Использование духовно-нравственного потенциала библейских текстов на уроках литературы.
статья по литературе (6, 7, 8 класс) на тему
Роль использования текстов и сюжетов из Библии на уроках литературы. Их значение для понимания произведений русской литературы и формирования нравственности учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование духовно-нравственного потенциала библейских текстов на уроках литературы | 15.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование духовно-нравственного потенциала библейских текстов на уроках литературы
В школе особенная роль должна отводиться тому,
что воспитывает нравственность.
Д.С. Лихачёв
В наше сложное время потерь духовных ценностей и ориентиров проблема нравственности усложнилась и актуализировалась, вызывая тревогу за судьбы наших детей. Как воспитывать их? Чем наполнить и укрепить их душу, чтобы уже сегодня он мог отличать добро от зла, противостоять процветающей в нашем обществе безнравственности и агрессии, ставящей под угрозу не только человеческую культуру, но и человеческую жизнь вообще.
Не скрою, что в то время цель моей работы не многие понимали: одни, молча, слушали; другие пытались убедить, что использование знаний о религии на уроках направлено на религиозное ориентирование. Старалась убеждать, что я преследую другие цели: изучение религии рассматриваю как одно из средств для решения воспитательных задач. Воспитательные возможности знаний о религии, получаемых на моих уроках способствуют формированию гражданственности, патриотизма, национального самосознания, ответственности в семейной жизни, целомудренное и ответственное поведение в области отношений с противоположным полом. Содержательно продуманное и методически грамотное изучение различных аспектов религии способствует расширению кругозора учащихся, обогащает их сознание ценностями и смыслами значимыми в отечественной и мировой культурах.
Знание Библии во всём цивилизованном мире является показателем культуры человека. Она вооружает читающего остротой зрения. В русской классике, впитавшей в себя библейскую мораль, заключено то высокое нравственное начало, которое так нужно современному ученику.
Конечно, первоначально в своей работе опиралась на пособие под редакцией С.Е. Шамаевой «Библия и преподавание литература.
Я как учитель русского языка и литературы на примерах русской классики всячески подчеркиваю благородство и великодушие русского характера, милосердного и отзывчивого на все беды и боли. По словам Н.О. Лосского, «основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра». Я считаю, что необходимо вернуться к истокам к углубленному изучению русской классической литературы, поэтому широко использую на своих уроках литературы элементы Библии. Ведь наши писатели-классики были изначально православными, а их литературные произведения пропитаны христианской моралью, то единственная возможность понять их произведения – стать на точку зрения их мировоззрения.
Работу по изучению Библии начинаю с 5класса. После изучения мифа о сотворении земли провожу урок знакомства с Библией.
В 6 классе урок « Нужно ли изучать Библию?». Работа на уроке преследует цель развить знания Библии,утверждения в мысли необходимости изучения Библии и в идеале принятие за основу жизни нравственных Библейских заповедей. В начале урока проводим викторину на знание содержания Библии, затем работаем в группах. В конце урока выступают группы.
При изучении произведений по возможности обращаемся к библейским сюжетам, проводим параллель.
При изучении повести «Станционный смотритель» на первом же уроке обращаю внимание на то, что главный герой – маленький бессильный человек, который назван именем библейского богатыря, следующий шаг моей работы – знакомство с описанием смиреной обители смотрителя, на стенах которой картинки, изображающие историю блудного сына. А несколькими уроками ранее в разделе «Знакомство и Библией» подробно изучалась эта великая притча (Лк, 15).Сюжет «Притчи о блудном сыне» является основой для создания сюжета повести, т. е. читатель видит сюжет в сюжете.
Вдумаемся в поведение гусара. Ищем детали, которые выдают, что он был здоров, притворялся. Хороший аппетит. Обращаю внимание на то, что и здесь звучит библейский мотив- слепота смотрителя.
Знакомясь с повестью «Метель», веду серьёзный разговор о святости брака. Семья, в которой воспитывалась героиня, отличалась той патриархальностью (нравственностью, стабильностью бытия, о которой остаётся только вздыхать). Любовь к молодому человеку толкает её из родительского дома, и она на короткое время становится той «блудной дочерью», которых так много знала русская литература. Спасла метель. Думается, что в образе метели надо видеть символ: Промысел Божий против безнравственного поступка. Современному подростку не понять, почему Бурмин медлит, что удерживает его от признания в любви. Дело в том, что герои Пушкина воспитаны на христианской морали. Для них брак- святость. «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью. Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетает, того человек да не разлучит » (Мф, 19; 3-6)
О том, что Библия – книга афоризмов, сокровищница мудрости - тема другого разговора.
Многие наши учащиеся посещают Воскресную школу при храме Преподобного Никиты Исповедника.Их знания по православию я так же использую нас своих уроках.
Ученики нашей школы активно участвуют в городских конкурсах, проводимых на базе МОУ «Истоки»: «Чистое слово», «Родничок», «Рождественские чтения», районных Пасхальных чтениях. Но главная цель моей работы- формирование нравственных православных ценностей, воспитание достойных людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по теме: «Духовно-нравственное воспитание учащихся 8 класса на уроках литературы как фактор формирования социальной компетенции».
Проблема, на решение которой направлен проект: Недостаточный уровень сформированности духовно- нравственных качеств личности учащихся, препятствующий успешной социальной адаптации....
выступление на районных педчтениях 06.11.13 по теме ".Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на уроках литературы и грамматики нравственности."
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда в...
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках литературы в старших классах по ФГОС.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках литературы в старших классах по ФГОС. ...
Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников на уроках литературы и русского языка как основа гармоничного развития личности учащегося
Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовно-нравственные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов. И мне, как учителю, важно передать...
Статья на тему: "Формирование духовно-нравственного пространства личности и общества на уроках литературы"
Формирование духовно-нравственного пространства личности и общества на уроках литературы...
Мастер-класс на тему: «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы"
Мастер-класс на тему: «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы...
Презентация .Мастер-класс на тему: «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы
Презентация .Мастер-класс на тему: «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы...