Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка в 5-7 классах"
статья по психологии (7 класс) на тему
Духовно-нравственное воспитание на уроках
литературы и русского языка в 5-7 классах
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Николай Заболоцкий
"НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ"
Проблема нравственного воспитания учащихся – одна из сложнейших проблем, стоящих в наше время перед школой. Немаловажная роль в её решении отводится урокам литературы и русского языка, на которых происходит формирование чувства ответственности перед обществом, активного понимания социальных функций, осмысление своих прав и обязанностей, этических норм.
Наши ученики - подростки, они переживают самый трудный этап своего духовного становления – этап нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров, поэтому книги остаются ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребёнка. И найти ответы на свои вопросы они могут в художественном произведении, ведь в процессе восприятия художественного текста ребёнок усваивает сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждается в правильности тех или иных решений, получает опыт нравственной оценки.
Учиться слушать и слышать мы учим на наших уроках, стремимся научить наших учеников жить по законам добра. Ежеурочно, по капельке настойчиво формируем систему ценностей, относящихся к лучшим традициям отечественной культуры. Именно они, эти традиции, станут прочной основной духовности сегодняшних школьников.
Работая с художественным произведением на уроке и дома, знакомясь с литературным героем, ребята оценивают его поступки, пытаются почувствовать его боль, его сомнения при решении тех или иных проблем. И конечно, учитель — это тот человек, который всегда сможет придти на помощь. Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о справедливости, трудолюбии, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень и праздность: «Бог не в силе, а в правде», «Сытый голодного не разумеет», «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» — и многие другие пословицы являются не только копилкой мудрости, но и руководством к действию…
Какие нравственные и этические качества необходимо воспитать в себе?
Каким человеком тебе хочется стать?
Какие препятствия необходимо преодолеть для этого?
На эти вопросы пятиклассникам помогают ответить народные сказки. Сколько препятствий преодолел Иван-царевич, спасая Василису Премудрую от Кощея Бессмертного, проявив смелость, ум, сохранив при этом свои нравственные качества .
Герои литературных произведений: Жилин из рассказа "Кавказский пленник" Л.Н.Толстого учит своим примером стойкости, талерантности, порядочности; солдаты и офицеры из стихотворения "Бородино" М.Ю.Лермонтова воспитывают в учениках чувство патриотизма, самоуважение, уважение к истории нашей страны и к её ветеранам.
Ребёнок сегодня получает огромную информацию, в пространстве которой, зачастую, он находится в одиночестве, насыщая ум , эмоционально заряжаясь, но эта информация чаще всего в меньшей степени затрагивает духовный мир. Родители современного школьника занимаются зарабатыванием денег, не думая подчас о том, что материальное благополучие никогда не станет главным в жизни – это всего лишь инструмент для создания комфорта и жизненных удобств. А вот здоровье психологическое, душевное равновесие – это те критерии, что всегда у нашего народа были во главе всего.
Воспитание любви к родной природе посредством работы с художественным словом – одна из важнейших сторон нравственного воспитания. Умение видеть и чувствовать красоту родной природы помогают стихотворения С.Есенина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.Заболоцкого и других русских поэтов 19-20 веков, а также художники, запечатлевшие русскую природу: Исаак Левитан, Василий Суриков, Виктор Васнецов. Нет детей, равнодушных к цветам и деревьям. Развивая в человеке интерес к родной природе, любовь к ней, мы тем самым развиваем и любовь к Родине, без которой нет личности.
Уроки литературы, когда они любимы детьми, значительны прежде всего тем, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека.
А как важно развивать чувство юмора в детской душе. Рассказы А.П.Чехова, М.Зощенко помогают ученикам разобраться в лабиринтах человеческой души и тонкостях человеческих чувств, учат подростка над чем можно смеяться, а что вызывает слёзы. И тут ребёнок понимает, что такое "смех сквозь слёзы".
По программе русского языка в 5 классе ученик должен написать разные виды сочинений. Одним из них является "Описание любимой вещи". Это может быть и игрушка, и книга, и любая другая вещь. Сочинение дети пишут дома (родители могут помочь). Обычно работа пишется на альбомном листе, оформляется каким-нибудь рисунком, соответствующим теме. Я оцениваю работу тремя критериями: оформление, содержание и грамотность. Лучшие работы вывешиваются на специальную доску, чтобы дети могли прочитать содержание, увидеть, как ещё можно оформить работу, задуматься над прочитанным и увиденным и сделать для себя вывод. Разумеется, это тоже наглядное пособие. Некоторые ученики пишут не просто сочинения, а творческие работы: рассказы, стихи, басни. Работы ребят являются подтверждением их знаний, полученных на уроках литературы и русского языка.
В завершении доклада позвольте продемонстрировать кусочек сочинения ученицы 5В класса Новожиловой Анастасии "Описание вещи"
Веник
Одна из полезнейших вещей в хозяйстве - это веник.
Вообще для веника есть множество применений. Можно, например, вообразить себя Бабой-Ягой и скакать по комнате верхом, заколдовывая всех. Можно сделать из веника лошадь и ездить верхом. Можно соорудить себе конский хвост и самому стать лошадью. Можно, загнув пучки из соломинок, сделать вешалку для кукольной одежды. Можно приделать к прутикам светодиоды и получить светильник. Можно сделать опахало, чтобы обмахивать важных персон. Ну и, самое банальное, можно подметать квартиру. Можно даже сделать робота, который подметёт квартиру за вас , а заодно и вас самих.
В общем, считаю, что веник – удивительная и очень важная вещь.
Сразу видно, что ученица владеет богатым словарным запасом, с трепетом относится к домашнему труду, уважает семейные традиции и обладает тонким чувством юмора. Здесь уместно сказать "Душа её трудится!"
Достойную смену мы растим, за которую не будет стыдно!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание на уроках
литературы и русского языка в 5-7 классах
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Николай Заболоцкий
"НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ"
Проблема нравственного воспитания учащихся – одна из сложнейших проблем, стоящих в наше время перед школой. Немаловажная роль в её решении отводится урокам литературы и русского языка, на которых происходит формирование чувства ответственности перед обществом, активного понимания социальных функций, осмысление своих прав и обязанностей, этических норм.
Наши ученики - подростки, они переживают самый трудный этап своего духовного становления – этап нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров, поэтому книги остаются ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребёнка. И найти ответы на свои вопросы они могут в художественном произведении, ведь в процессе восприятия художественного текста ребёнок усваивает сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждается в правильности тех или иных решений, получает опыт нравственной оценки.
Учиться слушать и слышать мы учим на наших уроках, стремимся научить наших учеников жить по законам добра. Ежеурочно, по капельке настойчиво формируем систему ценностей, относящихся к лучшим традициям отечественной культуры. Именно они, эти традиции, станут прочной основной духовности сегодняшних школьников.
Работая с художественным произведением на уроке и дома, знакомясь с литературным героем, ребята оценивают его поступки, пытаются почувствовать его боль, его сомнения при решении тех или иных проблем. И конечно, учитель — это тот человек, который всегда сможет придти на помощь. Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о справедливости, трудолюбии, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень и праздность: «Бог не в силе, а в правде», «Сытый голодного не разумеет», «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» — и многие другие пословицы являются не только копилкой мудрости, но и руководством к действию…
Какие нравственные и этические качества необходимо воспитать в себе?
Каким человеком тебе хочется стать?
Какие препятствия необходимо преодолеть для этого?
На эти вопросы пятиклассникам помогают ответить народные сказки. Сколько препятствий преодолел Иван-царевич, спасая Василису Премудрую от Кощея Бессмертного, проявив смелость, ум, сохранив при этом свои нравственные качества .
Герои литературных произведений: Жилин из рассказа "Кавказский пленник" Л.Н.Толстого уч своим примером стойкости, талерантности, порядочности; солдаты и офицеры из стихотворения "Бородино" М.Ю.Лермонтова воспитывают в учениках чувство патриотизма, самоуважение, уважение к истории нашей страны и к её ветеранам.
Ребёнок сегодня получает огромную информацию, в пространстве которой зачастую он находится в одиночестве, насыщая ум , эмоционально заряжаясь, но эта информация чаще всего в меньшей степени затрагивает духовный мир. Родители современного школьника занимаются зарабатыванием денег, не думая подчас о том, что материальное благополучие никогда не станет главным в жизни – это всего лишь инструмент для создания комфорта и жизненных удобств. А вот здоровье психологическое, душевное равновесие – это те критерии, что всегда у нашего народа были во главе всего.
Воспитание любви к родной природе посредством работы с художественным словом – одна из важнейших сторон нравственного воспитания. Умение видеть и чувствовать красоту родной природы помогают стихотворения С.Есенина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.Заболоцкого и других русских поэтов 19-20 веков, а также художники, запечатлевшие русскую природу Исаак Левитан, Василий Суриков, Виктор Васнецов. Нет детей, равнодушных к цветам и деревьям. Развивая в человеке интерес к родной природе, любовь к ней, мы тем самым развиваем и любовь к Родине, без которой нет личности.
Уроки литературы, когда они любимы детьми, значительны прежде всего тем, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека.
А как важно развивать чувство юмора в детской душе. Рассказы А.П.Чехова, М.Зощенко помогают ученикам разобраться в лабиринтах человеческой души и тонкостях человеческих чувств, учат подростка над чем можно смеяться, а что вызывает слёзы. И тут ребёнок понимает, что такое "смех сквозь слёзы".
По программе русского языка в 5 классе ученик должен написать разные виды сочинений. Одним из них является "Описание любимой вещи". Это может быть и игрушка, и книга, и любая другая вещь. Сочинение дети пишут дома (родители могут помочь). Обычно работа пишется на альбомном листе, оформляется каким-нибудь рисунком, соответствующим теме. Я оцениваю работу тремя критериями: оформление, содержание и грамотность. Лучшие работы вывешиваются на специальную доску, чтобы дети могли прочитать содержание, увидеть, как ещё можно оформить работу, задуматься над прочитанным и увиденным и сделать для себя вывод. Разумеется, это тоже наглядное пособие. Некоторые ученики пишут не просто сочинения, а творческие работы: рассказы, стихи, басни. Работы ребят являются подтверждением их знаний, полученных на уроках литературы и русского языка.
В завершении доклада позвольте прочитать выдержку из сочинения ученицы 5В класса Новожиловой Анастасии "Описание вещи" Веник.
Одна из полезнейших вещей в хозяйстве - это веник.
Вообще для веника есть множество применений. Можно, например, вообразить себя Бабой-Ягой и скакать по комнате верхом, заколдовывая всех. Можно сделать из веника лошадь и ездить верхом. Можно соорудить себе конский хвост и самому стать лошадью. Можно, загнув пучки из соломинок, сделать вешалку для кукольной одежды. Можно приделать к прутикам светодиоды и получить светильник. Можно сделать опахало, чтобы обмахивать важных персон. Ну и, самое банальное, можно подметать квартиру. Можно даже сделать робота, который подметёт квартиру за вас , а заодно и вас самих.
В общем, считаю, что веник – удивительная и очень важная вещь.
Сразу видно, что ученица владеет богатым словарным запасом, с трепетом относится к домашнему труду, уважает семейные традиции и обладает тонким чувством юмора. Здесь уместно сказать6 "Душа её трудится!"
Достойную смену мы растим, за которую не будет стыдно!
Пиркулова Анна Левановна,
учитель русского языка и литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Воспитание ценностного отношения к русскому языку как средство развития личности"
Статья актуальна своей теоретической и практической направленностью. Методологическая наука определяет родной язык как главную духовную ценность народа и основу формирования у школьников ценностного о...
Статья «Методика подготовки и проведения тестового контроля по русскому языку в 5 – 9 классах»
Учителя все чаще используют в своей работе тестирование, получившее в настоящее время достаточно широкое распространение на всех уровнях образования. В современной практике преподавания русского языка...
Статья Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы
Стать Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы....
Статья "Использование интерактивных возможностей доски SMART на уроках русского языка в 5-6 классах"
Статья "Использование интерактивных возможностей доски SMART на уроках русского языка в 5-6 классах"...
Статья "Приемы формирования орфографической грамотности учащихся на уроках русского языка в 5-6 классах".
Выпускаясь из начальной школы, ученики еще не приобрели необходимых знаний по русскому языку, у них нет достаточной грамматической базы. Познавательный интерес детей может быстро угаснуть, если от них...
Статья "Система подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку в 11-м классе"
Введение единого государственного экзамена по русскому языку в 11 классе вызывает необходимос...
Статья "Система подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку в 11-м классе"
Введение единого государственного экзамена по русскому языку в 11 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя....