Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего специальнмаксимальной учебной нагрузки обучающегося 60 ч., в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 ч.;
практические занятия 8 ч.; самостоятельной работы обучающегося 12 ч.
ого образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, входящей в укрупнённую группу специальностей СПО 40.00.00 Юриспруденция.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Усть-Лабинский социально-педагогический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 01 Основы философии
для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
2023
ОДОБРЕНА на заседании УМО преподавателей гуманитарных дисциплин и специальности Право и организация социального обеспечения Протокол от «___» ______ 202__г. № ___ ____________________ Г.Н.Юдаева | УТВЕРЖДЕНА И.о. директора ГБПОУ КК УСПК _____________ «___» __________ 202___ г. |
РАССМОТРЕНА
на заседании педагогического совета
Протокол от «____» _______ 202__г. № ___
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 40.02.01 Право и организация социального обеспечения – приказ Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014 № 508, зарегистрирован в Минюсте РФ 29.07.2014 № 33324, входящей в состав укрупненной группы специальностей СПО 40.00.00 Юриспруденция.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Усть-Лабинский социально-педагогический колледж»
Разработчик:
Т.В.Королева, преподаватель истории и обществознания ГБПОУ КК УСПК Квалификация по диплому: Философ. Преподаватель ___________
Рецензенты:
Т.В.Евтюшина, преподаватель философии ГБПОУ КК УСПК
Квалификация по диплому: Историк. Преподаватель истории ____________
Э.С.Доценко, учитель истории и обществознания МКОУ СОШ № 4 МО Усть-Лабинский район
Квалификация по диплому: учитель истории и обществознания _____________
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии
по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения,
выполненную преподавателем Т.В. Королевой
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
В результате изучения программного материала обучающиеся овладеют знаниями и умениями по наиболее общим философским проблемам бытия, познания и мышления, ценностей, свободы и ответственности, смысла жизни; основных категорий и понятий философии, о роли философии в жизни человека и общества, о научной, философской и религиозной картинах мира, о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
Оценка структуры рабочей программы (характеристика разделов): структура программы включает в себя разделы и темы. Внутри каждого раздела имеются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала. Каждая тема соответствует определенному уровню освоения учебного материала. В основное содержание курса включены следующие разделы: предмет философии и ее история; структура и основные направления философии. Первый раздел включает историю основных философских направлений, течений, школ и учений, составляющих богатство философии, начиная с древнейших времен и заканчивая современностью. В раздел включены основные направления историко-философской мысли, такие как философия Древней Индии и Китая, Античная философия, философия Средних веков и Нового времени, немецкая классическая философия, русская философия и современная западная философия. Каждая тема раскрывает определенный этап в развитии философской мысли, основных представителей данной эпохи и представленные ими философские школы и направления. Раздел содержит минимальный список философов и их работ, с философским духовным наследием которых должны ознакомиться учащиеся. Так например, это Сократ, Платон, Аристотель, Августин, Ф.Аквинский, Ф.Бэкон, Дж.Локк, Р.Декарт, И.Кант, Г.В.Ф.Гегель, Ницше, А.Камю, З.Фрейд, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, Л.Н.Толстой, А.Ф.Лосев и др. Второй раздел, это так называемый систематический курс философии, где раскрываются основные категории, методология, законы и принципы философии. А также затрагиваются основные проблемы бытия, познания, развития общества, сущности и предназначения человека, его смысла жизни, социальные и этические проблемы, связанные с развитием техники и новых технологий. Изучение данных разделов способствует развитию свободной, мыслящей, творческой личности.
В конце программы приводится список рекомендуемой литературы. Каждый элемент программы разработан с достаточной степенью полноты и законченности. Паспорт рабочей программы раскрывает ведущие цели и задачи учебной дисциплины.
Заключение:
Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии может быть использована для обеспечения основной (профессиональной) образовательной программы по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Рецензент:
Т.В.Евтюшина, преподаватель философии ГБПОУ КК УСПК
Квалификация по диплому: Историк. Преподаватель истории ____________
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии
по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, выполненную преподавателем Т.В.Королевой
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
В результате изучения программного материала обучающиеся овладеют знаниями и умениями по наиболее общим вопросам бытия, познания и истины, вопросам сущности и предназначения человека, этических и социальных проблемах, связанных с развитием новых технологий, о глобальных проблемах современного общества и возможных способах их решения.
Структура программы включает в себя разделы и темы, которые оптимально раскрывают содержание данной дисциплины. В основное содержание курса включены разделы: «Предмет философии и ее история», «Структура и основные направления философии». Первый раздел включает в себя основные этапы развития философской мысли, от философии Древнего Востока до современной западной философии. Второй раздел включает основные понятия, принципы и категории философии, раскрывает наиболее общие вопросы бытия, сознания и познания, истины, вопросов происхождения человека, проблем современного информационного общества и др. Из огромного разнообразия философских проблем, в рабочей программе, рассматриваются те, которые не только создают более точное представление о предмете философии в его ключевых аспектах, но сегодня являются наиболее актуальными.
Последовательность тем, предлагаемых к изучению, направлена на качественное усвоение учебного материала.
После тем указывается самостоятельная работа, направленная на повторение и закрепление учебного материала. Дается тематика сообщений, которые могут быть использованы для самостоятельной внеаудиторной работы учащимися. В конце программы приводится список рекомендуемой литературы. Каждый элемент программы разработан с достаточной степенью полноты и законченности. Паспорт рабочей программы раскрывает ведущие цели и задачи учебной дисциплины.
Рабочая программа направлена на реализацию общих компетенций, необходимых для общего развития личности.
Заключение:
Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии может быть использована для обеспечения основной (профессиональной) образовательной программы по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Рецензент:
Э.С.Доценко, учитель истории и обществознания МКОУ СОШ № 4 МО Усть-Лабинский район
Квалификация по диплому: учитель истории и обществознания _____________
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 9 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 16 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего специального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, входящей в укрупнённую группу специальностей СПО 40.00.00 Юриспруденция.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общий гуманитарный и социально-экономический цикл основной профессиональной образовательной программы.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 ч., в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 ч.;
практические занятия 8 ч.; самостоятельной работы обучающегося 12 ч.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 8 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 12 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Основные категории и понятия философии | 26 | |||
Тема 1.1 Предмет и методы философии | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 | Философия и мировоззрение. Происхождение философии | 1 | ||
2 | Предмет и метод философии | 1 | ||
3 | Генезис и развитие философии | 1 | ||
Практические занятия | 1 |
| ||
Практическое занятие № 1 Основной вопрос философии Работа со структурно-логической схемой «Основной вопрос философии». Выполнение тестовых и проблемно-познавательных заданий. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с философским словарем. Подготовить сообщение | 1 | |||
Тема 1.2 История философии | Содержание учебного материала | 18 | ||
1 | Предпосылки философии в Древней Индии | 2 | ||
2 | Предпосылки философии в Древнем Китае | 2 | ||
3 | Становление философии в Древней Греции | 2 | ||
4 | Общая характеристика философии Платона и Аристотеля | 2 | ||
5 | Философия Древнего Рима. Общая характеристика | 2 | ||
6 | Основные философские школы Древнего Рима | 2 | ||
7 | Средневековая философия: апологетика, патристика и схоластика | 2 | ||
8 | Общая характеристика философии Августина и Ф.Аквинского | 2 | ||
9 | Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения | 2 | ||
10 | Философия Нового времени. Общая характеристика. | 2 | ||
11 | Основные идеи и представители философии Нового времени | 2 | ||
12 | Философия XIX в. Общая характеристика. | 2 | ||
13 | Общая характеристика философии И.Канта, Г.В.Ф. Гегеля | 2 | ||
14 | Иррационализм в философии XIX в. | 2 | ||
15 | Философия XX в. Общая характеристика. | 2 | ||
16 | Основные направления философии XX в. | 2 | ||
17 | Русская философия: общая характеристика | 2 | ||
18 | Основные идеи и представители русской философской мысли | 2 | ||
Практические занятия | 1 | |||
Практическое занятие № 2 История философии Выполнение тестовых и проблемно-познавательных заданий. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с философским словарем. Подготовить сообщение | 2 | |||
Раздел 2. Основные разделы философии | 34 | |||
Тема 2.1 Основы философского учения о бытии | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 | Онтология – учение о бытии | 2 | ||
2 | Современные онтологические представления | 2 | ||
3 | Проблемы происхождения и устройства мира | 2 | ||
Практические занятия | 1 | |||
Практическое занятие № 3 Материя как философская категория Комментирование текстов. Выполнение проблемно-познавательных заданий | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с философским словарем. Подготовить сообщение | 2 | |||
Тема 2.2 Сущность процесса познания | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 | Гносеология – учение о познании | 2 | ||
2 | Специфика научного познания | 2 | ||
3 | Проблема истины в философии | 2 | ||
Практические занятия | 1 | |||
Практическое занятие № 4 Познание и практика Работа с таблицей «Особенности и методы научного познания». Выполнение проблемно-познавательных заданий | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с философским словарем. Подготовить сообщение | 2 | |||
Тема 2.3 Основы научной, философской и религиозной картин мира | Содержание учебного материала | 1 | ||
1 | Основные картины мира – философская, религиозная и научная | 2 | ||
Практические занятия | 1 | |||
Практическое занятие № 5 Картины мира в философии Составить синквейн по темам: религия, наука, философия | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с философским словарем. Подготовить сообщение | 1 | |||
Тема 2.4 Условия формирования личности, свобода и ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 | Человек как объект философского анализа | 2 | ||
2 | Социально-философская концепция личности | 2 | ||
3 | Смысл жизни, смерть и бессмертие человека | 2 | ||
Практические занятия | 1 | |||
Практическое занятие № 6 Проблема человека в историко-философском контексте Работа с философским словарем. Выполнение проблемно-познавательных заданий | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с философским словарем. Подготовить сообщение | 2 | |||
Тема 2.5 Социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Социальная философия. Проблемы развития общества | 2 | ||
2 | Философия и глобальные проблемы современности | 2 | ||
3 | Аксиология - учение о ценностях. Общезначимость этики | 2 | ||
4 | Этические проблемы развития науки, техники и высоких технологий | 2 | ||
Практические занятия | 1 | |||
Практическое занятие № 7 Философия о глобальных проблемах современности Составление таблицы «Характерные признаки глобальных проблем в системе отношений «общество–природа», «общество– общество», «человек–общество». | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с философским словарем. Подготовить сообщение | 1 | |||
Тема 2.6 Роль философии в жизни человека и общества | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 | Философия культуры | 2 | ||
2 | Место и роль философии в культуре | 2 | ||
3 | Философия в современном мире | 2 | ||
Практические занятия | 1 |
| ||
Практическое занятие № 8 Философия, ее назначение в современном обществе Выполнение тестовых и проблемно-познавательных заданий. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Работа с философским словарем. Подготовить сообщение | 1 | |||
Дифференцированный зачет | 1 | |||
Дифференцированный зачет | 1 | |||
Всего: | 60 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска;
- комплект учебно-наглядных пособий (стенды, схемы, таблицы, опорные конспекты, учебные пособия, справочные материалы).
Технические средства обучения:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экран
3.2. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов:
- Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для средних учебных заведений. – М., Издательский центр «Академия», 2013.
- Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М., «Форум: Инфра-М», 2011
- Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М., «Форум: Инфра-М», 2011
- Философия. Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов-н/Д, «Феникс», 2010
Для преподавателей:
- Антюшин С.С.Основы философии: учебное пособие. – М., «Инфра-М», 2010
- Кириллов В.И. Логика: учебник для средних учебных заведений. – М., «Норма», 2011
- Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – М, «Инфра-М», 2010
- Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. – СПб, «Питер», 2007
- Философия: электронный учебник /Н.Ф.Бучило, А.Н.Чумаков. – М., КНОРУС, 2009
- Философия от античности до современности. Электронная библиотека. – М., DirectMedia
Печатные пособия
- «Вопросы философии»
- «Философские науки»
- Вестник Московского университета. Серия 7. Философия.
- Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения.
- Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия - Философия
- Логос. Международный ежегодник по философии культуры
- Логос. Философско-литературный журнал.
- Философия и общество
Интернет - ресурсы
- www.philosophy.ru
- www.intencia.ru
- www.anthropology.ru
- www.ido.rudn.ru
- www.philosophy.ru
Электронные учебники:
- Горелов А.А. Основы философии (15-е изд., стер.) учебник М.: Издательский центр «Академия», 2014
4. КОНТРОЛЬ Н ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися проблемно-познавательных заданий и сообщений.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста | экспертная оценка процесса принятия решения и самого решения в ходе дискуссии: экспертная оценка результатов тестирования на занятиях: экспертная оценка решения проблемно-познавательных заданий на занятиях: экспертная оценка отчета о самостоятельно проделанной работе. |
Знания: | |
основные категории и понятия философии | наблюдение и экспертная оценка точности в применении терминологии в процессе тематических дискуссий: экспертная оценка сформированности навыков оперирования научными понятиями и категориями при выступлении на занятиях. |
роль философии в жизни человека и общества | экспертная оценка прогресса принятия решения и самого решения в ходе дискуссии;- экспертная оценка обоснованности личной позиции при ответах на занятиях. |
основы философского учения о бытии | экспертная оценка результатов тecтиpoвaния на занятиях; экспертная оценка отчета о самостоятельно проделанной работе; наблюдение и экспертная оценка точности применения терминологии в процессе тематических дискуссий. |
сущность процесса познания | экспертная оценка принятия решения в ходе дискуссии; экспертная оценка результатов тестирования на занятиях; экспертная оценка отчета о самостоятельно проделанной работе; наблюдение и экспертная оценка точности в применении терминологии в процессе тематических дискуссий. |
основы научной, философской и религиозной картин мира | экспертная оценка результатов устных и письменных тестирований на занятиях; наблюдение и экспертная оценка точности в применении терминологии в процессе тематических дискуссий. |
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды | экспертная оценка процесса принятия решения и самого решения в ходе дискуссии: экспертная оценка результатов тестирования на занятиях: экспертная оценка решения проблемно-познавательных заданий экспертная оценка отчета о самостоятельно проделанной работе: экспертная оценка обоснованности личной позиции на занятиях |
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. | экспертная оценка процесса принятия решения и самого решения в ходе дискуссии; экспертная оценка результатов тестирования экспертная оценка решения проблемно-познавательных заданий на занятиях экспертная оценка отчета о самостоятельно проделанной работе; экспертная оценка обоснованности личной позиции на занятиях |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01. «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии ФГОС поспециальностям:080114 Экономика и бухгалтерский учет (п...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.04 Иностранный язык для специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (углубленной подготовки)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной (профессиональной) образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100801 Товароведение и экспертиза качества потреби...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык для специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной (профессиональной) образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 04 Физическая культура основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 270813 «Водоснабжение и водоотведение» (базовая подготовка)
Методическое обеспечение по предмету "Физическая культура" для СПО...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 01. "Основы философии"
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 01. "Основы философии" по специальности "Экономика и бухгалтерский учет"...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 35....
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01. «Основы философии»
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01. «Основы философии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности средне...