Формирование целостных знаний по математики с помощью технологии укрупнения дидактических единиц.
статья по алгебре (11 класс) по теме

Беденко Светлана Викторовна

 

Вся математика состоит из контрастных – парных знаний: прямые и обратные операции – сложение-вычитание, умножение - деление, показательная - логарифмическая функции, дифференцирование-интегрирование и другие. Знания в учебниках разводятся по времени, представлены разрозненно и хаотично. Иногда их разделяют десятки страниц учебника, а бывает, они разбросаны по учебникам разных классов. Связь между понятиями и суждениями остается для ученика весьма смутной, неясной и это не позволяет ребенку увидеть целостную картину мира, понять его противоречивость. Поэтому преобразование полученной таким образом информации в категориальную систему представляют для ученика большую трудность, не все ученики с нею справляются, запоминают полученную информацию и выдают ее по требованию учителя в том же виде, в каком ее получил. Подлинных знаний у них так и не образуется. К тому же стремительно растет поток информации, а количество часов уменьшается. Решением этой проблемы является создание системы уроков с использованием укрупнённой дидактической единицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon yde.zip47.83 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование целостных знаний по математики с помощью

технологии укрупнения дидактических единиц.

Беденко Светлана Викторовна

В начале своей педагогической деятельности  я столкнулась с тем, что учащиеся, изучив раздельно и вроде бы успешно взаимообратные операции, не умели находить различия и сходства задач, относящихся к каждому из них, т.е. не овладевали надежными приемами выбора действия? И задумалась, почему это происходит?

Наверно потому что длительное время решали сходные задачи на основе одного правила и не встречались с необходимостью выбора одного из двух возможных вариантов рассуждения. Иное дело при одновременном изучении этих знаний с самого начала ученик рассматривает их различие и сходство, овладевает надежными приёмами их дифференцирования. Да и согласно современным научным данным, всякая информация, воспринятая человеком, циркулирует в так называемой оперативной памяти в течение 15-20 мин, после чего “уходит” на хранение в долговременную память. Эта фаза оперативной памяти наиболее оптимальна для всевозможных перекодировок информации, для преобразования знаний.

     Вся математика состоит из контрастных – парных знаний: прямые и обратные операции – сложение-вычитание, умножение - деление, показательная - логарифмическая функции, дифференцирование-интегрирование и другие. Знания в учебниках разводятся по времени, представлены разрозненно и хаотично. Иногда их разделяют десятки страниц учебника, а бывает, они разбросаны по учебникам разных классов. Связь между понятиями и суждениями остается для ученика весьма смутной, неясной и это не позволяет ребенку увидеть целостную картину мира, понять его противоречивость.  Поэтому  преобразование полученной таким образом информации в категориальную систему представляют для ученика большую трудность, не все ученики с нею справляются, запоминают полученную информацию и выдают ее по требованию учителя в том же виде, в каком ее получил. Подлинных знаний у них так и не образуется. К тому же стремительно растет поток информации, а количество часов уменьшается. Новый день диктует новый ритм. Надо задумываться о последствиях перегрузки.

Решением этой проблемы является создание системы уроков с использованием  укрупнённой дидактической единицы.  

Укрупнённая дидактическая единица – это не просто объединения 2-3 параграфов, это объединения учебного материала в виде структурированной информации, готовой для логического осмысления.

Рассмотрим четыре основных способа  укрупнения дидактических единиц предложенных нам  П.М. Эрдниевым:

  1. совместное и одновременное изучение взаимосвязанных вопросов программы;
  2. преобразование решенной задачи в обратную или аналогичную, что позволяет вычерпывать все новое содержание с каждым видоизменением исходного упражнения;
  3. метод деформированных упражнений,  в которых искомыми являются не один, как обычно, а несколько элементов задания; благодаря этому приему в мышлении образуется рациональная система знаний;

4.   усиление удельного веса творческих заданий по самостоятельному составлению учащимися задач, примеров, демонстраций.

Подробнее остановимся на совместном и одновременном изучении взаимосвязанных вопросов программы.

Какие вопросы программы сходные по характеру мыслительных процессов целесообразно изучать вместе?

1) Изучать одновременно взаимно обратные действия и операции: сложение и вычитание, умножение и деление, возведение в степень и извлечение корня, заключение в скобки и раскрытие скобок, логарифмирование и потенцирование и т.п..

2) Сравнивать противоположные понятия, рассматривая их одновременно: прямая и обратная теоремы; прямая и противоположная теоремы; прямая и обратная функции; периодические и непериодические функции; возрастающие и убывающие функции; неопределенные и «определенные» уравнения; непротиворечивые и противоречивые уравнения, неравенства; прямые и обратные задачи вообще;

3) Сопоставлять родственные и аналогичные понятия: уравнения и неравенства, арифметические и геометрические прогрессии, одноименные законы и свойства действий первой и второй ступени; определения и свойства синуса и косинуса, свойства прямой и обратной пропорциональности и т.д..

4) Сопоставлять этапы работы над упражнением, способы решения, например: графическое и аналитическое решения системы уравнений; аналитический и синтетический способы доказательства теорем (решения задач); геометрическое и аналитическое (через координаты) определения вектора; доказательство «рассуждением» и с помощью граф-схемы и т.п.

При этом используются фундаментальные закономерности мышления, оптимизирующие познавательный процесс:

 — закон единства и борьбы противоположностей; — перемежающееся противопоставление контрастных раздражителей (И.П.Павлов).

— принцип обратных связей, системности и цикличности процессов (П.К.Анохин), обратимости операций (Ж.Пиаже);

 — переход к сверхсимволам, т.е. оперирование более длинными последовательностями символов (кибернетический аспект).      

Используя  на уроке одновременно все кодовые системы психики человека: слова, числа, предметы, рисунки (чертежи), символы (знаки), опыт, разные подходы к содержанию мы включаем у учащихся различные каналы восприятия (аудиальный, визуальный, моторный) и тогда словесное мышление сочетается с символическим.

Опираясь на  физиологические закономерности человека, на глубинные  структуры мозга, у учащихся развивается  умение «переходить» от образного представления  конкретных объектов, величин и их мер к визуальной обобщенной абстрактной схеме, отражающей данные и четкое осознание взаимосвязей между объектами и величинами и иерархии между ними.

В связи с этим структуру учебной деятельности я строю следующим образом:

1 этап - постановка «проблем»;
2 этап - предметная деятельность по выявлению свойств;
3 этап - анализ наиболее общих свойств, абстрагирование от конкретных критериев объекта;

4 этап - ознакомление с частными проявлениями свойств.

Рассмотрим выше изложенное при изучении темы «Взаимосвязь логарифмической  и показательной функций».

1 этап - Начнём с постановки «проблемы»:

Выполните задания:

  1. Наименьшее целое решение неравенства

равно:

А) –1         B) 5                        C) 0,1                        D) 1                        E) 3

2. Если xo  – наибольший корень уравнения , то значение выражения  равно:

А) –1         B) 5                C) 0,1                        D) 1                        E) 3

А для того чтобы их решить, исследуем взаимосвязь логарифмической  и показательной функций.

2 этап -предметная деятельность по выявлению свойств изучаемых объектов, которые являются основанием для развития темы,

Запиши следующие равенства, не применяя знак логарифма:

3=lg28, 2=log39, 2=log416.

2=log416

42=16                                                  

2=log39

32=9                                                    

3=log28

23=8                                                    

3этап - анализ наиболее общих свойств и различий, абстрагирование от конкретных критериев объекта.

с=logab

a c= b                                                  

f(x) = logax, a > 0, a ≠ 1

g(x) = ax, a > 0, a ≠ 1

D(f) = (0;∞ )

D(g) = R

E(f) = R 

E(g) =( 0;∞)

Монотонная, при а>1возрастает, при 0

Показательная и логарифмическая функция являются взаимно обратными.

Графики взаимно обратных функций f(x) = logax и  g(x) = ax

симметричны относительно прямой h(x) = x

При  a>1                                                       0

Логарифмы позволяют решать задачи, сводящиеся к простейшим показательным уравнениям; это позволяет упрощать вычисления, и наоборот с помощью показательного уравнения легко вычислить любой логарифм.

4 этап - ознакомление с частными проявлениями свойств

Упражнение-триада

Рассмотрим равенство 23=8.  Т.к. 3=log28, то в равенстве 23=8 на месте числа 3 напишем log28. Получим .

 Перейдем к буквенным обозначениям. Рассмотрим равенство ac=b

Т.к. c=logab, то на месте с в равенстве ac=b напишем logab, получим  -   это основное логарифмическое тождество.

С его помощью можно упрощать логарифмические выражения и находить их значения.

Вычислим    

Вычислим      

Вычислите 2log 5 25

Получим    2log 5 25  =4  

Вычислите 25log 5 2 

Получим 25log 5 2 = 4

Следовательно   2log 5 25  = 25log 5 2  .  Перейдём от конкретного к общему   .

  Вернёмся к нашим заданиям.

1. Наименьшее целое решение неравенства

равно:

А) –1         B) 5                        C) 0,1                        D) 1                        E) 3

Решение:  Используя свойство логарифмов , преобразуем второе слагаемое . Тогда неравенство примет вид: и х>4.

                              Ответ: 5

2. Если xo  – наибольший корень уравнения , то значение выражения  равно:

А) –1         B) 5                C) 0,1                        D) 1                        E) 3

Решение: Использовать формулу , получить , откуда х = 100.

То значение выражения  равно 3.

Подведём итоги.

Важно, что именно на одном уроке должно происходить укрупнение знаний, чтобы вычленение признаков тут же сопровождалось их сличением.

Ключевой элемент УДЕ — это упражнение-триада, элементы которой рассматриваются на одном занятии: исходная задача; ее обращение; обобщение.

Преобразование выполненного задания, осуществляется немедленно на этом уроке, через несколько секунд или минут после исходного, чтобы познавать объект в его развитии, противопоставить исходную форму знания видоизмененной.

Есть определенные правила построения материала:

Парные суждения печатаются на одной странице параллельно, сходные высказывания совмещаются в двухэтажные конструкции, в примерах, уравнениях и неравенствах часто встречаются пустые клетки, теоремы доказываются не привычным словесным способом, а с помощью граф-схем.

Эти  технологические детали очень важны.        

В результате сравнительного анализа работы по классической системе обучения  математике и технологии укрупнения дидактических единиц, сделаем выводы:

  1. Благодаря активизации подсознательных механизмов переработки информации, посредством сближению во времени и пространстве взаимодействующих компонентов целостного представления происходит самовозрастание знаний учащихся, устойчивых к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти.
  2. Через преобразование,  изменение,  обобщение, сравнение ранее пройденного идет активное повторение. А это -  залог прочности знаний.
  3. Это – экономия времени, увеличение  объема подачи дополнительного материала.
  4. При применении УДЕ заметно повышается качество знаний, при том что учебное время по сравнению с существующими нормами сокращается в среднем на 20%.
  5. УДЕ развивает логическое мышление ребят, учит их приемам свертывания и развертывания информации, помогает безошибочно вычленять главное.
  6. Создаются действенные и эффективные условия для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала,  расширение математического кругозора.

Литература:

1. Методика упражнений по математике Эрдниев П.М. изд. 2  «Просвещение» 1970

2. Укрупненные дидактические единицы на уроках математики: Кн. для учителя / Эрдниев П. М. «Просвещение» 1995
3. Математика: Учебник для 7 класса средней школы. Серия: Материалы для ознакомления. Эрдниев О.П., Эрдниев П.М.  2001


1.

Фамилия Имя Отчество (полностью) автора

 Беденко Светлана Викторовна

2.

Название статьи (материала)

Формирование целостных знаний по математики с помощью технологии укрупнения дидактических единиц.

3.

Должность, предметная область, ученая степень, ученое звание, звание, категория

Учитель  математики,

первая квалификационная категория

4.

Город, населенный пункт

Село  Масловка  Ровеньского района Белгородской области

5.

Представляемая организация

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Масловская средняя общеобразовательная школа»

6.

Телефон служебный с указанием кода города

8(47238)  52-1-88

7.

Телефон домашний с указанием кода города

8(47238)  52-1-32

8.

Е-mail

masosh@yandex.ru

9.

Как вы узнали о нашем сборнике

РМИЦ отдела образования

10.

Дата отправления материалов

21 февраля 2008 года

11.

Следует ли Вас информировать о будущих конференциях и сборниках?

Да


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы по теме «Применение технологии Укрупнения дидактических единиц на уроках истории и обществознания»

Это дидактические материалы к урокам, выпоненные при помощи технологии УДЕ академика Эрдниева...

Учебно - методическое пособие "Технология Укрупнения Дидактических Единиц на уроках истории и обществознания"

Пособие содержит теоретическое обоснование применения технологии академика П.М. Эрдниева и разработки уроков с применением технологии...

Технология укрупнения дидактических единиц- живой родник мышления и творчества.

реферативно-исследовательская работа о жизни, деятельности и творчестве математика, академиа РАО Пюрви Мучкаевича Эрдниева....

Метаметодический подход к обучению химии и физики на основе технологии укрупнения дидактических единиц.

О междисциплинарных связях в подготовке школьников к ЕГЭ, структурировании учебного материала по химии и физике в соответствии с технологией УДЕ....