Особенности формирования функциональной грамотности на уроках русского языка
учебно-методическое пособие по русскому языку

Актуальность и значимость функциональной грамотности школьников. Приёмы и методы по формированию функциональной грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon funktsionalnaya_gramotnost.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «МЕЛЬНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» НОВИЧИХИНСКОГО РАЙОНА

659734, с. Мельниково, Алтайского края,

Новичихинский район, переулок Школьный 1

Телефон 25-6-45

Особенности формирования функциональной грамотности на уроках русского языка

Учитель русского языка

и литературы МКОУ МСОШ

Шабарова Е.Н.

с. Мельниково 2023

Особенности формирования функциональной грамотности на уроках русского языка

Проблема формирования функциональной грамотности школьников сегодня актуальна и значима. Часто уровень сформированности функциональной грамотности определяют как индикатор общественного благополучия. Именно со школой связан наиболее интенсивный и личностно значимый для каждого обучающегося этап становления его функциональной грамотности.

Что же такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач.

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Алексей Алексеевич Леонтьев, академик РАО, издание «Школа 2100. Педагогика здравого смысла»

Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов.

На уроках русского языка и литературы мы, как правило, формируем читательскую, языковую ФГ.

Чем же различие языковой и читательской ФГ?

Читательская функциональная грамотность - способность человека понимать текст, использовать информацию из текста, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательскую функциональную грамотность мы формируем на каждом уроке, работая с текстом, а также на уроках смыслового чтения.

И если в будущем наш выпускник сможет разобраться в инструкции или правильно понять условия заключаемого договора, значит, в школе была сформирована функциональная ЧИТАТЕЛЬСКАЯ грамотность!

А вот если тот же выпускник сможет составить инструкцию, правильно и грамотно ее сформулировав, или успешно пройти собеседование при устройстве на работу, правильно и без ошибок оформив заявление, следовательно, у него была сформирована ЯЗЫКОВАЯ функциональная грамотность.

Так что же такое языковая функциональная грамотность и как она формируется в школе?

Языковая функциональная грамотность – это владение нормативным, эстетическим и этическим аспектами культуры речи.

Уместно будет вспомнить, что Культура речи, языковая культура —объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения».

Сформированность языковой функциональной грамотности проявляется в:

– умении пользоваться фактами языка для реализации целей общения;

– соблюдении норм современного русского языка (орфоэпических, морфологических, словообразовательных, лексических, синтаксических и стилистических);

– соблюдении этикетных норм, правил речевого поведения, характерных для конкретных социальных условий, регулирующих употребление тех или иных речевых единиц;

– умении с помощью языковых средств грамотно выражать собственные мысли, решать конфликты с помощью слова;

– умении работать с лингвистической информацией, применять полученные знания в жизни.

Если мы проанализируем все вышеперечисленное, то придем к выводу, что эти умения и навыки перекликаются с УУД, которые являются требованиями ФГОС.

Таким образом, если мы будем работать в соответствии с Приказом Министерства Образования науки и культуры РФ № 413 об утверждении Федерального Государственного образовательго стандарта среднего общего образования, мы и будем формировать языковую функциональную грамотность. Не изобретая ничего нового, лишь используя инновационные образовательные технологии, мы формируем функциональную грамотность, в том числе языковую.

Добиться вышеперечисленных результатов поможет учителю использование современных инновационных технологий, которые позволят обучающимся саморазвиваться, самосовершенствоваться, самореализоваться путём осмысленного и деятельного усвоения нoвого социального опыта.

В своей педагогической практике все мы применяем РАЗЛИЧНЫЕ инновационные технoлогии:

технологии проектно-исследовательской деятельности,

технологии развивающего обучения,

информационно-коммуникационные технологии,

технологии проблемного обучения,

игровые технологии,

технологии критического мышления и другие.

О них говорим и знаем мы все очень много, поэтому мы не будем останавливаться на этом.

На своих уроках я использую приемы при введении новых знаний, которые основаны на технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний.

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.

В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.

Этап постановки учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».

Учитель

Ученик

- На доске записаны слова :песик, звоночек. Запишите их в тетради.

Ученики записывают слова.

- Обозначьте суффиксы в этих словах.

- В слове пёсик (-ик), звоночек(-ек)

-Что это за суффиксы?

-С начальных классов вы знаете, что это уменьшительно-ласкательные суффиксы, но что же интересного вы заметили?

- В одном слове пишется суффикс – ик, в другом - -ек.

- Какой возникает вопрос?

- Когда в существительных пишется суффикс –ек , а когда –ик?

- Значит, тема урока: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».

Суть поиска решения учебной проблемы заключается в том, что учитель помогает ученикам открыть новое знание. На уроке существует две основные возможности обеспечить такое открытие: побуждающий к гипотезам диалог и подводящий к знанию диалог.

Приведу пример побуждающего диалога при последовательном выдвижении гипотез, разработанный и апробированный мною на уроке русского языка в 5 классе.

Этап поиска решения учебной проблемы на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Гласные в суффиксах имён существительных –ек, -ик».

Учитель

Ученик

Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Приём 1. Одновременное предъявление противоречивых фактов.

Формулируют проблемный вопрос.

- Когда в существительных пишется суффикс –ек , а когда –ик?

- Посмотрите внимательно на слова и попробуйте высказать свои предположения, от чего зависит выбор гласной в суффиксе.

- Возможно, в одушевлённых существительных пишется суффикс –ик (пёсик), а в неодушевлённых –ек . (ошибочная гипотеза)

- Все согласны или есть возражения?

- Существительное мячик с суффиксом –ик неодушевлённое. (контраргумент)

- Ещё какие есть гипотезы?

- С этой гипотезой согласны?

- В слове ёжик суффикс –ик после твёрдого согласного.

Подсказка к решающей гипотезе.

- Просклоняйте данные существительные.

И.п.пёсик,звоночек

Р. п. пёсика, звоночка

Д. п. пёсику, звоночку

В. п. пёсика, звоночек

Т. п. пёсиком, звоночком

П. п. о пёсике, о звоночке

- Что вы заметили?

- При склонении существительного «пёсик» суффикс –ик сохраняется, а при склонении слова «звоночек» буква Е из суффикса выпадает во всех падежах, кроме винительного.

- Давайте возьмём ещё другие слова. Например ключик, платочек. Также просклоняем. Что вы заметили?

Ученики склоняют.

- Суффикс –ик сохраняется, а из суффикса –ек гласный выпадает.

- Сформулируйте правило.

- Если при склонении существительного гласный суффикса выпадает, то пишется суффикс –ек, если гласный сохраняется, то пишется суффикс –ик.

- Сравним сформулированное вами правило с правилом, представленным в учебнике.

При одновременном выдвижении гипотез сначала проверяются ошибочные варианты, затем – решающая.

Приёмы и методические находки

Одним из важных компонентов наших уроков является работа с лингвистическими текстами, которые формируют умения работать с научными текстами, структурировать текст, рассуждать на лингвистические темы.

Примеры заданий (рассуждаем на лингвистическую тему):

  1. докажите, что текст служит подтверждением мысли, что «язык изменчив, как изменчива сама жизнь».
  2. докажите ошибочность утверждения о том, что «дефис» и «тире» – это термины-синонимы.
  3. рассмотрите таблицу и решите: одному ли правилу подчиняется написание НЕ с наречиями, именами существительными и прилагательными.

При изучении лингвистической информации я активно используем такой прием, как сворачивание текста в кластер, при этом эффективно формируется читательская функциональная грамотность. Воссоздание информации по составленному кластеру формирует не только лингвистические компетенции, но и умение составлять собственный связный текст, и здесь мы формируем уже языковую функциональную грамотность.

Таким образом, решении одной из задач языковой функциональной грамотности: умение работать с лингвистической информацией, применять полученные знания в жизни.

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся – это прием «лови ошибку». Он формирует умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Сначала, учитель об этом предупреждает детей. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются, зная, что ошибки есть. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Позже учитель умышленно допускает ошибки, не предупреждая ребят, и самые внимательные находят их, обосновывая свой выбор и поощряются «5»!

Это могут быть тексты с заданиями по изучаемой теме, но в них допущены как орфографические, пунктуационные, так и речевые, стилистические ошибки. Ребятам приходится сначала отредактировать текст или предложения, только потом работать с текстом по теме урока.

Например, дается набор предложений и задание к ним:

Списать предложения, подчеркнуть грамматические основы, определить тип сказуемого.

1. Друзья, попробуем оглянуться в будущее. 2. Через весь роман проходит фабула патриотизма. 3. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука. 4. С первого момента он может показаться даже очень прекрасным человеком. 5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о приезде настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение. 6. Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Ноздревым, Плюшкиным. 7. Автор по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии.

Внимательные дети, привыкшие к «подвохам» учителя, сразу увидят речевые ошибки. Таким образом, выполняя данное упражнение, мы не просто отрабатываем тему, но и формируем языковую грамотность.

Уместно будет организовать работу с паронимами:

1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ

В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ?

1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.

4) Танцоров одели в национальные костюмы.

2. ОБСУЖДЕНИЕ - ОСУЖДЕНИЕ

В каком предложении вместо слова ОБСУЖДЕНИЕ нужно употребить ОСУЖДЕНИЕ?

1) ОБСУЖДЕНИЕ проблемы загрязнения окружающей среды стало важней темой.

2) Никогда нельзя предугадать результаты ОБСУЖДЕНИЯ сути научного открытия.

3) Урок был посвящен ОБСУЖДЕНИЮ новой книги В. Распутина.

4) ОБСУЖДЕНИЕ преступника судом на 3 года исправительных работ вызвало недовольство горожан.

3. ОСВОИТЬ - УСВОИТЬ

В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ?

1) Завод ОСВОИЛ выпуск новой продукции.

2) Ученик сумел быстро ОСВОИТЬ новый материал.

3) Жители деревни решили ОСВОИТЬ новые земли для посева зерновых культур.

4) Пришлось ОСВОИТЬ новую технику.

Важнейшей задачей формирования языковой функциональной грамотности является соблюдение обучающимися этикетных норм, правил речевого поведения, характерных для конкретных социальных условий, регулирующих употребление тех или иных речевых единиц; умение с помощью языковых средств грамотно выражать собственные мысли.

Предлагаем приём составление инструкции. Например, при изучении темы «Глагол» данный прием позволяет не только формировать умение распознавать части речи, ставить глаголы в начальную форму и в указанные формы времени, определять известные признаки глагола, состав слова, ориентироваться в выборе предложений по цели; правильно использовать глаголы при составлении делового повествования – инструкции; но и учиться составлять план текста, наблюдать за структурой текста, соблюдать условие единства текста, задавать вопросы к тексту, оформлять устную и письменную речь в форме текста – инструкции, понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Составленные инструкции мы редактируем в группах. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (составление инструкции).

В жизни каждый из нас сталкивается с непониманием и становится участником конфликта даже не по своей воле. Вроде бы давно понятно, что конфликты лучше всего решать словесно — обсуждать проблему, высказывать своё мнение, выслушивать точку зрения собеседника, соглашаться на компромисс. Но всё равно вокруг тебя остаются люди, которые уверены — без агрессии и рукоприкладства не обойтись. Им кажется, что нежелание применять физическую силу — это признак слабости. Мы часто говорим о том, почему человек должен научиться регулировать ссоры и недопонимания спокойно, без использования кулаков, с помощью слова. На уроках словесности и развития речи используем прием разрешения конфликтов.

Для начала можно использовать художественные произведения для анализа конфликтных ситуаций. Например, рассказ Ю. Ермолаева «Лучший друг» (5 класс)

Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушел обедать. Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Луков катается. Рассердился Коля и побежал во двор. «Сейчас, − думает, − отлуплю Вовку. Чтоб чужие вещи без спроса не брал». Подскочил к нему – сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, стоящему рядом:

Знакомься, Игорек, это мой самый лучший друг – Коля.

Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:

Что же вы на самокате-то не катаетесь?..

Вместе с детьми анализируем поведение ребят, почему конфликт был исчерпан?

Позже предлагаем ребятам стать участниками конфликтной ситуации и предложить словесное разрешение данного конфликта ( ребята работают в группах).

Ситуация: У твоего друга серьезные проблемы с математикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание, и ты даешь. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она сказала, что, если еще раз ты дашь своему другу списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности.

- Какие чувства будут у каждого из участников ситуации?

- Как поступить в данной ситуации?

- Как не допустить конфликт между друзьями?

Каждая группа предлагает, обыгрывает свой выход из данной ситуации. Выбираем вместе наиболее удачный.

Ситуация. В группе класса (ВК) одна ученица, захотела поддержать «шутливый тон» беседы и выложила смешную совместную фотографию своей лучшей подруги, когда они были маленькими. Все одноклассники начали активно обсуждать эти фото, среди комментариев были и достаточно обидные. Подруга, потребовала убрать фото из группы, фото удалили, но обида осталась, девочки поссорились.

Дистанционное обучение заставило находить новые формы преподавания и контроля за знаниями и умениями учащихся. Мы в работе используем платформу ;rlz, где предлагаются различные варианты подготовки обучающихся к ВПР, PISA (функциональная грамотность).

Таким образом, в заключение хочется отметить, что функциональную грамотность, в том числе языковую, мы формируем практически на каждом своем уроке, построенном в соответствии с ФГОС, просто не задумываемся об этом.

«У языка две основные функции: он является орудием человеческого мышления и орудием общения людей друг с другом. И сам язык может развиваться только потому, что он одновременно выполняет обе эти функции».

Источники информации

  1. Проблемы и технологии образовательного целеполагания. Хуторской А. В.
  2. Целеполагание на уроке.
  3. slovami-eto-proyavlenie-sily-a-ne-slabosti/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Особенности дифференцированного обучения на уроках русского языка в вечерней школе

В вечерней школе наряду с уроками существует  специфическая форма организации учебной работы – индивидуальные консультации,  в процессе которых осуществляется  ...

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в классах III и IV вида.

Цель педагога - способствовать формированию у учащихся УУД. Как это сделать? Давайте думать вместе....

Особенности формирования мотивации на уроках английского языка.

Вашему вниманию предлагается статья, где приведены примеры из моего опыта по формированию мотивации учащихся к изучению иностранного языка....