Дополнительная общеразвивающая программа военно-патриотической направленности «Основы тактической медицины»
рабочая программа
Рабочая программа «Основы тактической медицины» предназначена для обучения обучающихся оказывать первую помощь раненым и пострадавшим, правильно действовать в экстренных и экстремальных ситуациях.
Данная программа ориентирована для реализации предпрофильного образования обучающихся кадетских классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_takticheskoy_meditsiny_24-25.docx | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Администрация городского округа «Город Калининград»
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24
(МАОУ СОШ № 24)
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
МАОУ СОШ № 24 г. Калининграда
протокол № 1 от «____» _______ 20___ года
Дополнительная общеразвивающая программа
военно-патриотической направленности
«ОСНОВЫ ТАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ»
возраст обучающихся: 11-17 лет
срок освоения программы – 1 год
Составитель:
воспитатель
МАОУ СОШ №24
г. Калининград 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Описание дисциплины, которой посвящена Рабочая программа
Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились принципы функционирования образовательных учреждений, молодежных объединений и организаций.
Рабочая программа «Основы тактической медицины» предназначена для обучения обучающихся оказывать первую помощь раненым и пострадавшим, правильно действовать в экстренных и экстремальных ситуациях.
Рабочая программа «Основы тактической медицины» ориентирована для реализации предпрофильного образования учащихся кадетских классов.
Вопросы патриотического, духовно-нравственного воспитания детей и подростков нашли свое отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации. В этом документе объединены цели воспитания и обучения как единого процесса. Социальный заказ государства на воспитание хорошо образованного, высоконравственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, имеет место и в других документах.
Государство ставит основной целью совершенствование системы патриотического воспитания граждан, формирование у них высокого патриотического сознания, верности Отечеству и готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Военно-патриотическое воспитание является одной из составных частей патриотического воспитания. Эта работа должна проводиться с учетом возрастных особенностей детей и молодежи, в комплексе, объединяющем все ее составные части. Составными частями военно-медицинской подготовки являются оказание первой помощи раненым и пострадавшим, подготовка к военной службе.
Рабочая программа «Основы тактической медицины» для учащихся кадетских классов разработана с учетом того, что главными ценностями реально становятся национальная безопасность страны, жизнь и здоровье человека. Предметы и курсы в области управления рисками и безопасности поведения становятся самыми популярными среди молодежи. Молодежь выбирает культуру безопасности.
Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программа
Вся учебно-воспитательная работа направлена на формирование у воспитанников правильного понимания оказания первой помощи раненым и пострадавшим глубокого убеждения в необходимости и важности военной службы, любви к военному делу и военной профессии, воспитании в духе общечеловеческой морали и интернационализма, преданности своему Отечеству и народу.
Направленность программы:
Рабочая программа «Основы тактической медицины» имеет военно-патриотическую направленность.
Уровень освоения программы
Уровень освоения программы – базовый.
Актуальность программы:
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время, в связи с переходом образования на федеральные государственные образовательные стандарты, к числу наиболее актуальных вопросов образования относится воспитание патриота и гражданина своей страны. «Основы тактической медицины» является одним из важных военно-прикладных предметов в деле воспитания будущих защитников Отечества.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что она обеспечивает необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья, профессиональное самоопределение обучающихся, адаптацию их к жизни в обществе, формирование у них общей культуры и организацию их досуга.
Рабочая программа решает вопросы ранней диагностики профессиональных данных, осуществляет целевую подготовку обучающихся к выбору профессии.
Для достижения оптимального результата Рабочая программа рассчитана на 7 лет на учащихся 5-11 классов (11-17 лет).
Принципы отбора содержания программы.
Принцип развивающей деятельности, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в образовательный процесс, а не пассивное созерцание со стороны;
Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов.
Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.
Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом.
Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.
Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям, появление целеустремленности, настойчивости в достижении цели.
Отличительные особенности программы:
Данная общеразвивающая модифицированная Рабочая программа предполагает интеграцию дополнительного и общего образования в рамках профориентационной деятельности. Рабочая программа «Основы тактической медицины» ориентирована на развитие у детей навыков оказания первой помощи раненым и пострадавшим, гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Программа предусматривает использование межпредметных связей с физической культурой и основами безопасности жизнедеятельности.
Цель программы:
Создание условий для развития у учащихся кадетских классов навыков оказания первой помощи в экстренных и экстремальных условиях, гражданственности и патриотизма средствами военно-прикладного творчества, достижение высокого качества подготовки к военной службе в рядах Вооруженных сил Российской Федерации;
Формирование у учащихся кадетских классов интересов к военно-прикладной подготовке;
Развитие патриотических, моральных и нравственных качеств.
Задачи программы:
Образовательные:
приобретение навыков, которые необходимы на занятиях по тактической медицине и по другим программам обучения.
Воспитательные:
Воспитание самоконтроля, ответственности, дисциплинированности, хладнокровия и организованности, а также чувства коллективизма.
Основными задачами подготовки кадет являются:
формирование необходимых морально-психологических качеств и личной ответственности за выполнение служебного долга;
подготовка учащихся, умеющих лидерские качества, как заместителей командира взвода и командиров отделений;
совершенствование разностороннего развития учащихся кадетских классов;
развитие волевых качеств и дисциплины.
Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации программы.
Рабочая программа «Основы начальной военной подготовки» рассчитана на:
34 часа в год для 5 класса кадетского корпуса из расчета 1 учебный час в неделю;
34 часа в год для 6 класса кадетского корпуса из расчета 1 учебный час в неделю;
34 часа в год для 7 класса кадетского корпуса из расчета 1 учебный час в неделю;
34 часа в год для 8 класса кадетского корпуса из расчета 1 учебный час в неделю;
34 часа в год для 9 класса кадетского корпуса из расчета 1 учебный час в неделю;
34 часа в год для 10 класса кадетского корпуса из расчета 1 учебный час в неделю;
34 часа в год для 11 класса кадетского корпуса из расчета 1 учебный час в неделю;
Особенности организации образовательного процесса.
Рабочая программа предусматривает индивидуальную подготовку и подготовку в составе подразделения. Состав групп – в составе класса (взвода).
Формы обучения по программе.
Форма обучения – очная.
Порядок проведения занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Порядок проведения занятий по программе определяет еженедельное проведение занятий. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40 минут, между занятиями установлены 10-15 минутные перемены.
Объем и срок освоения программы.
Рабочая программа построена на принципе последовательности обучения с учетом возрастных и физических особенностей воспитанников.
Возраст обучающихся: 11-17 лет.
Срок освоения программы – 1 год.
На полное освоение программы требуется 34 часа.
Основные методы обучения
Программой предусмотрено проведение как теоретических, так и практических занятий. Методические и практические занятия по «Основам тактической медицины» могут проводиться в классах, на спортивной площадке и полосе препятствий.
На занятиях по «Основам тактической медицины» применяются следующие основные методы обучения: рассказ, объяснение, показ, тренировка. Выбор методов обучения зависит от вида и темы занятия. На одном занятии могут применяться несколько методов. Наиболее доступным и распространенным методом обучения является метод показа, девиз которого «Делай, как я». При этом методе обучаемые наглядно видят, что должны изучить, чему научиться.
Занятия могут быть индивидуальными и групповыми в составе отделения (взвода). Организация и методика проведения занятий должны отвечать следующим основным требованиям:
новый материал должен увязываться с ранее изученным;
на занятиях руководитель должен расходовать максимум учебного времени на основные учебные вопросы, на привитие обучаемым практических навыков;
на всех занятиях должны поддерживаться высокая дисциплина учащихся, строгий контроль за соблюдением установленных правил и мер безопасности;
наличие и подготовка кабинета (класса), наглядных пособий, должны обеспечивать выполнение воспитательных и учебных целей, применение передовых (интенсивных) методов обучения;
в ходе занятий должен осуществляться систематический контроль за выполнением заданий, усвоением учебного материала. Чем больше обратных связей с обучаемыми, тем яснее картина усвоения темы, учебного вопроса;
каждый навык учащихся, каждое их действие должны быть оценены руководителем;
занятия должны начинаться и заканчиваться в строго установленное распорядком дня время. В ходе занятия и в перерывах руководитель должен принимать меры по сохранности учебного пособия, а также иных материальных средств.
Планируемые результаты.
В результате изучения курса «Основы тактической медицины» и получения практических умений и навыков кадеты будут владеть знаниями основ медицинской подготовки, физической подготовки.
Кадеты будут уметь:
оказывать первую помощь при травмах и ранениях;
Планируемые результаты:
знание и применение на практике навыков тактической медицины и оказание первой помощи;
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлого и настоящего многонационального народа России;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями;
выработка командирских качеств, умение управлять подразделениями.
Метапредметные результаты:
умение работать индивидуально и в составе подразделения, достичь высокой слаженности подразделения;
владение основами самоконтроля, самооценки, выдержки и волевых качеств;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности;
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий.
Предметные результаты:
мотивация воспитанников к углубленному изучению общевоинских дисциплин;
способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации занятий, доброжелательное и уважительное отношение к участникам с разным уровнем их умений, физических способностей, состояния здоровья.
Механизм оценивания образовательных результатов.
Для диагностики результативности освоения теоретического материала педагогом в конце года проводится теоретический зачет, на котором обучающиеся отвечают на вопросы по всем теоретическим разделам курса.
Практические действия сдаются обучающимися во время проведения занятий.
Формы подведения итогов реализации программы.
Педагогическое наблюдение:
Учет результативности участия обучаемых в турнирах кадетского корпуса по тактической медицине и иных соревнованиях среди кадетских корпусов Калининградской области
Интеллектуальная:
осуществлении обучающимися анализа навыков в выполнении нормативов;
изучении специализированной литературы.
Компетентностный подход выражен:
в организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала;
в применении индивидуальных и групповых форм работы.
Материально-технические условия реализации программы:
1. Учебное помещение: класс, спортивная площадка и полоса препятствий.
2. Информационное обеспечение: специальная литература, методические пособия, проекты, видеофильмы;
3. Тренировочные макеты (тренажер по оказанию сердечно-лёгочной реанимации);
4. Материальное обеспечение: средства оказания первой помощи (тактическая аптечка, аптечка общевойсковая)
5. Мультимедийный проектор, экран, компьютер, принтер. Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин.
Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.).
Кадровые.
Педагог должен иметь представление о традиционных и новых тенденциях в образовании, о требованиях, предъявляемых к результатам ФГОС ОО, уметь работать с большой и малой аудиторией детей, владеть технологиями, приемами системно - деятельностного подхода, правильности выполнения нормативов по тактической медицине.
Разрабатывать и осуществлять контрольно-оценочные процедуры в рамках преподаваемого предмета.
Оценочные и методические материалы.
Для диагностики результативности освоения теоретического материала и практических умений педагогом в конце каждого года проводится теоретический зачет и прием нормативов, на котором обучающиеся отвечают на вопросы по всем теоретическим разделам курса и выполняют нормативы на время.
Реализация воспитательных и развивающих задач программы оценивается педагогом методом включенного наблюдения через организацию участия воспитанников в культурно-массовых мероприятиях патриотической направленности смотр-конкурсах среди кадетских классов Калининградской области.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
для кадетских классов
(34 часа, 1 час в неделю)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях по Основам тактической медицины (1 час).
Тема 1. Основные типы ранений на поле боя.
Теория:
Понятие о ранении. Классификация и виды ранений. (1 час).
Тема 2. Приёмы первой помощи.
Теория:
Общие принципы оказания первой помощи при ранениях. (остановка кровотечения, дезинфекция раны, фиксирование конечности, обезболивание, безопасная транспортировка). (1 час)
Тема 3. Остановка кровотечения.
Теория:
Принцип оказания первой помощи при кровотечении, дезинфекция раны. (1 час).
Практика-6 часов
Тема 4. Наложение повязок.
Теория:
Наложение повязок, иммобилизация конечностей, обезболивание.
(1 час).
Практика-7 часов
Тема 5. Способы поиска, сближения и эвакуации раненых с поля боя.
Теория:
Безопасная транспортировка. Штатные и подручные средства эвакуации раненых. (1 час).
Практика-6 часов
Тема 6. Реанимационные мероприятия.
Теория:
Правила и методика проведения сердечно-лёгочной реанимации.
(1 час).
Практика-6 часов
Тема 7. Контрольное занятие. (2 часа).
Практика:
Практическое выполнение действий по основам тактической медицины
(2 часа).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения (34 часов, 1 час в неделю) для кадетских классов
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля** | |||||||
Всего | Теория | Практика | ||||||||
ОТМ | ||||||||||
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях по ОТМ | 1 | 1 | - | опрос | ||||||
ТЕМА 1: Основные типы ранений | 1 | 1 | - | опрос | ||||||
ТЕМА 2: Приёмы первой помощи. | 1 | 1 | - | опрос | ||||||
ТЕМА 3: Остановка кровотечений | 7 | 1 | 6 | опрос | ||||||
ТЕМА 4: Наложение повязок | 8 | 1 | 7 | опрос | ||||||
ТЕМА 5: Способы поиска, сближения и эвакуации раненых с поля боя. | 7 | 1 | 6 | опрос | ||||||
ТЕМА 6: Реанимационные мероприятия | 7 | 1 | 6 | опрос | ||||||
Тема 10. Контрольное занятие. | 2 | - | 2 | Практическое выполнение | ||||||
Итого | 34 | 7 | 27 |
|
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Режим деятельности | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Рабочая программавоенно-патриотической направленности «Основы тактической медицины» |
1. | Начало учебного года | 1 сентября |
2. | Продолжительность учебного периода | 34 учебные недели |
3. | Продолжительность учебной недели | 5 дней |
4. | Периодичность учебных занятий | 1 раз в неделю для 5-11 классов, |
5. | Количество часов | 34 часа для 5-11 классов |
6. | Окончание учебного года | 31 мая |
7. | Период реализации программы | 01 сентября-31 мая |
Список литературы:
Нормативные правовые акты:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от ; № 317-ФЗ от , № 84-ФЗ от );
- Строевой устав Вооруженных сил Российской Федерации. Введен в действие приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 марта 2006 года № 111. Москва, Военное издание, 2006 г.;
- Дисциплинарный Устав Вооруженных сил Российской Федерации. Введен в действие Указом президента Российской Федерации от 10 ноября 2027 года № 1495, Москва, Военное издание, 2006 г.;
- Устав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации. Введен в действие Указом президента Российской Федерации от 10 ноября 2027 года № 1495, Москва, Военное издание, 2007 г.;
- СанПин Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательном учреждении.
6. .Крайнюков П. Е., Самохвалов И. М., Рева В. А.. Тактическая Медицина –Новая концепция для войн «нового типа» // Военно-медицинский журнал. 2021. Т. 342. № 5. С. 4–17.
#1050;озолуп А. П. К Вопросу о термине «Тактическая Медицина» // Военно-медицинский журнал. 2021. Т. 342. № 2. С. 20–24.
9. Крайнюков П. Е., Половинка В. С., Абашин В. Г., Столяр В. П., Булатов М. Р., Катулин А. Н., Смирнов Д. Ю. Организация медицинской помощи в тактической зоне боевых действий в современной войне // Военно-медицинский журнал. 2019. Т. 340. № 7. С. 4–13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа военно-патриотического клуба «МОРПЕХИ»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа военно-патриотического объединения обучающихся «Морпехи» разработана для учащихся 6-10 классов. Объединение (далее отряд) созда...
Статья на тему: "Востребованность школьниками дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ военно - патриотической направленности"
В данной статье приведены данные по востребованности программ военно – патриотической направленности в учреждениях дополнительного образования России. К сожалению востребованность программ военн...
Дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Основы волонтерской деятельности»
Дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Основы волонтерской деятельности» для детей 14-18 лет. Добровольчество - один из основных ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа военно – патриотической направленности «Патриоты России»
Программа определяет содержание военно-патриотического воспитания средствами музейной педагогики. При обучении по программе реализуется патриотическое воспитание при сохранении фондов школьного ...
Дополнительная образовательная программа военно-патриотической направленности «Наследники Победы»
Внеурочная деятельность...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа военно-патриотической направленности "Тактическая подготовка в игровом формате с использование игрового комплекта внеаренного лазертага"
Ведущая идея программы — не только обучение, но и воспитание обучающихся, которое имеет исключительное значение как в формировании личности, так и в решении практических задач.Весь учебный матер...