добывать информацию, смотреть на один и тот же объект или процесс с разных точек зрения и, наконец, связывать воедино несвязуемые на первый взгляд вещи. Всему этому и многому другому способствует использование на уроках естественно-математического цикла технологии УДЕ (укрупнение дидактических единиц) профессора П.М. Эрдниева.

Технология УДЕ - хороший помощник учителю в реализации ФГОС.

Литература:

1.Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах: (Опыт обучения методом укрупнения дидактических единиц). М.: Педагогика, 1979.

2.Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. М., 1992.

3. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. М., 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование целостных знаний по математики с помощью технологии укрупнения дидактических единиц.

Вся математика состоит из контрастных – парных знаний: прямые и обратные операции – сложение-вычитание, умножение - деление, показательная - логарифмическая функции, дифференцирование-инте...

Развитие познавательного интереса и навыков самостоятельной работы учащихся на основе технологии УДЕ (Укрупнение Дидактических Единиц)

Применение технологии УДЕ по Эрдниеву П.М. на примере рассмотрения темы "Модуль числа" в школьном курсе математики...

Дидактические материалы по теме «Применение технологии Укрупнения дидактических единиц на уроках истории и обществознания»

Это дидактические материалы к урокам, выпоненные при помощи технологии УДЕ академика Эрдниева...

Взаимосвязь деятельностного подхода и проблемы укрупнения дидактических единиц в процессе обучения математике учащихся

Взаимосвязь деятельностного подхода и проблемы укрупнения дидактических единиц в процессе обучения математике учащихся...

МЕТОД УКРУПНЕННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ

Описание использования метода укрупненных дидактических единиц при обучении геометрии и его преимущества....

Метаметодический подход к обучению химии и физики на основе технологии укрупнения дидактических единиц.

О междисциплинарных связях в подготовке школьников к ЕГЭ, структурировании учебного материала по химии и физике в соответствии с технологией УДЕ....