Формирование целостных знаний по математики с помощью технологии укрупнения дидактических единиц.
статья по алгебре (11 класс) по теме
Вся математика состоит из контрастных – парных знаний: прямые и обратные операции – сложение-вычитание, умножение - деление, показательная - логарифмическая функции, дифференцирование-интегрирование и другие. Знания в учебниках разводятся по времени, представлены разрозненно и хаотично. Иногда их разделяют десятки страниц учебника, а бывает, они разбросаны по учебникам разных классов. Связь между понятиями и суждениями остается для ученика весьма смутной, неясной и это не позволяет ребенку увидеть целостную картину мира, понять его противоречивость. Поэтому преобразование полученной таким образом информации в категориальную систему представляют для ученика большую трудность, не все ученики с нею справляются, запоминают полученную информацию и выдают ее по требованию учителя в том же виде, в каком ее получил. Подлинных знаний у них так и не образуется. К тому же стремительно растет поток информации, а количество часов уменьшается. Решением этой проблемы является создание системы уроков с использованием укрупнённой дидактической единицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yde.zip | 47.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование целостных знаний по математики с помощью
технологии укрупнения дидактических единиц.
Беденко Светлана Викторовна
В начале своей педагогической деятельности я столкнулась с тем, что учащиеся, изучив раздельно и вроде бы успешно взаимообратные операции, не умели находить различия и сходства задач, относящихся к каждому из них, т.е. не овладевали надежными приемами выбора действия? И задумалась, почему это происходит?
Наверно потому что длительное время решали сходные задачи на основе одного правила и не встречались с необходимостью выбора одного из двух возможных вариантов рассуждения. Иное дело при одновременном изучении этих знаний с самого начала ученик рассматривает их различие и сходство, овладевает надежными приёмами их дифференцирования. Да и согласно современным научным данным, всякая информация, воспринятая человеком, циркулирует в так называемой оперативной памяти в течение 15-20 мин, после чего “уходит” на хранение в долговременную память. Эта фаза оперативной памяти наиболее оптимальна для всевозможных перекодировок информации, для преобразования знаний.
Вся математика состоит из контрастных – парных знаний: прямые и обратные операции – сложение-вычитание, умножение - деление, показательная - логарифмическая функции, дифференцирование-интегрирование и другие. Знания в учебниках разводятся по времени, представлены разрозненно и хаотично. Иногда их разделяют десятки страниц учебника, а бывает, они разбросаны по учебникам разных классов. Связь между понятиями и суждениями остается для ученика весьма смутной, неясной и это не позволяет ребенку увидеть целостную картину мира, понять его противоречивость. Поэтому преобразование полученной таким образом информации в категориальную систему представляют для ученика большую трудность, не все ученики с нею справляются, запоминают полученную информацию и выдают ее по требованию учителя в том же виде, в каком ее получил. Подлинных знаний у них так и не образуется. К тому же стремительно растет поток информации, а количество часов уменьшается. Новый день диктует новый ритм. Надо задумываться о последствиях перегрузки.
Решением этой проблемы является создание системы уроков с использованием укрупнённой дидактической единицы.
Укрупнённая дидактическая единица – это не просто объединения 2-3 параграфов, это объединения учебного материала в виде структурированной информации, готовой для логического осмысления.
Рассмотрим четыре основных способа укрупнения дидактических единиц предложенных нам П.М. Эрдниевым:
- совместное и одновременное изучение взаимосвязанных вопросов программы;
- преобразование решенной задачи в обратную или аналогичную, что позволяет вычерпывать все новое содержание с каждым видоизменением исходного упражнения;
- метод деформированных упражнений, в которых искомыми являются не один, как обычно, а несколько элементов задания; благодаря этому приему в мышлении образуется рациональная система знаний;
4. усиление удельного веса творческих заданий по самостоятельному составлению учащимися задач, примеров, демонстраций.
Подробнее остановимся на совместном и одновременном изучении взаимосвязанных вопросов программы.
Какие вопросы программы сходные по характеру мыслительных процессов целесообразно изучать вместе?
1) Изучать одновременно взаимно обратные действия и операции: сложение и вычитание, умножение и деление, возведение в степень и извлечение корня, заключение в скобки и раскрытие скобок, логарифмирование и потенцирование и т.п..
2) Сравнивать противоположные понятия, рассматривая их одновременно: прямая и обратная теоремы; прямая и противоположная теоремы; прямая и обратная функции; периодические и непериодические функции; возрастающие и убывающие функции; неопределенные и «определенные» уравнения; непротиворечивые и противоречивые уравнения, неравенства; прямые и обратные задачи вообще;
3) Сопоставлять родственные и аналогичные понятия: уравнения и неравенства, арифметические и геометрические прогрессии, одноименные законы и свойства действий первой и второй ступени; определения и свойства синуса и косинуса, свойства прямой и обратной пропорциональности и т.д..
4) Сопоставлять этапы работы над упражнением, способы решения, например: графическое и аналитическое решения системы уравнений; аналитический и синтетический способы доказательства теорем (решения задач); геометрическое и аналитическое (через координаты) определения вектора; доказательство «рассуждением» и с помощью граф-схемы и т.п.
При этом используются фундаментальные закономерности мышления, оптимизирующие познавательный процесс:
— закон единства и борьбы противоположностей; — перемежающееся противопоставление контрастных раздражителей (И.П.Павлов).
— принцип обратных связей, системности и цикличности процессов (П.К.Анохин), обратимости операций (Ж.Пиаже);
— переход к сверхсимволам, т.е. оперирование более длинными последовательностями символов (кибернетический аспект).
Используя на уроке одновременно все кодовые системы психики человека: слова, числа, предметы, рисунки (чертежи), символы (знаки), опыт, разные подходы к содержанию мы включаем у учащихся различные каналы восприятия (аудиальный, визуальный, моторный) и тогда словесное мышление сочетается с символическим.
Опираясь на физиологические закономерности человека, на глубинные структуры мозга, у учащихся развивается умение «переходить» от образного представления конкретных объектов, величин и их мер к визуальной обобщенной абстрактной схеме, отражающей данные и четкое осознание взаимосвязей между объектами и величинами и иерархии между ними.
В связи с этим структуру учебной деятельности я строю следующим образом:
1 этап - постановка «проблем»;
2 этап - предметная деятельность по выявлению свойств;
3 этап - анализ наиболее общих свойств, абстрагирование от конкретных критериев объекта;
4 этап - ознакомление с частными проявлениями свойств.
Рассмотрим выше изложенное при изучении темы «Взаимосвязь логарифмической и показательной функций».
1 этап - Начнём с постановки «проблемы»:
Выполните задания:
- Наименьшее целое решение неравенства
равно:
А) –1 B) 5 C) 0,1 D) 1 E) 3
2. Если xo – наибольший корень уравнения , то значение выражения равно:
А) –1 B) 5 C) 0,1 D) 1 E) 3
А для того чтобы их решить, исследуем взаимосвязь логарифмической и показательной функций.
2 этап -предметная деятельность по выявлению свойств изучаемых объектов, которые являются основанием для развития темы,
Запиши следующие равенства, не применяя знак логарифма:
3=lg28, 2=log39, 2=log416.
2=log416 | 42=16 |
2=log39 | 32=9 |
3=log28 | 23=8 |
3этап - анализ наиболее общих свойств и различий, абстрагирование от конкретных критериев объекта.
с=logab | a c= b |
f(x) = logax, a > 0, a ≠ 1 | g(x) = ax, a > 0, a ≠ 1 |
D(f) = (0;∞ ) | D(g) = R |
E(f) = R | E(g) =( 0;∞) |
Показательная и логарифмическая функция являются взаимно обратными.
Графики взаимно обратных функций f(x) = logax и g(x) = ax
симметричны относительно прямой h(x) = x
Логарифмы позволяют решать задачи, сводящиеся к простейшим показательным уравнениям; это позволяет упрощать вычисления, и наоборот с помощью показательного уравнения легко вычислить любой логарифм.
4 этап - ознакомление с частными проявлениями свойств
Упражнение-триада
Рассмотрим равенство 23=8. Т.к. 3=log28, то в равенстве 23=8 на месте числа 3 напишем log28. Получим . Перейдем к буквенным обозначениям. Рассмотрим равенство ac=b Т.к. c=logab, то на месте с в равенстве ac=b напишем logab, получим - это основное логарифмическое тождество. С его помощью можно упрощать логарифмические выражения и находить их значения. | |
Вычислим | Вычислим |
Вычислите 2log 5 25 Получим 2log 5 25 =4 | Вычислите 25log 5 2 Получим 25log 5 2 = 4 |
Следовательно 2log 5 25 = 25log 5 2 . Перейдём от конкретного к общему . |
Вернёмся к нашим заданиям.
1. Наименьшее целое решение неравенства
равно:
А) –1 B) 5 C) 0,1 D) 1 E) 3
Решение: Используя свойство логарифмов , преобразуем второе слагаемое . Тогда неравенство примет вид: и х>4.
Ответ: 5
2. Если xo – наибольший корень уравнения , то значение выражения равно:
А) –1 B) 5 C) 0,1 D) 1 E) 3
Решение: Использовать формулу , получить , откуда х = 100.
То значение выражения равно 3.
Подведём итоги.
Важно, что именно на одном уроке должно происходить укрупнение знаний, чтобы вычленение признаков тут же сопровождалось их сличением.
Ключевой элемент УДЕ — это упражнение-триада, элементы которой рассматриваются на одном занятии: исходная задача; ее обращение; обобщение.
Преобразование выполненного задания, осуществляется немедленно на этом уроке, через несколько секунд или минут после исходного, чтобы познавать объект в его развитии, противопоставить исходную форму знания видоизмененной.
Есть определенные правила построения материала:
Парные суждения печатаются на одной странице параллельно, сходные высказывания совмещаются в двухэтажные конструкции, в примерах, уравнениях и неравенствах часто встречаются пустые клетки, теоремы доказываются не привычным словесным способом, а с помощью граф-схем.
Эти технологические детали очень важны.
В результате сравнительного анализа работы по классической системе обучения математике и технологии укрупнения дидактических единиц, сделаем выводы:
- Благодаря активизации подсознательных механизмов переработки информации, посредством сближению во времени и пространстве взаимодействующих компонентов целостного представления происходит самовозрастание знаний учащихся, устойчивых к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти.
- Через преобразование, изменение, обобщение, сравнение ранее пройденного идет активное повторение. А это - залог прочности знаний.
- Это – экономия времени, увеличение объема подачи дополнительного материала.
- При применении УДЕ заметно повышается качество знаний, при том что учебное время по сравнению с существующими нормами сокращается в среднем на 20%.
- УДЕ развивает логическое мышление ребят, учит их приемам свертывания и развертывания информации, помогает безошибочно вычленять главное.
- Создаются действенные и эффективные условия для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширение математического кругозора.
Литература:
1. Методика упражнений по математике Эрдниев П.М. изд. 2 «Просвещение» 1970
2. Укрупненные дидактические единицы на уроках математики: Кн. для учителя / Эрдниев П. М. «Просвещение» 1995
3. Математика: Учебник для 7 класса средней школы. Серия: Материалы для ознакомления. Эрдниев О.П., Эрдниев П.М. 2001
1. | Фамилия Имя Отчество (полностью) автора | Беденко Светлана Викторовна |
2. | Название статьи (материала) | Формирование целостных знаний по математики с помощью технологии укрупнения дидактических единиц. |
3. | Должность, предметная область, ученая степень, ученое звание, звание, категория | Учитель математики, первая квалификационная категория |
4. | Город, населенный пункт | Село Масловка Ровеньского района Белгородской области |
5. | Представляемая организация | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Масловская средняя общеобразовательная школа» |
6. | Телефон служебный с указанием кода города | 8(47238) 52-1-88 |
7. | Телефон домашний с указанием кода города | 8(47238) 52-1-32 |
8. | Е-mail | masosh@yandex.ru |
9. | Как вы узнали о нашем сборнике | РМИЦ отдела образования |
10. | Дата отправления материалов | 21 февраля 2008 года |
11. | Следует ли Вас информировать о будущих конференциях и сборниках? | Да |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические материалы по теме «Применение технологии Укрупнения дидактических единиц на уроках истории и обществознания»
Это дидактические материалы к урокам, выпоненные при помощи технологии УДЕ академика Эрдниева...
Учебно - методическое пособие "Технология Укрупнения Дидактических Единиц на уроках истории и обществознания"
Пособие содержит теоретическое обоснование применения технологии академика П.М. Эрдниева и разработки уроков с применением технологии...
Опыт работы учителя математики Денисоваой Т.В. в реализации технологии укрупнения дидактических единиц на уроках математики на основе деятельностного подхода.
В статье описывается опыт работы применение технологии УДЕ на уроках математики...
Технология укрупнения дидактических единиц- живой родник мышления и творчества.
реферативно-исследовательская работа о жизни, деятельности и творчестве математика, академиа РАО Пюрви Мучкаевича Эрдниева....
Презентация к уроку "Формулы сокращенного умножения (квадрат суммы и квадрат разности)" с использованием технологии укрупнения дидактических единиц
Приводится план-конспект урока алгебры в 7 классе с использованием технологии УДЕ...
План-конспект урока "Формулы сокращенного умножения" с использованием технологии укрупнения дидактических единиц
Приводится конспект урока алгеебры в 7 классе...
Метаметодический подход к обучению химии и физики на основе технологии укрупнения дидактических единиц.
О междисциплинарных связях в подготовке школьников к ЕГЭ, структурировании учебного материала по химии и физике в соответствии с технологией УДЕ....