Особенности формирования функциональной грамотности учащихся на уроках технологии
методическая разработка
Особенности формирования функциональной грамотности учащихся
на уроках технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnaya_gramotnost.docx | 19.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области
Выступление на тему:
«Особенности формирования функциональной грамотности учащихся
на уроках технологии»
Подготовил:
учитель технологии
Калашников А.К.
2021
Почему так важны навыки функциональной грамотности? Мир не стоит на месте, происходят глобальные изменения. Чтобы найти себя в этой сложной и быстро меняющейся реальности, современные ученики должны освоить необходимые навыки, знания и умения. Рассмотрим более подробно причины для необходимых изменений.
Мир не стоит на месте: неопределенность, нестабильность, неординарность, сложность.
Нельзя однозначно сказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются современным школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.
Вчерашние школьники порой не знают, как применять предметные знания в жизни. Школа не учила их решать непростые жизненные задачи и мыслить творчески. Как помочь ребятам обрести грамотность другого уровня?
Развитие функциональной грамотности – вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. И неважно, какой предмет вы преподаете – задачи по развитию функциональной грамотности можно решать практически на любом уроке!
Отличительной чертой функциональной грамотности является направленность на решение бытовых проблем. Данное понятие подразумевает формирование различных навыков, умений и знаний, которые помогают человеку в становлении личности, а также общественных отношениях, что является важным и необходимым для жизни в современном мире. Учащийся из пассивного объекта обучения должен превратиться в активного, целеустремленного, самостоятельного субъекта образовательного процесса.
Основные формы функциональной грамотности — это компьютерная грамотность, информационная грамотность, коммуникативная грамотность, общественно-политическая грамотность, бытовая грамотность, общая грамотность, грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях, грамотность при овладении иностранными языками, умение выбирать и использовать различные современные методы и технологии, способность видеть и осознавать проблему, а также искать пути ее решения, способность учиться на протяжении всей жизни.
Многие люди думают, что уроки труда, технологии, не столь важны, как другие предметы и науки, но это не так. Основная цель таких занятий не в овладении конкретными знаниями, а формирование умений нестандартно смотреть на ситуацию, развивать творческое видение и самостоятельность мышления, умение решать проблему творчески и видеть ее с разных сторон.
Задача уроков технологии в том, чтобы научить учащегося смотреть на мир под другим углом, дать понять, что он способен сориентироваться в ситуации и найти выход из нее самостоятельно, приобрести новые знания, правильно поставить цель и разработать план действии.
Уроки технологии помогают сформировать различные навыки современного успешного человека, т.е. функционально грамотную личность:
человека, способного к принятию самостоятельного решения и выбора;
умеющего нести ответственность за принятые решения;
способного быть ответственным за себя и своих близких;
умеющего «учиться» и желающего постоянно самосовершенствоваться;
обладающего различными компетенциями в разных областях;
умеющего нестандартно решать задачи;
легко адаптирующегося в социуме;
умеющего искать общие решения и компромиссы;
хорошо владеющего устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
владеющего современными информационными технологиями.
Происходит развитие дизайнерского мышления – развитие неординарной, интересной личности, Зd технологии — развитие пространственного мышления и интерес к инновациям, профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства.
Школьному предмету «Технология» отводится одно из ведущих мест в формировании «умений для жизни»:
- политехнических знаний путем знакомства, как с технологиями ручной обработки материалов, так и с современными технологиями преобразования материи, энергии, информации;
- развитие самостоятельности и творческих способностей в процессе принятия решений и выполнения практических задач;
- совершенствование практических умений и навыков самообслуживания и экономного ведения хозяйства;
- формирование и развитие общих способов организации проектной деятельности и на этой основе — технологической культуры, являющейся частью созидательной преобразующей деятельности;
- воспитание эстетического вкуса, художественной инициативы путем знакомства с различными видами декоративно-прикладного творчества и традициями русского народа;
- подготовка к осознанному выбору профессии на основе самопознания и знакомства с миром профессий, различными видами деятельности, при выполнении профессиональных проб.
- результате изучения образовательной области «Технология» учащиеся овладевают опытом трудовой деятельности, инвариантным для всех направлений технологической подготовки в основной школе. построение планов профессионального образования и трудоустройства.
Процесс формирования функциональной грамотности должен быть встроен в каждый урок, «вшит» как обязательная составляющая.
Чем задания на формирование и оценку функциональной грамотности отличаются от традиционных учебно-познавательных задач?
Традиционная система задач на развитие академической грамотности, которая реализуется в рамках предметного содержания, направлена на вооружение обучающихся необходимым объемом знаний, умений и навыков и позволяет установить уровень усвоения предметного содержания.
В контексте функциональной грамотности учебные задачи направлены на отработку тех умений обучающихся, которые способствуют их успешности и полной реализации себя как личности.
Задания на функциональную грамотность позволяют определить уровень умений и навыков обучающихся применять академические знания в различных жизненных ситуациях (жизненные навыки).
Мною организовывается работа в группах и в парах, создаются условия для развития коммуникативной компетенции, формируются умения учеников взаимодействовать с другими, планировать и осуществлять совместную деятельность, анализировать результаты совместной деятельности оценивать вклад каждого члена группы.
Организуя уроки в групповой форме, и наблюдая за учениками, отмечаю, что, во-первых, происходит сплочение ребят, во-вторых, у детей развивается критическое мышление, и, в-третьих, создается чувство здоровой конкуренции.
Подобная система работы помогает формировать на уроках и внеурочной деятельности функциональную грамотность учащихся, развивать основные умения и навыки, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учащихся.
Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности на уроках технологии
Метод проектов относится к технологии развивающего обучения, т.к. направлен на развитие творческих качеств личности. А проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственну...
Формирование функциональной грамотности на уроках технологии
В данной статье рассматривается возможность формирования функциональной грамотности на уроках технологии....
Формирование функциональной грамотности на уроках технологии
Проектная деятельность в дополнительном образовании не новшество последних десятилетий. Этот метод обучения появился еще в начале прошлого века, но до недавнего времени применялся в основном в школах ...
Формирование функциональной грамотности на уроках технологии
ТехнологияФормирование функциональной грамотности на уроках технологии...
Формирование функциональной грамотности на уроках технологии
Учебно-практическая деятельность на уроках технологии должна обеспечивать выполнение целей и задач Национального проекта образования. Поэтому в обязательном порядке на уроках должна присут...
Формирование функциональной грамотности на уроках технологии (девочки)
Выступление на педагогических чтениях по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках технологии"...