Значимость изучения гимна России, как элемента воспитания патриотизма в современной школе.
статья по музыке (5, 6, 7, 8 класс)
Данная статья рассматривает актуальность изучения гимна России, как элемента воспитания патриотизма в современной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.docx | 20.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Значимость изучения гимна России, как элемента воспитания
патриотизма в современной школе.
Государственно-патриотическое воспитание является одной из центральных задач в системе воспитания подрастающего поколения. Требование времени для современного учителя – способствовать развитию важнейших духовно-нравственных, социально значимых ценностей и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
В качестве одного из механизмов в формировании мировоззренческих оснований личности, развитии гражданственности и патриотизма является воспитание духовно-нравственных ценностей. Развитие патриотизма ведет к осознанной гармоничной личности, развивает ее ценностно-смысловую сферу, прививает основу базовых национальных и культурных традиционных ценностей. Принципы основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины являются неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования.
Эти критерии имеют решающее значение для дальнейшей социально-общественной значимости в развитии подрастающего поколения. В период взросления происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов адаптации в обществе. Именно на этом этапе начинается процесс осознания себя в мире.
Роль, определяющая патриотическое воспитание во всей системе воспитательной работы в стране отражена в основном руководящем документе – Государственной программе «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации». Данный закон принят Государственной Думой 22 июня 2020 года и одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. В статьях закона говорится о воспитательной деятельности, направленной на развитие личности, создания условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей принятых в российском обществе. Этот документ определяет базовые правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирования у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности. Так же огромное значение имеет проявление уважения к памяти Защитников и Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Все учебные дисциплины школьного образования выступают средством не только формирования знаний учащихся, но и нравственного богатства личности. В силу своей специфики предмет «Музыка» обладает огромным духовным и воспитательным потенциалом, поэтому его можно рассматривать в качестве одной из основополагающих дисциплин для развития учащихся в данном направлении. Первоочередной задачей при проявлении государственного патриотизма связанного с высоким чувством любви граждан к своей стране, а так же глубоким осознанием ими своего гражданского долга перед Родиной является изучение Гимна Российской Федерации. Воспитание патриотизма детей и молодежи, сохранение преемственности поколений и укрепление социального единства общества невозможно без знания государственной символики.
Изучению истории создания Гимна и других символов России можно посвятить внеклассное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.
Тема мероприятия : «История создания Государственного Гимна Российской Федерации» (классный час-размышление). Данное занятие включено в рабочую программу внеурочной деятельности « Разговоры о важном», разработанной в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального, общего и среднего образования. Программа включена в нормативно-правовую основу стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента России от 2 июля 2021 года № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации». С 1 сентября в школах страны каждая учебная неделя будет начинаться с торжественного исполнения Государственного Гимна и поднятия флага страны. Похожие традиции существуют во многих странах, которые хотят воспитать патриотизм у юного поколения.
Урок «Гимн России» включен в общеобразовательную программу по предмету «Музыка» во втором классе начальной школы. Цель урока - создание условий для формирования представлений о гимне России как о музыкальном символе нашей Родины.
Главными задачами данного занятия являются:
- - Создание условий для развития личностных качеств таких, как формирование уважения к государственным символам России, гордость за свою страну, развитие интереса к истории России;
- - Содействие формированию умений передавать через собственное исполнение музыкальных образов родного края, выражать свое отношение к музыкальному произведению.
- - Включение учащихся в деятельность, направленную на формирование умений передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа Родины через текст и мелодию.
- - Конкретизировать представления о характерных особенностях музыкального языка и средствах музыкальной выразительности при исполнении гимна.
- - Создание условий для овладения навыками правильного слушания гимна и его торжественного исполнения.
Начало урока следует посвятить изучению самих определений слов «гимн», «герб», «флаг» страны, что именно они символизируют. Далее перейти к истории создания гимна. Указать время, когда взяла свое начало история первого русского гимна – конец правления императора Петра I. Именно тогда царь издал приказ исполнять ораторию «Преображенский марш Петра Великого» на всех официальных государственных мероприятиях. Следующим официальным гимном России стало произведение «Боже, царя храни». История его создания берет свое начало после окончания войны 1812 года. Другое название этого гимна – «Молитва русских». Слова к этому произведению написал известный русский поэт Василий Андреевич Жуковский. Самое первое его исполнение пришлось на празднование годовщины со дня открытия Царскосельского лицея. Кроме того, самым знаменательным событием для российского гимна того времени было прикосновение к нему гения русской литературы – Александра Сергеевича Пушкина. Дело в том, что величайший поэт дописал к основным словам «Молитвы русских» еще два дополнительных куплета. Этот гимн был исполнен в тот же торжественный день по случаю открытия Царскосельского лицея. Это музыкальное произведение настолько сильно вдохновило императора Александра I, что он издал указ об исполнении данного произведения на всех государственных мероприятиях, посвященных официальным встречам императора. С тех пор «Боже, царя храни!» находилось в обязательном репертуаре всех полковых и сводных оркестров и оно звучало вплоть до отречения от престола императора Николая II в 1917 году. Вождя мирового пролетариата В. И. Ленина не устроило смысловое идеологическое содержание старого гимна. В результате был издан указ о замене «Боже, царя храни!» на «Интернационал». «Интернационал» звучал вплоть до 1943 года.
История создания современного гимна взяла свое начало в годы Великой Отечественной Войны. 1 января 1944 года по радио прозвучало музыкальное произведение композитора Александра Александрова и поэтов Сергея Михалкова и Эль-Регистана под названием «Союз нерушимый республик свободных». Именно оно стало официально исполняться на тех или иных государственных церемониях с 15 марта 1944 года по 11 декабря 1993 года. После распада СССР Россия некоторое время вообще жила без гимна, в связи со сложившейся сложной политической обстановкой в стране. Автор текста Сергей Михалков написал новые слова, оставив музыку А. Александрова. В конце концов Гимн Российской Федерации был официально утвержден с 24 марта 2001 года после подписания соответствующего указа Президента. Российской Федерации В. В. Путина.
По завершении исторического экскурса можно переходить к изучению самого произведения. Чтобы мелодия и текст легли на слух учеников, необходимы два-три прослушивания. Далее можно приступать к начальному исполнении. Исполняется поочередно мелодия со словами первого куплета. Для более лучшего усвоения материала, музыкальные фразы проще разбить по предложениям каждой строки. Необходимо пропевать каждую строку по несколько раз для закрепления разучиваемой мелодии и текста. Гораздо легче мелодия усваивается при проигрывании главной партии на музыкальном инструменте. После освоения первого куплета можно переходить к разучиванию припева. Припев разучивается по той же схеме, что и куплет – детальная работа по фразам. При этом необходимо уделить внимание чистоте пропевания мелодии, четкому произношению слов, фраз и соблюдению правильного ритмического рисунка. Соединять куплет с припевом можно лишь при уверенном исполнении всех фраз. Нецелесообразным на уроке будет изучение всех трех куплетов, т.к. из-за мало отведенного в рамках времени урока на разучивание большого литературного текста, учащиеся будут путаться в куплетах и строках. Изучение текста гимна в полном объеме можно дать в качестве домашнего задания.
На следующем уроке можно переходить к характеру исполнения произведения. Напомнить детям, что гимн исполняется торжественно, стоя - так проявляется уважение к стране. При пропевании уделить внимание четкой дикции . Необходимо слегка акцентировать первую (сильную) долю каждого такта – это придаст произведению маршевости и собранности.
После разучивания можно спросить учащихся – какие чувства вызвало у них исполнение Гимна.
- Наш Гимн величественен, в его словах прославляется наша Родина – Россия. Современный гимн значительно моложе флага и герба, однако и он имеет свою историю. Музыке Гимна 50 лет. Государственный Гимн Российской Федерации является одним из главных символов нашей страны, наряду с флагом и гербом. Знать и понимать их значение – долг каждого гражданина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Изучение государственной символики как средство воспитания патриотизма на уроках истории и обществознания»
Патриотическое воспитание через изучение государственных символов на уроке истории....
Воспитание патриотизма современных школьников
Первым шагом к воспитанию патриотизма современных школьников может стать историческое краеведение.История родного края близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях, живу...
Применение элементов системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности с целью формирования практической значимости изучения русского и английского языков в в современном мире
Задача системы образования состоит не в передаче объёма знаний, а в том, чтобы научить учиться.Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в конте...
Педсовет на тему: «Воспитание в современной школе: от программы к конкретным действиям. Актуализация приоритетов государственной политики в области ценностных основ воспитания и социализации подросткового поколения. Знакомство с проектом "Разговоры о важн
форма проведения: Мастер-класс...
Значимость патриотического воспитания в современной школе
Патриотическое воспитание молодежи - одна из приоритетных задач современной школы....
Воспитание патриотизма в школе с помощью картин о Великой Отечественной войне.
Педагогическая статья о патриотизме в основной школе...
«Школьный журнал как средство воспитания патриотизма современных школьников»
О создании школьного журнала "От и До" и воспитательных задачах, которые он помогает реализовать...