Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя будущая профессия»
рабочая программа (6 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Моя будущая профессия»
6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost._programma._proforientatsiya.docx | 80.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, с изменениями и дополнениями;
- Учебный план, формируемый в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010 года № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Учебный план, формируемый в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №1644 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010 г. №1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№2821-10, «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
(зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года №19993);
- Приказ N 74 от 1 февраля 2012 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312;
- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 (в редакции от 20 августа 2008 года № 241);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов основного общего образования» (в редакции от 19 октября 2009 № 427).
Актуальность курса обусловлена рядом факторов:
- Психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
- Отсутствием ясной жизненной перспективы
- Неадекватной самооценкой и несформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии,
- Неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению профессиональных трудностей
Ранняя юность — единственная пора социально-узаконенного, общественно необходимого выбора растущим человеком своего собственного будущего. Ведущий вид деятельности обучающихся данного возраста — учебно-профессиональный. Характерной чертой его является формирование жизненных планов, связанных с выбором профессии. К выбору профессии не многие молодые люди подходят основательно, так как это требует длительного времени и большой мыслительной аналитической деятельности. Старшеклассники чаще всего хотят определить свой будущий жизненный путь и трудовую деятельность без вмешательства взрослых, что порождает дополнительные трудности в процессе принятия ими соответствующих решений. С одной стороны, они еще не знают, что такое профессиональный труд и чем конкретно придется заниматься человеку, избравшему для себя ту или иную профессию. С другой стороны, не могут полностью представить себе, как адаптироваться к условиям будущей профессии. И здесь, как правило, они создают идеал собственного будущего, которое оторвано от реальности. Большинство юношей и девушек выбирают профессию, руководствуясь именно этим идеалом, в дальнейшем у них возникают разочарование и желание попробовать себя в другой сфере; таким образом, выбор профессии осуществляется методом «проб и ошибок».
Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит школе, поэтому профессиональное самоопределение обучающихся — социально-значимый раздел обучения.
Цели программы:
- Сформировать психологическую готовность к совершению осознанного профессионального выбора с учётом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с ОВЗ;
- Повысить компетентность обучающихся в области планирования карьеры;
- Развить у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Формы занятий – рассказ, практика, ролевая игра, тренинг, тестирование, анкетирование, экскурсии, участие в ярмарках рабочих мест, встречи с людьми интересных профессий, познавательные беседы, инструктажи, социальные пробы, поездки, экскурсии, трудовые десанты, социально-значимые акции в классе, школе, комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация аудио- и видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов.
В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по всем темам курса проводятся практические работы.
Общая характеристика курса
Задачи программы:
Образовательные задачи:
1. Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
2. Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
3. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.
4. Повышение уровня психологической компетентности обучающихся за счет получения соответствующих знаний и умений. Расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании;
Воспитательные задачи:
1. Определение степени соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения обучающихся;
2. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности обучающегося;
3. Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;
4. Развитие способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.
Развивающие задачи:
1. Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
2. Выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;
3. Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
4. Создание условий для развития прикладных умений (способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы в экспериментальной ситуации, корректировать выбор, презентовать себя);
5. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
6. Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.
Коррекционная направленность обучения в школе реализуется в процессе решения следующих коррекционных задач:
- развивать речевую активность;
- обогащение и усложнение словарного запаса;
- развитие мышления;
- развитие глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, наблюдательности, точности и тонкости различения цвета, формы, звуков, оттенков речи;
- на основе выявления причинно - следственных связей развивать логическое мышление, пространственное воображение и познавательные способности.
Планируемые результаты освоения курса
Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Выбрать дело -значит, выбрать жизнь» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда,
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по направлению «Выбрать дело-значит, выбрать жизнь» - является формирование следующих базовых учебных действий (БУД):
- Регулятивные БУД:
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные БУД:
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные БУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками.
К ним относятся:
- когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
- мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
- поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Предметными результатами изучения курса являются следующие знания и умения:
Ожидаемые результаты:
- участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
- заинтересованность в развитии своих способностей,
- участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,
- возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности,
- развитие познавательной активности, любознательности, расширение общего кругозора и знаний, познавательных интересов и творческого мышления;
- проявление интереса и склонности к определённым профессиям, уважение к людям трудовых специальностей
- совместное обсуждение и осмысление важности таких качеств, как ответственность и аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей.
Оценка планируемых результатов освоения программы
В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. О достижении результатов следует судить по следующим критериям:
Критерии успешности прохождения программы
- Высокий уровень - умение самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания для проверки этих способностей.
- Средний уровень - умение подготовить с помощью родителей развернутое описание профессии, но недостаточно точно определяет способности, которые необходимы для данной профессии. Ему нужна помощь в подборе заданий для проверки этих способностей.
- Низкий уровень - умение подготовить краткое описание профессии, но не определяет способности, которые необходимы для данной профессии.
Воспитательные результаты освоения программы оцениваются по трем уровням:
Первый уровень результатов | Приобретение обучающимися с умственной отсталостью социальных знаний о ближайшем окружении и о себе, об устройстве общества, знание признаков предметов, профессий и узнавание предметов и профессии по их признакам, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; |
Второй уровень результатов | Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
Третий уровень результатов | Получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебныхдействий подводятся посредством листов педагогических наблюдений, опросников. Учетзнаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочнойдеятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся,накопления материалов по типу «портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция. |
Содержание курса
(6 класс, 34 часа)
Содержание программы
Тема 1. Трудом славен человек (1 час)
Знакомство с различными профессиями благодаря просмотру м/м презентации. Групповая работа учащихся по выбору понравившейся профессии. Сбор и предоставление расширенной информации о выбранной профессии благодаря дополнительным источникам.
Тема 2. Учеба - твой главный труд. (1 час)
Пресс-конференция с учителями школы по теме, составление учащимися в группах памятки «Успешное обучение- мое стремление!».
Тема 3. Человеческие возможности (1 час)
Знакомство и просмотр фильма ВВС «Человеческие возможности». Аналитическая беседа с учащимися по увиденному материалу.
Тема 4. Способности к запоминанию (2 часа).
Общее представление о памяти, ее видах, процессах. Роль памяти в различных видах профессиональной деятельности. Знакомство с приемами запоминания и возможностями развития памяти. Выполнение упражнений на развитие памяти, разучивание стихотворений и их воспроизводство на уроке (конкурс – «Кто лучше запоминает?»).
Тема 5. Способность быть внимательным (2 часа).
Представление о процессе внимания, его видах и свойствах. Значение наблюдательности как профессионально важного качества. Выполнение упражнений с учащимися на развитие внимания при помощи м/м презентации. Проведение игры «Выбери лишнее!».
Тема 6. Волевые качества личности (2 часа).
Волевые качества личности. Регулирующая функция воли. Опросник «Какая у меня воля?». Проведение дебатов: «Какими качествами должен обладать волевой человек?».
Тема 7. «Узнаю, думаю, выбираю» (1 час)
Практическая работа с методиками: «Визитка», «Тебе подходят профессии», «Узнай профессию».
Тема 8. Беседы о конкретных профессиях (2 часа)
Приглашение и беседа с врачом-педиатром и библиотекарем. Конструктивный диалог учащихся с приглашенными гостями, возможность более глубокого погружения в данные профессии учащимися, возможность задать интересующие детей вопросы и получить на них профессиональные ответы.
Тема 9. Классификация профессий (1 час).
Парная работа учащихся по классификации профессий по предмету труда, по целям труда, по орудиям труда, по условиям труда. Знакомство с профессиограммами.
Тема 10. Профессия и современность (2 час)
Экскурсия в пекарню. Знакомство учащихся с профессией булочника-хлебопека и кондитера. Аналитическая беседа по окончанию экскурсии.
Тема 11. Дороги, которые мы выбираем. Профессии твоих родителей (3 часа)
Встречи с родителями. Интервью. Анкетирование.
Тема 12. Все работы хороши, выбирай на вкус. Кем ты хочешь стать? (1 час)
Проведение викторины на знание и выбор профессии. Составление синквейна учащимися на тему «Моя любимая профессия».
Тема 13. Интересы и выбор профессии. «Кто я и что я думаю о себе?» (2 часа)
Что такое интерес? Составление и заполнение карты интересов.
Что такое склонности? Опросник Е. А. Климова. Составление совместно с учащимися примерной анкеты на выявление интересов школьников. Домашняя групповая работа учащихся – опрос другого 6-го класса на выявление интересов и предпочтения профессии.
Знакомство с новыми профессиями, такими как: промоутер, имиджмейкер, девелопер, мерчендайзер. Исследовательская работа учащихся по нахождению этих профессий в дополнительных источниках информации.
Тема 14. Темперамент и выбор профессии (1 час)
От чего зависит выбор профессии? Что такое темперамент? Опросник.
Знакомство с биографиями людей успешной карьеры: Гейтс Билл, Дисней Уолт, Шанель Коко, Федоров Святослав Николаевич. Выбор будущей профессиональной сферы. Известные люди региона.
Тема 15.Здоровье и выбор профессии (2 часа)
Факторы здоровья при выборе профессии. Медицинские противопоказания при выборе профессии. «Анкета здоровья». Приглашение и беседа со школьной медицинской сестрой.
«Я – это…». Выявление самооценки и планирование своего будущего.
«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо». Подготовка учащимися проекта «Я бы смог стать…».
Тема 16. Человек среди людей (2 часа)
Межличностные отношения и их значение в профессиональной деятельности. Коммуникативные умения и навыки. Конфликты и возможности различных тактик поведения. Проведение урока-игры на свежем воздухе «Живем вместе».
Тема 17. Профессиональный тип личности (1 час)
Определение своего профессионального типа личности. Тест «Профессиональный тип личности».
Просмотр видеоролика «Типичные ошибки». Аналитическая беседа с учащимися после просмотра. Составление памятки «Не допустим ошибок при выборе профессии!».
Тема 18. Творческий урок (1 час)
Совместная разработка плана проекта «Моя будущая профессия». Обсуждение в группах наиболее успешного плана и возможности его реализации.
Тема 19. Практическая работа (2 часа)
Презентация проектов учащимися «Моя будущая профессия». Дискуссия между ними по разработанным проектам.
Тематическое планирование
6 класс
п/п | Название разделов и тем | Кол-во |
1 | Трудом славен человек | 2 |
2 | Учеба - твой главный труд. | 2 |
3 | Человеческие возможности. | 1 |
4 | Способности к запоминанию | 2 |
5 | Способность быть внимательным | 1 |
6 | Волевые качества личности | 1 |
7 | «Узнаю, думаю, выбираю» | 2 |
8 | Беседы о конкретных профессиях | 2 |
9 | Классификация профессий | 2 |
10 | Профессия и современность | 1 |
11 | Дороги, которые мы выбираем. Профессии твоих родителей | 2 |
12 | Все работы хороши, выбирай на вкус. Кем ты хочешь стать? | 2 |
13 | Интересы и выбор профессии. «Кто я и что я думаю о себе?» | 2 |
14 | Темперамент и выбор профессии | 1 |
15 | Здоровье и выбор профессии | 2 |
16 | Человек среди людей | 2 |
17 | Профессиональный тип личности | 2 |
18 | Творческий урок | 3 |
19 | Практическая работа | 2 |
| Итого: | 34 |
7. Материально-техническое обеспечение
Методическая литература:
1. Резапкинна Г. В., Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004. – 125 с.
2. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.
3. «Закон об образовании». М.: Про-Пресс, 2004.
4. Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6
5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
6. Пряжников Н.С. “Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). — М.: ВАКО, 2005.
7. Пряжников Н.С. Направления и методы профориентации.//Директор школы. №2, М., 2006.
8. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М.: «Академия», 2005.
9. Основы технологической культуры. Учебник для 10-11-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.
10. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2005.
11. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9–11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.: «Вако», 2005.
12. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: ВЛАДОС пресс, 2001.
13. Савченко М.Ю. Профориентация (сценарии занятий, тренинги для учащихся 9-11 классов). М.: «Вако», 2005.
14. Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. Ростов/нД: «Феникс», 2005.
15. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М.: «Просвещение», 1991.
16. Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. М.: Вита-пресс, 2007.
17. Л.А.Ясюкова Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников (часть 1): Методическое руководство, Спб: «ИМАТОН», 2005
Список дополнительной литературы:
1. Голуб, Г. Б., Предпрофильная подготовка учащихся: Рекомендации по организации и проведению / Под ред. проф. Е. Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2006. – 160 с.
2. Зуева, Ф. А., Предпрофильное и профильное образование учащихся: основные подходы: метод.пособие / Ф. А. Зуева. – Челябинск: Взгляд, 2006. – 143 с.
3. Твоя профессиональная карьера: методика: кн. для учителя / С. Н. Чистякова, И. А. Умовская, Т. И. Шалавина, А. И. Цуканов; под ред. С. Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с.
4. Технология: твоя профессиональная карьера: дидактич. материалы: кн. для учителя / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, Н. С. Пряжников, И. А. Умовская; под ред. С. Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2008. – 111 с.
Приложение Пакет диагностического материала для воспитанников.
Диагностика «Осведомленность о мире профессий»
Цель: выяснить осведомленность о мире профессий. Инструкция: «Перед Вами список профессий. Найдите среди них сходные по а)предмету труда, б) целям труда, в) средствам труда, г) условиям труда и впишите их в соответствующие столбцы приведенной ниже таблицы. Если вы затрудняетесь выполнить задание, воспользуйтесь справочным материалом после таблицы» Список профессий: ветеринар, повар, машинист тепловоза, зоотехник, пекарь-кондитер, парикмахер, агроном, швея, воспитатель, водитель наземного городского транспорта, официант, секретарь, автомеханик, садовод, слесарь-ремонтник, озеленитель, бухгалтер, лаборант, столяр
Справочный материал: Профессии различают: по предмету труда — работа с животными, растениями — работа с материалами и заготовками — работа с детьми — работа со взрослыми людьми — работа с техникой — работа на транспорте — работа со знаковыми системами — работа с художественными образами по целям труда — контроль, оценка, диагноз — преобразование — творчество, изобретательство — транспортирование — обслуживание — собственное развитие и самосохранение по средствам труда — используются ручные и простые приспособления — используются механические средства труда — используются автоматические средства труда — используются функциональные (зрение слух, голос, физическая сила) средства труда — используются теоретические (знания, способы мышления) средства труда по условиям труда — работа в бытовом микроклимате (стол, стул, офис-контора….) — работа в больших помещениях с людьми (аудитория, торговые и концертные залы …) — работа в обычном производственном цехе — работа в необычных производственных условиях (стерильность, режим влажности, температуры и т.п.) — работа в экстремальных условиях (риск для жизни и здоровья) — работа на открытом воздухе — работа дома
Обработка: суммируется количество правильно указанных профессий в столбцах. Например, если в 1 столбце (предмет труда) указаны профессии: ветеринар, зоотехник, лаборант, то правильно указаны 2 профессии (ветеринар и зоотехник, так как они обе относятся к типу человек –природа). Аналогично оценивается заполнение других столбцов. Для оценки правильности соотнесения профессий необходимо использовать изложенную выше классификацию.
Диагностика «Осведомленность о рынке труда» Задание 1, Цель: выяснить осведомленность о рынке труда Инструкция: «Как Вы думаете, по каким профессиям легче всего устроиться на работу, какие профессии, в настоящий момент, являются самыми престижными? А какие наиболее высокооплачиваемым? Какие профессии наиболее востребованы в Вашем городе (районе)? Впишите их в соответствующие столбцы приведенной ниже таблицы».
Задание 2 Инструкция: Напротив каждой из предложенных характеристик человека выберите и обведите букву, соответствующую Вашему мнению о значимости данной характеристики при устройстве на работу:
А – не имеет значения; Б – зависит от мнения работодателя В – зависит от характеристик профессии Г – всегда имеет значение
Обработка: в задании № 1 подсчитывается общее количество приведенных профессий, их соответствие реалиям рынка труда конкретного города (района), а также способность учитывать предлагаемые параметры. Бывает, что воспитанники во всех трех столбцах пишут одни и те же профессии, но как показывает анализ рынка труда, часто востребованные профессии не являются престижными, и наоборот. В задании №2 подсчитывается общее количество правильных ответов по ключу, в котором даны ответы в большей мере совпадающие с данными социологических исследований рынка труда
В итоговую таблицу заносится общий показатель осведомленности о рынке труда: количество правильно указанных профессий в задании №2 суммируется с количеством правильных ответов (по ключу) в задании № 3
Анкета «Моя будущая профессия» Цель: выяснить осведомленность о своей будущей профессии
1) Вспомните, как вы отвечали на вопрос: «Кем ты хочешь быть?» в детстве ________________________________________
2) Изменились ли с тех пор Ваши планы и почему? _____________________________________________________________________________ 3) Укажите конкретную профессию (специальность), по которой Вы хотели бы работать
4) В чем состоит основная деятельность по этой профессии (специальности)?
5) Если вы затрудняетесь ответить, укажите где или у кого Вы можете получить необходимую информацию
6) Укажите, какое образование необходимо для выбранной Вами профессии — без специального профессионального образования — краткосрочные курсы (от нескольких недель до нескольких месяцев) — начальное профессиональное образование (ПТУ, СПТУ …) — среднее профессиональное образование (техникум .училище …) — высшее профессиональное образование (институт, университет) — дополнительное профессиональное образование переподготовка, доподготовка (к уже имеющемуся …)
7) Если вы затрудняетесь ответить, укажите где Вы можете получить необходимую информацию
8) Где вы собираетесь учиться, чтобы получить профессиональное образование (укажите конкретное учебное заведение, в которое Вы собираетесь поступить или место предполагаемой работы)
9) Как бы Вы охарактеризовали: условия труда, соответствующие выбранной Вами профессии (выберите из списка наиболее приемлемый вариант ответа) — бытовой микроклимат (стол, стул, офис-контора….) — большие помещения с людьми (аудитория, торговые и концертные залы …) — обычный производственный цех — необычные производственные условия (стерильность, режим влажности, температуры и т.п. ..) — экстремальные (риск для жизни и здоровья) — работа на открытом воздухе — дома
средства труда, используемые в выбранной Вами профессии (выберите из списка наиболее приемлемый вариант ответа)
— ручные и простые приспособления — механическое — автоматические — функциональные (зрение слух, голос, физическая сила) — теоретические (знания, способы мышления)
характер общения, наиболее распространенный в выбранной Вами профессии (выберите из списка наиболее приемлемый вариант ответа)
— минимальное общение (индивидуальный самостоятельный труд) — работа с клиентами и посетителями — обычный коллектив («свои люди», одни и те же лица) — работа с аудиториями — особая дисциплина и субординация — небольшой замкнутый коллектив (вынужденно ограниченные контакты)
какие цели труда реализуются в выбранной Вами профессии (выберите из списка наиболее приемлемый вариант ответа)
— контроль, оценка, диагноз — преобразование (материалов, человеческого сознания …) — творчество, изобретательство — транспортирование — обслуживание (поддержание в определенном состоянии) — собственное развитие и самосохранение
какой предмет труда в выбранной Вами профессии (выберите из списка наиболее приемлемый вариант ответа)
— природа: животные, растения, организм человека — материалы и заготовки — дети — взрослые люди — техника — транспорт — знаковые системы (стабильные. меняющаяся информация) — художественный образ
10) Укажите наиболее вероятное место Ваше будущей работы?
11) Какова будет примерная оплата Вашей трудовой деятельности?
12) Каких достижений Вы хотите добиться в выбранной вами сфере деятельности?
Обработка: оценивается полнота заполнения анкеты, а также правильность соотнесения выбранной профессии с предлагаемыми характеристиками профессий. Для количественной обработки подсчитывается количество данных ответов, именно оно заносится в итоговую таблицу
Анкета «Я и мое здоровье», Цель:Самооценка состояния здоровья. Ниже приводится ряд утверждений относительно здоровья человека, выберите из предлагающихся альтернатив, ту, которая больше всего соответствует Вашей оценке собственного здоровья. 1. Я считаю, что 01. я практически здоровый человек 02. я очень редко болею, не больше двух раз в год 03. у меня есть хроническое заболевание 04. я вынужден регулярно наблюдаться у врача 05. у меня есть серьезные нарушения здоровья 2. Обычно я 01. хорошо себя чувствую 02. чувствую себя хорошо, но иногда бывают легкие недомогания, болит голова, чувствую себя усталым и раздражительным 03. чувствую себя нормально, но при физических или других нагрузках возникают неприятные ощущения (головокружение, одышка, покалывание в области сердца, боли в боку и т.п.) 04. чувствую себя неважно 3. Мое состояние здоровья 01. не вызывает у меня беспокойства 02. обычно не тревожит меня, но иногда я вынужден обращаться к врачу 03. тревожит меня, я постоянно обращаю внимание на свое самочувствие 4. Отметьте условия, в которых, в связи с Вашим состоянием здоровья, работа вам не рекомендуется 01. шум 02. вибрация 03. агрессивная среда 04. неблагоприятный климат 05. высота 06. подъем тяжестей 07. нервно-эмоциональные перегрузки 08. другие (укажите какие) 09. нет противопоказаний
Обработка: по ответам воспитанника определяется его самооценка состояния здоровья, для этого суммируются баллы по каждому вопросу, начисление которых производится по ключу, приведенному в таблице:
Полученная сумма заносится в итоговую таблицу. Диагностика «Самооценка способностей», Цель: Самооценка способностей. Инструкция: Оцените степень развития у себя перечисленных ниже способностей, для этого рядом с каждым видом способностей проставьте соответствующие баллы: 1 – способности развиты недостаточно, 2- способности развиты хуже, чем у большинства других людей, 3 –способности развиты так же, как и у большинства людей, 4 – способности развиты лучше, чем у большинства людей, 5- способности развиты очень хорошо».
Укажите, кем бы Вы хотели работать___________________________ Какие из перечисленных выше способностей Вы считаете наиболее важными для Вашей будущей профессии, укажите их номера ___________. Обработка: подсчитывается средняя самооценка по всем видам способностей (общая), и отдельно по тем, которые воспитанник считает наиболее важными для профессии (специальная). Если самооценка по важным для профессии способностям выше, чем по оставшимся, к общему среднему значению добавляется 1 балл.
Диагностика осознанности интересов и склонностей, Цель: определить осознанность интересов и склонностей. Инструкция: Подчеркните один вариант ответа, который больше всего соответствует Вашему мнению. 1) Какие занятия Вас больше интересуют? — люблю занятия, требующие постоянного умственного напряжения, выдумки, смекалки — больше привлекает то, что связано с совершенствованием своих физических качеств: ловкости, силы, выносливости; — нравятся занятия, где можно руководить, организовывать, вести за собой других, учить их чему-то; — нравится собирательство, коллекционирование, которые требуют тщательности, настойчивости и испытываешь чувство личной собственности; — люблю оригинальные увлечения, которые дают возможность проявить свои способности вкусы; — люблю азартные, рискованные занятия, на которых можно испытать острые ощущения и приятное чувство победы, выигрыша; — нравятся занятия, не требующие серьезных усилий ума и тела, но дающие ощущение свободы, отдых, разнообразия; — не могу сказать определенно 2) В каком виде профессиональной деятельности Вы могли бы добиться успехов? — связанной с изучением языков, истории, литературы; — требующей знаний математики, физики, химии; — в производственной сфере, транспорте, строительстве; — в частном бизнесе; — в спортивной деятельности; — в педагогической, воспитательной работе; — в работе медицинского профиля, здравоохранении; — в музыке; — в изобразительном искусстве, сфере культуры; — в кинематографе; — в организаторской деятельности; — в политике; — в военной сфере; — в сфере обслуживания; — в сельском хозяйстве; — в другой (укажите в какой именно) — пока не знаю, на что способен. Обработка: подсчитывается общее количество выбранных ответов.
Диагностика «Самооценка профессионально важных качеств», Цель: самооценка профессионально важных качеств. Инструкция: Укажите, насколько правильно каждая из следующих, характеристик описывает Вас, пользуясь следующей шкалой: 1 – всегда или почти всегда неверно, 2 — верно очень редко, 3 – иногда верно, 4 – часто верно, 5 -всегда или почти всегда верно. Для этого обведите необходимую цифру напротив каждой из характеристик
Укажите, кем бы Вы хотели работать___________________________ Какие из перечисленных выше качеств Вы считаете наиболее важными для Вашей будущей профессии, укажите их номера ___________.
Обработка: подсчитывается средняя самооценка по всем качествам (общая), и отдельно по тем, которые воспитанник считает наиболее важными для профессии (специальная). Если самооценка по важным для профессии качествам выше, чем по оставшимся, к общему среднему значению добавляется 1 балл.
Диагностика степени принятия ситуации профессионального самоопределения
Цель: выяснить степень принятия ситуации профессионального самоопределения
Инструкция: Представьте, что Вы переехали в настоящий момент в другой населенный пункт, в котором Вы раньше никогда не были. У Вас есть где жить и небольшая сумма денег на первое время. Внимательно прочитайте предлагаемый ниже список и выберите из него ту информацию, которую Вы хотели бы получить в первую очередь, подчеркните ее. Выбрать можно не более 5 пунктов.
— о ближайших учебных заведениях, условиях приема — о спортивных и развлекательных центрах — о специальностях, профессиях по которым легко найти достойную работу — о ближайших пунктах питания (кафе, столовые и т.п.) и ценах в них — о местах и условиях работы не требующих специальной подготовки — о достопримечательностях (музеях, исторических памятниках и т.п.) — об условиях и размере оплаты труда по разным специальностям — о разбросе цен на товары и услуги в разных торговых точках — о имеющихся свободных рабочих местах — о лечебных заведениях и аптеках — о центрах оказывающих консультативную помощь и содействие в выборе профессии и трудоустройстве — о месторасположении муниципальных органов и графике их работы (паспортно-визовая служба, органы управления и т.п.) — о центрах, оказывающих помощь и поддержку выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — о ближайшем репертуаре кинотеатров — о том, где собираются молодые люди. чтобы провести досуг Обработка: Подсчитывается процентное соотношение количества выборов пунктов информации, напрямую связанной с ситуацией профессионального самоопределения ( в тексте они выделены курсивом), к общему количеству сделанных выборов. Этот показатель заносится в итоговую таблицу. Например, воспитанник сделал 4 выбора, из них – 2 связанных с ситуацией профессионального самоопределения. Подсчет: 2 делим на 4 и умножаем на 100%, получаем 50%., эту цифру заносим в итоговую таблицу. Примечание: При проведении тестирования все пункты должны быть напечатаны одинаковым шрифтом.
Диагностика сформированности жизненных целей, ценностей, Цель: выяснить степень сформированности жизненных целей, ценностей.
Методика «Незаконченные предложения» Инструкция: Одним или несколькими словами закончите предложения: 1. Выбор профессии это 2. Мне кажется, большинство людей добивается успехов потому что 3. При выборе сферы деятельности важно 4. Чтобы найти хорошую работу надо
Обработка: на основании качественного анализа дополненных предложений, делается вывод об отношении воспитанника (положительное, отрицательное, безразличное) к тем или иным жизненным целям и сферам, сформированности их жизненных представлений, связанных с профессиональным самоопределением. Обобщенный вывод об уровне сформированности образа желаемого будущего (низкий, средний, высокий) заносится в итоговую таблицу. Дополнительная информация используется при написании заключения.
Диагностика сформированности мотивов профессионального выбора, Цель:выяснить сформированность мотивов профессионального выбора Инструкция: Перед Вами список десяти основных причин, влияющих на выбор профессии: 1) собственное желание, 2) отношение (одобрение) близких (друзей, любимого человека и др.) 3) способности 4) характеристики профессии (предмет, цель, условия, средства и др.) 5) быстрота получения необходимого профессионального образования 6) престиж 7) предполагаемый уровень доходов 8) наличие друзей, на месте будущей учебы или работы 9) близость и доступность соответствующего учебного заведения 10)предполагаемые льготы
Выберите из каждых двух причин ту, которую вы считаете наиболее для себя важной. В таблице приведены пары чисел, каждому из которых соответствует причина, стоящая под этим номером в списке. Обведите в каждой паре кружком ту причину выбора, которая, по Вашему мнению, оказывает на Вас большее влияние. Заполняйте бланк вертикально по колонкам.
Обработка: Для каждого из мотивов подсчитывается количество обведенных цифр в таблице, индекс, который может принимать значения от 0 до 9, и заносится в таблицу.
На основании полученных значений, во-первых выделяются наиболее значимые для воспитанника мотивы выбора, во–вторых, оценивается степень сформированности иерархии мотивов. Иерархию считается сформированной, если есть 1-2 мотива наиболее привлекательных и имеют их значения 7-9 баллов, 1-2 мотива – наименее привлекательных и они имеют значения 0-2 балла, а значения других мотивов выбора очень близки и находятся в пределах от 3 до 6 баллов. Во всех других случаях иерархия считается несформированной.
Диагностика мотивационной готовности к самостоятельному принятию решений и профессиональному обучению, типа отношения к труду и работе, Цель: диагностика мотивационной готовности к самостоятельному принятию решений и профессиональному обучению, типа отношения к труду и работе. Инструкция: Каждый пункт анкеты содержит два предложения – а) и б). Прочитайте внимательно каждое из них, выберите то, которое больше всего соответствует Вашему мнению и обведите его. 1. а) Мне кажется, что человек может прожить свою жизнь так, как ему хочется. б) Мне кажется, что у человека мало шансов прожить свою жизнь так, как ему хочется. 2. а) В сложных ситуациях надо действовать уже испытанными способами, так как это гарантирует успех. б) В сложных ситуациях надо искать новые решения. 3. а) Лучше приступать к работе, зная, что вам есть чему поучиться б) Лучше полагаться на уже имеющиеся у вас знания 4. а) Работа это только способ заработать деньги и ничего более. б) Я бы хотел работать даже в том случае, если бы не нуждался в деньгах. 5. а) Я чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие. б) Я не чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ждут окружающие. 6. а) Пожалуй, я могу сказать о себе: “Как жизнь меняется! И как я сам меняюсь!” б) Независимо от жизненных обстоятельств я остаюсь самим собой. 7. а) Лучше делать так, как принято в том месте, где вы стали работать, пока не будет уверенности, что ваш способ лучше б) Лучше делать по-своему, пока не скажут делать иначе 8. а) Величина заработка конечно важна, но это не самое главное в работе. б) Будь у меня достаточно денег, я бы не работал. 9. а) Я мирюсь с противоречиями в самом себе. б) Я не могу мириться с противоречиями в самом себе. 10. а) Существует только один способ правильно выполнить работу б) Обычно выполнить работу можно не единственным способом 11. а) Мне кажется, что разум и чувства в человеке не противоречат друг другу. б) Мне кажется, что разум и чувства в человеке противоречат друг другу. 12. а) Главное в жизни найти хорошее место работы с высоким заработком. б) В жизни очень важно найти профессию по душе. 13. а) Для меня важно, разделяют ли другие мою точку зрения. б) Для меня не слишком важно, разделяют ли другие мою точку зрения. 14. а) В первый месяц поступления на работу обучение может оказаться важнее, чем производительность б) Руководству нет дела до обучения, важна только производительность 15. а) Мне кажется, я вполне могу доверять своим собственным оценкам людей и ситуации. б) Мне кажется, я не могу в полной мере доверять своим собственным оценкам людей и ситуации. 16. а) Работа хороший способ реализовать себя в жизни. б) Работа очень важна для человека как источник средств для существования 17. а) Я могу быть плохим и хорошим одновременно. б) Я всегда могу сказать хорошо или плохо я поступаю. 18. а) Обычно я принимаю близко к сердцу то, что обо мне будут думать другие. б) Меня не очень волнует, что обо мне будут думать другие. 19. а) Задавая вопросы, раздражаешь коллег и выглядишь глупо б) Задавая вопросы, можно эффективно обучаться 20. а) Работа прежде всего должна хорошо оплачиваться б) Самое важное в работе приносит она удовлетворение или нет.
Обработка: подсчитывается количество баллов по шкалам в соответствии с ключом, максимальный балл по каждой шкале 5, соответствующие значения заносятся в итоговую таблицу.
Диагностика самооценки готовности к выполнению трудовых действий, Цель: самооценка готовности к выполнению трудовых действий Инструкция: Перед вами список трудовых действий[1]:, оцените, насколько Вы могли бы выполнить каждое из этих действий уже сейчас, для этого напротив каждого действия проставьте баллы от 1 до 5: поставьте 1, если Вы совсем не могли бы выполнить данное действие, 5 – если считаете, что умеете это делать достаточно хорошо. 2, 3, 4 используйте для оценки разной степени готовности».
Какие из перечисленных выше качеств Вы считаете наиболее привлекательными для себя, укажите их номера _____________________. Какие из перечисленных выше качеств Вы считаете наиболее важными для Вашей будущей профессии, укажите их номера __________________. Какая это профессия ______________________ Обработка:подсчитываются значения по трем показателям: самооценка трудовой готовности по наиболее привлекательным действиям – средний балл по действиям, чьи номера указаны в ответе на первый вопрос; самооценка трудовой готовности по профессионально необходимым действиям – средний балл по действиям, чьи номера указаны в ответе на второй вопрос; средний балл по действиям, чьи номера не указаны в ответах на вопросы. Также оценивается согласованность профессионального выбора – отношение количества совпавших номеров действий в ответах на вопросы к общему количеству указанных номеров. Чем выше показатель, тем более согласованным является выбор. Например, всего было указано 15 номеров, из них совпали 6, степень согласованности , в данном случае равна 0,4. Адекватность выбора оценивается следующим образом – если самооценка действий, профессионально необходимых, выше, чем самооценка по оставшимся действиям, дополнительно присваивается 1 балл. В итоговую таблицу заносится показатель самооценки действий, наиболее важных для будущей профессии, с которым суммируется показатель согласованности и балл за адекватность, если он был добавлен
Анкета «Самоанализ возможного будущего», Цель: сформированность представлений о будущей трудовой деятельности Вариант 1. Ø Представьте себе, что Вы приобрели выбранную профессию (укажите ее ____________________) и устроились на работу по специальности. Как Вы думаете с чем будут связаны основные трудности в Вашей работе? Выберите и обведите кружком 3 из 10 предложенных вариантов ответа.
1. с большой физической нагрузкой 2. с большой нервной нагрузкой 3. с недостатком профессиональных знаний 4. с недостатком практического опыта 5. с необходимостью работать в нерабочее время 6. с плохими отношениями в коллективе 7. с усталостью, вызываемой другими заботами 8. с необходимостью принимать самостоятельные решения 9. с трудностями в управлении людьми 10. с плохими отношениями с руководством
Ø Подумайте о том, что прежде всего в данном случае побуждает Вас работать. Для этого внимательно прочитайте перечисленные варианты и выберите 3, которые больше всего Вам подходят.
1. я люблю свою профессию 2. мне нравится иметь стабильный заработок и быть независимым 3. я не представляю свою жизнь без работы 4. благодаря работе я не чувствую себя одиноким 5. работа хороший способ отвлечься от жизненных проблем 6. благодаря своей работе я ощущаю себя нужным людям 7. мне нравится руководить людьми 8. мне нравится, что благодаря работе я могу проявлять инициативу, придумывать новое 9. мне нравится что мою работу уважают мои знакомые, друзья 10. если я не буду работать, я могу опуститься на «дно»
Ø Подумайте о том, что прежде всего в данном случае устраивает Вас в Вашей работе. Для этого внимательно прочитайте перечисленные варианты и выберите 3, которые больше всего Вам подходят.
Вариант 2. Ø Теперь представьте себе, что Вам не удалось устроиться на работу по специальности и Вы нашли какую–то другую работу. Укажите, вероятней всего что это будет за работа ___________________. Как Вы думаете в данном случае с чем будут связаны основные трудности в Вашей работе? Выберите и обведите кружком 3 из 10 предложенных вариантов ответа.
1. с большой физической нагрузкой 2. с большой нервной нагрузкой 3. с недостатком профессиональных знаний 4. с недостатком практического опыта 5. с необходимостью работать в нерабочее время 6. с плохими отношениями в коллективе 7. с усталостью, вызываемой другими заботами 8. с необходимостью принимать самостоятельные решения 9. с трудностями в управлении людьми 10. с плохими отношениями с руководством
Ø Подумайте о том, что теперь прежде всего побуждает Вас работать. Для этого внимательно прочитайте перечисленные варианты и выберите 3, которые больше всего Вам подходят.
1. я люблю свою профессию 2. мне нравится иметь стабильный заработок и быть независимым 3. я не представляю свою жизнь без работы 4. благодаря работе я не чувствую себя одиноким 5. работа хороший способ отвлечься от жизненных проблем 6. благодаря своей работе я ощущаю себя нужным людям 7. мне нравится руководить людьми 8. мне нравится, что благодаря работе я могу проявлять инициативу, придумывать новое 9. мне нравится, что мою работу уважают мои знакомые, друзья 10. если я не буду работать, я могу опуститься на «дно»
Ø Подумайте о том, что прежде всего в данном случае устраивает Вас в Вашей работе. Для этого внимательно прочитайте перечисленные варианты и выберите 3, которые больше всего Вам подходят.
Обработка:сравниваются ответы по двум вариантам между собой, для этого заполняется следующая таблица:
Таблица
В итоговую таблицу заносится средний показатель альтернативности по всей таблице. На основе содержательного анализа представлений о будущем делаются дополнительные выводы о сформированности жизненных целей, которые используются при написании заключения.
Диагностика умений саморегуляции, Цель: диагностика умений саморегуляции Инструкция: « Прочитайте внимательно каждое утверждение опросника, и оцените насколько оно подходит к Вам, для этого выберите вариант ответа, как бы отвечая на вопрос «Мне свойственно так поступать Если Вам больше подходит вариант: «Мне свойственно так поступать очень редко» – поставьте рядом 1 балл, если вариант: «Мне свойственно так поступать редко» – поставьте 2 балла. Если вариант «Мне свойственно так поступать часто» – поставьте 3 балла, если вариант «Мне свойственно так поступать очень часто» – поставьте 4 балла..
1. За дело приниматься без напоминаний; и без напоминаний выполнять порученное задание. 2. Учитывать возможные трудности; отделять главное от второстепенного. 3. Самостоятельно находить ошибки в своей работе и исправлять их.. 4. Не повторять ранее сделанных ошибок. 5. Справляться с заданиями без помощи со стороны. 6. Поддерживать порядок, быть аккуратным. 7. Готовиться прежде, чем приступить к делу 8. Быть решительным, предприимчивым, активным; 9. Начатое дело доводить до конца.. 10. Обдумывать свои дела и поступки. 11. Планировать дела, рассчитывать силы. 12. Знать о своих недостатках и стараться их исправить. 13. Легко переключаться с одной работы на другую; 14. Хорошо ориентироваться в новых условиях. 15. Быть внимательным; усидчивым. 16. Разбираться в причинах промахов и стараться учесть их в будущем.. 17. В случае необходимости собраться, приложить все усилия. 18. Считаться с мнением других; прислушиваться к замечаниям, слушать разъяснения. Обработка:подсчитывается средний балл по всем пунктам, который заносится в итоговую таблицу.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Химия в моей будущей профессии»
рабочая программа по внеурочному курсу "Химия в моей будущей профессии"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шаг в будущее» для 5 класса.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности профориентационного направления «Шаг в будущее» для 5 класса разработана в соответствии с требованиямиФедерального государственного образова...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шаг в будущее» для 6 класса.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности профориентационного направления «Шаг в будущее» для 6 класса разработана в соответствии с требованиямиФедерального государственного образова...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шаг в будущее» для 7 класса.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности профориентационного направления «Шаг в будущее» для 7 класса разработана в соответствии с требованиямиФедерального государственного образова...
Программа внеурочной деятельности "Моя будущая профессия"
Внеурочная деятельность «Я и моя будущая профессия» разработана на основании диагностических средств (тестов) по профессиональной ориентации для учащихся 8–9 классов. Авторы: К...
Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ для учащихся 9 классов-34 часа
Авторская разработка рабочей программы по курсу внеурочной деятлеьности МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ для учащихся 9-ых классов длительностью 34 часа с тематическим планированием и поурочным планом....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шаги в профессию"
Проблемы подрастающего поколения волнует человечество на протяжении многих столетий. Процесс развития и социализации особенно актуален для школы сейчас. На современном рынке труда востребована личност...