Формированием духовно-нравственных ценностей учащихся на уроках литературы
статья

Рыбко Ольга Викторовна

В статье автор рассказывает, как работает над формированием духовно-нравственных ценностей учащихся. Особое внимание уделяется процессу осуществления духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы на примерах некоторых произведений школьной программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Духовно-нравственное развитие ребенка – немаловажный аспект его воспитания, который является частью образования в целом. Стоит отметить, что духовность и нравственность являются важными составляющими развития человека как личности. И здесь необходимо понимать значимость профессионального авторитета педагога для учеников, а также его собственного нравственного образа. Это важно, потому что именно преподаватель играет роль проводника в становлении ребенка на путь духовно-нравственного развития [2, с. 111].

В школе ребенок получает духовно-нравственное развитие, как правило, на уроках литературы. Освоение современных программ по литературе основывается не на чём ином, как на развитии личностных результатов ребенка и его готовности в процессе обучения придерживаться системы позитивных ценностных ориентаций. В современном мире обучение и воспитание представляют целостный процесс. Швейцарский педагог И. Г. Песталоцци еще в 19 веке утверждал, что взаимодействие педагогов с учащимися должно превращаться в процесс, выраженный не только категориями обучения, но и воспитания.

Но что конкретно подразумевается под таким воспитанием в рамках уроков литературы? Выделим три основные характеристики духовно-нравственного воспитания. Во-первых, важным критерием выступает ориентация ученика на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора. Данная характеристика важна в контексте оценки поведения персонажа в той или иной ситуации, правильности и достойности его поступков. Во-вторых, это готовность ребенка оценивать уже свое собственное поведение и поступки, а также поступки людей, его окружающих, в контексте различных жизненных происшествий. И, наконец, в-третьих, непринятие асоциальных поступков персонажа, а также понимание смысла этих поступков и ответственности за них. Важно, чтобы учащийся понимал и осознавал последствия таких действий и мог применять знания в реальной жизни. Из сказанного выше можно выделить основные понятия, которыми оперирует ребенок на уроках литературы, – нравственность, духовность, любовь, смысл жизни, честь, совесть. В процессе обучения данные понятия становятся основными в системе ценностей ребенка и уже непосредственно применяются им в жизни.

Для подтверждения важности духовно-нравственного воспитания приведем примеры взглядов на данную проблему известных русских педагогов. Так, А. С. Макаренко в своих теоретических и практических работах делает акцент на всестороннем развитии личности, где важным элементом выступает сознательное стремление к осуществлению жизненных целей, чувству радости и удовлетворения. Ш. А. Амонашвили утверждает, что педагогический процесс только тогда можно воспринимать правильным и полноценным, когда духовно-нравственное воспитание ребенка стоит на первом месте перед самим обучением. Он объясняет это тем, что именно духовные силы позволяют человеку впитывать знания, необходимые для дальнейшего роста и становления личности школьника. К. Д. Ушинский на первое место всегда ставил именно знание законов воспитания и их проявление в жизни человека. Д. И. Менделеев же говорил: «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего». Таким образом, мы приходим к выводу, что литература в рамках школьной программы выступает в качестве ориентира учащихся на развитие духовно-нравственных ценностей. Именно на уроках литературы ребенок имеет возможность сформировать необходимые жизненные установки, которые и помогают в становлении критического мышления, ценностного сознания, патриотического чувства и т.д. Поэтому важно, чтобы абсолютно каждый урок литературы становился ещё и уроком нравственности, где учитель поощряет самостоятельное мышление учащихся, отказываясь от категоричного проставления однозначных оценок. Крайне важно, чтобы ученики в процессе знакомства с литературными произведениями имели возможность вести разговор о жизненных человеческих ценностях и критериях их важности.

Проблема воспитания молодого поколения во все времена была важной для нашего общества. Чаще всего именно подростки подвергаются искажению моральных ориентиров по разным на то причинам. Поэтому необходимо, чтобы уроки литературы были направлены на формирование традиционных российских социокультурных и духовно-нравственных ценностей, которые находят свое отражение непосредственно в произведениях русской литературы. Через изучение и анализ таких произведений и происходит процесс самопознания, самовоспитания и саморазвития личности, формируя внутреннюю позицию человека. Но почему мы делаем акцент именно на русской литературе? Все просто: первостепенно именно ее изучение позволяет ребенку из-за близости к культуре автора задаваться такими важными вопросами, как «Что такое истина? Каков смысл моего существования? Как бороться со злом? Что такое любовь к Родине?». Важно, чтобы учащийся начинал свое духовно-нравственное познание с произведений наиболее близких его восприятию реальности, которое складывается из окружающей его действительности, – страны, в которой он живет. Педагог Е. В. Ковалёва отмечает, что задача преподавателя литературы – сформировать у учащихся потребность размышлять над вопросами, поднимаемыми в произведениях, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовно-нравственного порядка уже непосредственно в реальной жизни [3, с. 2].

Приведем несколько примеров, подтверждающих сказанное ранее. Так, при изучении рассказа «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого целесообразно организовать работу по заполнению сравнительной таблицы, отражающей качества характера Жилина и Костылина, главных героев произведения. Ученики должны выбрать важные эпизоды, характеризующие персонажей, затем проанализировать поведение обоих персонажей, а после этого перечислить качества характера, которые проявляются в этих эпизодах. Данную информацию заносим в таблицу. Затем обобщаем полученные результаты: делаем выводы о том, какие качества характера нельзя считать достойными, а какие необходимо развивать в себе. Такой подход позволит ребенку прийти к пониманию, что является важным в становлении его как личности и какие духовно-нравственные ориентиры помогут ему стать достойным человеком.

В качестве второго примера возьмем разговоры о нравственности и духовности при изучении рассказа «Конь с розовой гривой» В. П. Астафьева. Изучая данное произведение, важно делать акцент на размышлениях о чувстве вины, об уроках доброты, о том, что такое нравственное преступление и проступок. При анализе ситуации нравственного выбора героя используем прием «шести шляп» – это особая технология развития критического мышления. Итак, правила работы в «шляпах»: белая шляпа – факты, информация; желтая шляпа – положительные поступки; черная шляпа – отрицательные поступки; красная шляпа – эмоции; зеленая шляпа – новые идеи; синяя шляпа – выводы, итоги. Этот же метод можно применять и при изучении рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». Уроки «доброты» играют ключевую роль в становлении личности героев, поэтому важно при анализе данных произведений делать акцент именно на данном критерии.

На уроках литературы важны дискуссии, которые затрагивают проблемы отношений отцов и детей, это также сказывается на их духовно-нравственном воспитании. Здесь можно обратиться к повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и рассказу «Станционный смотритель» А. С. Пушкина. О проблемах милосердия, сочувствия и жестокости можно говорить при изучении таких произведений, как «Юшка» А. П. Платонова и «После бала» Л. Н. Толстого. О проблеме чести и бесчестия размышляем, изучая повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Активное обсуждение и живой отклик получают такие уроки, на которых школьники знакомятся с необыкновенными историями любви. К таким произведениям можно отнести, например, «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и «Алые паруса» Александра Грина. На подобных уроках крайне важно уметь развивать правильное отношение к таким жизненным ценностям, как любовь, преданность, верность в семье.

В заключение хочется отметить, что литературные произведения – это духовный опыт поколений, поэтому одна из важнейших целей литературного школьного образования – помочь ученикам понять и принять нравственные заветы, хранящиеся в них.

Литература

  1. Приложение Российская газета [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html (Дата обращения 21.10.2024)
  2.  Гагарина К. Е. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения / К. Е. Гагарина // Молодой ученый. – 2011. – № 3 (26) – С. 110-115
  3. Ковалева Е. В. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы / Е.В. Ковалева // Школьная педагогика. – 2015. – № 2. – С. 1-4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения

Особое место в духовно-нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходи...

Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников на уроках немецкого языка в условиях внедрения ФГОС.

Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского  образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...

Методы формирования духовно-нравственной личности на занятиях по музыкальной литературе.

За 41 год педагогической работы у меня сложилась определенная система воспитания детей. Но жизнь не стоит на месте  21 век преподнес нам сюрприз в виде нашествия антикультуры  со стороны сре...

Использование духовно-нравственного потенциала библейских текстов на уроках литературы.

Роль использования текстов и сюжетов из Библии на уроках литературы. Их значение для понимания произведений русской литературы и формирования нравственности учеников....

Мастер-класс по теме «Формирование духовно-нравственной культуры у учащихся общеобразовательной школы в процессе вокально-хоровой деятельности»

    Программа предназначена для педагогических работников, учителей музыки, которые в настоящий момент ведут вокально – хоровую работу во внеурочное время (как кружковую работу)...

Формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся старших классов на уроках истории и обществознания

Статья посвящена формированию духовно-нравственных качеств личности учащихся старших классов на уроках истории и обществознания. Анализируются понятия духовность, нравственные качества личности, ...