Статья «Пересечение смыслов: кроссенс на уроках литературы и русского языка»
статья

Шнякина Людмила Анатольевна

Статья посвящена новой технологии формирования познавательного интереса учащихся, которая позволяет применять ее широко как на уроках русского языка и литературы, так и во внеурочных занятиях, при подгоовке к итоговому собеседованию, к изложению, сочинению.

      Автор   дает теоретическое обоснование, методическую значимость  на разных этапах урока, знакомит с особенностями плана урока, построенного по технологии кросссенс.

     Кроссенсы предоставляют новые возможности изучения предмета, позволяют обучающимся проявить себя творчески, раскрыть свой  кругозор,  помогают разнообразить учителю преподавание. Статья рассказывает о возможности построения кроссенсов различного уровня. Предлагает авторские примеры кроссенсов.

Ключевые слова:   кроссенс  кроссенс-технология, зашифрованные ассоциации, работа с образами, расширение кругозора учащихся, познавательная активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шнякина Л.А.,

учитель русского языка и литературы,

муниципальное  общеобразовательное  бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №90» р. п. Чунский

«Пересечение смыслов: кроссенс на уроках литературы и русского языка»

                                                                       

Статья посвящена новой технологии формирования познавательного интереса учащихся, которая позволяет применять ее широко как на уроках русского языка и литературы, так и во внеурочных занятиях, при подгоовке к итоговому собеседованию, к изложению, сочинению.

      Автор   дает теоретическое обоснование, методическую значимость  на разных этапах урока, знакомит с особенностями плана урока, построенного по технологии кросссенс.

     Кроссенсы предоставляют новые возможности изучения предмета, позволяют обучающимся проявить себя творчески, раскрыть свой  кругозор,  помогают разнообразить учителю преподавание. Статья рассказывает о возможности построения кроссенсов различного уровня. Предлагает авторские примеры кроссенсов.

Ключевые слова:   кроссенс  кроссенс-технология, зашифрованные ассоциации, работа с образами, расширение кругозора учащихся, познавательная активность.

        Китайская мудрость гласит: «Учиться – все равно, что плыть против течения: остановился, и тебя отнесло назад».  Мы живем в особой информационной среде, при которой полученные знания очень быстро устаревают.  Понятно одно: жизнь наших учеников   включает   множество  нестандартных ситуаций, и все, что мы можем сделать для них — научить действовать в таких ситуациях, то есть обнаруживать и решать проблемы. Чаще всего мы можем начать поиск оптимального варианта решения проблемы методом проб и ошибок с включением логики. Такой подход не гарантирует успеха.  А что гарантирует? Владение универсальными принципами поиска нестандартных решений, применимых к любой ситуации и сфере деятельности не ситуативно, а системно. Предположим, что  такое нестандартное решение – кроссенс. Можно ли с помощью данного интерактивного приема   развивать личностные, метапредметные и предметные образовательные результаты? Проанализируем.

Тема урока – главный предмет излагаемых знаний. Она предполагает постановку проблемы, предопределяет отбор учебного материала. С помощью кроссенса  можно «зашифровать» тему урока. Приём хорош тем, что служит средством развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления учащихся.

        В методической литературе   мы нашли самые разные определения.

В журнале «Наука и жизнь» от 22 февраля 2002 года мы читаем:

«Головоломку для интеллектуалов, названную кроссенсом, придумали летом 2002 года Сергей Федин – писатель педагог и математик и Владимир Бусленко – доктор технических наук, художник и философ. Кроссенс представляет собой таблицу из девяти картинок на самые разные темы. Задача читателя  - найти ассоциативную связь между соседними картинками.  …  Кроссенс - головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений».[1]

В электронном научном журнале «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании» автор А.Г. Гуськова называет кроссенс –технологией.[2] В других источниках читаем «кроссенс – интерактивный метод», «развивающий метод», «инновационный прием».          Думаем, что можно развести эти понятия. Если соотнести кроссенс  с  характеристиками технологии вообще , мы найдем  соответствие:

- концептуальность — опора на идею: интерактивный метод пересечения смыслов;

-целостность — структурные элементы логически связаны;

-управляемость — возможность диагностического целеполагания;

-воспроизводимость — возможность применения на уроках разных предметных областей;

-эффективность — достижение поставленных целей в соответствии с образовательными стандартами при минимизации временных затрат.

Остановлюсь подробнее на алгоритме создания кроссенса:

1. Определить общую идею, определить тему.

2. Выделить 8-9 элементов, имеющих отношение к теме.  

3. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).  

4. Выделить отличительные черты каждого элемента.  

5. Подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.  

6. Замена прямых образов символическими.  

7. Построить ассоциативную связь между образами.  

8. Кроссенс готов

Разгадывая кроссенс, нужно пользоваться нормами русского языка, т.е. читать слева направо и сверху вниз. Получается цепочка, завёрнутая «улиткой». Читать кроссенс можно по-разному: Картинки по запросу кроссенс это

Если весь урок построен на «кроссенс», можно считать это  технологией., если на определенном этапе урока - прием, интерактивный, развивающий.

Приведем примеры использования кроссенс на определенных этапах урока

Таблица 1

Этап урока

Применение

Пример

Этап актуализации имеющихся знаний 

 Дана центральная идея, нужно наполнить ее содержанием – прием рассыпавшихся слов и картинок

Центральная идея-  «Буквы о,ё после шипящих в корне слова», 8 слов – картинок  (крыжовник, капющон,  шорты, шоколад, расческа, решетка,  ожог , поджог)  Задание написать слова к картинкам , систематизировать слова по правилам  (Приложение 1)

Определение темы урока, этап целеполагания

найдите связь между изображениями и определите тему урока);

Перед изучением части речи «Глагол» можно предложить кроссенс , в поле которого расположены картинки с изображением разных действий.  Обучающиеся должны установить ассоциативные связи между картинками и  выйти на тему (Приложение 2)

Этап открытия нового знания , поиск проблемы

Причины , последствия в образах- символах

 Подбираются образы с надписями, слова похожие по составу,  (пугало, чучело, покрывало, точило, ветрило, крутило, светило, рубило.    Ассоциативный анализ образов  поможет сформулировать  проблему урока (Приложение 3)

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

 Найдите связь между изображениями, дополните образы-символами примерами, схемами, запишите центральную идею

Дополнить образы – символы  примерами  и  построить монологическое высказывание   (правило)  (Приложение 4)

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Творческое домашнее задание.

составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему, например, подобрать картинки  по теме «Омонимы. Виды омонимов»

  На уроке обмениваются кроссенсами и определяют  омофоны, омографы, омоформы, лексические омонимы

(Приложение 5.)

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Предлагается кроссенс по этапам урока , в центре - самоанализ

    Связи  между образами-символами могут быть поверхностными и глубокими. Трактовка картинок требует пояснения от составителя кроссенса, чтобы учащимся была понятна идея, в него заложенная. Более высокий уровень работы с кроссенсом – это разгадать его, а не объяснить. Эта технология – находка на уроке литературы. Работая над кроссенсами, каждый ученик сможет погрузиться в атмосферу эпохи,  в текст. «Вместе с тем, кроссенс способствует развитию логического, образного и ассоциативного мышления, воображения; способствует проявлению нестандартного мышления и креативности; развивает способность самовыражения. При разгадывании кроссенса развивается коммуникативные и регулятивные умения, навык работы с информацией, повышается любознательность и мотивация к изучаемому предмету».[3] 

          Если на уроках русского языка мы используем прием на отдельном этапе урока, то на уроках литературы кроссенс может быть положен в основу  технологической карты.

         Особенно удобно использовать кроссенс-технологию при подготовке  к сочинению. Сочинение –миниатюра  «Образы помещиков. Манилов» (Приложение) Картинки и иллюстрации помогают  обучающимся  раскрыть характер  Манилова через портрет, речевую характеристику, описанияе жилища, взаимоотношение с другими героями. Предлагается план образа:

  1. Портрет
  2. Имение
  3. Увлечения
  4. Семья
  5. Жизненные ценности
  6. Речь
  7. Реакция на предложение Чичикова.
  8. Смысл образа.

        Иллюстрации могут сопровождаться цитатами.  При изучении первой главы «Мертвых душ» обучающиеся  в парах выписывали  художественные детали в квадратах 1, 3. 5, 7, а в квадратах 2,4, 6, 8 – выводы.

         Кроссенс – технология  позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами, картами, диаграммами,  помогает решать  разноуровневые обучающие задачи и дает возможность продвигаться  от одного уровня к другому. Ценность технологии в том, что обучающиеся учатся создавать собственные кроссенсы, которые  отражают глубину понимания учеником заданной темы, способствуют развитию логического и образного мышления, повышают мотивацию и развивают способность самовыражения. Кроссенсы имеют высокий воспитательный потенциал. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела

Работа с кроссенсами способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией. Стать творцом, умеющим создавать свои уникальные образные, наполненные смыслом миры – это блестящая победа ученика и учителя. Не в этом ли главная цель ОБРАЗования?

 Список литературы

Брусенина, О. Ю. Интерактивный метод обучения «Кроссенс» (Электронный ресурс). / О. Ю. Брусенина. – Режим доступа : http//www.eduportal44.ru .

Чепюк, И. Г. Учебно-образовательный проект «Реализация системно-деятельностного подхода кроссенс-методом» (кроссенс – методический прием) (Электронный ресурс). / И. Г. Чепюк. – Режим доступа : http//biologyschoolblog.files.wordpress.com

Погосова, А. В. Технология «Кроссенс» (Электронный ресурс). /. Погосова А.В. [Электорнный ресурс//http//one-school.ru


[1] https://www.nkj.ru/archive/articles/5105/ (Наука и жизнь, КРОССЕНС - ИГРА ДЛЯ ЭРУДИТОВ)

[2] http://infed.ru/articles/806/

[3] Погосова, А. В. Технология «Кроссенс» (Электронный ресурс). /. Погосова А.В. [Электорнный ресурс//http//one-school.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка

Из опыта работы использование информационных технологий на уроках литературы и русского языка...

Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка, 5 класс

Размышления о  возможности воспитания учащихся на уроках литературы и русского языка посредством слова. Статья сопровождается электронным приложением. Материалы из опыта работы учителя русского я...

Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка в 5-7 классах"

Духовно-нравственное воспитание на урокахлитературы и русского языка в 5-7 классах Не позволяй душе лениться!Чтоб в ступе воду не толочь,Душа обязана трудитьсяИ день и ночь, и день и ночь!Николай...

Конспект открытого урока литературы учителя русского языка и литературы Степановой Э.Г. по повести И.С.Тургенева “Ася”.

Цели урока: понять идею рассказа «Ася», уяснить авторскую позицию в произведении; выяснить, что характерно для литературного типа «тургеневской девушки»? способс...

Интегрированный урок литературы и русского языка Тема урока: «Подвиг любви и долга» (по повети В. Закруткина «Матерь человеческая»)

Чтение и анализ повести В.Закруткина "Матерь человеческая" . Цель урока воспитание патриотизма на примере подвига женщины - матери, обучение сочинению- рассуждению....