Мастер-класс «Использование на уроках приемов технологии РКМ» «Как создать ситуацию успеха на уроке»
проект на тему
Мастер-класс
«Использование на уроках приемов технологии РКМ»
«Как создать ситуацию успеха на уроке»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_rkm.rar | 508.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Бучальская СОШ
ШМО
Мастер-класс
«Использование на уроках приемов технологии РКМ»
«Как создать ситуацию успеха на уроке»
Никитина Е.А.
Цель: ознакомить педагогов с технологией развития критического мышления и научить использовать приемы технологии в своей педагогической деятельности
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, карточки с заданиями (см. Приложение 1).
Ход мастер-класса
I. Этап теоретический.
(Слайд №1)Рассказ руководителя мастер-класса о технологии с использованием презентации:
На сегодняшний день существует ряд проблем, мешающих детям учиться и развиваться:
-«клиповое» мышление, отсутствие линейного мышления, невозможность сознательно воспринимать весь текст;
- слабая мотивация или отсутствие мотивации;
- невысокий самоконтроль.
Решение данных проблем возможно через применение на уроках различных педагогических технологии. И все проблемы решаемы при одновременном соблюдении двух условий: Первое: какие бы технологии, методики, методы и приемы не выбирались и использовались (они все хороши и результативны), они должны использоваться в системе (не на отдельных уроках, а в преподавании целого предмета или в работе учителей всего образовательного учреждения на протяжении долгого времени); второе условие – желание учителя учиться и развиваться самому, как только учитель сходит на ступень «я не хочу», «мне не хочется», ещё хуже вариант – «зачем мне это надо?», ни о какой результативности (даже у способных учеников) не может быть и речи. Соблюдение этих двух условий: желания и системности в работе – залог успеха.
Примером одной из множества существующих технологий является технология развития критического мышления, направленная на возможность формирования совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию "научить учиться".
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией).
Критическое мышление - не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями и исполнителями заданий, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.
Подробнее остановимся на самой технологии. Принципы урока:
- учитель на уроке - 30%, ученики – 70%;
- учитель на уроке невидим, а дети «как на ладошке»;
- работа в группах не предполагает соперничества.
(Слайд №2) Основа технологии - построение урока по определенному алгоритму - последовательно, в соответствии с тремя фазами: вызов, осмысление и размышление или рефлексия.
Каждому этапу присущи собственные методические приемы, направленные на выполнение задач этапа. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии РКМЧП-научить детей применять эту технологи самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
I I . Этап практический.
Разберем на практике этапы урока РКМ, а темой всех заданий будет
«Как создать ситуацию успеха на уроке».
Первый этап ВЫЗОВ (evocation) - старое знание связывается с новым
- актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;
- пробуждение интереса к изучаемой теме;
- обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний:
- побуждение ученика к активной деятельности
Слово руководителя мастер-класса:
Успех меняет человека.
Он делает человека уверенным в себе,
придает ему достоинство, и человек обнаруживает
в себе качества, о которых не подозревал раньше.
Джой Бразерс
(Слайд №3) Педагогов и родителей вот уже не одно столетие мучает вопрос: почему у детей пропадает интерес к учебе? Согласитесь, но многие первоклассники просто рвутся в школу: глаза горят, эмоций — "вагон", интереса к учебе — "воз и маленькая тележка". Но проходит год-два, и интерес иссякает. К пятому классу уже становится трудно заставить делать уроки. А в 10-ом классе услышать от ученика, что в школе интересно и здорово — вообще нонсенс.
Когда, на каком этапе и почему происходит перелом? И кто виноват — учителя, или применяемая методика обучения?
Этот вопрос рассматривается уже не одно десятилетие. И выводы, к котором приходят опытные наставники, схожи — секрет в создании ситуации успеха.
Например, К. Ушинский утверждает, что ребенок, не познавший радости от преодолений трудности, не ощутивший вкуса победы, теряет к учебе интерес. Вторит мэтру и А. Белкин, доктор педагогических наук, который прямо заявляет, что если у ребенка подорвана вера в себя, если ему не дали вкусить радости успеха, никакие педагогические ухищрения не возродят былого интереса к познанию.
(Слайд №4) Алгоритм работы приема ТРКМЧП "Верно — Не верно"
- Объявляется тема урока.
- Учитель зачитывает вопросы и предположения по теме — не более 10-12.
- Учащиеся в тетрадях или на отдельных листочках фиксируют ответы с помощью значков "+" и "-".
- На стадии рефлексии снова учитель возвращается к составленным таблицам. Учитель вновь зачитывает вопросы, и учащиеся отмечают, какие из их убеждений оказались верными, а какие изменились в ходе урока, в связи с новой полученной информацией.
Руководитель мастер-класса зачитывает вопросы:
- Верно ли, что критическое мышление - это мышление человека в критической ситуации? (нет)
- Верно ли, что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное? (да)
- Верно ли, что картинная галерея это еще и педагогический прием? (да)
- Верно ли, что метро – прием одной из педтехнологий? (нет)
- Верно ли, что успех делает человека уверенным в себе? (да)
- Верно ли, что работа в группе способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий? (да)
- Верно ли, что д/з необходимо выполнять в день его получения, а не перед днем его сдачи? (да)
- Верно ли, что на дом можно задавать все, что на уроке не было усвоено? (нет)
- Верно ли, что похвала учителя является одним из способов мотивации обучающихся? (да)
- Верно ли, что чем больше учитель хвалит ученика, тем выше его самооценка? (нет)
Но также может быть использован другой прием на стадии вызова:
(Слайд №5) Прием "Корзина идей, понятий, имен".
Вопрос: что вам известно по этой теме («Как создать ситуацию успеха на уроке»)
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре.
Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме) (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в "корзинке" идей. В корзину идей можно "сбрасывать" факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознания ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Рекомендации по использованию приема "Корзина идей".
1. Записывать все идеи, даже если они ошибочные. Это вызовет желание доказать неправильность утверждения.
2. Не комментировать высказываемые детьми идеи, понятия, примеры, факты, имена.
Второй этап - ОСМЫСЛЕНИЕ (REALIZATIONOFMEANING)
(Слайд №6) Поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:
- получение новой информации;
- ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
- соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
- поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Прием маркировки текста"ИНСЕРТ".
При работе учащихся с текстами эффективны инновационные методические приемы. Например, прием "инсерт" (маркировка текста)
Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая следующие значки
"+"-«новое и я согласен с этим» "-"-«новое, но это противоречит тому, что я уже
знал»"?"- «непонятная информация» " V "-«я это знаю»
Текст:
«Я устал(а)», «не хочу», «не могу», «у меня все равно не получится», «а толку-то?» и т.д.
Как создать ситуацию успеха и превратить в «хочу», «смогу или не смогу, но попробую», «все равно сделаю», «у меня получится»?
Одобрение учителя способно творить чудеса! Хвалить ученика нужно обязательно! Почему? Чтобы оценить старания школьника, поддержать его, повысить самооценку и усилить мотивацию к изучению предмета.
1. Хвалите за старательность!
Хвалить ученика нужно за те усилия и старания, которые он приложил при выполнении задания или поручения, а не за хорошие способности и интеллект, данные ему природой. Например, похвалить ученика можно так: «Молодец! Ты старательно подготовился к работе, повторил все правила!» Не совсем верно в этом случае говорить: «Ты не допустил в диктанте ни одной ошибки!» Всего одно лишнее предложение способно все разрушить. Например, если учитель захотел похвалить школьника на уроке за интересное решение одной задачи, он не должен указывать на то, что остальная часть работы ему не удалась. Неудачный пример похвалы: «Молодец! Ты решил эту задачу необычным способом! А на остальные примеры даже смотреть не хочется!» В данном контексте последнее предложение не должно было прозвучать из уст педагога
2. Хвалите действия, а не личность!
В похвале очень важно высказать одобрение действиям и достижениям ученика, а не оценить его личность. Например, правильно: «Ты верно перечислил причины революции», «Сегодня ты написал аккуратно». Важно, чтобы школьник понимал, за что конкретно его похвалили, что именно ему удалось сделать хорошо. Общая похвала имеет невысокую эффективность, вызывает сомнения в ее искренности. Например, при желании похвалить ученика на уроке можно обратить внимание на детали: «Какую красивую вазу с фруктами тебя удалось изобразить!». При этом рекомендуется избегать общих фраз: «Ты умница! Настоящий художник!» Если это уместно, старайтесь подчеркнуть сложность задачи, успешно выполненной учеником: «Это задание сложнее, чем то, но ты справился, потому что старался, повторил правило…»
3. Хвалите в меру и по делу!
Учительская похвала должна быть искренней, заслуженной, умеренной и обоснованной, чтобы не вызывать зависть со стороны других учеников. К тому же похвала без меры – прямой путь к зазнайству, причина возникновения лени и безразличия к другим предметам.
4. Запаситесь «Я-посланиями»!
Более действенной является та похвала, при выражении которой учитель использует «Я-послание». Например, похвалить можно так: «Я очень рад, что тебе удалось выучить и выразительно рассказать это непростое стихотворение». Такая похвала способствует сближению учителя и его воспитанников.
Но не только похвала создает ситуацию успеха. Не стоит забывать о конкретных успешных методических приемах:
- - Задания подбирать, дифференцируя по степени сложности, это позволяет включать в работу каждого ученика на уроке.
- - Разноуровневое домашнее задание, чтобы каждый мог сам выбрать свой уровень заданий и выполнить его, например: «Д/з: вопр. 1 и 3, составить текст по синквейну или заполнить данную таблицу. Выбирайте одно из заданий».
- - Домашнее задание должно быть посильным, понятным и по объему небольшим: основное изучено на уроке.
- Связь домашнего задания с новой темой, сами ученики «открывают» тему, например: «На следующем уроке мы с вами будем разбирать ситуацию, когда (…). Прочитайте на стр. 17 текст и найдите то, что нам для этого понадобится».
- Поиск, эксперимент, игра, анализ конкретной ситуации и т.д.
Методов и приемов для создания успеха много и у каждого педагога они свои.
(Слайд №7)После маркировки текста учащимся предлагается обратить внимание на ту часть текста которая непонятна, вызывает сомнения, для того чтобы определить дальнейшие действия по освоению учебного материала: составление опорного конспекта, схемы, кластера. Заполнение маркировочной таблицы.
- Какими еще способами (1-2) можно создать ситуацию успеха на уроке?
- Что, на Ващ взгляд, важнее: похвалить за правильно выполненную часть задания или указать ученику, что часть работы не сделана? (1-3 предл.)
- Изобразите схематичным рисунком понятие «Ситуация успеха».
(Каждый в группе самостоятельно отвечает на вопрос, потом идет обсуждение, и общее решение записывается на плакат. Далее плакаты вывешиваются на доску, и каждая группа прикрепляет на плакаты других групп стикеры с вопросами. После этого группы обсуждают вопросы, заданные другими группами и защищают свой плакат, отвечая на вопросы. Критики не должно быть. Выигравших и проигравших нет. После защиты - жест одобрения: все группы хлопают в ладоши три раза)
(Слайд №8)Но также может быть использован другой прием на стадии осмысления:
.«Бортовой журнал»
Что мне известно по данной теме? | Что нового я узнал из текста? |
«Двухчастный дневник»
Цитата | Комментарии |
«Трехчастный дневник»
Цитата | Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание? | Вопросы учителю. |
Или:
Прием "Чтение со стопами".
Текст делится на мелкие части для более детального обсуждения содержания. После прочтения последовательно каждой части текста по указанию учителя делается остановка "стоп" и учащиеся отвечают на вопросы. Инициирующим компонентом обсуждения являются вопросы учителя. Возможные вопросы: Какова главная мысль этой части текста? Что было в этой части для вас новое? Как вы озаглавите эту часть текста? Какие ключевые слова вы бы выделили здесь? Какое новое понятие здесь объясняется?
(Слайд №9)Третий этап - РАЗМЫШЛЕНИЕ (REFLECTION) – осознание нового знания на основе старого
- целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
- выявление еще непознанного;
- анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;
- поиск тем и проблем для дальнейшей работы ("новый вызов").
Прием "Синквейн".
В переводе с французского слово "синквейн" означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умение находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать все это в кратких выражениях. Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по определенным правилам.
Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
Пятая строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Как работать с синквейнами.
На уроках учащимся предлагаются следующие способы работы с синквейнами:
- Составление нового синквейна.
- Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.
- Коррекция и совершенствование готового синквейна.
- Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.
Формы работы с синквейнами.
- Самостоятельно при выполнении домашней работы.
- Самостоятельно на практическом занятии.
- В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме
- При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна.[1,3]
Задание: составьте синквейн по тексту и проанализируйте неполный синквейн и определите название темы.
(Успех)
Полезный, нужный
Радует, мотивирует, активизирует
Ситуация успеха – важное условие.
Стимуляция.
Алгоритм написания хайку:
Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то
Строчка 2: Какого?
Строчка 3: Как?
Примеры хайку
Снегирь
Я видел птицу,
Прилетевшую зимой,
Красиво…
Тоска
Я видела деревню
С одним домом
Тоскливо…
(Слайд №10)Но также может быть использован другой прием на стадии рефлексии:
Прием "Написание эссе".
Эссе (лат. "опыт") - размышления в письменной форме, отражающие мнение автора, его точку зрения, согласующиеся с его опытом. Объем мини-эссе - от половины до полутора страниц. От традиционного сочинения отличается большей свободой и меньшим объемом. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться своим мнением с другими, выслушать чужую точку зрения. Детям (да и не только им) не всегда легко выразить свое мнение в развернутом, логичном виде сразу, - читая свои записи это сделать проще.
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: "Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю". Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
(Слайд №11) – Существуют и другие методические приемы, не рассмотренные сегодня. Они представлены на данном слайде. Подробнее с ними можно познакомиться на педагогических сайтах .
(Слайд №12)Подведение итогов. Рефлексия.
Руководитель мастер- класса:
- Таким образом, технология РКМ является личностно-ориентированной и открыта для решения широкого спектра задач в образовательной сфере, в том числе и для создания условий формирования универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности.
Желание учителя знакомиться с новыми методами и приемами и вести работу системно – вот залог успеха применения инноваций на практике.
Список литературы:
- Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике. - Ростов -на-Дону: Феникс, 2009.
- Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления. Санкт-Петербург: "Питер". 1997.
- Загашев И.О., С.И.Заир - Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя - СПб; Альянс "Дельта", 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как создать ситуацию успеха на уроке английского языка
Игра является неотъемлемой частью обучения английскому языку детей младшего школьного возраста...
Сценарий мастер-класса "Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности"
Сценарий мастер-класса "Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности...
Игровая технология как средство создания ситуации успеха на уроках русского языка ( VIII вид)
Слова учителя "А сейчас мы будем играть снимают напряжение и активизируют внимание, создают положительные эмоции. Успешно выполняются задания, которые обычно предлагаются на традиционном уроке если со...
методическая разработка к урокам физики 7- 11 класс "Создание ситуации успеха на уроке физики"
Современный урок – это урок активного участия ученика в освоении новых знаний. Активность учащегося должна иметь мощную мотивацию, основанную на внутренней потребности к познанию нового. Одной из движ...
Доклад на тему «Дифференцированный подход помогает ли создать ситуацию успеха на уроке?»
Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла...
Мастер-класс "Использование социоигровых приёмов и элементов сингапурских технологий на уроках физики как средство мотивации учебной деятельности школьников "
Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Практика показала, что использование социоигр...
Мастер-класс "Использование технологий интерактивного обучения в игровой ситуации на уроке русского языка"
Мастер-класс "Использование технологий интерактивного обучения на уроке русского языка"...