Метаметодический подход к обучению химии и физики на основе технологии укрупнения дидактических единиц.
учебно-методический материал по физике на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
loiro_vasileva_p.d._otchieva_b.m.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Васильева П.Д., Отчиева Б.М.
Метаметодический подход к обучению химии и физики на основе технологии укрупнения дидактических единиц
Актуальность использования метаметодического подхода в подготовке школьников по дисциплинам естественнонаучного цикла обусловлена возросшим уровнем требований к результатам обучения школьников в форме итоговых аттестаций школьников - единых государственных экзаменов (ЕГЭ), увеличением объема и разнообразия типов задач, подлежащих усвоению школьниками, и соответственно, поиском единых подходов к понижению этого разнообразия. ЕГЭ как форма государственной аттестации предъявляет требования не только к ЗУНам, но и выдвигает требования к школьному учителю использовать в практике обучения метаметодический подход, используя задания междисциплинарного характера (1). В содержании химии и физики имеется немало учебных тем, требующие изучение с единых позиций. К числу таких учебных тем традиционно относятся: «Строение атома», «Агрегатное состояние веществ», «Строение вещества», «Периодический закон», газовые законы, законы физической теории растворов, электрохимические процессы. В соответствии с целями и задачами учебных предметов, основные понятия физической химии представлены в химии и в физике с разной степенью глубины изучения. Так, в разделе «Закономерности протекания химических процессов», более подробно изучается кинетика химических процессов, в курсе физики - кинетика радиоактивных процессов, в курсе физики подробно изучаются превращения видов энергии, в химии – только термохимические процессы, в разделе «Электрохимические процессы»- электролиз и гальванические элементы. Ведущим методом познания и методом обучения в химии и физике является эксперимент, а умения решать расчетные задачи по химии и физике являются достаточно четким критерием усвоения учащимися теоретических знаний.
В современной ситуации в обучении химии и физики требуетcя учет междисциплинарных связей и в подготовке школьников к ЕГЭ. Важными аспектами метаметодического подхода являются применение методов технологии укрупнения дидактических единиц в части: а) выработки единых подходов в решении прямых и обратных задач; б) единый подход к предъявлению заданий для творческого составления расчетных задач с помощью матриц данных; б) целенаправленным применением приема сравнения и противопоставления свойств изучаемых объектов.
На первом этапе обучения химии в разделе «Первоначальные химические понятия» сравниваются физические и химические явления (химические реакции), в сравнении изучаются агрегатные состояния веществ. Курсы химии и физики выполняют важную методологическую функцию формирования у школьников научной картины мира. Не случайно методологи-представители различных естественных наук пристально изучали межпредметные связи (3).
При структурировании учебного материала по химии и физике в соответствии с технологией УДЕ, дидактически целесообразно противоположные процессы, явления рассматривать одновременно, в сравнении и противопоставлении . Так, с помощью сравнения можно связать новый учебный материал с уже известным, сравнение может быть исходным пунктом при постановке новых вопросов, способствовать закреплению материала. Заключение, сделанное на основе сравнения, всегда представляет собой краткий вывод. Противопоставление, как крайний случай сравнения — надёжный способ дифференцирования знаний. Подобно тому, как целое не есть сумма его частей, дидактическая ценность противопоставления изучаемых явлений состоит в новообразовании знаний.
Задачи по химии и физике, продуктивнее решать не изолированно друг от друга, а информационно связывать их между собой. В соответствии с технологией УДЕ, важно показать сходство и различать задач в рамках коротких временных интервалов, в рамках одного занятия (2).
Задание. Прочитайте содержание двух предложенных задач. При анализе содержания задач определите более простую (по составу действий), составьте алгоритм ее решения.
Задача 1 (прямая) | Задача 2 (обратная) |
К 250 г 5%-ного водного раствора гидроксида натрия добавили 34,5 г оксида натрия. Вычислите массовую долю вещества в полученном растворе. Ответ: 20% |
В результате добавления к 250 г 5%-ного раствора гидроксида натрия оксида натрия получили раствор 20%-ной концентрации. Какова масса добавленного оксида натрия? Ответ: 34,5г. |
В решении химических и физических задач обратная задача составляется на основе полученного ответа и преобразования условия прямой задачи. Ответ прямой задачи позволяет проверить правильность результата путем решения обратной задачи. Однако следует отметить и различия в подходах к решению расчетных задач. В химии большинство задач описывают химические процессы с помощью уравнений реакций, в физике и химии размерности используемых величин различаются.
Усиление самостоятельной продуктивной деятельности учащихся достигается путем увеличение самостоятельных творческих заданий. Общей направленностью в формировании расчетных умений может стать предъявление исходных данных для составления задач на уроках химии и физике в компактной матричной форме. В качестве задания для самоподготовки предлагается составить задачи с использованием следующих данных, представленных в таблице. В качестве примера использования данных таблицы подробно обсуждаются задачи на основе числовых данных строки 1 (задача 1), строки 2 (задача 2).
Таблица 2. Матрица данных для составления задач по физике
Р (Па) | V(м3) | T ( 0C) | м (кг) | M (кг/моль) |
- | 0,02 | 120 С | 2 | 0,029 |
8,2*106 | - | 120 С | 2 | 0,029 |
8,2*106 | 0,02 | - | 2 | 0,029 |
8,2*106 | 0,02 | 120 С | - | 0,029 |
8,2*106 | 0,02 | 120 С | 2 | - |
Задача 1.
Рассчитайте давление сжатого воздуха, находящегося в баллоне объемом 0,02 м3 при температуре 120 С, если масса воздуха 2кг, молярная масса 0,029 кг/моль.
Задача 2.
Определите объем баллона, в котором содержится сжатый воздух под давлением 8,2*106 Па и температуре 120 С, если масса воздуха 2кг, молярная масса 0,029 кг/моль.
Последующие задачи составляются учащимися при совместном обсуждении сюжета задачи и самостоятельным составлением текста задачи с последующим решением.
На уроках химии и физики педагоги использует этот методический прием при решении задач по сходным темам. Так, при решении задач на газовые законы составляются задачи и выполняются расчеты с использованием матрицы данных (таблица 2).
Таблица 2. Матрица данных для составления задач по химии
Газ | М(г/моль) | m(г) | Р (кПа) | V(л) | n(моль) | t°C | NA(моле- кул.) |
О2 | - | - | 101,3 | 20 | - | 0 | - |
СН4 | - | - | 400 | - | 20 | 50 | - |
- | - | 120 | 120 | - | - | 120 | - |
- | 44 | - | 100 | - | - | 400 | 1,5-1023 |
Задание учащимся . Составьте фабулу задачи. При решении задачи обратите внимание на размерность используемых величин.
Сочетание приёмов противопоставления с приёмом графического выражения информации можно широко использовать на различных уроках химии и физики. Примером такого подхода, является схема, конструируемая при изучении темы «Электролиз». Основой совмещения этих разобщённых в курсе химии и физики учебных тем является единство этих противоположных процессов: оба явления — две стороны сопряжённого процесса, выражаемого схемой (рис1.)
Рис.1. Сравнение процессов электролиза и процессов, протекающих в гальваническом элементе.
В заключении следует отметить, что метаметодический подход, реализуемый в современной школе, нуждается в максимальном раскрытии дидактического потенциала как в содержательном, так и в операционально-технологическом аспектах.
Информационные источники
- Адамова М.Н. Использование межпредметных связей при подготовке к единому государственному экзамену по физике// Сборник материалов Образовательного саммита математиков и информатиков. Якутск, 2012, с 104-109.
- Васильева П.Д., Емцова О.М. Технология УДЕ при решении расчетных задач // Химия в школе, 2013 № 8, с38-43.
- Резник Н. Инвариантная основа внутрипредметных и межпредметных связей. Методологические и методические аспекты.: СПб, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование целостных знаний по математики с помощью технологии укрупнения дидактических единиц.
Вся математика состоит из контрастных – парных знаний: прямые и обратные операции – сложение-вычитание, умножение - деление, показательная - логарифмическая функции, дифференцирование-инте...
Дидактические материалы по теме «Применение технологии Укрупнения дидактических единиц на уроках истории и обществознания»
Это дидактические материалы к урокам, выпоненные при помощи технологии УДЕ академика Эрдниева...
Учебно - методическое пособие "Технология Укрупнения Дидактических Единиц на уроках истории и обществознания"
Пособие содержит теоретическое обоснование применения технологии академика П.М. Эрдниева и разработки уроков с применением технологии...
Опыт работы учителя математики Денисоваой Т.В. в реализации технологии укрупнения дидактических единиц на уроках математики на основе деятельностного подхода.
В статье описывается опыт работы применение технологии УДЕ на уроках математики...
Технология укрупнения дидактических единиц- живой родник мышления и творчества.
реферативно-исследовательская работа о жизни, деятельности и творчестве математика, академиа РАО Пюрви Мучкаевича Эрдниева....
Презентация к уроку "Формулы сокращенного умножения (квадрат суммы и квадрат разности)" с использованием технологии укрупнения дидактических единиц
Приводится план-конспект урока алгебры в 7 классе с использованием технологии УДЕ...
План-конспект урока "Формулы сокращенного умножения" с использованием технологии укрупнения дидактических единиц
Приводится конспект урока алгеебры в 7 классе...