Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная и дополнительная коммуникация"
рабочая программа (9 класс)
Рабочая программа коррекционного курса
"Альтернативная и дополнительная коммуникация".
9 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alternativnaya_kommunikatsiya.docx | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа коррекционного курса
"Альтернативная и дополнительная коммуникация".
9 класс.
- Пояснительная записка.
У обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Техническое оснащение включает: предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, записывающие и воспроизводящие устройства.
2. Содержание коррекционного курса "Альтернативная и дополнительная коммуникация".
1. Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием технических устройств. Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием коммуникативной кнопки. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях с использованием пошагового коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).
2. Развитие речи средствами невербальной коммуникации.
Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен членов семьи, обучающихся класса, педагогических работников. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Использование напечатанного слова (электронного устройства) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).
3. Чтение и письмо.
Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
3.Планируемые результаты
Личностные результаты освоения включают:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Календарно – тематическое планирование
по коррекционному курсу Альтернативная коммуникация.
Для обучающихся учебным планом на реализацию коррекционного курса предусмотрено 2 часа в неделю, 68 часов в год (34 учебные недели). Программой предусмотрено – 2 часа.
№ п/п | Тема |
1-2 | Знакомство. Приветствие (звуком, звукокомплексом, словом, жестом, мимикой). |
3-4 | Установление контакта с собеседником (звуком, звукокомплексом, словом, жестом) |
5-6 | Реагирование на собственное имя (звуком, звукокомплексом, словом, жестом, мимикой). |
7-8 | Узнавание (различение) имен членов семьи, близкого окружения, одноклассников, педагогов. |
9-10 | Узнавание (различение) имён членов семьи, близкого окружения, одноклассников, педагогов с опорой на фотографии, графические изображения; |
11-12 | Сообщение собственного имени, имён членов семьи близкого окружения, одноклассников, педагогов с использованием электронного устройства; |
13-14 | Привлечение к себе внимания (звуком, звукокомплексом, словом, жестом) |
15-16 | Обращение за помощью посредством звуков, звукокомлексов, слов, жестов, мимики. |
17-18 | Выражение своих желаний (звуком, звукокомплексом, словом, жестом, с помощью предметного символа, графического изображения). |
19-20 | Выражения согласия /несогласия (звуком, звукокомлексом, словом, жестом, мимикой) |
21-22 | Выражение благодарности (звуком, звукокомплексом, словом, жестом, мимикой) |
23-24 | Прощание с собеседником (звуком, звукокомплексом, словом, жестом) |
25-26 | Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос; выражение мимикой, согласия (несогласия), приветствие (прощание) с использованием мимики. |
27-28 | Выражение жестом согласия (несогласия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. |
29-30 | Приветствие (прощание), выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью с использованием графического изображения (электронного устройства). |
31-32 | Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов, действий и явлений; |
33-34 | Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. |
35-36 | Обозначение предметов и объектов, действия, признака предметов и объектов (цвет, величина, форма и др.) с использованием графического изображения (электронного устройства). |
37-38 | Обозначение обобщающих понятий (посуда, игрушки, одежда, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) с использованием графического изображения (электронного устройства); |
39-40 | Обозначение обобщающих понятий (посуда, игрушки, одежда, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) с использованием графического изображения (электронного устройства); |
41-42 | Обозначение числа и количества предметов с использованием жестов, карточек, электронного устройства; |
43-44 | Составление ответов на вопросы о графическом изображении с использованием, предметного символа, жестов и мимики. |
45-46 | Составление простых предложений, ответов на вопросы по содержанию текста с использованием предметного символа, графического изображения (электронного устройства); |
47-48 | Составление простых предложений, ответов на вопросы по содержанию текста с использованием предметного символа, графического изображения, электронного устройства; |
49-50 | Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). |
51-52 | Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием мимики, жестов, графического изображения (электронного устройства). |
53-54 | Составление рассказа о себе с использованием жестов, мимики, графического изображения (электронного устройства). |
55-56 | Составление рассказа о своих увлечениях с использованием предметных символов, мимики, жестов, графического изображения (электронного устройства). |
57-58 | Составление рассказа о своей семье с использованием мимики, жестов, графического изображения (электронного устройства). |
59-60 | Составление рассказа о близком окружении, друзьях, одноклассниках с использованием мимики, жестов, графического изображения (электронного устройства). |
61-62 | Составление рассказа о близком окружении, друзьях, одноклассниках с использованием мимики, жестов, графического изображения (электронного устройства). |
63-64 | Составление рассказа о прошедших событиях с использованием мимики, жестов, графического изображения (электронного устройства). |
65-66 | Составление рассказа о планируемых событиях с использованием мимики, жестов графического изображения (электронного устройства) |
67-68 | Составление рассказа о планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). |
Материально-техническое обеспечение:
1. Дидактические, предметные, сюжетные картинки.
2. Карточки с заданиями.
3. Схемы.
4. Таблицы.
5. Тематические презентации и фильмы.
Учебно-методическое обеспечение:
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью 9интеллектуальными нарушениями)/Мин-во образования и науки российской Федерации. –М.: Просвещение, 2017.-365 с.
- Шипицына Л.М. Коррекция и развитие. Коррекционно -образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. – СПб.: «Образование», 1996г. М.: Просвещение, 2017.-103с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" для обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Пояснительная запискаРабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для 3 класса составлена на основе примерной адаптированной основной образователь...
Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" (3 класс. Обучение по СИПР)
Материал содержит рабочую программу и календарно- тематическое планирование корреционного курса "Альтернативная коммуникация". Предназначен для реализации ФГОС ОВЗ, обучение по СИПР,...
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубоко...
Календарно - тематическое планирование коррекционного курса «Альтернативная и дополнительная коммуникация»
Целью программы «Альтернативная и дополнительная коммуникация» является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умен...
Программа коррекционного курса " Альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования об...
Методические рекомендации по использованию коммуникаторов GOTALK на занятиях по программе коррекционных курсов «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (5-7 класс)
Рекомендации разработаны для занятий с обучающимися с умеренной умственной отсталостью по программам коррекционных курсов «Альтернативная коммуникация» для 5-7 классов с использованием тех...
Коррекционный курс «Альтернативная и дополнительная коммуникация» в работе с детьми с ОВЗ в условиях ФГОС.
Дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития, не владеющие вербальной речью, часто зависят от окружения. Они не испытывают мотивации к общению, не умеют осуществлять речевое взаимодействие. Всё...