Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии
рабочая программа (11 класс) на тему

Семенова Юлия Викторовна

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 35.02.07 Механизация сельского хозяйства, входящая в укрупненную группу по направлению 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство, в пределах основных программ среднего профессионального образования, формируемых на основе ФГОС среднего профессионального образования от 07.05.2014 года №456.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ogse._01_osnovy_filosofii.doc206.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    Приложение 14.5.1. к ППКРС

35.02.07 Механизации сельского хозяйства

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

2015 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 35.02.07 Механизация сельского хозяйства, входящая в укрупненную группу по направлению 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство, в пределах основных программ среднего профессионального образования, формируемых на основе ФГОС среднего профессионального образования от 07.05.2014 года №456.

Организация-разработчик:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области «Заводоуковский агропромышленный техникум» Юргинское отделение

Разработчик:

Семенова Юлия Викторовна, преподаватель

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения   программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования, разработанной в соответствии с ФГОС, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства № 456 от 07.05.2014 г

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: в результате освоение дисциплины обучающийся должен:

-знать:

Код

Результат

1

2

З1

основные категории и понятия философии;

З2

роль философии в жизни человека и общества;

З3

основы философского учения о бытии;

З4

сущность процесса познания;

З5

основы научной, философской и религиозной картины мира;

З6

б условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

З7

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии.

-уметь:

Код

Результат

1

2

У1

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия,

познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования

культуры гражданина и будущего специалиста

 В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций:

Код

Наименование общих компетенций

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии,

проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды(подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


2. СТРУКТУРА И   СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

62

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе

- теоретические занятия

40

- практические занятия

8

Самостоятельная работа студента (всего)

12

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 3 семестр


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины:

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Осваиваемые элементы компетенций

1

2

3

4

Раздел 1. Философия, ее специфика, предмет и структура. Основные понятия философии

Тема 1.1. Введение. Философия и мировоззрение.

Содержание учебного материала

2

1

Философия как любовь к мудрости. Предмет, структура, функции философии.

Понятие мировоззрения и его типы (мифологическое, религиозное, научное). Особенности философского мировосприятия.

Основные проблемы и вопросы философии: человек и мир, смысл жизни человека, бытие и сознание.

2

ОК1-ОК 9

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Работа с фрагментами классических текстов по теме; распознавание понятий и имён с использованием материала учебного пособия.

2.Написать эссе по теме «Значение философии для современного человека и специалиста».

1

2

Тема 1.2.  Материя и сознание. Материализм и идеализм – два основных направления философии.

Содержание учебного материала

2

2

1

Содержание понятия материи. Материя как субстанция.

Движение – атрибут материи; пространство и время – формы бытия материи.

Сознание и его структура.

Решение вопроса об отношении бытия к сознанию, с точки зрения материализма и идеализма.

Философские концепции: монизм, дуализм, плюрализм.

ОК1-ОК 9

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Работа с фрагментами классических текстов по теме; распознавание понятий и имён с использованием материала учебного пособия.

2. Составить кроссворд по теме 1.2.

1

2

Раздел 2. Исторические типы философии

Тема 2.1. Философия Древней Индии и Китая.

Содержание учебного материала

2

2

1

Основные понятия древнеиндийской философии. Индия – ведический период.

Буддизм – первая мировая религия. Проблема человеческого существования в философии буддизма.

Даосизм. Учение Лао-Цзы.

Конфуцианство как этико-политическое учение. Основные принципы учения. Правила управления государством.

ОК1-ОК 9

Практические занятия №1: «Основные направления античной философии»

1

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Работа с фрагментами классических текстов по теме; распознавание понятий и имён с использованием материала учебного пособия.

1

2

Тема 2.2. Философия Древней Греции.

Содержание учебного материала

2

2

1

Исторические условия формирования философии Древней Греции.

Космоцентризм и антропоцентризм античной философии. Развитие логики.

Проблема бытия в философских системах Демокрита и Платона.

Идеи Сократа и Аристотеля.

ОК1-ОК 9

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Работа с фрагментами классических текстов по теме; распознавание понятий и имён с использованием материала учебного пособия.

1

2

Тема 2.3. Философия средних веков. Христианство.

Содержание учебного материала

2

1

Основные положения христианского вероучения. Теологический характер философии средних веков.

2

ОК1-ОК 9

2

Патристика.  Августин Блаженный о гармонии веры и разума.

 Схоластика. Ф. Аквинский о проблеме соотношения веры и разума.

Практическое занятие №2: Философия средних веков. Христианство

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Работа с фрагментами классических текстов по теме; распознавание понятий и имён с использованием материала учебного пособия.

2.Написание рефератов по темам: «Направления христианства: православие, католицизм, протестантизм».  

1

Тема 2.4. Философия эпохи Возрождения и Нового времени.

Содержание учебного материала

2

2

1

Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения и Нового времени. Развитие натурфилософии и пантеизма.

Н.Кузанский о мире и человеке.

Философские и космологические идеи Д.Бруно.

Исторические условия формирования философии Нового времени. Разработка методики научного познания.

Философия Ф.Бэкона. Индукция.

Р.Декарт и его учение о познании. Дедуктивный метод.

Механический материализм в эпоху просвещения (Ламетри, Гольбах).

ОК1-ОК 9

Практическое занятие №3: «Черты сходства и различия позитивизма и философии жизни»

1

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Подготовить сообщение на тему «Понятие гуманизма. Кто такие гуманисты Ренессанса?».

1

2

Тема 2.5. Немецкая классическая философия.

Содержание учебного материала

2

2

1

Общая направленность немецкой классической философии. И.Кант, как родоначальник немецкой классической философии.

 Учение о познании и этика И. Канта.

Философская система и диалектический метод Г.Гегеля.

 Антропологический материализм Л.Фейербаха.

ОК1-ОК 9

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Работа с фрагментами классических текстов по теме; распознавание понятий и имён с использованием материала учебного пособия.

1

2

Тема 2.6. Философия марксизма.

Содержание учебного материала

2

2

1

Специфика философии марксизма.

Диалектический материализм К.Маркса как способ осмысления исторического процесса.

Проблема гуманизма и отчуждения в марксистской философии.

ОК1-ОК 9

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Работа с фрагментами классических текстов по теме; распознавание понятий и имён с использованием материала учебного пособия.

1

2

Тема 2.7. Философия жизни.

Содержание учебного материала

2

2

1

Проблема жизни в философии XIX века. Общая направленность.  

Иррационализм А.Шопенгауэра и Ф.Ницше. Мировая воля.

Человек массы и «сверхчеловек». Критика христианской морали и формирование новой этики.      

ОК1-ОК 9

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Работа с фрагментами классических текстов по теме; распознавание понятий и имён с использованием материала учебного пособия.

1

2

Тема 2.8. Русская философия XIX-XX веков.

Содержание учебного материала

2

2

1

Истоки и основные черты русской философии.

Идеи П.Я.Чаадаева.

Спор западников и славянофилов.

ОК1-ОК 9

2

Важнейшие течения в русской философии XIX- начала XX веков (философия всеединства, персонализм, космизм).

Практическое занятие №4: «Основные вехи мировой философской мысли»

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Подготовить  компьютерную презентацию по темам: «Философская система В.С. Соловьёва», «Философия русского космизма».

2

Тема 2.9. Современная западная философия.

Содержание учебного материала

2

2

1

Особенности развития современной западной философии.

Неокантианство.

позитивизм и неопозитивизм

Прагматизм: Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи.  

Экзистенциализм:  Ясперс, Марсель, Сартр, Камю, Шестов, Хайдеггер.

Философская герменевтика. Аналитическая философия: Б. Рассел, Л. Витгенштейн. Философы «Венского кружка» (Р. Карнап и др.).

ОК1-ОК 9

Практическое занятие №5: «Особенности развития современной западной философии»

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Составить кроссворд по теме 2.9.

1

Раздел 3.  Гносеология

Тема 3.1. Познание, как результат мыслительной деятельности человека.

Содержание учебного материала

2

1

Эволюция теории познания в истории философии.

Субъект и объект познания.

Духовно-практическое освоение мира человеком.

2

ОК1-ОК 9

Практические занятия №6: «Познание и практика».

1

Тема 3.2

Формы чувственного и рационального познания.

Содержание учебного материала

2

2

1

Чувственное познание: ощущение, восприятие, представление.

Рациональное познание: понятие, суждение, умозаключение.

Взаимосвязь двух ступеней познания.

ОК1-ОК 9

Тема 3.3. Научное познание.

Содержание учебного материала

2

2

1

Что такое наука?

Формы научного познания: эмпирическое и теоретическое познание.

Частнонаучные и общенаучные методы познания.

ОК1-ОК 9

Тема 3.4. Истина и заблуждение.

Содержание учебного материала

2

2

1

Проблема истины в современной гносеологии.

Критерии истины.

Заблуждение как антипод истины.

ОК1-ОК 9

Раздел 4. Человек в философском осмыслении.

Тема 4.1. Человек как единство биологического и социального.

Содержание учебного материала

2

1

Смысл и задачи философской антропологии.

Специфика человеческого бытия. Биологическое и социальное в человеке.

 З. Фрейд о сознании. Теория психоанализа.

К. Юнг: учение об индивидуальном и коллективном бессознательном. Понятие «архетип».

2

ОК1-ОК 9

Тема 4.2. Смысл и назначение человеческого бытия.

Содержание учебного материала

1

2

1

Человек в поисках смысла жизни.

Концепции смысла жизни.

ОК1-ОК 9

Тема 4.3. Личность и общество.

Содержание учебного материала

1

2

1

Концепции личности.

 Социальная сущность человека. Формы общественного сознания.

Проблема свободы и ответственности личности.

ОК1-ОК 9

Раздел 5. Общество и культура как предметы философского анализа.

Тема 5.1. Основные философские подходы к осмыслению общества.

Содержание учебного материала

1

2

1

Специфика философского осмысления жизни общества. Природа и общество.

Основные сферы жизни общества: экономическая, политическая, социальная, духовная.

ОК1-ОК 9

Тема 5.2. Роль культуры в обществе. Культура и цивилизация.

Содержание учебного материала

1

1

Человек в мире культуры. Понятия культуры и цивилизации.

Функции культуры. Материальная и духовная культура.

Массовая и элитарная культура.

ОК1-ОК 9

Тема 5.3. Особенности западной и восточной культур. Россия в диалоге культур.

Содержание учебного материала

1

2

1

Характерные особенности западной и восточной культур.

Особенности русской культуры. Евразийство.

ОК1-ОК 9

Практические занятия №7: «Восток и Запад: противостояние или диалог культур?» Написание эссе на тему

1

Тема 5.4. Философия истории.

Содержание учебного материала

2

2

1

Предмет изучения философии истории.

Концепции исторического развития.

ОК1-ОК 9

Тема 5.5. Мир в начале ХХI века. Глобальные проблемы современности.

Содержание учебного материала

1

Характеристика современной цивилизации.

Критерии глобальных проблем, их сущность.

Поиск выхода из глобального кризиса. Сценарии будущего.

1

2

Практическое занятие №8: «Глобалисты» и «антиглобалисты» о судьбах планеты. Какой вариант вы считаете приемлемым? (написать эссе).

1

Дифференцированный зачет 3 семестр        

Всего

62

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных заданий).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 

 Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин

Оборудование учебного кабинета:

- комплект учебно-методической документации

- наглядные пособия

- компьютер, мультимедийное оборудование

- видеоматериалы

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социально-экономических дисциплин».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- учебно-наглядные пособия по «Основам философии»

Технические средства обучения:

- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением, компьютер и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Горелов  А.А. Основы философии: учеб. пособие для студ. сред. Проф. учеб. заведений / А.А. Горелов. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с.

Дополнительные источники:

Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Логос, 2004. – 288 с.: ил.

Попова Ю.В. Основы философии: учеб. пособие для студентов колледжа всех специальностей / Ю.В. Попова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Воронеж. гос. Пром.-гуманитар. колледж. – Воронеж : ВГПГК, 2010. – 119 с.

Стрельник О.Н. Философия: краткий курс лекций/ О.Н.Стрельник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 240с. – Серия: Хочу все сдать!

Список Интернет сайтов, на которых размещены учебники и монографии по философии  в электронном варианте:

http://filosof. historic.ru

http:// filosofia.ru/

http://www.philosophy.ru/lib/


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

-оценка результатов выполнения домашней работы;

-оценка и анализ результатов выполнения индивидуальных заданий (защита рефератов, компьютерных презентаций, подготовка сообщений и докладов);

-оценка результатов выполнения письменных работ (эссе, терминологического диктанта);

-анализ и оценка результатов тестирования.

Знания:

- основные категории и понятия философии;

-оценка результатов выполнения домашней работы;

- роль философии в жизни человека и общества;

-оценка результатов выполнения домашней работы;

- основы философского учения о бытии;

-оценка результатов выполнения домашней работы;

-оценка и анализ результатов выполнения индивидуальных заданий (защита рефератов, компьютерных презентаций, подготовка сообщений и докладов);

-оценка результатов выполнения письменных работ (эссе, терминологического диктанта);

-анализ и оценка результатов тестирования.

- сущность процесса познания;

-оценка результатов выполнения домашней работы;

-оценка результатов выполнения письменных работ (эссе, терминологического диктанта);

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

-оценка результатов выполнения домашней работы;

-оценка и анализ результатов выполнения индивидуальных заданий

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

-оценка результатов выполнения домашней работы;

-решение проблемных вопросов в ходе проведения занятий.

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

-оценка и анализ результатов выполнения индивидуальных заданий (защита рефератов, компьютерных презентаций, подготовка сообщений и докладов);

-оценка результатов выполнения письменных работ (эссе, терминологического диктанта);

-анализ и оценка результатов тестирования.

- решение проблемных вопросов в ходе проведения занятий.

Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблицей)

Процент результативности

(правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

Балл

(отметка)

 Вербальный аналог

            90÷100

5

отлично

            80 ÷ 89

4

хорошо

            70÷79

3

удовлетворительно

            менее 70

2

не удовлетворительно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01. «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии ФГОС  поспециальностям:080114  Экономика и бухгалтерский учет  (п...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.04 Иностранный язык для специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (углубленной подготовки)

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной (профессиональной) образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100801 Товароведение и экспертиза качества потреби...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык для специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной (профессиональной) образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы....

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 01. "Основы философии"

Рабочая программа учебной дисциплины  ОГСЭ 01. "Основы философии" по специальности "Экономика и бухгалтерский учет"...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01. «Основы философии»

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01. «Основы философии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности средне...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии

   Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего специальнмаксимальной учебной нагр...