Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»
рабочая программа (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alt_kommun.doc | 163.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для ученика 6 класса Балашова Никиты.
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
В соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
-требованиями статьи 14,32 Закона РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в РФ»;
-приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказом Министерства Просвещения РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
--постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- учебным планом СОГБОУ «Демидовская школа-интернат» на 2020-2021 учебный год.
Программа рассчитана на 102 часа (по 10 минут 3 раза в неделю). При ухудшении эпидемиологической ситуации данная программа может быть реализована дистанционно.
У ребенка с РАС, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Технологии обучения:
1.Педагогические технологии ориентированы:
- на формирование положительной мотивации к учебному труду.
- интенсификацию коммуникативной среды.
- развитие личности, способной к учебной деятельности
2. Игровая технология (дидактическая игра):
- освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве.
3.Личностно-ориентированная технология обучения:
- развитие личности ученика, выявление его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. При реализации данного подхода процесс обучения согласовывается с учетом мыслительных и поведенческих особенностей ученика.
Примерное содержание коррекционных занятий
Коммуникация с использованием невербальных средств
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием устройства «Language Master”. Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием коммуникативной кнопки (“Big Mac””, «Talk Block», «Go Talk One»). Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях и т.д. с использованием пошагового коммуникатора “Step by step”. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора “GoTalk» («MinTalker», «SmallTalker», «XL-Talker», «PowerTalker»). Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).
Развитие речи средствами невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства).
Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).
Личностные результаты:
- осознание себя, своего «Я»; осознание своей принадлежности к определенному полу;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
Предметные результаты:
- умение использовать доступные невербальные (жесты, рисунки, пиктограммы, предметные и символические календари, вокализация, голосовые реакции и другие) и вербальные средства общения в практике взаимодействия с взрослыми и детьми для решения практических задач;
- умение использовать знакомый речевой материал в процессе коммуникации в бытовых и практических ситуациях;
Планируемый уровень знаний, умений и навыков, ученика к концу учебного года.
- Знать упражнения и тексты пальчиковых и логопедических гимнастик.
- Уметь различать предметы по форме, цвету, размеру.
- Уметь выделять в словах гласные, согласные звуки.
- Уметь запоминать и воспроизводить ряд букв, цифр, предметов
- Уметь располагать картинки в необходимой смысловой последовательности.
- Уметь проверять свою работу.
- Уметь комментировать свои действия.
- Уметь составлять предложения.
Учебно-тематический план
№ урока | Тема урока | Динамика |
1 | Развитие пространственных представлений через умение ориентироваться на плоскости листа. | |
2 | Развитие мелкой моторики рук посредством тренировки пальцев рук. | |
3 | Развитие механической памяти посредством разучивания чистоговорок. | |
4 | Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек | |
5 | Указание взглядом на объект при выражении желаний. | |
6 | Работа над развитием правильной дикции посредством громкого четкого произношения ряда звуков, слогов, слов. | |
7 | Упражнения по развитию голоса посредством удлинения произнесения звуков, усиления голоса, ослабления голоса. | |
8 | Приветствие (прощание), обращение за помощью. | |
9 | Ответы на вопросы по прочитанному тексту. | |
10 | Развитие целостного восприятия через постановку на место недостающих фрагментов картинки. | |
11 | Развитие мелкой моторики рук, механической памяти, устной речи посредством пальчиковой гимнастики (инсценировки). | |
12 | Развитие мышц лица и речевого слуха посредством артикуляционной гимнастики. | |
13 | Развитие фонематического слуха через выделение определённого звука, слога. Чтение текста. | |
14 | Развитие фонематического слуха путём узнавания и выделения гласного звука в словах, выбранных из текста. | |
15 | Развитие фонематического слуха через узнавание и выделение согласного звука в словах, выбранных из текста. | |
16 | Развитие устной речи через умение составлять предложения по картинкам. | |
17 | Развитие устной речи посредством правильного построения ответа на вопрос учителя. | |
18 | Развитие зрительной памяти посредством запоминания ряда букв, цифр, предметов, расположенных в определённом порядке. | |
19 | Развитие внимания посредством нахождения отличий между картинками. | |
20 | Развитие устойчивости внимания через нахождение и выделение определённых букв, цифр, слов. | |
21 | Развитие логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов. | |
22 | Развитие слуховой памяти, внимания и речи через воспроизведение прочитанного текста. | |
23 | Развитие логического мышления посредством исправления ошибок изображенных на картинках | |
24 | Развитие точности, прочности и скорости запоминания посредством рисования по памяти. | |
25 | Различение имен членов семьи. | |
26 | Развитие умения дифференцировать слова и предметы. | |
27 | Различение имен учащихся класса. | |
28 | Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать на вопросы учителя. | |
29 | Развитие навыка чтения всех типов слогов русского языка на материале слогов – слов. | |
30 | Развитие плавного послогового чтения слов с постепенным усложнением слоговой структуры на основе зрительного слогоделения. | |
31 | Увеличение объема зрительного восприятия в процессе использования чтения столбиков слогов и слов способом наращивания. | |
32 | Развитие зрительного восприятия посредством рассматривания серии связанных единым сюжетом картинок. | |
33 | Формирование пространственных представлений посредством закрепления понятий: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади. | |
34 | Развитие объема кратковременной памяти посредством написания зрительных диктантов. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Планируемая дата | Фактическая дата |
1 | Развитие пространственных представлений через умение ориентироваться на плоскости листа. | 3 | 1,3,4.09 | |
2 | Развитие мелкой моторики рук посредством тренировки пальцев рук. | 3 | 8,10,11.09 | |
3 | Развитие механической памяти посредством разучивания чистоговорок. | 3 | 15,17,18.09 | |
4 | Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек | 3 | 22,24,25.09 | |
5 | Указание взглядом на объект при выражении желаний. | 3 | 29.09 1,2.10 | |
6 | Работа над развитием правильной дикции посредством громкого четкого произношения ряда звуков, слогов, слов. | 3 | 6,8,9.10 | |
7 | Упражнения по развитию голоса посредством удлинения произнесения звуков, усиления голоса, ослабления голоса. | 3 | 13,15,16.10 | |
8 | Приветствие (прощание), обращение за помощью. | 3 | 20,22,23.10 | |
9 | Ответы на вопросы по прочитанному тексту. | 3 | 27,29,30.10 | |
10 | Развитие целостного восприятия через постановку на место недостающих фрагментов картинки. | 3 | 10,12,13.11 | |
11 | Развитие мелкой моторики рук, механической памяти, устной речи посредством пальчиковой гимнастики (инсценировки). | 3 | 17,19,20.11 | |
12 | Развитие мышц лица и речевого слуха посредством артикуляционной гимнастики. | 3 | 24,26,27.11 | |
13 | Развитие фонематического слуха через выделение определённого звука, слога. Чтение текста. | 3 | 1,3,4.12 | |
14 | Развитие фонематического слуха путём узнавания и выделения гласного звука в словах, выбранных из текста. | 3 | 8,10,11.12 | |
15 | Развитие фонематического слуха через узнавание и выделение согласного звука в словах, выбранных из текста. | 3 | 15,17,18.12 | |
16 | Развитие устной речи через умение составлять предложения по картинкам. | 3 | 22,24,25.12 | |
17 | Развитие устной речи посредством правильного построения ответа на вопрос учителя. | 3 | 12,14,15.01 | |
18 | Развитие зрительной памяти посредством запоминания ряда букв, цифр, предметов, расположенных в определённом порядке. | 3 | 19,21,22.01 | |
19 | Развитие внимания посредством нахождения отличий между картинками. | 3 | 26,28,29.01 | |
20 | Развитие устойчивости внимания через нахождение и выделение определённых букв, цифр, слов. | 3 | 2,4,5.02 | |
21 | Развитие логической памяти посредством ассоциативного запоминания слов. | 3 | 9,11,12.02 | |
22 | Развитие слуховой памяти, внимания и речи через воспроизведение прочитанного текста. | 3 | 16,18,19.02 | |
23 | Развитие логического мышления посредством исправления ошибок изображенных на картинках | 3 | 25,26.02 02.03 | |
24 | Развитие точности, прочности и скорости запоминания посредством рисования по памяти. | 3 | 4,5,9.03 | |
25 | Различение имен членов семьи. | 3 | 11,12,16.03 | |
26 | Развитие умения дифференцировать слова и предметы. | 3 | 18,19,23.03 | |
27 | Различение имен учащихся класса. | 3 | 25.03 6,8.04 | |
28 | Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать на вопросы учителя. | 3 | 9,13,15.04 | |
29 | Развитие навыка чтения всех типов слогов русского языка на материале слогов – слов. | 3 | 16,20,22.04 | |
30 | Развитие плавного послогового чтения слов с постепенным усложнением слоговой структуры на основе зрительного слогоделения. | 3 | 23,27,29.04 | |
31 | Увеличение объема зрительного восприятия в процессе использования чтения столбиков слогов и слов способом наращивания. | 3 | 30.04 4,6.05 | |
32 | Развитие зрительного восприятия посредством рассматривания серии связанных единым сюжетом картинок. | 3 | 7,11,13.05 | |
33 | Формирование пространственных представлений посредством закрепления понятий: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади. | 3 | 14,18,20.05 | |
34 | Развитие объема кратковременной памяти посредством написания зрительных диктантов. | 3 | 21,25,27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 2019-2020 учебный год
Программа является приложением к АООП...
Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" для обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Пояснительная запискаРабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для 3 класса составлена на основе примерной адаптированной основной образователь...
Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" (3 класс. Обучение по СИПР)
Материал содержит рабочую программу и календарно- тематическое планирование корреционного курса "Альтернативная коммуникация". Предназначен для реализации ФГОС ОВЗ, обучение по СИПР,...
Рабочая программа коррекционных занятий "Альтернативная коммуникация" 2 кл. (для детей с у/о Вариант 9.2)
Программа используется в работе с дети ТМНР во 2 классе....
Программа коррекционного курса " Альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования об...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация". 1 класс по АООП , 9.2
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. 1 КЛАСС...
Методические рекомендации по использованию коммуникаторов GOTALK на занятиях по программе коррекционных курсов «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (5-7 класс)
Рекомендации разработаны для занятий с обучающимися с умеренной умственной отсталостью по программам коррекционных курсов «Альтернативная коммуникация» для 5-7 классов с использованием тех...