Мастер класс Мнемоника на уроке
методическая разработка

Сазыкина Людмила Ивановна

Материал для проведения мастер класса по теме "Мнемонические правила на уроке".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАДУГА

Слайд 2

К аждый о хотник ж елает з нать г де с идит ф азан

Слайд 3

Сазыкина Л.И. учитель математики, МБОУ «Тасеевская СОШ№2» Мнемотехники

Слайд 4

Мнемо́ника ( др.-греч. ) — искусство запоминания

Слайд 5

Школа Календарь Змея Пляж Ручка Рынок Мышь Дневник Коньки Небо

Слайд 7

Мнемотехника- система «внутреннего письма »: -кодирование в образы; -запоминание (соединение двух образов); -запоминание последовательности; -закрепление в памяти.

Слайд 8

Основные техники: Рифмизация . Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. Запоминание терминов с помощью созвучных слов. Ассоциации (зацепки). Метод Цицерона. Метод Айвазовского.

Слайд 9

« Запоминалки » - «Крестик» на руке. - Число «Пи» - что я знаю о кругах. - Борьба «-» и «+» : Враг моего друга мой враг Друг моего друга мой друг Друг моего врага мой враг Враг моего врага мой друг - Периметр - это длина забора. Биссектриса - это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. З наменатель за чертой ИО: С и нус- пр о тиволежащий, к о синус- пр и лежащий

Слайд 10

Школа Календарь Змея Пляж Ручка Рынок Мышь Дневник Коньки Небо Ассоциации-рассказ Рифмизация – стих, песня Метод Цицерона – предметы в комнате

Слайд 11

Сок Сад Лимон Кофе Шоколад Школа Линейка Ручка Лето Прищепка

Слайд 12

Мнемоника.ру Avspomni.ru Memoryman.ru Артур Думчев «Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти» Роджер Сайп «Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей» Джошуа Фоер «Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания»

Слайд 13

RF Я сегодня узнал…. Меня заинтересовало… Вопрос, который у меня остался…

Слайд 14

Задача, конечно, не слишком простая: Играя учить и учиться играя. Но, если с учебой сложить развлечение, То праздником станет любое ученье!



Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Мнемотехники»

Учитель математики и информатики МБОУ «Тасеевская СОШ№2», Красноярский край

Добрый день уважаемые коллеги!

Сегодня за окном прекрасная погода. Но, на мой взгляд, неплохо было бы увидеть радугу. Говорят, что там, где она уходит в землю, спрятаны сокровища. А кто сможет быстро и без ошибки назвать порядок цветов радуги? Посмотрите, пожалуйста, на экран. Чем вы пользовались для запоминания цветов? Как называют такие фразы, правила, стихи? Мнемонические. Тогда попробуйте сформулировать ТЕМУ МК: «Мнемотехники».

Цель: представить техники для запоминания материала.

Мы живем в мире, в котором на нас ежедневно обрушивается огромный поток информации. И этот объем постоянно увеличивается. Часто, не умея запомнить нужное и отсеять второстепенное, мы просто теряемся. Поэтому тренировка и развитие  памяти- требование времени.

Давайте проверим способности вашей памяти. Приготовьте листочки и ручки, но писать будем только тогда, когда я скажу. Сколько слов из 10 предложенных вы сможете запомнить? Внимательно прочитайте их и попытайтесь запомнить за 1 минуту в том же порядке, в котором они написаны.

  • Школа
  • Календарь
  • Змея
  • Пляж
  • Ручка
  • Рынок
  • Мышь
  • Дневник
  • Коньки
  • Небо

А теперь запишите, то что запомнили! Ну что? Сколько слов получилось запомнить?

А возможно ли управление нашей памятью? Согласно греческой мифологии богиней памяти является Мнемозина. В честь неё было названо «искусство запоминания» «мнемоника» или «мнемотехника». Мнемотехникой занимались Цицерон, Джордано Бруно, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт.

Мнемоника (мнемотехника) (от греч. mnemonikon — искусство запоминания) - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника-система «внутреннего письма»:

кодирование в образы;

-запоминание (соединение двух образов);

-запоминание последовательности;

-закрепление в памяти.

Основные техники:

  • Рифмизация.
  • Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.
  • Запоминание терминов с помощью созвучных слов.
  • Ассоциации (зацепки).
  • Метод Цицерона.
  • Метод Айвазовского.

Зная эти приемы мнемотехники и знакомя с ними учеников, мы можем запоминать значительно больше информации, что нам в настоящее время очень необходимо.

Мнемоника применима на всех школьных предметах и в жизни. А вот самые известные «запоминалки», которыми мы очень часто пользуемся на уроках:

- «Крестик» на руке.

- Число «Пи» - что я знаю о кругах.

-Борьба «-» и «+»:

Враг моего друга мой враг

Друг моего друга мой друг

Друг моего врага мой враг

Враг моего врага мой друг

-Периметр- это длина забора.

- Биссектриса- это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

- признаки равенства треугольников по руке.

- крест- накрест.

- Числитель/знаменатель

- Синус- противолежащий, косинус- прилежащий    ИО

- Смежный угол= смежные комнаты

- Уж взамуж невтерпеж

- Запомни, как оду- кислоту льют в воду!

А сейчас давайте вернемся к словам, которые мы пытались запомнить в начале выступления и попробуем применить мнемонические техники для их запоминания.

Для этого разделимся на группы

(делятся).

  1. Первая группа будет использовать метод мнемотехники –

Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки и фразы).

Ваша задача будет составить рассказ из предложенных слов, благодаря которому мы их сможем запомнить. Например: В школе висел календарь…

  1. Вторая группа попробует использовать прием - рифмизация.   Ваша задача - придумать какой-то звучный образ,  чтобы слова зазвучали в нашем воображении (стих, песенку, речевку).

      Зрители поработают по Методу Цицерона, основанного на зрительной памяти. Вы будете рисовать смешную картину из возникших образов, она тоже должна помочь нам запомнить слова.

Давайте посмотрим, что у вас получилось.

  • Рассказ
  • Рифмовка

С каждым разом процесс соотношения информации с образами будет происходить быстрее.

Итак, мы с вами, разобрали несколько приёмов мнемотехники. С помощью этих приемов намного легче запоминать информацию.

Давайте еще раз попробуем запомнить и воспроизвести слова, используя один из приемов мнемоники.

  • Сок
  • Сад
  • Лимон
  • Кофе
  • Шоколад
  • Школа
  • Линейка
  • Ручка
  • Лето
  • Прищепка

Итак, запоминаем!

(1 мин)

Попробуйте воспроизвести!

Память подобна мышце, т.е. ей также требуется тренировка, чтобы быть в тонусе, как и тело. Если ей не заниматься, то она со временем начнет давать сбой.

Предлагаю вам несколько источников по теме МК:

  • Мнемоника.ру
  • Avspomni.ru
  • Memoryman.ru
  • Артур Думчев «Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти»
  • Роджер Сайп «Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей»
  • Джошуа Фоер «Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания»

Итак, подводим итог, ответив на вопросы:

  • Я сегодня узнал….
  • Меня заинтересовало…
  • Вопрос, который у меня остался…

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Дебаты на уроках английского языка"

Этот мастер-класс давала во время квалификационных курсов в апреле 2011 ...

конспект мастер класса и открытого урока по предмету "Народно-сценический танец" в 5-м классе хореографической школы-студии

Надеюсь, что данный материал  поможет педагогам -хореографам  расширить тематику уроков по народно-сценическому танцу...

Мастер-класс «Использование на уроках приемов технологии РКМ» «Как создать ситуацию успеха на уроке»

Мастер-класс «Использование на уроках приемов технологии РКМ»«Как создать ситуацию успеха на уроке»                            ...

Мастер-класс "Формулировка темы урока как этап современного урока в условиях ФГОС"

Мастер-класс "Формулировка темы урока как этап современного урока в условиях ФГОС"...

Материалы к мастер- классу по теме "Урок на основе системно - деятельностного подхода на примере урока алгебры".

Осмысление и принятие учителем системно-деятельностного подхода проходит гораздо продуктивнее, если обсуждение на школьных методических семинарах проходит с проведением открытых уроков или показом вид...

Мастер-класс "Проект на уроке биологии 8 класса "Справочник" при изучении темы "Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы"

В материале представлено описание проведения краткосрочного проекта "Справочник" на уроке биологии в 8 классе  при изучении темы "Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной...

Мастер-класс по теме: «Урок сегодня. Моделирование урока в свете новых ФГОС»

Создание модели  современного урока в свете новых ФГОС с использованием активных методов обучения на примере урока литературы в 7 классе. Тема урока: «Публицистический очерк «Земля ро...