Патриотизм в современной школе
статья по физкультуре на тему
Школа - государственное учреждение и призвана выполнять государственный заказ на формирование гражданина путем его обучения и воспмтания. За те годы, которые я работаю в школе, нам пришлось притворять в жизнь разные, вызванные реформами, программы и стандарты. В статье описан путь нашего ОУ в современной России, и формирование приоритета патриотического воспитания..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о ПАТРИОТИЗМЕ | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотизм в современной школе
Патриотизм - это «чувство моральной ответственности перед дедами и отцами – в прошлом, перед детьми и внуками в будущем и высшая ответственность перед самим собой, перед семьей, друзьями… и Державой…»
Юрий Сергеев
« Каждый должен знать истинную ценность своего отечества…»
Е.И.Рерих
Школа – государственное учреждение и призвана выполнять государственный заказ на формирование гражданина путем его обучения и воспитания. За те годы, которые мы работаем в школе, нам пришлось притворять в жизнь разные, вызванные реформами, программы и стандарты. В 90-е годы были низвергнуты идеалы, сформировавшие несколько поколений, в том числе и нас самих, в системе воспитания царил хаос. Прекратили свое существование пионерские и комсомольские организации. Скаутское движение было забыто… В связи с тем, что в стране наступил период духовной немощи нации, которая схожа с болезнью отдельного человека – происходит разрушение его внутренней ориентации и гармонии, в умах и сердцах царят хаос и мракобесие, исчезает разум и порядок, расстраиваются двигательные функции, для учителей стало большой проблемой сохранение детского объединения, сплочение его вокруг значимой и непреходящей идеи, вечных ценностей. Материальные трудности способствовали развитию потребительского отношения к жизни, падению нравственности и росту преступности. Путь, по которому следовало направить детские сердца, зажечь их светлым огнем созидательной деятельности, указало богатое духовное наследие нашего народа.
Наивно предполагать, что с падением коммунистического режима и развалом СССР у нашего государства стало меньше недоброжелателей. Желающих поживиться за наш счет всегда было предостаточно. Богатства России, не дают покоя завистникам и по сей день. Что они только не предпринимают, на какие только ухищрения не идут. «…Враги наши как гнусные черви подтачивают этнический фундамент русского народа, чтобы оборвать корни и развеять единство духа; уводят нас от Богоносного пути к потребительскому; от закона соборности к рынку души и тела…».
Русские люди всегда отличались высокой духовностью, сохранением, почитанием и уважением наследия предков. Закаляясь в бесконечных битвах за правое дело, им сама смерть становилась не страшна. Отсюда их непобедимость и несломленность. Не понятный, пугающий и торжествующий Русский Дух всегда становился щитом и мечом в трагические минуты Отечества. Нас учили: «в здоровом теле – здоровый дух», стремитесь к физическому совершенству, сознательно умалчивая о том, что основа, фундамент всех боевых искусств – крепость духа. Особая казачья каста «характерники» владели удивительной наукой боя – Казачьим Спасом. В момент схватки казак обращался к Богу. «Именно к Нему …возлетал духом и мыслею во время мгновенной медитации – манну, шепча молитву тайную – Стос… В этом возвышенном состоянии для него ускорялось само время, а для врага замедлялось, он мог уйти от любых ударов и сам нанести недругу смертельное возмездие… СПАС – бескрайняя степь и бездонный колодец духа! »
Прозрение наступило. Государственные мужи осознали и определили приоритетные направления в воспитании молодежи, правда, это пока на деле коснулось только системы народного образования, а ответственность за будущее поколение лежит не только на воспитателях и учителях, но на всем обществе в целом. Идея патриотизма – как опора, защита национальной безопасности, государственной целостности должна стать на страже всего негативного, аморального, циничного, пропагандирующего насилие и безнравственность. Порой горько и стыдно видеть, как заискиваем мы перед иностранными лицедеями, легко и радушно предоставляя им гражданство и немалое имущество, в то время как русские люди, терпящие лишения и имеющие огромное желание вернуться на родину встречают непонимание и равнодушие. Когда сыны Отечества, герои – победители и их семьи вынуждены доказывать чиновникам свою законность стремления улучшить условия проживания, которые, скорее можно назвать «условия выживания»... Или забыли слуги народа свой долг истинное предназначение?
С энтузиазмом мы восприняли возрождение приоритета патриотического воспитания в современной России. « Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения в области науки, культуры, образования и спорта позволили возродить прежние эффективные формы работы по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи и создали предпосылки для поиска новых. В настоящее время есть условия для успешного осуществления мероприятий по патриотическому воспитанию граждан России. Одной из наиболее эффективных форм приобщения подрастающего поколения к здоровому образу жизни, воспитания патриотических чувств, развития духовно-нравственных качеств, подготовки к службе в армии являются военно-патриотические игры и конкурсы».
Военно-патриотическое направление у нас возродилось и успешно развивается . Команды юнармейцев школы, побеждая на районном этапе, становились участниками областных военно-патриотических игр и конкурсов «Зарница», «Орленок», «Солдат». Появилась идея о проведении многоэтапной школьной игры «Защита». Каждый год, в январе, собирается штаб из числа юнармейцев клуба. На сборе принимается положение о проведении игры, распределяются поручения, разрабатывается график тренировочных занятий. В феврале юнармейцами клуба проводятся мастер – классы по строевой, санитарной подготовкам, химзащите, самообороне и непосредственно конкурсы, соревнования и игры.
Стали проводится тематические классные часы, вечера, линейки, митинги, конкурсы чтецов и военных песен. По возможности устраиваются встречи с ветеранами, делаются видеозаписи бесед. И как приятно видеть повзрослевшие, осмысленные лица мальчишек, преобразившиеся в военной форме. Даже, самые неуклюжие нескладные стремятся приобщиться к почетному званию - русский солдат. В этот момент, кажется, что души погибших героев осенили их своим прикосновением и они отринули свое негативное отношение к службе в армии, боязнь и страх перед суровыми жизненными испытаниями.
Школа - это живой организм со своим лицом, характером, традициями. Каждое учебное заведение индивидуально, в нем объединяются учителя по какому-то тонкому, на первый взгляд неуловимому принципу. Учащиеся на подсознательном уровне чувствуют эту непохожесть, родство. Несомненно это является для них положительным стимулом в борьбе разворачивающейся на спортивных площадках, на различных районных конкурсах и смотрах. Они с гордостью отмечают победы и переживают проигрыши. Не имея материальных стимулов дети готовы переносить определенные лишения, неудобства, материальные затраты. И даже если от них не услышишь «Я - патриот школы», то прочтешь по их искрящимся глазам, по сжатым кулакам и сплоченности.
Когда предоставилась свобода в выборе формы организации детского объединения перед нами встала задача определить стержень, вокруг которого будут выстраиваться воспитательные программы. Были предприняты попытки организовать детское самоуправление в различных формах: «Город вольных мастеров», «Парламентская республика», «Президентская республика». В итоге мы остановились (2006г.) на создании спортивно-патриотического клуба «Все вместе». Говоря о клубе, мы имеем в виду не место, где проводятся различные кружки по интересам, а досуговое сообщество людей (детей, подростков, молодежи, педагогов, родителей) и особую организацию деятельности и общения. Организация деятельности занятий в Клубе основывается на определенных принципах. Это не только принципы прямой демократии – добровольность, равноправие и самоуправление. Но и очень значимые, на наш взгляд, положения: «Если есть лидер – хорошо, но если нет – еще лучше», «Для всех секретов нет», «Меньшинство не подавляется большинством, а все споры и разногласия разрешаются путем соглашения и договора», «За други своя!». Дети, подростки, молодежь, больше, чем мы взрослые нуждаются в положительных эмоциях, в общении, в самодеятельности. Это способствует их всестороннему развитию, позитивному и бережному отношению к жизни, к труду, к окружающим.
Учащимся, особенно начальной школы, трудно осмыслить широкое понятие Родина. Для них - это дом, место где они родились и живут. Мы же стремимся расширить его до уровня школы, Края и Державы.
Детям свойственна, заложена самой природой физическая активность. Она сопровождается всплеском положительных чувств и эмоций, личной заинтересованностью. А физическая культура и спорт помогают ее организовать и направить.
Исторически сложилось так, что спортивная работа в нашей школе поставлена на должном уровне. Ребята под руководством учителей – наставников показывают высокие результаты на районном, зональном и областном уровнях (легкая атлетика, баскетбол, стрельба, военно - прикладное многоборье). Мы сами являемся членами районной команды по волейболу на протяжении более чем десяти лет. Долгое время тесно и плодотворно сотрудничаем со многими тренерами детско-юношеской спортивной школы города. Являемся организаторами и участниками Кубка В.А. Нестерова (классический волейбол) и памяти А.П. Овчинникова (пляжный волейбол).
В рамках деятельности детского объединения ежегодно проводится открытый Кубок по футболу. Возродилась практика проведения туристических слетов, игры «Лапта», товарищеских встреч по хоккею. В прошлом учебном году была разработана и проведена совместно со специалистом районного Центра молодежи, мастером ФИДЕ С,Д,Кравченко акция «Белая ладья». В рамках акции проводились обучающие занятия по игре в шахматы, сами игры, соревнования, сеансы одновременной игры. Был объявлен конкурс тематических газет.
В программу мероприятий акции «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам» вошли конкурсы на лучший рисунок, плакат, реферат, сочинение, презентацию, соревнования по баскетболу, товарищеские встречи по минифутболу и «Веселые старты» на базе ресурсного центра «Новоаннинская гимназия».
На протяжении многих лет, мы тесно сотрудничаем с руководителем народного ансамбля старинной казачьей песни «Казачья удаль» при муниципальном учреждении «Центр культуры и искусства» района Поповой Т.М. Ею был создан в нашей школе детский фольклорный коллектив «Казачата», который позднее переименован в «Садовину» . Под ее руководством ребята выступают на сценах города, района, области. Задача коллектива не ограничивается исполнением казачьих песен. В «Садовине» занимаются изучением и сохранением местных традиций, обрядов, игр, различных видов прикладного творчества, стараясь направить юные души на путь истинный. И хотя этот Путь тернист и узок, так как требует личной самоотдачи, дисциплинированности и трудолюбия, любви и ответственности, но именно Он доставляет радость побед и достижений, чувство гордости и патриотизма, ведет к Свету и созиданию.
Всем нам нужно стремиться «… все расставить по местам природного русского лада и чтобы его не коверкали в душах, не загрязняли сердца и не вели чужие варяги нас к погибельным страстям и идеям».
Продолжая работать, призываем всех руководствоваться словами В.Ф.Одоевского: «При всяком происшествии будем спрашивать себя, на что оно может быть полезно, но в следующем порядке: первое – человечеству, второе – Родине, третье – кругу друзей или семейству, четвертое – самим себе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотизм и гражданственность в современной школе: проблемы и пути решения.
Школа всегда уделяла огромное внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Но последние 10 лет демократии несколько осложнили задачу педагогов. В чем причины такого положения дел? Како...
Воспитание патриотизма - основа современной системы образования
1.1. Патриотизм – высшая ценность ...
Современный взгляд на дидактику общеобразовательной школы в условиях введения новых ФГОС. Урок в современной школе. Технологическая карта современного урока
Материал предназначе для учителей, работающих в условиях введения новых ФГОС....
Патриотизм в современном мире
Мероприятие, посвященное ВОВ...
ПОЛОЖЕНИЕ о IV научно-практической конференции школьников «Патриотизм глазами современного школьника»
Это разработка Положения о научно-практической конференции среди учащихся "Патриотизм глазами современного школьника"...
Значимость изучения гимна России, как элемента воспитания патриотизма в современной школе.
Данная статья рассматривает актуальность изучения гимна России, как элемента воспитания патриотизма в современной школе....
Воспитание патриотизма в современной школе
Патриотическое воспитание в общеобразовательной школе представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов государственной молодежной политики по воспитанию гражданственности ...