Доклад на тему: "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
консультация

Филимонова Татьяна Михайловна

Доклад на тему: "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Филимонова Т.М.

Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы предусмотрено повышение позиций России в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) в области естественнонаучной, читательской и математической грамотности, предусмотрено увеличение численности трудоустроившихся выпускников образовательных организаций, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования [2].

В основе Международной программы PISA лежит понятие «грамотность», которое в широком аспекте можно рассматривать как «функциональную грамотность».

Актуальность формирования функциональной грамотности студентов, осваивающих программы среднего профессионального образования, обусловлена современными тенденциями модернизации образования, особенностями перехода к информационному обществу, необходимостью повышения профессиональной мобильности студентов-выпускников СПО в условиях рынка труда и занятости, развития высокотехнологических производств. Вместе с тем задача формирования функциональной грамотности студентов перед системой среднего профессионального образования как ключевая не ставилась, не зафиксирована ФГОС СПО и нормативно-распорядительной документацией, направленной на повышение качества среднего профессионального образования.

В педагогической литературе существуют различные формулировки понятия «функциональная грамотность». Так, А. А. Леонтьев определяет: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [12].

По мнению М. Б. Бершадской, функциональная грамотность, приобретенная человеком в школе, расширяется и углубляется при подготовке бакалавров в вузе в процессе формирования следующих универсальных компетенций:

способность к восприятию, обобщению, анализу информации, к постановке цели и выбору путей ее достижения;

умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации [8].

А. М. Новиков констатирует, что «функциональная грамотность является необходимой составляющей профессионального образования и напрямую связана с понятием компетентности, пришедшим на смену профессионализму» [13].

В стандартах второго поколения отсутствуют упоминания о функциональной грамотности.

В новых ФГОС-2021 (третье поколение) [6] для общеобразовательных учреждений появилось новое понятие «функциональная грамотность», который характеризует требования к условиям реализации программы НОО и ООО. Они определяют функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»  

К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс органично встраиваются формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.

Направления функциональной грамотности по ФГОС-2021:

- читательская грамотность;

- математическая грамотность;

- естественно-научная грамотность;

- финансовая грамотность;

- креативное мышление;

- глобальные компетенции.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Математическая грамотность – способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке.

Креативное мышление – способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного3 выражения воображения.
         Естественно-научная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Глобальные компетенции – способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия: осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей: вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия человека и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Целью формирования функциональной грамотности обучающихся в пределах профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования является повышение уровня образованности студентов в части социально-трудовой и профессиональной адаптации на рынке труда и занятости — повышение профессиональной мобильности и эффективности трудоустройства, в том числе по профессиям и специальностям высокотехнологичных производств.

Функциональную грамотность студента СПО мы рассматриваем как уровень образованности, достигнутый в процессе овладения общими и профессиональными компетенциями, зафиксированными ФГОС СПО, включая совокупность личностных качеств, которые проявляются в знаниях, умениях, способностях и помогают молодому человеку адаптироваться на рынке труда, принимать осознанные решения в вопросах продолжения образования, самообразования, трудоустройства, успешно решать задачи профессионального и внепрофессионального характера в неоднозначных и нестандартных ситуациях.

Основы функциональной грамотности закладываются в общеобразовательной школе в процессе освоения образовательных программ начального, основного общего и среднего общего образования, формирования у обучающихся совокупности личностных, метапредметных и предметных результатов, которые зафиксированы ФГОС общего образования.

В российских школах преподаватели делают основной акцент на под- готовке учащихся к Всероссийской проверочной работе (ВПР), к Основному государственному экзамену за курс основного общего образования (ОГЭ), к Единому государственному экзамену за курс среднего общего образования (ЕГЭ).

В настоящее время Приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.05.2019 № 590/219 утверждена «Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся». [3] Это может способствовать активизации формирования функциональной грамотности не только учащихся общеобразовательных школ, но и студентов средних профессиональных образовательных организаций.

Методологической основой формирования функциональной грамотности студентов СПО являются федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО), в основе которых заложен компетентностный принцип реализации программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС), программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), профессиональные стандарты по профессиям и специальностям, содержащие современные требования к разработке профессиональных образовательных программ.

Основными принципами формирования функциональной грамотности являются:

  • поэтапность и непрерывность;
  • преемственность общего и среднего профессионального образования в контексте формирования личностных, метапредметных, предметных, общих и профессиональных компетенций;
  • индивидуальный подход к формированию функциональной грамотности на диагностической основе с учетом психологических особенностей каждого студента;
  • персонализация обучения, предполагающая учет образовательных предпочтений и личностной мотивации обучающихся в процессе освоения профессии/специальности;
  • практико-ориентированная направленность всех составляющих образовательного процесса;
  • критериально-уровневое оценивание функциональной грамотности в процессе ее поэтапного формирования;
  • управленческий мониторинг, анализ и систематизация результатов сформированности функциональной грамотности студентов профессиональной образовательной организации, корректировка применяемых технологий, методов и средств;
  • целенаправленная подготовка педагогического коллектива к формированию функциональной грамотности студентов.

Формирование функциональной грамотности — это процесс, который осуществляется в пределах освоения профессиональных образовательных программ СПО, учитывает динамично меняющиеся требования профессиональных стандартов, работодателей и общества к личности современного профессионала.

Основой формирования функциональной грамотности является решение студентами специально разработанных поставленных учебных задач, учебно-практических заданий, которые должны быть обязательным содержательным компонентом учебных дисциплин основной профессиональной образовательной программы СПО.

Учебные задания различаются по предметной принадлежности основной профессиональной образовательной программы СПО:

  • задания, решение которых предусмотрено в ходе изучения учебных дисциплин общеобразовательного цикла, естественнонаучного, математического и социально-экономического циклов, учебных дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов;
  • задания, которые выполняются в процессе индивидуальных проектов, курсовых работ, во время производственной практики;
  • задания, содержащие выполнение трудовых функций с ориентацией на уровни квалификаций профессиональных стандартов, утвержденных Минтруда и социальной защиты Российской Федерации [5].

Учебные задачи могут быть практико-ориентированные с технологическим содержанием, исследовательские, проектные, социальные, профориентационные и др.

Содержание учебных заданий должно быть направлено на развитие у студентов таких умений, как:

  • рассуждать логически;
  • принимать решение, обосновывать и аргументировать его;
  • использовать математический аппарат для проведения оценочных расчетов и обоснования (в том числе экономического) решения профес- сиональных и внепрофессиональных задач;
  • целесообразно и грамотно использовать речевые обороты в про- цессе устной и письменной коммуникации на родном языке в различ- ных, в том числе профессиональных, ситуациях;
  • формировать поисковые запросы для информационных систем, са- мостоятельно осуществлять поиск, систематизацию, обобщение и ин- терпретацию полученной информации при решении профессиональ- ных и внепрофессиональных задач;
  • понимать и интерпретировать информацию, представленную в форме инфографики;
  • грамотно выбирать и применять цифровые технологии для реше- ния определенных задач;
  • взаимодействовать в коллективе (в том числе в распределенной ко- манде) в процессе достижения общей цели;
  • управлять социальными отношениями, конструктивно преодоле- вать конфликтные ситуации;
  • анализировать ситуацию на рынке труда, соотносить свои профес- сиональные возможности и достижения с требованиями потенциаль- ных работодателей и т. д.

При организации образовательного процесса, направленного на фор- мирование выделенных умений, педагог применяет совокупность тра- диционных и инновационных педагогических технологий во взаимо- действии с формированием общих и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС СПО на профессии/специальности.

Наряду с апробированными педагогическими технологиями фор- мирования общих и профессиональных компетенций формирование функциональной грамотности студентов обеспечивается:

  • созданием атмосферы сотрудничества на занятии;
  • использованием приемов развития критического мышления;
  • применением коллективных форм работы (в парах и малых груп- пах);
  • использованием диалогового обучения и взаимообучения;
  • внедрением в образовательный процесс критериального обучения, самооценивания и взаимооценивания;
  • выявлением и поддержкой обучающихся с недостаточно сформиро- ванными общеучебными действиями;
  • применением ролевых и деловых игр;
  • широким использованием педагогической технологии проектного обучения, в том числе в форме сетевых проектов.

В отношении оптимизации образовательного процесса важное значение придается анализу общих и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС СПО, на предмет выявления в их содержании тех или иных показателей и индикаторов функциональной грамотности, чтобы сосредоточиться на формировании дополнительных элементов с ориентацией на достаточный, продвинутый и оптимальный уровни функциональной грамотности студентов.

Функциональная грамотность студентов формируется во время ауди торных и внеаудиторных занятий, а также в процессе самостоятельного освоения индивидуальных программ [9].

Таким образом, все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС – научить обучающегося учиться, реализуя куонцепцию  Life Long Learning или обучения в течение всей жизни.

Список использованной литературы

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 «Об утверждении Федеральной целевой программы разви- тия образования на 2016–2020 гг.» [Электронный ресурс] // Справ.-пра- вовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/docu- ment/cons_doc_LAW_180188/2914760a9b16ee00146b08c29c054ca2a220 8a1/ (дата обращения — 02.09.2023).

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 26 де- кабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» 2018–2025 гг.». [Элек- тронный ресурс] // Гарант.ру: информац.-правовой портал. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748426/ (дата обращения — 02.09.2023).

3. Приказ Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от 06.05.2019 «Об утверждении Методологии и критериев оценки ка- чества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготов- ки обучающихся» [Электронный ресурс] //  Справ.-правовая система

«КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_325095/ (дата обращения — 02.09.2023).

5 Приказ Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70266852/ (дата обращения — 02.09.2023).

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"  (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101) [Электронный ресурс] // URL: https:// http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027?ysclid=lr8840k9vy705268466 (дата обращения — 02.09.2023).

7. Бабушкина О. В. Формирование функциональной грамотности обучающихся основной школы: теория и практика международных ис- следований // Электронное периодическое издание «Преемственность в образовании». — 2016. — № 10. URL: http://journal.preemstvennost.ru/ arkhiv/year-2015/50-nomer-8-04-2015/946-formirovanie-funktsionalnoj- gramotnosti-obuchayushchikhsya-osnovnoj-shkoly-teoriya-i-praktika- mezhdunarodnykh-issledovanij (дата обращения 02.09.2023).

 8 Бершадская М. Б. Функциональная грамотность школьников и проблемы высшей школы // Отечественные записки. — 2012. — № 4 (49). — С. 122–130.

9 Блинов В. И., Рыкова Е. А., Сергеев И. С. Концепция формирования функци- ональной грамотности студентов среднего профессионального образова- ния // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 4. — С. 4–21. — DOI 10.24411/2307-4264-2019-10414.

10. Вершловский С. Г., Матюшкина М. Д. Функциональная грамот- ность выпускников школ // Социологические исследования. — 2007. — № 5. — С. 140–144.

11. Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 6–9.

12 Леонтьев А. А. От психологии чтения к психологии обучения чте- нию: материалы 5-й Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 26–28 марта 2001 г.) / под ред. И. В. Усачевой: в 2 ч. — Ч. 1. — М., 2002. — С. 5–8.

13 Новиков А. М. Интеграция базового профессионального образо- вания // Педагогика. — 1996. — № 3. — С. 3–8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования профессий: 120703 «Информационное обеспечение градостроительной деятельности», 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Данное учебное пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессиям: 120703 «Информационное обеспечение градостроительной...

Доклад на тему: Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью.

Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью....

Значение и влияние участия в World Skills для студентов среднего профессионального образования

        Сегодня движение WorldSkills набирает все большую силу и популярность. WorldSkills - это новый толчок в развитии системы профессионального образования во всем мире и...

Акмеологический подход к разработке концепции конкурсов профессионального мастерства среди студентов среднего профессионального образования

В статье анализируется роль и основные проблемы развития среднего профессионального образования как звена системы непрерывного образования. В качестве одного из средств решения проблем, связанных с пр...

«ILLUMINATI» Внеклассное мероприятие по иностранному (английскому) языку для студентов среднего профессионального образования

Цель: повышение мотивации обучающихся к изучению предмета.Задачи:Образовательные – совершенствование навыков говорения, лексико-грамматических и фонетических навыков, повышение мотивац...