ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
рабочая программа

Архипова Елена Владимировна

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nastavnichestva_2020-2021.docx79.04 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено

директор МОУ СОШ № 1 с.Варны

         ________/ В.В. Завалищин

Приказ №_______ от ___________

ПРОГРАММА

НАСТАВНИЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №1» имени Героя Советского Союза Русанова М.Г.

с.Варны ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2020 – 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Варна 2020

Содержание

п/п

Основные разделы

стр

Пояснительная записка.

3

1.

Нормативные основы целевой модели наставничества.

4

2.

Задачи целевой модели наставничества МОУ СОШ №1 с.Варны

4

3.

Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества.

5

4.

Структура управления реализацией целевой модели наставничества МОУ СОШ №1 с.Варны

5

5.

Кадровая система реализации целевой модели наставничества МОУ СОШ №1 с.Варны

6

6.

Этапы реализации целевой модели наставничества  МОУ СОШ №1 с.Варны

7

7.

Формы наставничества МОУ СОШ №1 с.Варны

  1. Форма наставничества «Ученик – ученик».
  2. Форма наставничества «Учитель – учитель».
  3. Форма наставничества «Учитель – ученик».

9

8.

Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.

  1. Мониторинг        и        оценка        качества        процесса        реализации программы наставничества.
  2. Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников.

15

9.

Критерии эффективности работы наставника

17

10.

Механизмы мотивации и поощрения наставников.

18

11.

Дорожная карта по реализации целевая модель наставничества МОУ СОШ №1 с.Варны

19

Пояснительная записка.

Настоящая Программа наставничества разработана в соответствии с приказом Министерства образования и  науки Челябинской области от 18.11.2020 г. № 01/2428 «Об организации работы по внедрению региональной целевой модели наставничества в Челябинской области». Согласно Письму Министерства просвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций", Программа наставничества – это комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 6 лет, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов МОУ СОШ №1 с.Варны.

Создание Целевой модели наставничества МОУ СОШ №1 с.Варны  позволит решить задачу адаптации учителей на рабочем месте, учитывать потребности молодых педагогов, предупреждать отток кадров, а также создавать условия для помощи всем педагогам, имеющим профессиональный дефицит.

В программе используются следующие понятия и термины.

Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".

Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.

Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.

Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.

Активное слушание - практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и наставляемым.

Буллинг - проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга - кибербуллинг, травля в социальных сетях.

Метакомпетенции - способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками. Тьютор        -        специалист        в        области        педагогики,        который        помогает        обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным маршрутом.

Благодарный выпускник - выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).

Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) - сотрудники данной образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и совместно действуют ради этой цели.

  1. Нормативные основы целевой модели наставничества.

  • Устав МОУ СОШ №1.
  • Положение о педагогическом совете.
  • Положение о школьном методическом объединении.
  • Положение об общешкольном родительском комитете.

  1. Задачи целевой модели наставничества МОУ СОШ №1 с.Варны

  1. Разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели.
  2. Разработка и реализация программ наставничества.
  3. Реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение (осуществляется куратором программы организации) и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества.
  4. Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества.
  5. Осуществление        персонифицированного        учета        обучающихся,        молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества.
  6. Проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества в школе.
  7. Формирования баз данных программ наставничества и лучших практик.
  8. Обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования.

3. Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества.

  1. Измеримое улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной, спортивной сферах и сфере дополнительного образования.
  2. Улучшение психологического климата в образовательной организации как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства.
  3. Плавный «вход» молодого учителя и специалиста в целом в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов.
  4. Адаптация учителя в новом педагогическом коллективе.
  5. Измеримое        улучшение        личных        показателей        эффективности        педагогов        и сотрудников школы, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций.
  6. Рост мотивации к учебе и саморазвитию учащихся.
  7. Снижение показателей неуспеваемости учащихся.
  8. Практическая        реализация        концепции        построения        индивидуальных образовательных траекторий.
  9. Рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия.
  10. Формирование осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации.
  11. Формирования активной гражданской позиции школьного сообщества.
  12.         Рост информированности о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностях.
  13.         Повышение уровня сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров.
  14.         Снижение        конфликтности        и        развитые        коммуникативных        навыков,        для горизонтального и вертикального социального движения.
  15.         Увеличение доли учащихся, участвующих в программах развития талантливых обучающихся.
  16.         Снижение проблем адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные.
  17.         Включение        в        систему        наставнических        отношений        детей        с        ограниченными возможностями здоровья.

  1. Структура управления реализацией целевой модели наставничества в МОУ СОШ №1 с.Варны

Ответственный исполнитель

Направление деятельности

Контрольные

сроки исполнения

Директор

  1. Разработка и утверждение комплекта нормативных документов, необходимых для внедрения целевой модели наставничества.
  2. Разработка Целевой модели наставничества
  3. Назначение куратора внедрения целевой модели наставничества.
  4. Разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели.

Ноябрь 2020

  1. Реализация        кадровой        политики        в        программе наставничества.
  2. Инфраструктурное        и        материально-техническое

обеспечение реализации программ наставничества.

Куратор программы наставничества

  1. Формирование базы наставников и наставляемых.
  2. Организация обучения наставников (в том числе привлечение экспертов для проведения обучения).
  3. Контроль процедуры внедрения целевой модели наставничества.
  4. Контроль проведения программ наставничества.
  5. Участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы наставничества.
  6. Решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации модели.
  7. Мониторинг        эффективности        целевой        модели

наставничества.

Ноябрь,

декабрь 2020, в течение всего периода

Наставники

  1. Разработка и реализация планов индивидуального развития наставляемых.
  2. Реализация        Форма        наставничества        «Ученик        – ученик».
  3. Реализация        Форма        наставничества        «Учитель        – учитель».
  4. Реализация        Форма        наставничества        «Учитель        –

ученик».

В течение всего периода

Педагог- психолог

Проведение тестов на выявление психологической совместимости, мониторингов удовлетворенности работой наставнических пар, оказание консультативной

помощи.

В течение всего периода

Наставляемые

Решение поставленных задач через взаимодействие с наставником.

В течение всего

периода

  1. Кадровая система реализации целевой модели наставничества в МОУ СОШ №1 с.Варны

В целевой модели наставничества выделяется три главные роли:

Куратор – сотрудник образовательной организации, который отвечает за организацию всего цикла программы наставничества.

Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.

Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. Формирование этих баз осуществляется директором школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами

школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы.

  • Формирование базы наставляемых:

  • из числа обучающихся:
  • проявивших выдающиеся способности;
  • демонстрирующий        неудовлетворительные        образовательные результаты;
  • с ограниченными возможностями здоровья;
  • попавших в трудную жизненную ситуацию;
  • имеющих проблемы с поведением;
  • не        принимающих        участие        в        жизни        школы,        отстраненных        от коллектива
  • из числа педагогов:
  • молодых специалистов;
  • находящихся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
  • находящихся в процессе адаптации на новом месте работы;
  • желающими        овладеть        современными        программами,        цифровыми навыками, ИКТ компетенциями и т.д.

  • Формирование базы наставников из числа:
  • обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
  • педагогов и специалистов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
  • родителей обучающихся – активных участников родительских или управляющих советов;
  • ветеранов педагогического труда.

База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).

  1. Этапы реализации целевой модели наставничества

Этапы

Мероприятия

Результат

Подготовка условий        для запуска программы наставничества

  1.         Создание благоприятных условий для запуска программы.
  2. Сбор предварительных запросов от потенциальных наставляемых.
  3. Выбор аудитории для поиска наставников.
  4. Информирование

и выбор форм наставничества.

  1. На внешнем контуре информационная работа направленная на привлечение внешних ресурсов к реализации программы.

Дорожная карта реализации наставничества. Пакет документов.

Формирование базы

наставляемых

1. Выявление конкретных проблем обучающихся школы, которые можно решить с помощью

наставничества.

Формированная база наставляемых с

картой запросов.

2. Сбор и систематизация запросов от

потенциальных наставляемых.

Формирование базы наставников

Работа с внутренним контуром включает действия по формированию базы из числа:

  • обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах
  • педагогов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
  • родителей обучающихся – активных участников родительских или управляющих советов,

организаторов досуговой деятельности в образовательной организации и других

представителей родительского сообщества с выраженной гражданской позицией.

Формирование базы наставников, которые потенциально

могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущем.

Отбор        и

обучение наставников

  1. Выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников, подходящих для конкретной программы.
  2. Обучение наставников для работы с наставляемыми.
  1. Заполненные анкеты в письменной свободной

форме всеми потенциальными наставниками.

  1. Собеседование с наставниками.
  2. Программа обучения.

Формирование наставнических пар/групп

  1. Провести общую встречу с участием всех отобранных наставников и всех

наставляемых в любом формате.

  1. Зафиксировать сложившиеся пары в специальной базе куратора.

Сформированные наставнические пары

/ группы, готовые продолжить работу в рамках программы

Организация хода наставнической программы

Закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре/группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон.

Работа в каждой паре/группе включает:

  • встречу-знакомство,
  • пробную рабочую встречу,
  • встречу-планирование,
  • комплекс последовательных встреч,
  • итоговую встречу.

Мониторинг:

  • сбор обратной связи от наставляемых – для мониторинга динамики влияния программы на наставляемых;
  • сбор обратной связи от наставников, наставляемых и кураторов – для мониторинга эффективности реализации программы.

Завершение

программы

1.Подведение итогов работы каждой

пары/группы.

Собраны лучшие

наставнические

наставничества

  1. Подведение итогов программы школы.
  2. Публичное подведение итогов и популяризация практик.

практики. Поощрение наставников.

  1. Формы наставничества МОУ СОШ №1 с.Варны

Исходя из образовательных потребностей МОУ СОШ №1 с.Варны в данной Целевой модели наставничества рассматриваются три формы наставничества:

«Ученик – ученик», «Учитель – учитель», «Учитель – ученик».

  1. Форма наставничества «Ученик – ученик».

Цель - разносторонняя поддержка обучающихся с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.

Задачи:

  1. Помощь в реализации лидерского потенциала.
  2. Улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов.
  3. Развитие гибких навыков и метакомпетенций.
  4. Оказание помощи в адаптации к новым условиям среды.
  5. Создание        комфортных        условий        и        коммуникаций        внутри        образовательной организации.
  6. Формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников.

Результат:

  1. Высокий уровень включения наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы.
  2. Повышение успеваемости в школе.
  3. Улучшение психоэмоционального фона внутри группы, класса, школы в целом.
  4. Численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций.
  5. Количественный и качественный рост успешно реализованных творческих и образовательных проектов.
  6. Снижение числа обучающихся состоящих на ВШК и в КДН.
  7.         Снижение количества жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся. Характеристика участников формы наставничества «Ученик – ученик».

Наставник

Наставляемый

Кто может быть.

Пассивный

Активный

  • Активный ученик,

Социально или ценностно

-дезориентированный обучающийся более низкой по отношению к наставнику ступени,

демонстрирующий неудовлетворительные образовательные

результаты или проблемы с поведением, не принимающим участие в жизни школы, отстраненный от коллектива.

Обучающийся с особыми

обладающий лидерским

образовательными

и организаторскими

потребностями,

качествами,

нуждающийся в

нетривиальностью

профессиональной

мышления.

поддержке или ресурсах

  • Ученик,

демонстрирующий высокие

для обмена мнениями и

реализации собственных проектов.

образовательные

результаты.

  • Победитель школьных и

региональных олимпиад

и соревнований.

  • Лидер класса или параллели, принимающий активное участие в жизни школы.
  • Возможный участник всероссийских детско – юношеских организаций

и объединений.

Возможные варианты программы наставничества «Ученик – ученик».

Формы взаимодействия

Цель

«Успевающий –

неуспевающий»

Достижение лучших образовательных результатов.

«Лидер – пассивный»

Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или с развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков.

«Равный – равному»

Обмен навыками для достижения целей.

«Адаптированный –

неадаптированный»

Адаптация к новым условиям обучения.

Схема реализации формы наставничества «Ученик – ученик».

Этапы реализации.

Мероприятия

Представление программ наставничества в

форме «Ученик – ученик».

Ученическая конференция.

Проводится отбор наставников из числа

активных учащихся школьного сообщества.

Анкетирование. Собеседование. Использование базы наставников.

Обучение наставников.

Обучение проводится куратором.

Проводится отбор учащихся, имеющих особые образовательные потребности, низкую учебную мотивацию, проблемы с адаптацией в коллективе, не включенные в школьное сообщество и желающих

добровольно принять участие в программе наставничества.

Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых.

Формирование пар, групп.

После личных встреч, обсуждения

вопросов. Назначается куратором.

Наставляемый улучшает свои образовательные результаты, он

интегрирован в школьное сообщество, повышена мотивация и осознанность.

Предоставление конкретных результатов взаимодействия (проект, улучшение

показателей). Улучшение образовательных результатов, посещаемости.

Рефлексия реализации формы

наставничества.

Анализ эффективности реализации

программы.

Наставник получает уважаемый и заслуженный статус. Чувствует свою

причастность школьному сообществу.

Поощрение на ученической конференции.

  1. Форма наставничества «Учитель – учитель».

Цель - разносторонняя поддержка для успешного закрепления на месте работы молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня        и поддержка

нового сотрудника при смене его места работы, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Задачи:

  1. Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности.
  2. Развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса.
  3. Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.
  4. Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации.
  5. Ускорить процесс профессионального становления педагога.

Результат:

  1. Высокий уровень включенности молодых специалистов и новых педагогов в педагогическую работу и культурную жизнь образовательной организации.
  2. Усиление уверенности в собственных силах и развитие личного творческого и педагогического потенциала.
  3. Улучшение психологического климата в образовательной организации.
  4. Повышение уровня удовлетворенности в собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния специалистов.
  5. Рост числа специалистов, желающих продолжить свою работу в данном коллективе образовательного учреждения.
  6. Сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами.
  7. Рост числа собственных профессиональных работ (статей, исследований, методических практик молодого специалиста и т. д.)

Характеристика участников формы наставничества «Учитель – учитель».

Наставник

Наставляемый

Кто может быть.

Молодой специалист

Педагог

  • Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, ведущий вебинаров и семинаров).
  • Педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и школьного сообществ.
  • Педагог, обладающий лидерскими, организационными и

коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией.

Имеет малый опыт работы (от 0 до 3 лет),

испытывающий трудности с организацией

учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими

педагогами, родителями.

Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получать

представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации.

Типы наставников

Педагог, находящийся в

состоянии

Наставник - консультант

Наставник - предметник

Создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и с решение конкретных психолого –

педагогичексих и коммуникативных проблем, контролирует самостоятельную работу молодого специалиста или

педагога.

Опытный педагог одного и того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных

дисциплин.

эмоционального выгорания, хронической усталости.

Возможные варианты программы наставничества «Учитель – учитель».

Формы взаимодействия

Цель

«Опытный педагог – молодой специалист»

Поддержка для приобретения необходимых профессиональных навыков и закрепления на месте

работы.

«Опытный классный руководитель – молодой

специалист»

Поддержка для приобретения необходимых профессиональных навыков в работе с классным

коллективом и закрепления на месте работы.

«Лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий проблемы»

Реализация психоэмоциональной поддержки сочетаемый с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и

инициатив.

«Педагог новатор –

консервативный педагог»

Помощь в овладении современными программами,

цифровыми навыками, ИКТ компетенциями.

«Опытный предметник –

неопытный предметник»

Методическая поддержка по конкретному предмету.

Схема реализации формы наставничества «Учитель – учитель».

Этапы реализации.

Мероприятия

Представление программ наставничества в

форме «Учитель – учитель».

Педагогический совет. Методический совет.

Проводится отбор наставников из числа активных и опытных педагогов и

педагогов, самостоятельно выражающих желание помочь педагогу.

Анкетирование. Использование базы наставников.

Обучение наставников.

Проводится при необходимости.

Проводится отбор педагогов,

испытывающий профессиональные проблемы, проблемы адаптации и

желающих добровольно принять участие в программе наставничества.

Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых.

Формирование пар, групп.

После встреч, обсуждения вопросов.

Повышение квалификации наставляемого, закрепление в профессии. Творческая

деятельность. Успешная адаптация.

Тестирование. Проведение мастер – классов, открытых уроков.

Рефлексия реализации формы

наставничества.

Анализ эффективности реализации

программы.

Наставник получает уважаемый и

заслуженный статус.

Поощрение на педагогическом совете или

методический совете школы.

7.3.     Форма наставничества «Учитель – ученик»

Цель такой формы наставничества является раскрытие потенциала каждого наставляемого, формирование жизненных ориентиров у обучающихся, адаптация в новом учебном коллективе; повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого; развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций; создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры; разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.

Задачи:

-помощь в реализации потенциала, улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций внутри школы, формирование устойчивого сообщества обучающихся.

Результат:

Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы МОУ СОШ №1 с.Варны, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус школы, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Обучающиеся – наставляемые подросткового возраста получат необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.

Характеристика участников формы наставничества «Учитель – ученик».

Наставник

Наставляемый

Кто может быть.

Активный

Пассивный

Опытный педагог, мастер своего дела, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации наставляемого.

Обладает лидерскими, организационными и

коммуникативными навыками, создает комфортные условия для решения конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Наставник

Обучающийся,

демонстрирующий высокие образовательные результаты,

победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, обладающий лидерскими и

организаторскими качествами, нетривиальностью

Демонстрирует низкую мотивацию к учебе и саморазвитию,

неудовлетворительную успеваемость, имеет проблемы с поведением, испытывает трудности с адаптацией в школьном коллективе. Социально или ценностно

дезориентированный обучающийся,

демонстрирующий отсутствие осознанной позиции, необходимой

способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации. В качестве наставника могут выступать педагоги: классный руководитель, учитель-предметник, методист, социальный педагог, психолог.

Наставник может привлекать консультантов из числа педагогов для успешного выполнения своей программы наставничества.

мышления, лидер класса, принимающий активное участие в жизни школы (конкурсы, общественная

деятельность, внеурочная

деятельность), которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо испытывающему трудности коммуникации.

Обучающийся с особыми образовательными потребностями

,имеющий низкую информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития,

карьерных и иных возможностей.

для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации, не принимающий участия в жизни школы, отстраненный от коллектива, не имеющий активной гражданской позиции, испытывающий кризис самоидентификации, разрушение или низкий уровень

сформированности ценностных и

жизненных позиций и ориентиров.

Возможные варианты программы наставничества «Учитель – ученик».

Формы

взаимодействия

Цель

«Учитель– неуспевающий ученик»

Педагогическая и психологическая поддержка обучающегося для достижения лучших образовательных результатов, раскрытие его

потенциала, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, преодоление дезориентации обучающегося в образовательном процессе, адаптации его в школьном коллективе. В качестве наставника выступает классный руководитель, который

работает в тесном контакте с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом.

«Учитель– пассивный ученик»

Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих навыков, формирование жизненных ориентиров у обучающегося, формирование ценностей и

активной гражданской позиции. В качестве наставника выступает классный руководитель.

«Учитель–

одаренный

Психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого

потенциала наставляемого, совместная работа над проектом и т.д. В

ученик»

качестве наставника может выступать классный руководитель или учитель-предметник, в общении с которым наставляемый хотел бы

повысить свой творческий потенциал.

«Учитель– ребенок с ОВЗ/ребенок- инвалид»

Создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, повышение мотивации к учебе и улучшение

образовательных результатов обучающегося, развитие его творческих и коммуникативных навыков, адаптация в школьном коллективе. В качестве наставника выступает классный руководитель, который

работает в тесном контакте с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом, методистом.

Схема реализации формы наставничества «Учитель – ученик».

Этапы реализации.

Мероприятия

Представление программ наставничества в

форме «Учитель – ученик».

Ученическая конференция.

Проводится отбор наставников из числа

активных и опытных педагогов.

Анкетирование. Использование базы

наставников.

Обучение наставников.

Обучение проводится куратором программы наставничества при

необходимости.

Проводится отбор учащихся, имеющих проблемы с учебой, не мотивированных, не умеющих строить свою образовательную траекторию. Либо – учащиеся, с особыми образовательными потребности, не имеющими возможности реализовать себя в рамках

школьной программы.

Анкетирование. Листы опроса. Использование базы наставляемых.

Формирование пар, групп.

Личные встречи или групповая работа в

формате «быстрых встреч».

Повышение образовательных результатов у

наставляемых.

Определение образовательной траектории.

Рефлексия реализации формы наставничества.

Анализ эффективности реализации

программы.

Наставник получает уважаемый и

заслуженный статус.

Поощрение наставляемого на ученической

конференции.

  1. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.

Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах.

Организация систематического мониторинга программ наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.

Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:

  1. оценка качества процесса реализации программы наставничества;
  2. оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.
  1. Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы наставничества.

Этап 1. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп "наставник-наставляемый".

Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.

Цели мониторинга:

  1. оценка качества реализуемой программы наставничества;
  2. оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и сотрудничающих с ней организаций или индивидов.

Задачи мониторинга:

  • сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
  • обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности наставника;
  • контроль хода программы наставничества;
  • описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых);
  • определение условий эффективной программы наставничества;
  • контроль показателей социального и профессионального благополучия.

Оформление результатов.

По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен анализ реализуемой программы наставничества.

Сбор данных для построения анализа осуществляется посредством анкеты. Анкета содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным параметром. Анкета учитывает особенности требований к трем формам наставничества.

Анализ проводит куратор программы.

Для оценки соответствия условий организации программы наставничества требованиям модели и программ, по которым она осуществляется, принципам, заложенным в модели и программах, а также современным подходам и технологиям, используется анкета куратора. Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы наставничества.

8.2 Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников.

Этап 2. Второй этап мониторинга позволяет оценить: мотивационно-личностный        и профессиональный рост участников программы наставничества; развитие метапредметных навыков и уровня вовлеченности обучающихся в образовательную деятельность; качество изменений в освоении обучающимися образовательных программ; динамику образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников.

Основываясь на результатах данного этапа, можно выдвинуть предположение о наличии положительной динамики влияния программ наставничества на повышение активности и заинтересованности участников в образовательной и профессиональной деятельности, о снижении уровня тревожности в коллективе, а также о наиболее рациональной и эффективной стратегии дальнейшего формирования пар "наставник- наставляемый".

Процесс мониторинга влияния программ на всех участников включает два подэтапа, первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества, а второй - по итогам прохождения программы.

Соответственно, все зависимые от воздействия программы наставничества параметры фиксируются дважды.

Цели мониторинга влияния программ наставничества на всех участников.

  1. Глубокая оценка изучаемых личностных характеристик участников программы.
  2. Оценка динамики характеристик образовательного процесса (оценка качества изменений в освоении обучающимися образовательных программ).
  3. Анализ и необходимая корректировка сформированных стратегий образования пар "наставник-наставляемый".

Задачи мониторинга:

  • научное и практическое обоснование требований к процессу организации программы наставничества, к личности наставника;
  • экспериментальное подтверждение необходимости выдвижения описанных в целевой модели требований к личности наставника;
  • определение условий эффективной программы наставничества;
  • анализ эффективности предложенных стратегий образования пар и внесение корректировок во все этапы реализации программы в соответствии с результатами;
  • сравнение характеристик образовательного процесса на "входе" и "выходе" реализуемой программы;
  • сравнение изучаемых личностных характеристик (вовлеченность, активность, самооценка, тревожность и др.) участников программы наставничества на "входе" и "выходе" реализуемой программы.

  1. Критерии эффективности работы наставника.

Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы организации, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус организации, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Обучающиеся – наставляемые подросткового возраста получат необходимый стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.

Также к результатам правильной организации работы наставников относятся: повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса (группы) и образовательной организации; численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций; количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов; снижение числа обучающихся, состоящих на учете в полиции и психоневрологических диспансерах; снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.

В качестве критериев оценки наставнических программ выделяются:

  • единая стандартная процедура оценки;
  • разработанность форм контроля за деятельностью наставников;
  • научная обоснованность инструментов оценки;
  • представление доступа к необходимым ресурсам (организационным, методическим, информационным и др.);
  • документальная оснащенность;
  • наличие возможностей для обучения и консультаций;
  • отработанность процедуры отчетности;
  • обоснованность программы и плана мероприятий;
  • разработанность форм поощрения и награждения наставников, наставляемых и их семей.

  1. Механизмы мотивации и поощрения наставников

К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку системы наставничества на школьном, общественном, муниципальном и государственном уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором наставнику отводится ведущая роль.

Мероприятия по популяризации роли наставника.

  • Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне.
  • Выдвижение        лучших        наставников        на        конкурсы        и        мероприятия        на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
  • Проведение школьного конкурса профессионального мастерства "Наставник года", «Лучшая пара», "Наставник+";
  • Создание специальной рубрики "Наши наставники" на школьном сайте.
  • Создание        на        школьном        сайте        методической        копилки        с        программами наставничества.
  • Доска почета «Лучшие наставники».
  • Награждение школьными грамотами "Лучший наставник"
  • Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся. Благодарственные письма на предприятия и организации наставников.

УТВЕРЖДАЮ:

директор МОУ СОШ №1 с.Варны

        /В.В.Завалищин.

 "___" _____________  2020г.

СОГЛАСОВАНО:

начальник Управления образования администрации Варненского муниципального района 

         / Л.Ю. Яруш

 "___" _____________   2020г.  

Дорожная карта внедрения Целевой модели наставничества в МОУ СОШ №1 с.Варны в 2020-2021 учебном году.

Наименование этапа

Мероприятия

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Подготовка условий для запуска программы наставничества

Изучение и систематизация имеющихся материалов по проблеме наставничества

  1. Изучение распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г.
  2. Принятие решения о внедрении целевой модели наставничества обучающихся в МОУ СОШ №1 с.Варны 

Ноябрь

В.В. Завалищин,

директор школы, Т.И. Карпова, зам.директора по ВР, Н.Р.Латыпова, зам.директора по УВР., Е.В. Архипова

куратор наставничества.

Подготовка нормативной базы целевой модели

наставничества в МОУ СОШ №1 с.Варны

  1. Издание приказа «Внедрение целевой модели наставничества».
  2. Разработка и утверждение Положения о наставничестве.
  3. Разработка и утверждение «дорожной карты» внедрения системы наставничества.
  4. Разработка и утверждение Программы наставничества в МОУ СОШ №1 с.Варны 

Ноябрь

В.В. Завалищин,

директор школы, Т.И. Карпова, зам.директора по ВР, Н.Р.Латыпова, зам.директора по УВР., Рабочая группа.

Выбор форм и программ наставничества исходя из потребностей школы.

  1. Проведение мониторинга по выявлению предварительных запросов о потенциальных наставляемых и о заинтересованных в наставничестве внутри школы.
  2. Проведение административного совещания по выбору форм наставничества и реализации целевой модели наставничества.
  3. Формирование программы по двум формам наставничества «Учитель – учитель», «Учитель – ученик».

Декабрь

В.В. Завалищин,

директор школы, Т.И. Карпова, зам.директора по ВР, Н.Р.Латыпова, зам.директора по УВР., Е.В. Архипова

куратор наставничества.

Информирование педагогов, обучающихся и родителей о целях целевой модели наставничества.

1.Проведение педагогического совета. 2.Проведение родительских собраний. 3..Проведение классных часов.

4.Информирование внешней среды.

Ноябрь, декабрь

В.В. Завалищиин.,

директор школы, администрация школы, учитель

информатики, классные руководители.

2.

Формирование

базы наставляемых

Сбор данных о наставляемых,

формирование базы данных наставляемых.

  1. Проведение анкетирования среди обучающихся и педагогов, желающих принять участие в программе наставничества.
  2. Сбор согласий на обработку персональных данных.
  3. Формирование баз данных наставляемых из числа педагогов и обучающихся.

Декабрь

Зам.директора по УВР, учитель, классные руководители.

3.

Формирование

базы наставников

Сбор данных о наставниках, формирование базы данных наставников.

  1. Проведение анкетирования среди потенциальных наставников, желающих принять участие в программе наставничества.
  2. Сбор согласий на обработку персональных данных.
  3. Проведение мероприятия (круглый стол) для информирования и вовлечения потенциальных наставников.
  4. Формирование баз данных наставников из числа педагогов и обучающихся

В течение всего периода реализации целевой модели наставничества

В.В. Завалищин,

директор школы, Т.И. Карпова, зам.директора по ВР, Н.Р.Латыпова, зам.директора по УВР., Е.В. Архипова

куратор наставничества

4.

Отбор и обучение наставников

Выявление наставников,

входящих в базу потенциальных

1.Провести анализ базы наставников и

выбрать подходящих для конкретной программы.

В течение всего

периода реализации

В.В. Завалищин,

директор школы, Т.И. Карпова, зам.директора по ВР, Н.Р.Латыпова, зам.директора по УВР., Е.В. Архипова

куратор наставничества

наставников. Обучение наставников для работы с наставляемыми.

  1. Подготовить методические материалы для сопровождения наставнической

деятельности.

  1. Организовать обучение наставников.

целевой модели наставничества

5.

Формирование наставнических пар / групп

Отбор наставников и наставляемых. Закрепление наставнических пар/групп.

  1. Анализ заполненных        анкет потенциальных наставников и сопоставление данных с анкетами наставляемых.
  2. Организация групповой встречи наставников и наставляемых.
  3. Составление планов индивидуального развития наставляемых.
  4. Организация психологического сопровождения наставляемым, не

сформировавшим пару или группу, (при необходимости), продолжить поиск наставника.

Декабрь - январь

В.В. Завалищин,

директор школы, Т.И. Карпова, зам.директора по ВР, Н.Р.Латыпова, зам.директора по УВР., Е.В. Архипова

куратор наставничества; Р.С. Турсенбаева педагог- психолог.

6.

Организация и осуществление работы наставнических пар /

групп

Организация комплекса последовательных встреч и текущего контроля наставников и наставляемых

  1. Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого.
  2. Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого.
  3. Проведение встречи-планирования

рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым.

  1. Регулярные встречи наставника и наставляемого.
  2. Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.

Декабрь-апрель

Наставники

Организация текущего контроля достижения планируемых

результатов наставниками.

Анкетирование. Форматы анкет обратной вязи для промежуточной оценки.

Февраль

7.

Завершение наставничества

Отчеты по итогам наставнической программы.

  1. Проведение мониторинга личной удовлетворенности участием в программе наставничества.
  2. Проведение мониторинга качества реализации программы наставничества.
  3. Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников.

Апрель

В.В. Завалищин,

директор школы, Т.И. Карпова, зам.директора по ВР, Н.Р.Латыпова, зам.директора по УВР., Е.В. Архипова

куратор наставничества

Мотивация и поощрения наставников

  1. Приказ о поощрении участников наставнической деятельности.
  2. Публикация результатов программы наставничества, лучших наставников, информации на сайтах школы и организаций- партнеров.

Май

  Завалищин В.В.,

директор школы, куратор целевой модели наставничества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая поддержка молодого специалиста в рамках реализации программы наставничества по модели "учитель-учитель"

Архивная папка содержит статью об использовании языкового портфеля и папку для учащихся - языковой портфель. материал может быть распечатан как на цветном, так и на чёрно-белом принтере....

Программа наставничества

Программа«Наставник молодого педагога»...

Программа "Наставничество"

Программа "Наставничество 2015-2016 уч.год....

Программа "Наставничество"

Программа разработана для осуществления деятельности в рамках целевого постоянно действующего семинара "Наставничество" под моим руководством...

Программа наставничества

Программа наставничества молодых специалистов...

Программа наставничества

Данный план использууется при работе наставника с молодым специалистом....

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год

Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год...