Воспитание патриотизма в современной школе
статья

Патриотическое воспитание в общеобразовательной школе представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов государственной молодежной политики по воспитанию гражданственности и патриотизма молодежи. В программе воспитания сформулированы теоретические основы гражданского и патриотического воспитания, его цель, задачи, принципы, направления деятельности, роль и место субъектов воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство - силой его патриотизма»

                                                                                                              Н.Г.Чернышевский

Воспитание патриотизма в современной школе

Патриотическое воспитание в общеобразовательной школе представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов государственной молодежной политики по воспитанию гражданственности и патриотизма молодежи. В программе воспитания сформулированы теоретические основы гражданского и патриотического воспитания, его цель, задачи, принципы, направления деятельности, роль и место субъектов воспитания.

Основные понятия, используемые в программе воспитания:

«воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» (Конституция
РФ);

патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите. Это: сформировавшаяся позиция преданности стране и солидарности с ее народом, сознательная и добровольно принимаемая позиция граждан;

патриотическое воспитание – это систематическая, целенаправленная образовательная и массовая просветительская деятельность органов государственной власти, общественных организаций, образовательных организаций и учреждений молодежной политики, иных субъектов патриотического воспитания по формированию у граждан нравственных взглядов, содержанием которых является любовь к Отечеству, уважение истории и культурных особенностей, гражданской позиции, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины». Основой формирования патриотического самосознания становится идентичность со всей российской многонациональной культурой, со своей национальной культурой, традициями своих предков, родителей. При этом в системе патриотического воспитания любовь и уважение к своей стране должны соседствовать с уважением к другим народам и странам.

Воспитание у молодежи патриотизма и чувства национальной гордости, национального достоинства было характерно для России на протяжении веков.

Сила патриотизма наших людей особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны, война носила характер народной. «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!» - пели наши деды и прадеды, не щадившие жизни ради победы.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

На мой взгляд, роль классного руководителя огромна – он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей. Поэтому свою задачу как классного руководителя я определила так: стать другом детей, помощником и советчиком для родителей, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.

Направления системы патриотического воспитания

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:

Направления

Ориентиры на результативность

Примеры технологий

Духовно-нравственное

  • Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания базовых национальных ценностей, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
  • Проведение мероприятий по изучению государственной символики России;
  • «Мир через культуру»

Гражданско-патриотическое

  • Воздействие через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, постоянной готовности к служению своему народу.
  • Участие в районных конкурсах и мероприятиях патриотической направленности;
  • Патриотическая акция «Подарок солдату»

Историко-краеведческое

  • Познание историко-культурных истоков на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к достижениям предшествующих поколений и современников, понимание исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве.
  • Понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций народностей – жителей Хабаровского края.
  • Деятельность школьного историко-краеведческого музея;

Организация изучения краеведческих материалов

Героико-патриотическое

  • Пропаганда героических профессий, знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
  • Конкурс чтецов;
  • Конкурс патриотической песни;
  • Клуб «Я горжусь»

Военно-патриотическое

Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

  • Месячник военно-патриотического воспитания;
  • Уроки мужества и памяти;
  • Встречи с ветеранами В.О.войны,СВО;
  • Вахта Памяти

Спортивно – патриотическое

Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Занятия физической культурой и спортом;

Военно-спортивная игра и соревнования

Социально-патриотическое

Активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Проведение рейда «Забота» практики шефства школы над ветеранами.

Особое значение в патриотическом воспитании имеет изучение подростками отечественной истории, в ходе которого происходит осмысление ими исторического опыта народа, формируется ценностное отношение к отечественной культуре, обусловливающее их гражданскую позицию, выбор направлений и способов самореализации в социальной практике.

Формы работы по патриотическому воспитанию постоянно обновляются и осуществляются через учебно-внеклассную деятельность школы.

Формирование правовой среды для развития социально-патриотического воспитания

Формирование правовой среды для развития социально-патриотического воспитания посредством четкого понимания ребенком своих прав и обязанностей (оговорены, разъяснены, эмоционально близки ребенку); ощущение защищенности ребенка, опора на школьный коллектив, решение спорных вопросов на основе представлений о справедливости; продуктивное решение конфликтных ситуаций, где делаются выводы, варианты развития ситуаций оговариваются; работа над общей дисциплиной, чувство порядка. Уважительное отношение к родному языку, постоянная работа над словарным запасом, чистотой языка – изучение родной литературы и поэзии.

Следует учитывать гуманный подход к личности ребенка и его участие в жизни класса (совместная разработка правил и законов поведения), активное и деятельное участие детского коллектива в школьной жизни, (ответственность за организацию мероприятий и акций) на основе рабочей творческой атмосфере и психологического климата.

При изучении любого предмета должна быть личностная составляющая, ребенок не может мыслить незнакомыми абстракциями, только та информация, которая значима для него будет усвоена и принята. Например, для изучения истории многие педагоги просят ребенка при помощи старших родственников написать свое родословное дерево. Школьникам наиболее понятны все вехи истории, которые они воспринимают через жизнь и судьбу близких родственников.

Только подготовительные мероприятия способны сформировать у школьников чувство уважения, ценности к современникам исторических событий Великой Отечественной Войны. Сейчас остается все меньше очевидцев событий Великой Отечественной Войны. Мощной эмоциональной составляющей является встреча с ветеранами и тружениками тыла, участниками локальных воин, СВО. Эти люди пережили непростое время в своей жизни и жизни страны. Общение с ветеранами оставляет глубокий отпечаток в детском сознании, именно в такие моменты крепнет чувство патриотизма и гордости за свой народ.

На мой взгляд, большая роль в воспитании детей патриотами принадлежит их родителям, поэтому строю работу в тесном взаимодействии с ними. На родительских собраниях обсуждались такие важные вопросы, как взаимоотношение в семье, как его добиться, дети и насилие, родителям о воспитании толерантности у детей.

Опыт работы показывает, что для детей очень важно личное участие в общешкольном деле. Когда школьник участвует в уборке школы и охране порядка, посадке деревьев ( акция « Дерево Героя»), Всероссийской акции «Бессмертный полк», поздравлении ветеранов, то происходит сближение с учебным заведением, родным краем, страной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагоги и психологи единодушны в том, то школьные годы – это самое благоприятное время для привития чувства любви к Родине, патриотическое воспитание - важная цель этого периода.

Под педагогическими условиями воспитания патриотизма подростка во внеурочной деятельности понимается совокупность программно-содержательных аспектов, направлений, методов, форм внеурочной деятельности, обеспечивающих сформированность компонентов патриотической воспитанности:

  • ориентация подростка на служение интересам Родины, уважение к ее истории, традициям, ценностям культуры, являющиеся основой формирования эмоционально-мотивационного компонента патриотизма подростка,
  • разработка программно-содержательных аспектов патриотического воспитания, способствующая включению подростка в социально-значимую (гражданско-патриотическую, поисково-исследовательскую (краеведческую), спортивно-массовую) внеурочную деятельность,
  • управление развитием личности подростка, преобразующееся в самоорганизацию его деятельности, результатом которой становятся патриотические знания, реализация отношения к Родине в конкретных поступках и действиях.
  • Эффективное патриотическое воспитание юных россиян сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его действительности – убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни воспитанников.

Результативность работы школы по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совершенствование духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе».

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых вопросов, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Данное направление в моей работе является приоритет...

Воспитание патриотизма - основа современной системы образования

          1.1. Патриотизм – высшая ценность                                   ...

Воспитание толерантности в современной школе (Фомина Л. В. - воспитатель)

Воспитание толерантности в современной школе (Фомина Л. В. - воспитатель)...

Патриотизм в современной школе

Школа - государственное учреждение и призвана выполнять государственный заказ на формирование гражданина путем его обучения и воспмтания. За те годы, которые я работаю в школе, нам пришлось притворять...

Воспитание патриотизма - основа современной системы образования

Воспитание патриотизма через историческое краеведение...

Значимость изучения гимна России, как элемента воспитания патриотизма в современной школе.

Данная статья рассматривает актуальность изучения гимна России, как элемента воспитания  патриотизма  в современной школе....

Проблема воспитания патриотизма в современное время

Статья затрагивает проблемы патриотизма в современное время...