Особенности процесса формирования функциональной грамотности на уроках ОДНКНР.
статья (5 класс)

Елена Петровна Плотникова

 

В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию.Поэтому функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности процесса формирования функциональной грамотности на уроках  ОДНКНР

Автор:

Плотникова Елена Петровна

Организация: МКОУ СОШ №10

Населенный пункт:  г. Нижнеудинск , Иркутская область

 «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только повторять и копировать»

                                                                                        Л.Н.Толстой

 Современные процессы развития общества выдвигают к сфере образования ряд новых требований и задач. Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально-грамотных людей.

Леонтьев А.А.: «Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течении жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Функциональная грамотность простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.

В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию.

К основным направлениям функциональной грамотности относятся:

- Читательская грамотность

- Математическая грамотность

- Естественно-научная грамотность

-Компьютерная и информационная (цифровая) грамотность 

 Все эти направления мы можем формировать на уроках  ОДНКНР.

Преподавание предметов духовно-нравственной направленности имеет свои особенности и требует применения специальных педагогических технологий.

Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии:

- технология проектной деятельности;

- технология использования игровых методов;

- технология проблемного обучения;

- обучение на основе «учебных ситуаций»;

- технология развития «критического мышления» через чтение и письмо;

- технология формирования правильной читательской деятельности.

А также используя эффективные педагогические приемы.

Так при формировании читательской грамотности используются следующие приемы:

Прием «Работа с текстом до чтения» (мотивация ученика, выявление цели чтения»).

 «Работа с текстом во время чтения» (ведение диалога)

 «Работа с текстом после чтения» (постановка проблемного вопроса, работа с незнакомыми словами, характеристика места действия итд) 

«Анализ названия рассказа, истории, сказки, притчи». 

« Беседа по вопросам к тексту» 

«Составь рассказ по предложению»

«Наведи порядок в тексте» «Отметь верные или неверные утверждения» 

«Иллюстрирование текста»

 « Написание рассказа с опорой на личный опыт» 

«Плохой - хороший» можно использовать на уроках при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Этот прием учит детей диалогу, культуре общения. 

 «Создание сейквейна ,кроссворда, блок -схем». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие). 

«Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы. Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов Толстые вопросы -Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете (думаете) …? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Тонкие вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли …? Верно ли …? Было ли …? Как звали …? Согласны ли Вы…? 

 « Иллюстрирование текста»  или создание рисунков по определенной теме, вопросу.

Математическая грамотность является вторым по значимости компонентом функциональной грамотности. Она предполагает способность использовать математику, чтобы помочь решить реальные проблемы, включает также способность понимать «язык» математики. Так, при знакомстве с устройством храмов и различных архитектурных сооружений, обучающиеся находят для себя необходимую информацию в цифрах и затем составляют задачи и решают их. Например: строительство Успенского собора в Ярославле началось в 1215г; храм был торжественно освящён в 1219 г. В советское врем собор был разрушен ; Когда собор был восстановлен и начал действовать (в каком году).

 Естественнонаучная грамотность — это способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Изучая тему «Бережное отношение к природе» на уроках ОДНКНР, отвечаем на проблемные вопросы, работаем с документами, анализируем термины расточительный и бережный

Создание на тему: «Сохрани природу»  мини-плакатов, открыток, кроссенс   — ассоциативная головоломка, придуманная и опубликованная в 2002 году Владимиром Бусленко и Сергеем Фединым.

Слово "кроссенс" означает "пересечение смыслов".

Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории.

 Кроссенс представляет собой стандартное поле из 9 квадратиков, в которых помещены изображения. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу. Это могут быть фотографии, рисунки или даже формулы и надписи. Решающему предлагается найти ассоциативные связи между соседними (то есть имеющими общую сторону) картинками.

Алгоритм создания кроссенса:

1. Определить тематику, общую идею.  

2. Выделить 8-9 элементов, имеющих отношение к теме.  

3. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).  

4. Выделить отличительные черты каждого элемента.  

5. Подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.  

6. Замена прямых образов символическими.  

7. Построить ассоциативную связь между образами.  

8. Кроссенс готов.

Метод кроссенса может использоваться  на различных этапах учебной деятельности.Создай проблемную ситуацию или обобщи добытые учащимися знания, открой цикл уроков   или же оригинально подведи итог,  хочешь,    укрась кроссенсом  урок, а хочешь- поставь точку с его помощью на  внеурочном  занятии. Кроссенс может стать и творческим домашним заданием.

Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал кроссенсов. Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела . Отражает глубину понимания учеником заданной темы, кроссенс ученика еще полезней, чем созданный учителем:

-способствует развитию логического и образного мышления;

 -повышает мотивацию;

 -развивает способность самовыражения.

Организация групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников поможет ребятам увидеть проблему с другой позиции. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение.    Работа с кроссенсами способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией.

На каком этапе урока я применяю кроссенс? Отвечу

Я применяю кроссенс:

  • при изучении нового материала: выведение  темы урока; установка проблемной ситуации;
  • при закреплении и обобщении изученного материала;
  • творческое домашнее задание.

        Кроссенс - хороший способ не только найти связи и смыслы на уроках ОДНКНР  и других предметах, но и углубить понимание уже известных понятий и явлений. Кроме того, он позволяет оживить эту истории образами – картинами природы , портретами ученных, произведениями искусства, изображениями предметов материальной культуры, сюжетными картинами современников.

                     Нельзя отрицать, что наряду с логическим мышлением, развивается зрительная память и связная речь.

Предмет  ОДНКНР являются интегрированными и включают в себя такие предметные области, как «Литературное чтение», «История», «Окружающий мир», «География», «Технология», «Изо». Поэтому изучая данные предметные области ребята могут подготовить свой материал, доклад  на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием, используя ранее полученные знания. Создавая рисунки, поделки учащиеся овладевают умениями самообслуживания, навыками обработки различных материалов; развивают индивидуально-творческих особенности личности. Знания, полученные при преподавании предметных областей   ОДНКНР используются, на уроках истории и обществознания. Например, в предмете «Обществознание» есть большие темы «Духовно-нравственное воспитание» и «Личность и ее роль в жизни общества»… В ходе проектной деятельности ученики используют знания полученные и на уроках окружающего мира, литературного чтения, технологии и ИЗО.

В работе учителя понимание функциональной грамотности, это, прежде всего, как ученик освоил теоретический материал, и как он может применить его на практике.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором

общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и личности, приходящей на урок к учителю, необходимы Знания Умения и Навыки.

Поливая дерево, спланированной, четко продуманной,  слаженной работой, используя современные  педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных,  успешных, способных к саморазвитию людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности школьников.

 

 

 




Предварительный просмотр:

Особенности процесса формирования функциональной грамотности на уроках  ОДНКНР

Автор:

Плотникова Елена Петровна

Организация: МКОУ СОШ №10

Населенный пункт:  г. Нижнеудинск , Иркутская область

 «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только повторять и копировать»

                                                                                        Л.Н.Толстой

 Современные процессы развития общества выдвигают к сфере образования ряд новых требований и задач. Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально-грамотных людей.

Леонтьев А.А.: «Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течении жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Функциональная грамотность простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.

В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию.

К основным направлениям функциональной грамотности относятся:

- Читательская грамотность

- Математическая грамотность

- Естественно-научная грамотность

-Компьютерная и информационная (цифровая) грамотность 

 Все эти направления мы можем формировать на уроках  ОДНКНР.

Преподавание предметов духовно-нравственной направленности имеет свои особенности и требует применения специальных педагогических технологий.

Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии:

- технология проектной деятельности;

- технология использования игровых методов;

- технология проблемного обучения;

- обучение на основе «учебных ситуаций»;

- технология развития «критического мышления» через чтение и письмо;

- технология формирования правильной читательской деятельности.

А также используя эффективные педагогические приемы.

Так при формировании читательской грамотности используются следующие приемы:

Прием «Работа с текстом до чтения» (мотивация ученика, выявление цели чтения»).

 «Работа с текстом во время чтения» (ведение диалога)

 «Работа с текстом после чтения» (постановка проблемного вопроса, работа с незнакомыми словами, характеристика места действия итд) 

«Анализ названия рассказа, истории, сказки, притчи». 

« Беседа по вопросам к тексту» 

«Составь рассказ по предложению»

«Наведи порядок в тексте» «Отметь верные или неверные утверждения» 

«Иллюстрирование текста»

 « Написание рассказа с опорой на личный опыт» 

«Плохой - хороший» можно использовать на уроках при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Этот прием учит детей диалогу, культуре общения. 

 «Создание сейквейна ,кроссворда, блок -схем». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие). 

«Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы. Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов Толстые вопросы -Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете (думаете) …? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Тонкие вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли …? Верно ли …? Было ли …? Как звали …? Согласны ли Вы…? 

 « Иллюстрирование текста»  или создание рисунков по определенной теме, вопросу.

Математическая грамотность является вторым по значимости компонентом функциональной грамотности. Она предполагает способность использовать математику, чтобы помочь решить реальные проблемы, включает также способность понимать «язык» математики. Так, при знакомстве с устройством храмов и различных архитектурных сооружений, обучающиеся находят для себя необходимую информацию в цифрах и затем составляют задачи и решают их. Например: строительство Успенского собора в Ярославле началось в 1215г; храм был торжественно освящён в 1219 г. В советское врем собор был разрушен ; Когда собор был восстановлен и начал действовать (в каком году).

 Естественнонаучная грамотность — это способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Изучая тему «Бережное отношение к природе» на уроках ОДНКНР, отвечаем на проблемные вопросы, работаем с документами, анализируем термины расточительный и бережный

Создание на тему: «Сохрани природу»  мини-плакатов, открыток, кроссенс   — ассоциативная головоломка, придуманная и опубликованная в 2002 году Владимиром Бусленко и Сергеем Фединым.

Слово "кроссенс" означает "пересечение смыслов".

Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории.

 Кроссенс представляет собой стандартное поле из 9 квадратиков, в которых помещены изображения. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу. Это могут быть фотографии, рисунки или даже формулы и надписи. Решающему предлагается найти ассоциативные связи между соседними (то есть имеющими общую сторону) картинками.

Алгоритм создания кроссенса:

1. Определить тематику, общую идею.  

2. Выделить 8-9 элементов, имеющих отношение к теме.  

3. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).  

4. Выделить отличительные черты каждого элемента.  

5. Подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.  

6. Замена прямых образов символическими.  

7. Построить ассоциативную связь между образами.  

8. Кроссенс готов.

Метод кроссенса может использоваться  на различных этапах учебной деятельности.Создай проблемную ситуацию или обобщи добытые учащимися знания, открой цикл уроков   или же оригинально подведи итог,  хочешь,    укрась кроссенсом  урок, а хочешь- поставь точку с его помощью на  внеурочном  занятии. Кроссенс может стать и творческим домашним заданием.

Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал кроссенсов. Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела . Отражает глубину понимания учеником заданной темы, кроссенс ученика еще полезней, чем созданный учителем:

-способствует развитию логического и образного мышления;

 -повышает мотивацию;

 -развивает способность самовыражения.

Организация групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников поможет ребятам увидеть проблему с другой позиции. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение.    Работа с кроссенсами способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией.

На каком этапе урока я применяю кроссенс? Отвечу

Я применяю кроссенс:

  • при изучении нового материала: выведение  темы урока; установка проблемной ситуации;
  • при закреплении и обобщении изученного материала;
  • творческое домашнее задание.

        Кроссенс - хороший способ не только найти связи и смыслы на уроках ОДНКНР  и других предметах, но и углубить понимание уже известных понятий и явлений. Кроме того, он позволяет оживить эту истории образами – картинами природы , портретами ученных, произведениями искусства, изображениями предметов материальной культуры, сюжетными картинами современников.

                     Нельзя отрицать, что наряду с логическим мышлением, развивается зрительная память и связная речь.

Предмет  ОДНКНР являются интегрированными и включают в себя такие предметные области, как «Литературное чтение», «История», «Окружающий мир», «География», «Технология», «Изо». Поэтому изучая данные предметные области ребята могут подготовить свой материал, доклад  на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием, используя ранее полученные знания. Создавая рисунки, поделки учащиеся овладевают умениями самообслуживания, навыками обработки различных материалов; развивают индивидуально-творческих особенности личности. Знания, полученные при преподавании предметных областей   ОДНКНР используются, на уроках истории и обществознания. Например, в предмете «Обществознание» есть большие темы «Духовно-нравственное воспитание» и «Личность и ее роль в жизни общества»… В ходе проектной деятельности ученики используют знания полученные и на уроках окружающего мира, литературного чтения, технологии и ИЗО.

В работе учителя понимание функциональной грамотности, это, прежде всего, как ученик освоил теоретический материал, и как он может применить его на практике.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором

общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Итак, модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и личности, приходящей на урок к учителю, необходимы Знания Умения и Навыки.

Поливая дерево, спланированной, четко продуманной,  слаженной работой, используя современные  педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных,  успешных, способных к саморазвитию людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности школьников.

 

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования функциональной грамотности обучающихся по предметам естественно-научного цикла

Сегодня на рынке труда каждый должен демонстрировать максимальную гибкость, адаптивность к меняющимся требованиям. Мы не можем рассчитывать на раз и навсегда полученные профессиональные навыки: м...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Формирование функциональной грамотности - это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициати...

Особенности формирования функциональной грамотности учащихся на уроках технологии

Особенности формирования функциональной грамотности учащихся на уроках технологии...

Формирование функциональной грамотности обучающихся в процессе изучения русского языка и литературы

В сборнике рассматриваются проблемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.Для учителей русского языка и литературы, студентов филологических специальностей.Печа...

Дополнительное образование - как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности школьников

Материал из сборника IIIмежрегиональной научно-практической конференции "Формирование функциональной грамотности учащихся в процессе изучения гуманитарных дисциплин", с.Иволгинск 2021 г...