Дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Основы волонтерской деятельности»
рабочая программа (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Лахижа Лариса Владимировна

Дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Основы волонтерской деятельности» для детей 14-18 лет. Добровольчество - один из основных запросов молодых людей. Развивая его мы формируем правильные установки на будущее, помогаем молодому поколению определиться с жизненными целями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_osnovy_volonterskoy_deyatelnosti.docx116.92 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования рабочего поселка (пгт) Прогресс

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы»  

        

        

«Принято»

на педагогическом совете

от _______ 2021г.

Протокол  №

«Утверждаю»
директор МОБУ ДО ЦВР

О.Н. Ситькова


Приказ от _________ 2021г.   №_____

Дополнительная общеразвивающая программа

социально – гуманитарной направленности

«Основы волонтерской деятельности»

Уровень: ознакомительный

Возраст обучающихся: 14 – 18 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель Лахижа Лариса Владимировна

педагог дополнительного образования

Прогресс

2021 год

Содержание программы

РАЗДЕЛ 1

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

3

1.1.Пояснительная записка

3

1.2.Цель и задачи программы

5

1.3.Учебный план

7

1.4.Содержание программы

8

1.5.Планируемые результаты

11

РАЗДЕЛ 2

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

13

2.1.Календарный учебный график

13

2.2. Условия реализации программы

14

2.3.Формы аттестации

15

2.4.Оценочные материалы

16

2.5.Методическое обеспечение

18

2.6.Список литературы

23

Приложения

26

Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Основы волонтерской деятельности» разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Федерации»;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной
  • Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 г. №1726-р;
  • Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
  • Письмом Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
  • Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Программа является модифицированной, разработана на основе программ:

Дополнительная образовательная программа «Волонтеры» [Электронный ресурс] /авт.–сост. Березина А.Н./, 2013г. – Режим доступа: http://nsportal.ru Образовательная программа дополнительного образования детей «Основы организации волонтерской деятельности» [Электронный ресурс]/ авт. – сост. Костылева Т. П./- Электрон. дан. - с. Шатрово, 2010 г.

Направленность дополнительной общеразвивающей программы – социально – гуманитарная.

Уровень программы «Основы волонтерской деятельности» направленности  - базовый. Программа, модифицированная, разработана с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей.

Актуальность дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Основы волонтерской деятельности» обусловлена потребностью современного общества в социально активной личности, которая умеет самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, воспитанная на общечеловеческих ценностях, гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, способной оказать безвозмездную помощь любому человеку независимо от его положения в обществе.

В период глобализации и массовой информатизации жизненного пространства ребенок постоянно делает выбор, противостоит жизненным соблазнам, пытается сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретенном опыте.

Особенности программы

     Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим интересом. Их деятельность связана, с безвозмездной помощью, благотворительностью и милосердием. Волонтерское (добровольческое) движение может стать одной из таких форм работы с детьми. Волонтеры (от англ. «volunteer» - доброволец) – это человек, который добровольно и безвозмездно занимается организованной общественно полезной деятельностью.

     В России сегодня действуют множество волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

Новизна программы

     Развитие добровольческого движения входит в число приоритетных направлений государственной молодежной политики. Добровольчество является одним из эффективных способов получения молодежью новых знаний, развитию навыков общественной деятельности, формированию нравственных ценностей, активной гражданской позиции.

     Старые формы организации досуга учащихся, изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требует появления новых форм активности подростков. Именно поэтому вовлечение детей в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию гражданской и социальной компетентности подрастающего поколения.

     Новизна программы заключается в том, что большое внимание уделяется созданию безопасного информационного контента добровольческой направленности в процессе освоения программы.

     Так же, так как одной из задач реализации программы является укрепление семейных ценностей, на проводимых мероприятиях допускается присутствие младших членов семьи обучающихся (братьев и сестер не достигших 14 лет), а на акциях (форма практических занятий) – присутствие родителей.

     Занятия обучающихся в волонтёрских группах позволяют сохранять и укреплять человеческие ценности; способствует личностному росту и развитию социальных связей. Обучающиеся, активно занимающиеся добровольчеством, получают навыки и умения организации мероприятий и акций, общения с различными категориями населения, что в последствии делает их более конкурентоспособными на рынке труда.

Отличительная особенность программы заключается в

  • формировании нравственных ценностей, активной гражданской позиции через новые формы работы с детьми и молодежью;
  • развитии волонтерского (добровольческого) движения;
  • получении подростками новых знаний;
  • развитии навыков общественной деятельности.

     Отличительной особенностью данной программы является то, что для проведения занятий с обучающимися используются разнообразные формы досуговой деятельности, они представляют собой коллективные дела, которые направлены на проявление творческих способностей, умение работать в команде, активное участие каждого. Важной особенностью данной программы является то, что, к мероприятиям, акциям привлекаются родители, тем самым развивается семейное добровольчество, укрепляющее семейные ценности и формирующее здоровую среду для развития полноценной, самодостаточной личности ребенка. Очень важной отличительной особенностью программы является привязанность содержания программы к праздничным и памятным датам, поэтому темы из различных блоков пересекаются и чередуются, что позволяет постоянно пополнять и закреплять знания и практические навыки учащихся. 

  1. Цели и задачи программы

Цель: формирование нравственных и коммуникативных качеств личности, активной жизненной и гражданской позиции, способствующей самоопределению и самореализации личности ребенка через участие его в волонтерском движении.

Задачи:

Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда задач.

Обучающие:

  • обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше понимать себя;
  • обучение методикам проведения некоторых досуговых форм;
  • знакомство с технологией социальной акции и проведения социальных дел;
  • обучение основам работы с различными видами информации;
  • знакомство с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями;
  • обучение методике социального проектирования;
  • расширение навыков работы с информацией;
  • специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения).

Развивающие:

  • формирование первичных организаторских умений и навыков, дальнейшее развитие лидерских качеств;
  • развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде;
  • развитие уверенности в себе;
  • расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий;
  • развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности;
  • развитие активной деятельности;

Воспитывающие:

  • формирование и укрепление семейных ценностей;
  • воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни;
  • воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости;
  • формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья;
  • содействие осознанию личной ответственности за происходящее в семье, школе, поселке, стране;
  • воспитание активной гражданской позиции;
  • воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни;
  • создание комфортной обстановки на занятиях, а так же атмосферы доброжелательности и сотрудничества;
  • формирование общественной активности и самореализации в социуме.

Возраст учащихся, которым адресована данная программа - 14-18 лет.

     Возможно формирование разновозрастных групп. В таком случае на мероприятиях, акциях, экскурсиях и общих собраниях группа присутствует в полном составе, а для остальных занятий при необходимости делится на группы по возрастам (14-13, 14-15 и 16-18 лет).

     Так как одной из задач реализации программы является укрепление семейных ценностей, на занятиях допускается присутствие младших членов семьи обучающихся (братьев и сестер, не достигших 14 лет), а на практических занятиях – присутствие родителей. Минимальный возраст для обучения по программе 14 лет. Зачисление на обучение по программе осуществляется без предъявления особых требований к учащемуся в течение всего учебного года по заявлению родителя (законного представителя) несовершеннолетнего ребёнка.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

     Программа «Основы волонтерской деятельности» разработана на 1 год обучения. Всего годовой объем программы составляет 144 часа по 4 часа в неделю. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Учебная нагрузка на одного учащегося составляет 4 часа в неделю.

Формы проведения занятий:

     Программа «Основы волонтерской деятельности» предусматривает теоретические, практические и индивидуальные занятия.

Теоретические занятия – проводятся в виде групповых развивающихся, профилактических, обучающихся и тренинговых занятиях, учебах, сборах бесед и т.д.

Практические занятия – проводятся в виде мини-игр, тренингов, конкурсов, опросников, акций, дискуссий т.д.

Индивидуальные занятия – проводятся с одним или двумя обучающимися в индивидуальном порядке.

Форма обучения – очная.

Форма организации деятельности – групповая.

Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре.

     Одним из способов организации обучения может быть и использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между педагогом и учащимися. Такой способ возможен также при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, одарённых детей или детей, по каким-либо причинам временно не имеющим возможности посещать образовательную организацию.

     Программа предусматривает разделение группы на звенья (по 10-15человек). Группа разбивается на звенья в связи с разновозрастным составом группы и для удобства проведения практических занятий. Специфика направленности программы подразумевает проведение занятий вне аудитории, в различных организациях (музейная комната, библиотека, МАУК «Аполлон» и т.д.), на улицах города.

  1. Учебный план обучения (144 часов)

№ п/п

Название разделов и тема

Количество часов

Форма аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Знакомство. Инструктаж

        

4

2

2

Опрос, наблюдение (степень заинтересованности, мотивация и т.д.), тестирование, диагностика

Возникновение и развитие добровольческого движения

8

4

4

Опрос, наблюдение, анкетирование, выступления обучающихся, диагностическая игра

«Я – волонтер»        

12

6

6

Опрос, наблюдение, выступления обучающихся, заявление на выдачу волонтерской книжки

Культура общения

8

4

4

Тренинги, викторина. Творческая работа: эссе «Кто такой доброволец».

Психологическая подготовка волонтеров

16

8

8

Опрос, наблюдение, выступление обучающихся, тренинги. Создание ситуаций проявления качеств, умений и навыков

Лидерство в волонтерском объединении

8

4

4

Беседа, наблюдение, тестирование, игра. Творческая работа - эссе «Я – Лидер!»

Игровые технологии в работе волонтера

8

4

4

Творческое задание: проект игровой программы праздника

Информационные технологии в работе волонтера

16

6

10

Творческое задание: листовка, брошюра, социальный ролик, социальный плакат. Написание новостей.

Основы проведения социальных дел

12

4

8

Проект, социальная акция, уличная акция. Защита проекта

Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

8

4

4

Подготовка акции, классного часа по пропаганде ЗОЖ

Событийное волонтерство

12

4

8

Самостоятельная работа: подготовка мероприятия по проведению События

Эко-волонтеры

4

2

2

Творческая работа: эссе «Земля – наш общий дом!» «Трудовой десант»

Семейное добровольчество. Социальное волонтерство

4

2

2

Опрос, наблюдение. Эссе «Моя семья – мое богатство!»

Волонтеры Победы

12

4

8

Письмо «Спасибо деду за Победу!», участие в акциях, помощь в проведении мероприятий, посвященных Дню Победы

Впереди лето

12

4

8

Итоговые ролики, портфолио обучающихся. Составление плана на лето. Встреча с волонтерами других добровольческих объединений. Выступления обучающихся Итоговая программа подведения итогов учебного года

Всего

144

62

82

  1. Содержание программы обучения

Теория: 62 часа; практика: 82 часа. Всего 144 часа: 72 занятия

  1. Вводное занятие. Инструктажи. (4 часа)

Теоретическая часть(2):Понятия: «волонтер», «добровольчество». Знакомство с задачами. Значение волонтерского движения. Правовые основы социального волонтерства. Качества необходимые волонтёру. Вводный инструктаж по технике безопасности.

Практическая часть (2): Знакомство в группе. Узнаём друг друга». Диагностика «Приоритет жизненных ценностей» (анкета). Игры: «Расскажи мне о себе», «Кто мой друг». Заповеди волонтеров. Подведение итогов 

  1. Возникновение и развитие волонтерского движения (8)

Теоретическая часть (4):Понятие о добровольческой (волонтёрской) деятельности для каждого. Добровольчество в современной России. Цели и задачи, планирование. Социальный возраст людей пожилого возраста и отношение к ним в обществе.

Практическая часть (4): Распределение поручений. Совместное составление плана работы на год. Изготовление цветов и открыток своими руками для пожилых людей. Организация и проведение «Дня пожилого человека». Детям  предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога

  1. Я – волонтер (12)

Теоретическая часть(6):качества волонтера, развитие личностных качеств, внешний вид, ораторское искусство, коммуникации.

Практическая часть(6): тренинги на развитие личностных качеств, тренинги по ораторскому искусству, искусство публично выступления. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.

  1. Культура общения (12)

Теоретическая часть (4): Современный человек – грамотный человек. Что значит «Культура общения». Современный мир и книга. Ораторское искусство.

Практическая часть (8): Викторина «Грамотей». Конкурс эссе «Кто такой доброволец». Тренинг коммуникативных навыков. Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. Ролевые игры «Воздушный шар», «Необитаемый остров».

  1. Психологическая подготовка волонтеров (16)

Теоретическая часть (8): Особенности работы с людьми разного возраста. Психологические особенности. Детей, школьников, молодых, людей пожилого возраста. Психологический, биологический, социальный возраст. Отношение к разным возрастным группам в обществе. Что такое ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения. Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия. Критическое мышление: что это и необходимо ли оно.

Практическая часть (8):Просмотр и обсуждение видеороликов. Тренинг личностного роста: «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать». Тренинг толерантности. Критерии толерантного и интолерантного поведения. Ролевая игра «Свои и чужие».

  1. Лидерство в волонтерском объединении (8)

Теоретическая часть (4): Доброволец – это лидер. Что значит быть лидером. Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства. Лидерские способности. Диагностика лидерских способностей. Неформальное и формальное лидерство.

Практическая часть (4): Анкетирование. Тренинг лидерских навыков. Эссе «Кто такой Лидер». Подготовка к участию в конкурсе «Доброволец года». Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.

  1. Игровые технологии в работе волонтера (8)

Теоретическая часть(4):Роль и сфера применения игр на знакомство и сплочение (детский лагерь, сплочение персонала организации) Игры с эстрады. Игры-кричалки. Игровая программа. Понятие. Принципы отбора игроков. Алгоритм построения игровых заданий. Основные требования к ведущему.

Практическая часть (4): Разучивание и проведение игр-адаптаций для людей различного возраста. Разработка и проведение игровых программ. Этапы КТД. Условия проведения КТД. Организация игровых переменок, детских праздников. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.

  1. Информационные технологии в работе волонтера (16)        

Теоретическая часть (6): Информационные технологии в работе волонтера. Информационный буклет. Листовка. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества. Новостная статья. Структура новостной статьи. Пресс-релиз. Взаимодействие с объектами внешней среды. Объекты внешней среды: государственные организации, коммерческие организации, общественность. Деловое письмо. Структура делового письма. Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. Как придумать хороший слоган. Технология социальной рекламы. Ошибки в социальной рекламе. Социальный видеоролик. Технология создания видеоролика.

Практическая часть (10): Показ видеороликов. Написание новостных заметок. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога. Практикум: Анализ новостных статей. Написание новостной статьи о недавно прошедшем мероприятии. Практикум: написание делового письма. Практикум: работа над созданием видеоролика

  1. Основы проведения социальных дел (12)

Теоретическая часть (4): Психологические особенности работы с людьми пожилого возраста. Основные проблемы в жизни пожилого человека «Свои – чужие». Понятия «социальная акция», «социальный проект». Основы социального проектирования. Социальный проект. Этапы социального проектирования. Характеристика основных компонентов социального проекта: цель, задачи, актуальность, содержание, ресурсы, бюджет.

Практическая часть (8): Разработка и проведение социальных акций. Разработка социального проекта. Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических социальных акций. Разработка и реализация социальных проектов. Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций. Основы социального проектирования. Мастерство защиты проекта. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.

  1. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ (8)

Теоретическая часть (4): Вредные привычки, что это такое. Психологические особенности работы с людьми, имеющими зависимость.

Практическая часть (4): тренинги на сопротивление групповому давлению. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.

  1. Событийное волонтерство (12)

Теоретическая часть(4): Знакомство с движением, особенности направления, знакомство с коллективами, работающими в данном направлениями.

Практическая часть(8): Помощь в проведении мероприятий учреждения и поселка. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.

  1. Эко-волонтеры (4)

Теоретическая часть (2): Знакомство с движением, особенности направления, знакомство с основными экологическими понятиями и терминами, знакомство с экологическими акциями поселка

Практическая часть (2):Помощь эко волонтерам, участие в экологических акциях и проектах, написание исследовательских работ на тему экологии. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.

  1. Семейное добровольчество. Социальное волонтерство (4)

Теоретическая часть(2): Понятие «Семейное добровольчество», особенности данного вида добровольчества. Моя семья – мое богатство. Мои родители – моя поддержка. Мы вместе делаем добро. Знакомство с движением, особенности направления, встреча с представителями направления, специфика общения с пожилыми людьми, специфика общения с детьми.

Практическая часть (2): Открытое занятие совместно с родителями; творческие задания для семей и их презентация; проведение совместной, семейной акции. Помощь социальным волонтерам, разработка и реализация социальных проектов, проведение акций для детей. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.

  1. Волонтеры Победы (12)

Теоретическая часть(4):Знакомство с движением, особенности направления, специфика общения с пожилыми людьми, история ВОВ.

Практическая часть (8): Помощь «Волонтерам Победы», помощь ветеранам и детям войны, участие в патриотических акциях: «Георгиевская лента», «Спасибо деду за Победу» и других. Помощь в проведении муниципальных мероприятий. Экскурсия в музейную комнату. Подготовка классных часов. Просмотр видеороликов «Перерыв на войну». Обсуждение. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.

  1. Впереди лето (12)

Теоретическая часть(4): Подведение итогов за год, обсуждение планов на лето. Правила безопасности в летний период.

Практическая часть (8): Тестирование. Составление плана на лето. Встреча с волонтерами других добровольческих объединений. Итоговая программа подведения итогов учебного года.

  1. Планируемые результаты реализации программы и способы их проверки

Личностные:

  • формирование активной гражданской позиции;
  • положительного отношения молодежи к добровольческой деятельности;
  • научиться проводить рефлексию;
  • научиться принимать свои чувства и чувства окружающих людей;
  • научиться говорить о своих эмоциях и проблемах;
  • научиться давать себе позитивную самооценку;
  • научиться отстаивать свое мнение;
  • научиться ставить перед собой цель и достигать ее.

Метапредметные:

  • развитие способности к личностному самоопределению и творческой самореализации;
  • развитие коммуникативных навыков, лидерских качеств, организаторских способностей;
  • воспитание чувств коллективизма, готовности безвозмездно, бескорыстно служить обществу, толерантности, милосердия, доброты, отзывчивости;
  • формирование осознанного выбора участия в волонтерской деятельности;
  • формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья;
  • формирование и укрепление семейных ценностей;
  • формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению;
  • формирование в ходе деятельности более ответственной, здоровой личности;
  • формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров;
  • развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения;
  • развитие творческих способностей, потребность в саморазвитии;
  • развитие коммуникативных качеств, уверенности в себе, умения работать в команде;
  • расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий;
  • развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности.

Предметные:

  • умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
  • умение представлять материал с помощью средств презентации, проектов;
  • умение и способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу;
  • знакомство с историей и существующей практикой реализации социально-значимых проектов субъектами волонтерской деятельности;
  • обучение основным способам организации социально-значимой деятельности и технологии их осуществления (целеполагание, планирование, реализация, анализ и оценка достигнутых результатов); методикам проведения некоторых досуговых форм;
  • специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения и т.д.).

Результаты в перспективе:

  • развитие инфраструктуры поддержки и развития молодёжных добровольческих инициатив обеспечит выход на новый качественный и количественный уровень вовлеченности молодёжи в социально значимую добровольческую деятельность, снизит уровень вовлеченности молодёжи в криминогенную среду;
  • обеспечение устойчивости и долгосрочности работы формируемых механизмов поддержки и развития молодёжного добровольчества;
  • расширение условий доступа молодёжи к добровольческой деятельности, предоставления разнообразных возможностей добровольческой работы молодым людям, желающим в ней участвовать (обеспечение доступа к информации о проблемах общества, создание необходимых условий для более эффективного участия граждан и организаций в решении социально значимых проблем);
  • разработка и внедрение программ молодёжного добровольчества в МОБУ ДО «ЦВР», как результат – обеспечение условий для общественно полезного и здорового досуга детей и молодёжи;
  • продвижение в молодёжной среде добровольчества как стиля социально активного образа жизни каждого молодого человека;
  • формирование основ духовно-нравственного и патриотического воспитания, культуры социально активного и здорового образа жизни молодого поколения России.

Раздел 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график

Название темы

Количество часов

Месяцы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Вводное занятие. Знакомство. Инструктаж

        

4

2

2

К

К

К

Возникновение и развитие добровольческого движения

8

8

К

К

К

«Я – волонтер»        

12

12

К

К

К

Культура общения

8

6

2

К

К

К

Психологическая подготовка волонтеров

16

16

К

К

К

Лидерство в волонтерском объединении

8

8

К

К

К

Игровые технологии в работе волонтера

8

8

К

К

К

Информационные технологии в работе волонтера

16

2

12

2

К

К

К

Основы проведения социальных дел

12

12

К

К

К

Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

8

8

К

К

К

Событийное волонтерство

12

10

2

К

К

К

Эко-волонтеры

4

4

К

К

К

Семейное добровольчество. Социальное волонтерство

4

4

К

К

К

Волонтеры Победы

12

8

4

К

К

К

Впереди лето

12

12

К

К

К

Количество учебных недель

36

2,5

4,5

4,5

4,5

3,5

3,5

4,5

4,5

4

К

К

К

Количество учебных часов

144

10

18

18

18

14

14

18

18

16

К

К

К

Продолжительность каникул (К): июнь-август 92 дня.

Дата начала и окончания учебного периода: с 01 сентября по 31 мая.

  1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

МОБУ ДО Центр внешкольной работы имеет базу аудиторий: кабинеты, актовый зал для проведения занятий, соответствующие санитарным нормам.

Канцелярия: бумага, бумага, краски, маркеры, кисточки, цветные и простые карандаши, скотч, ножницы, цветная бумага, ватман, блокноты, ручки, папки.

Символика и атрибутика: футболки, бейджи.

Дидактические материалы:  сценарии и методические разработки мероприятий; волонтерские книжки; кодекс и памятка волонтера; учебно- наглядные пособия.

Средства обучения:  ноутбук; магнитная доска; учебные столы и стулья.

Информационное обеспечение

  • материалы к занятиям (статьи, аудио-, видеоматериалы);
  • социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ, терпимости к людям, людям с

ограниченными возможностями здоровья.

  • ролики о добровольчестве;
  • видеофильмы «Перерыв на войну».

Кадровое обеспечение

Программу реализовывают: педагог дополнительного образования МОБУ ДО ЦВР. Так же, приглашаются специалисты: психолог МОБУ ДО ЦВР, руководители детских и молодежных движений, инспекторы КДН и ЗП, ПДН, и др.

  1. Формы аттестации

Система оценки достижения планируемых результатов состоит из следующих направлений:

  • внешняя оценка (мероприятия различного уровня - конкурсы, смотры);
  • внутренняя оценка (личностные: портфолио; метапредметные: педагогическое наблюдение, анкетирование, защита проектов и презентаций, организация и участие в мероприятиях, конкурсах, акциях; предметные: анализ результатов тренингов, тестирование).

Способы проверки результатов освоения программы:

  • систематическое участие в добровольческих мероприятиях;
  • тестирование обучающихся «Я - волонтер!»
  • контрольные упражнения «Я - волонтер!»
  • количество проведенных мероприятий;
  • количество задействованных обучающихся программы и объектов деятельности;
  • наличие документов, подтверждающих результаты волонтерской деятельности (портфолио, волонтерская книжка);
  • участие в конкурсах: «Доброволец России», «Лучший волонтер отряда», «Лучший волонтерский проект», «Лучший руководитель волонтерского отряда» и т.д.;
  • участие в форумах, слетах, сборах, семинарах, мастер- классах волонтерского движения;
  • организация, реализация социально - значимых проектов;
  • создание авторских социально - значимых проектов.

Формы фиксации результатов:

  • ведение журнала учёта;
  • портфолио обучающихся;
  • количество выданных волонтерских книжек и т.д.

Критерии оценки результативности освоения программы:

     Критериями оценки освоения программы являются:

  • личностные критерии, включающие готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, способность ставить цели и строить жизненные планы;
  • метапредметные критерии: наличие первичных организаторских умений и навыков, способность работать в команде, уверенность в себе, наличие навыков самоанализа и самооценки;
  • предметные критерии, включающие освоенные специфические умения и виды деятельности, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами, осознание значения волонтерской деятельности в личном и социальном становлении личности.

Аттестация осуществляться через:

  • анкетирование всех участников программы;·
  • выпуск отчетных буклетов «За волонтерами будущее!»;
  • количественный анализ результатов проведенных мероприятий с показателем охвата участников;
  • разработка социального проекта;
  • портфолио;
  • мониторинг достижений волонтёров, волонтерского объединения в целом.

  1. Оценочные материалы

Пакет диагностических методик:

     Оценка результатов работы осуществляется в ходе наблюдения, собеседования и анкетирования обучающихся, анализа и качественной оценки подготовленных мероприятий, анализа информации о дальнейшем самоопределении обучающихся.

Методики:

  • Тест «Викторина добровольца» (Знание истории, сущности и особенностей добровольческой деятельности);
  • Определение направленности личности (ориентационная анкета). Эмоциональная готовность к участию в добровольческой деятельности; -позитивное отношение к различным формам и видам волонтерской деятельности;
  • «КОС» (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин) Метод экспертных оценок. Деятельно - поведенческий. Наличие у подростков коммуникативных и организаторских способностей, необходимых для добровольческой деятельности;
  • реальный вклад в социально-значимую деятельность (участие в мероприятиях);
  • тестирование обучающихся «Я - волонтер!»;
  • контрольные упражнения «Я - волонтер!»;
  • диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий);
  • тест «Лидеры бывают разные»;
  • тест – опросник «Коммуникативные и организаторские склонности»(КОС-2)
  • опросник «Определение направленности личности»;
  • анкетирование: - «Я- волонтер!», «Этапы развития волонтерского движения в России», Характеристика социально – значимых проблем. Практические навыки, которыми обладает волонтер.

Фонд оценочных средств программы:

  • средства оценивания, применяемые в рамках опросных методов (опрос письменный и устный, анкета, тест, экспертная оценка деятельности, фокус- группа, дебрифинг и др.);

  • средства оценивания, предполагающие анализ продуктов деятельности (глоссарий, схема, таблица, концептуальная карта, коллаж, рецензия, аннотация, реферат, доклад, эссе, информационный бюллетень, буклет, электронная презентация, веб-страница, вебсайт, блог и др.);

  • средства оценивания, предполагающие анализ деятельности (мониторинг, конкурс, организационно - деятельностная игра, проект, отчет, кейс-измеритель и др.);

  • средства оценивания интегративного характера (резюме, портфолио, паспорт профессиональной карьеры, дневник, творческая книжка и др.).

Для проведения аттестации можно использовать:

  1. Подобрать нормативно-правовые документы по вопросам добровольческой деятельности;
  2. Сформировать теоретический минимум по теме «Зарубежный опыт волонтерского движения в разных странах»;
  3. Выполнить презентацию по теме «Опыт работы волонтерских организаций»;
  4. Проанализировать компетенции, необходимые волонтеру;
  5. Описать принципы волонтерской деятельности;
  6. Описать технологии создания эффективно работающей команды волонтеров;
  7. Рассмотреть технологии набора волонтеров;
  8. Составить вопросы для интервью с волонтером;
  9. Разработать тренинговое занятие для обучения волонтеров;
  10. Создать проект смены в детском оздоровительном лагере для обучения волонтеров;
  11. Представить методы оценки работы волонтера;
  12. Описать технологии обучения волонтеров;
  13. Написать эссе на тему «Я – волонтер»;
  14. Составить глоссарий: «волонтер», «доброволец», «добровольчество», «волонтерская деятельность», «социально-значимая деятельность», «проект», «тимуровцы» и др.;
  15. Составить буклет «Памятка молодого волонтера»;
  16. Разработать памятку «Как стать волонтером»;
  17. Разработать волонтерский проект и представить его на конкурс социально-

значимых проектов;

  1. Исследовать уровень осведомленности молодежи о добровольческой деятельности;
  2. Составить проект конференции «Развитие добровольчества в Российской Федерации. От настоящего к будущему»;
  3. Заполнить рабочую тетрадь по дисциплине;
  4. Выполнить творческую работу «Идеальный волонтер»;
  5. Составить матрицу актуальных добровольческих проблем в виде таблицы

(презентации, коллажа и др.);

  1. Выполнить презентацию по теме «Волонтер – это…»;
  2. Составить концептуальную карту по теме «Системное развитие добровольчества в России»;
  3. Составить текст выступления на «круглом столе», конференции по проблемам добровольческой деятельности;

В результате реализации программы обучающиеся должны:

Знать:

  • историю волонтерского движения в России и за рубежом;
  • социальные аспекты волонтерской деятельности;
  • основные направления волонтерской деятельности;
  • особенности организации волонтерской деятельности;
  • полный цикл коммуникационного процесса с разными категориями лиц. Формы, методы, барьеры в коммуникации;
  • технологический процесс волонтерской деятельности;
  • правовые основы, формы и методы привлечения и поиска средств для организации и проведения волонтерских мероприятий.

Уметь:

  • обобщать полученные знания; анализировать опыт волонтерской  деятельности;
  • организовывать волонтерскую команду для участия в событийных мероприятиях;
  • проектировать волонтерские акции различной направленности, проектировать собственную волонтерскую деятельность, активизировать собственные личностные ресурсы, способствующие саморазвитию и самореализации, способности нести ответственность за качество своей деятельности;
  • использовать методы, механизмы, технологии по поиску средств для организации систематической добровольческой деятельности.

Владеть:

  • теоретико-правовыми основами в организации добровольческой деятельности;
  • навыками составления текстов, информационных писем, пресс-релизов и т. д;
  • навыками организации волонтерских акций и проектов; умения кооперации и организации работы в коллективе на основе толерантности, диалога и сотрудничества; самостоятельной разработки социальных проектов в области организации добровольческой деятельности; методами социально-проектной и прогностической деятельности. технологией организации и проведения добровольческих мероприятий; планирования и организации волонтёрского мероприятия;
  • навыками привлечения средств для организации и проведения волонтерских мероприятий, акций, событий.

2.5. Методическое обеспечение

Программа разработана с учётом трёх основных компонентов деятельности:·

  • гуманизация педагогического процесса;
  • индивидуализация и дифференцированный подход;
  • демократизация.

     Это дает возможность педагогу в рамках реализации данной программы достичь поставленную цель и решить педагогические задачи; а также дать возможность каждому обучающемуся – члену волонтёрского объединения, раскрыть свои организаторские способности, реализоваться в разнообразной деятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива. Главным для педагога является стремление направить ребят на такую деятельность, в ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от проделанной работы, удовольствие от общения.

     При работе с подростками, образовательный процесс предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения:

  • игровые методы;
  • наглядно-словесные методы;
  • методы диагностики: метод упражнения, работа с методической литературой,
  • самостоятельная работа;
  • приемы актуализации субъективного опыта обучающихся.

     С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов молодежи, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей используются разнообразные формы проведения занятий:

  • занятие – экскурсия;
  • занятие – путешествие;
  • занятие – исследование;
  • занятие – лекция;
  • занятие – игра.

Деятельность и технологии работы:

  • популяризация добровольчества в муниципальном образовании;
  • коммуникация и построение взаимодействия с потенциальными добровольцами, добровольческими центрами, органами власти, муниципальными организациями, работающими с добровольцами;
  • создание баз данных потребностей и нужд местных сообществ (НКО, социальных учреждений) в добровольческих усилиях молодёжи и баз данных молодых добровольцев, готовых к участию в их работе;
  • обеспечение информацией, знаниями и инструментами молодых добровольцев, где и как они могут приложить свои добровольческие усилия;
  • деятельность по ориентированию, наблюдению, оценке, признанию достижений и успехов молодых добровольцев;
  • проведение тренингов по обучению молодёжи методам социального проектирования;
  • создание возможностей для осуществления на практике разработки, управления и реализации молодёжью добровольческих проектов, мероприятий, акций;
  • администрирование молодёжных добровольческих программ, проектов и акций;
  • организация конкурсов добровольческих проектов и др.

Методы обучения:

Обучение – подготовка волонтера (добровольца) к выполнению возложенных на него обязанностей.

Словесные методы (источником знания является устное или печатное слово). Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения, позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова можно вызвать в сознании обучающегося яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Лекция. Наиболее быстрый метод предоставления необходимой информации большой аудитории слушателей. Недостатком этого метода является то, что лекция ставит участника в пассивную позицию слушателя.

Дискуссии и «мозговые штурмы» позволяют волонтёрам думать, делать выводы, выслушивать мнения. Активное обсуждение в группах позволяет участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность. К рассказу как методу изложения новых знаний обычно предъявляется ряд педагогических требований.

Рассказ должен:

- содержать только достоверные факты;

- включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов;

- доказывающих правильность выдвигаемых положений;

- иметь четкую логику изложения;

- быть эмоциональным;

- излагаться простым и доступным языком;

-отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам,

событиям.

Объяснение. Под объяснением следует понимать истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение – это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук.

Использование метода объяснения требует:

- точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

- последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

- использования сравнения, сопоставления, аналогии;

- привлечения ярких примеров;

- безукоризненной логики изложения.

Беседа. Беседа – диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит обучающихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

Практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Игровой. Игра помогает развить творческие способности волонтёров, опираясь на их самостоятельную работу. Это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества. Игры могут быть – деловым, имитационные, ролевые, сюжетные, игры-инсценировки.

Практические занятия. Такой метод обучения позволяет не только проверить знания и умения волонтёров, но и дает им возможность самостоятельно научиться чему-либо, например, самостоятельное анкетирование, опрос. Приобретенный таким образом опыт помогает усвоить информацию эффективнее.

Формальное обучение. Этот вид обучения используется в самом начале деятельности волонтера (добровольца), когда надо теоретически подготовить его к выполнению конкретной работы. Независимо от того, какая работа будет выполняться, формальное обучение имеет два уровня:

- первый – описание функциональных обязанностей,

- второй – распределение ролей и ответственности.

На первом уровне добровольцу сообщается:

- что необходимо делать в ходе работы;

- чего нельзя делать;

- что надо делать, оказавшись в конкретной/сложной ситуации.

Тренировка. Перед началом работы этот вид обучения помогает добровольцу приобрести практические навыки. В процессе работы тренировки помогают усовершенствовать полученные навыки.

Текущее обучение. Текущее обучение осуществляется в процессе всей деятельности волонтера (добровольца) и включает в себя запланированное и ситуационное обучение.

- Запланированное текущее обучение способствует постоянному повышению квалификации волонтера (добровольца) и зависит от того, какую работу ему предполагается выполнять.

- Ситуационное обучение невозможно спланировать, оно применяется для разбора проблемных ситуаций, возникающих в ходе деятельности. Руководитель может помочь добровольцу осознать то, что происходит, акцентируя внимание на следующих моментах:

- Определение проблемы (что идёт не так? Что происходит?);

- Определение причины проблемы (почему возникла проблема? Что эту проблему вызывает? Какие факторы привели к возникновению проблемы?);

- Определение альтернативы (какие другие выходы имеются в данной ситуации? что ещё мы можем сделать? пробовали ли вы такой способ действий?);

- Определение лучшего способа действий (каковы сильные и слабые стороны каждого варианта? Что вы можете сделать для решения проблемы?).

Методы воспитания:

  • Метод формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, диспут, пример.
  • Метод организации деятельности: приучение, упражнение, требование, создание воспитательных ситуаций.
  • Метод стимулирования: поощрение, наказание соревнование.

Методические материалы

     Образовательный процесс обучения строится на основе принципов личностно-ориентированного подхода. Главным предметом учебно-воспитательной деятельности педагогов выступает процесс формирования индивидуальности подростка:

- приемы активизации познавательного интереса

- создание ситуаций успеха

- методы диагностики и самодиагностики

- методы диалога

- рефлексивные приемы и методы

- опора на жизненный опыт подростка

- игровые методы.

Групповые и индивидуальные занятия:

- диагностическое изучение процессов развития обучающихся;

- создание оптимальных условий для самореализации обучающихся.

Обучающимся прививается интерес к получению знаний, формируются навыки образовательной деятельности, самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию обучающихся, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах.

Игровые методы используются для закрепления пройденного материала.

План годовых мероприятий и организации деятельности объединения действует в течение всей продолжительности программы.

Методические описания традиционных мероприятий.

Этапы реализации программы:

I. Организационно - проектировочный этап:

  1. Включает в себя формирование добровольческого объединения, комплектование групп, диагностику личности каждого участника, расстановку приоритетов деятельности каждого члена добровольческого объединения, распределение социальных ролей внутри объединения, первичное планирование деятельности.
  2. Диагностика проблемной ситуации – проведение анкетирования, опрос, изучение аналитических материалов по теме проекта, сценарно-событийное планирование процесса выполнения мероприятий, формирование команды исполнителей программы, обучение волонтеров.
  3. Анализ ситуации, нормативно-законодательной, программной и аналитической документации по теме проекта.

II. Программно-деятельностный этап:

  1. Погружение в разнообразную деятельность, направленную на достижение поставленной цели и решение педагогических задач с опосредованным использованием методов, форм, средств реализации программы. Подготовка и проведение мероприятий различных форм организации. Осуществление взаимодействия с различными структурами, привлечение обучающихся в социально — значимую деятельность различной направленности. Анализ и самоанализ проделанной работы.
  2. Непосредственная организация мероприятий.
  3. Обеспечение организационно-педагогического и информационного сопровождения участников; привлечение специалистов, СМИ, организация информационного пространства мероприятий.

III. Итогово-аналитический этап:

  1. Подведение итогов проделанной работы. Выбор каждым членам добровольческого объединения приоритетного направления дальнейшей деятельности.
  2. Анализ и самоанализ личностного роста в ходе реализации данной программы.
  3. Планирование дальнейшей деятельности добровольческого объединения.
  4. Анализ сильных и слабых сторон проведенных мероприятий, оценка эффективности результатов.
  5. Оценка общественной и личностной значимости для участников программ.
  6. Подготовка информационно-методических продуктов по результатам.
  7. Прогноз перспектив дальнейшей деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. — М.: Приор, 2004 — 32 с.
  2. Конвенция о правах ребёнка;
  3. Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года;
  4. Указ Президента от 19 декабря 2012 г. № 1666 РФ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
  5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 от 29 мая 2015 года. 8 июня 2015 г. Российская газета - Федеральный выпуск №6693 (122). [Электронный ресурс]. — URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html 
  6. Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года от 07 декабря 2017 года. [Электронный ресурс]. — URL: http://docs.cntd.ru/document/446498752 
  7. Концепция развития дополнительного образования детей от 04 сентября 2014 года №1726-р. [Электронный ресурс]. — URL: http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf 
  8. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»: (федер.закон: принят Гос.Думой 21 дек.2012 г.) // Российская газета, 31 декабря 2012
  9. Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 170-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  10. Федеральный закон о дополнительном образовании от 12 июля 2001 года;
  11. Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)»;
  12. Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 № 135-ФЗ РФ;
  13. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ).
  14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (вступает в силу 22 дек. 2013г) // Российская газета, 11 декабря 2013
  15. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». [Электронный ресурс].— URL: http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rf-ot-11122006-n-06-1844/ 
  16. Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении информации. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». [Электронный ресурс]. — URL: http://www.mixnevoduc.edusite.ru/DswMedia/metodrekomendacii5.pdf 
  17. Письмо Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844
  18. Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации. – 2009 г.;
  19. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации

на период до 2020 года;

  1. Всеобщая Декларация Добровольчества. – Амстердам, 2001 г.;
  2. Всеобщая декларация прав человека, ст. 29 – ООН, 1948 г.;
  3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.4.3172-14. - Москва 2014 Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 4 июля 2014 г. № 41 [Электронный ресурс]. — URL: http://files.stroyinf.ru/data2/1/4293768/4293768442.htm 
  4. Методические рекомендации МИоНРФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 (09- 3242).
  5. Устав МОБУ ДО Центр внешкольной работы.

Для педагога:

  1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003
  2. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Инновационные проекты системной поддержки молодежного добровольчества. – СПб. - Тверь, 2009
  3. Арсеньева Т.Н., Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практико-ориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебно-методическое пособие. – СПб. - Тверь, 2009
  4. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2006
  5. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004
  6. Беспалова Г.М., Виноградова Н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005
  7. Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца. Вятка – территория добровольчества.- Киров, 2012
  8. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2005
  9. Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления /  воспитание школьников – 2008 - № 3
  10. Волохов А.В., Мирошкина М.Р., Фришман И.И. Программы деятельности волонтеров. М., 2011
  11. Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2008 - № 3
  12. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. М., 2011
  13. Дик Н.Ф.100 добрых дел для нас не предел. Книга для классных руководителей 5-9 классов. – Ростов н/ Д ., 2007
  14. Дьячкова Т.В. Волонтерское движение подростков как противостояние асоциальным группировкам / Т.В. Дьячкова, Н.В. Зарниченко // Народное образование. – 2017  - №1/2. С. 157-162. – Библиогр. в сносках
  15. Загладина, Х. Т. Продвижение культуры волонтерства в современной российской школе: проблемы и перспективы / Х. Т. Загладина, Т. Н. Арсеньева // Воспитание школьников. – 2015 – № 10 – С. 10-14. Взаимосвязь между социальной активностью граждан и волонтерством. Продвижение культуры добровольчества как приоритетной задачи государственной образовательной политики. Особое значение волонтерства в качестве одного из индивидуальных достижений абитуриентов при поступлении в вузы России
  16. Загладина Х. Т. С чего начинается Родина, или Воспитание добровольчеством в российских школах / Х. Т. Загладина, Т. Н. Арсеньева // Воспитание школьников. – 2016 – № 3 – С. 3-8. – Библиогр.: с. 8 (4 назв.). Обоснование наличия тесной взаимосвязи между развитием добровольчества (волонтерства) в российской школе и формированием гражданского патриотизма и социальной активности детей и подростков.
  17. Ишбулатова, Р. Волонтерство - движение души / Р. Ишбулатова // Студенчество: Диалоги о воспитании. – 2015 – № 1 (79). – С. 23-24. Рассматривается одна из основных черт гражданского общества – волонтерство, его история и современная волонтерская деятельность.
  18. Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004
  19. Кретова У.П. Особенности ценностно-смысловой сферы лиц, включенных в волонтерскую деятельность / У. П. Кретова // Психология в вузе. – 2015 – №1 – С. 58- 67 – Библиогр.: с. 66-67 (16 назв.). Рассматриваются теоретические аспекты волонтерской деятельности и выявляются психологические особенности личности волонтеров. Кузькина, Е. Волонтерство как социокультурная практика
  20. Кузькина Е. // Учитель. – 2016 – № 3 – С. 52-53. – Библиогр.: с. 53 (2 назв.). Привлечение школьников к волонтерской работе.
  21. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008
  22. Майорова-Щеглова С. Н. От тимуровца – к волонтеру / С. Н. Майорова-Щеглова // Социальная педагогика. – 2015 – № 4 – С. 33-37. Трудовой подход и экономическая эффективность волонтерского труда.
  23. Майорова-Щеглова С. Н. От тимуровца – к волонтеру: родители о благотворительной деятельности школьников / С. Н. Майорова-Щеглова // Народное образование. – 2014 – № 9 – С. 220- 224: 2 табл. – Библиогр. в сносках.
  24. Панченко С. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в  детском коллективе / Воспитание школьников – 2008 - № 7
  25. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи. Методические разработки социально-психологических тренингов.- М.,1996
  26. Романюк Т.В. Межнациональное общение: тренинг и упражнения. / Воспитание школьников – 2009 - № 7

Для учащихся:

  1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни.-М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 200-144 с.
  2. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития-3-е изд.-Казань :Центр инновационных технологий, 2003-608с.
  3. Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления подростковой наркомании. – М., 2004
  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.-СПб: Лениздат, 1992.-400 с.
  5. Климович В.Ю. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма.- М., 2004
  6. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008
  7. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003
  8. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб. Питер, 2006 – 160 с.: - (Серия «Практическая психология»).

Приложение 1

Методическое обеспечение программы «Основы волонтерской деятельности»

Тема

Формы

Методы технологии

Дидактический материал и ТСО

Формы подведения итогов по каждому разделу, теме

Вводное занятие. Знакомство. Инструктаж.         

Мини – лекции, игры, тренинги, беседы

Методы коллективной и индивидуальной работы, игры анкетирование

Мультимедиа, ПК,

анкеты, инструкция

Опрос, наблюдение (степень заинтересованности, мотивация и т.д.), тестирование, диагностика

Возникновение и развитие добровольческого движения

Мини – лекции, игры, тренинги, беседы, игры

Ролевые игры, игровые упражнения

Мультимедиа, ПК, ролики о добровольчестве

Опрос, наблюдение, выступления обучающихся

«Я – волонтер»        

Мини – лекции, игры, тренинги, беседы, игры, КТД

Методы коллективной и индивидуальной работы, игры, анкетирование, тестирование

Мультимедиа, ПК, ролики о добровольчестве.

Упражнение Джеффа. Дискуссионные

качели (Н.Е. Щуркова)

Опрос, наблюдение, выступления обучающихся, заявление на выдачу волонтерской книжки

Культура общения

Мини – лекции, игры, тренинги, беседы, КТД

Методы коллективной и индивидуальной работы, игры, анкетирование, викторина

Мультимедиа, ПК, ролики о коммуникациях, вербальном и невербальном общении

Тренинги, викторина, Эссе «Кто такой доброволец».

Психологическая подготовка волонтеров

Мини – лекции, игры, тренинги, беседы, КТД

Методы коллективной и индивидуальной работы, игры, анкетирование, тестирование

Мультимедиа, ПК, работа с психологом

Опрос, наблюдение, выступление обучающихся, тренинги

Лидерство в волонтерском объединении

Мини – лекции, игры, тренинги, беседы

Анкетирование, тестирование, опрос

Мультимедиа, ПК, ролики о известных лидерах

Эссе «Я – Лидер!»

Игровые технологии в работе волонтера

Мини – лекции, игры, тренинги, беседы

Анкетирование, тренинг

Мультимедиа, ПК, ролики о вредных привычках

Проект игровой программы праздника

Информационные технологии в работе волонтера

Мини – лекции, игры, тренинги, беседы, КТД

Методы коллективной и индивидуальной работы,

Мультимедиа, ПК, ролики по теме социальная реклама, плакат

Листовка, брошюра, социальный ролик, социальный плакат. Написание новостей.

Основы проведения социальных дел

Мини – лекции, игры, тренинги, беседы, КТД

Методы коллективной и индивидуальной работы, тренинг, игры, опрос,

Мультимедиа, ПК, ролики о социальных проектах

Проект, социальная акция, уличная акция

Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

Мини – лекции, игры, тренинги, беседы

Анкетирование, тренинг

Мультимедиа, ПК, ролики о вредных привычках, о ЗОЖ

Подготовка акции, классного часа по пропаганде ЗОЖ

Событийное волонтерство

Мини – лекции, игры, тренинги, беседы

Методы коллективной и индивидуальной работы, игры тестирование

Мультимедиа, ПК, ролики событийном волонтерстве, презентация «Событийное волонтерство»

Подготовка мероприятия по проведению События

Эко-волонтеры

Мини – лекции, игры, тренинги, беседы

Методы коллективной и индивидуальной работы, игры

Мультимедиа, ПК, ролики об экологическом волонтерстве

Эссе «Земля – наш общий дом!»

«Трудовой десант»

Семейное добровольчество. Социальное волонтерство

Мини – лекции, игры, тренинги, беседы

Методы коллективной и индивидуальной работы, игры, анкетирование

Мультимедиа, ПК, ролики о социальном волонтерстве, «Семейные ценности»

Опрос, наблюдение. Эссе «Моя семья – мое богатство!»

Волонтеры Победы

Мини – лекции, игры, тренинги, беседы

Методы коллективной и индивидуальной работы. Экскурсия в музейную комнату,

Мультимедиа, ПК, ролики о ВОВ, «Георгиевские ленты»

Письмо «Спасибо деду за Победу!», участие в акциях, помощь в проведении мероприятий, посвященных Дню Победы

Впереди лето

Планирование, инструктаж, подведение итогов, встреча

Методы коллективной и индивидуальной работы. Тестирование

Мультимедиа, ПК, ролики о поведении на воде, в лесу

Итоговые ролики, портфолио обучающихся. Составление плана на лето. Встреча с волонтерами других добровольческих объединений. Выступления обучающихся Итоговая программа подведения итогов учебного года

Приложение 2

Темы и содержание программы «Основы волонтерского движения» (144 часа, 72 занятия)

Тема

Занятия (всего)

Часы (теория/практика)

Содержание занятий

Вводное занятие. Знакомство. Инструктаж.         

1,2 (2)

4 (2/2)

Игры на знакомство, анкетирование, инструктаж. Цели и задачи

Возникновение и развитие добровольческого движения

3, 4, 5,6 (4)

8 (4/4)

Социальная работа и социальное служение. История добровольчества.  

Волонтерство как институт формирования и развития социальной активности молодежи. Происхождение понятия «волонтер», «доброволец». Волонтерство в России.

Детские и молодежные добровольческие организации. Общие принципы волонтерской деятельности.

Добровольность. Социальная значимость. Личная значимость. Концепция развития добровольчества в России. Кодекс добровольцев в России.

«Я – волонтер»        

7, 8, 9, 10, 11, 12 (6)

12 (6/6)

Мотивация волонтерской деятельности. Роль волонтерства в личностном развитии. Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества. Объекты волонтерской деятельности. Направления волонтерской деятельности: психолого-педагогическое, социально-бытовое, социокультурное, трудовое, социально-правовое, профилактическое, информационное. Поиск и выявление социальных проблем. Постоянная социальная помощь. Разовые социальные акции. Бригады быстрого реагирования. Влияние волонтерской деятельности на молодежь. Мотивация добровольческой деятельности. Роль волонтерства в личном развитии волонтера. Личностный рост. Выражение гражданской позиции.

взаимодействие. Реализация творческого потенциала. Профессиональное развитие. Притязания и самореализация волонтера.

Организационные вопросы деятельности добровольческого объединения: деятельность общественного объединения волонтеров. Формы

осуществления волонтерской деятельности: организация, объединение. Устав общественного объединения. Цели и задачи деятельности. Актив объединения. Ресурсы и организация обеспечения

деятельности объединения. Как создать волонтерский добровольческий отряд. Положение о работе  волонтерского отряда. Символика. Традиции.

Законы волонтера. Волонтерская книжка.

Управление волонтерской деятельностью. Функции

управления: планирование, организация. Контроль,

анализ и оценка эффективности волонтерской деятельности. Критерии и показатели результативности волонтерской работы

Культура общения

13, 14, 15, 16 (4)

8 (4/4)

Современный мир и книга. Общение, что это такое. Вербальное, невербальное. Тренинг коммуникативных навыков. Вербальная и невербальная информация. Ораторское искусство. Конкурс эссе «Кто такой доброволец».

Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. Ролевые игры «Воздушный шар», «Необитаемый остров». Викторина «Грамотей».

Дискуссия. Особенности дискуссии как формы Этапы

проведения: подготовительный основной заключительный. Правила организации на каждом этапе. Нормы поведения в группе. Формы проведения дискуссии. Упражнение Джеффа. Дискуссионные

качели (Н.Е. Щуркова)

Психологическая подготовка волонтеров

17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 (8)

16 (8/8)

Особенности работы с людьми разного возраста. Психологические особенности. Детей, школьников, молодых, людей пожилого возраста. Психологический, биологический, социальный возраст. Отношение к разным возрастным группам в обществе. Просмотр и обсуждение видеороликов Тренинг личностного роста: «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать».

Тренинг толерантности. Критерии толерантного и

интолерантного поведения. Ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Ролевая игра «Свои и

чужие». Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения. Развитие

навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия.

Критическое мышление: что это и необходимо ли оно.

Лидерство в волонтерском объединении

25, 26, 27, 28 (4)

8 (4/4)

Доброволец – это лидер. Что значит быть лидером. Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный

лидер. Стили лидерства. Лидерские способности. Диагностика лидерских способностей. Неформальное и формальное лидерство. Рефлексия. Понятие. Рефлексия дня. Рефлексия своего состояния. Рефлексия себя. Вопросы для рефлексии.

Анкетирование. Тренинг лидерских навыков. Эссе «Кто такой Лидер». Подготовка к участию конкурсе «Доброволец года»

Игровые технологии в работе волонтера

29, 30, 31, 32 (4)

8 (4/4)

Игры – адаптации. Понятие игры-адаптации. Роль и сфера применения игр на знакомство и сплочение (детский лагерь, сплочение персонала организации) Разучивание и проведение игр-адаптаций для людей различного возраста. Игры с эстрады. Игры-кричалки. Игровая программа. Понятие. Принципы отбора игроков. Алгоритм построения игровых заданий. Основные требования к ведущему. Разработка и проведение игровых программ. Познавательная игра. Понятие. Формы и технология проведения. Хорошие и плохие вопросы. Моделирование познавательной игры. Коллективное творческое дело. Методика КТД. И.П. Иванова. Этапы КТД. Условия проведения КТД. Организация игровых переменок, детских праздников.

Проведение детской игровой программы в день защиты детей.

Информационные технологии в работе волонтера

36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43 (8)

16 (6/10)

Информационные технологии в работе волонтера Информационный буклет. Листовка. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.

Новостная статья. Структура новостной статьи. Пресс-

релиз. Практикум: Анализ новостных статей. Написание новостной статьи о недавно прошедшем мероприятии. Взаимодействие с объектами внешней среды. Объекты внешней среды: государственные

организации, коммерческие организации, общественность. Деловое письмо. Структура делового письма. Практикум: написание делового письма. Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. Как придумать хороший слоган. Технология социальной рекламы. Ошибки в социальной рекламе.

Социальный видеоролик. Технология создания видеоролика. Практикум: работа над созданием видеоролика

Основы проведения социальных дел

44, 45, 46, 47, 48, 49 (6)

12 (4/8)

Социальная акция. Проведение благотворительных,

экологических социальных акций. Основы социального проектирования. Социальный

проект. Этапы социального проектирования. Характеристика основных компонентов социального проекта: цель, задачи, актуальность, содержание,

ресурсы, бюджет.

Разработка и реализация социальных проектов.

Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций, например:

- День народного единства;

- День матери;

- Спасибо деду за Победу;

- Акции по пропаганде ЗОЖ;

- День Героев Отечества;

- Георгиевская лента;

- «Свеча в окне» и т.д.

Организация благотворительной акции и

социальной акции патриотической направленности. Сходство и различия.

Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

50, 51, 52, 53 (4)

8(4/4)

Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя». Химическая (алкоголизм, наркомания, табакокурение) и нехимическая (эмоциональная, шопоголизм и др.) зависимость.

Влияние курения на организм человека. Влияние алкоголя на организм человека. Алкоголь и закон. Употребление алкоголя как незаконное действие.

Ответственность за употребление алкоголя. Физиологическая и моральная зрелость человека. Встреча с инспектором КДН.

Умение отказываться. Возможные способы отказа от

нежелательного действия. Отработка навыка отказа от действий опасных для здоровья, жизни и благополучия человека. Критика ложных поводов для употребления алкоголя. Встреча с психологом.

Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей. Занятие Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и

проведение классных часов по профилактике.

Событийное волонтерство

54, 55, 56, 57, 58, 59 (6)

12 (4/8)

Что такое событийное волонтерство. Особенности взвимодействия с организаторами и зрителями. Показ презентаций и видеороликов.

Эко-волонтеры

60,61 (2)

4 (2/2)

Знакомство с движением, особенности направления, знакомство с основными экологическими понятиями и терминами, знакомство с экологическими акциями поселка.

Что мы можем сделать в поддержку этого движения. Как мы можем стать эко-добровольцами. Какие акции можно провести у нас.

Помощь эко волонтерам, участие в экологических акциях и проектах, написание исследовательских работ на тему экологии.

Семейное добровольчество. Социальное волонтерство

62, 63 (2)

4 (2/2)

Семейное волонтерство, что это такое. Как мы можем привлекать членов своей семьи к совместным действиям.

Помощь ветеранам и пожилым людям. Основные

проблемы в жизни пожилого человека. Основные задачи в работе с пожилыми людьми и ветеранами. Психологические особенности людей пожилого возраста.

Помощь детям-сиротам. Основные проблемы детей-

сирот. Принципы взаимодействия с ними.

Проведение игровых программ, мастер-классов.

Работа с подростками. Подростковый возраст и его особенности. Границы подросткового возраста. Особенности физического и психического развития, эмоций. Новообразования возраста, «Я» подростка, формирование мировоззрения, подростковые реакции на действительность.

Технология общения и работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Организация досуговых программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Волонтеры Победы

64, 65, 66, 67, 68, 69 (6)

12 (4/8)

Волонтеры Победы, кто это. Чем отличаются от других видов волонтерства. Знакомство с движением, особенности направления, специфика общения с пожилыми людьми, история ВОВ. Участие в акциях «Георгиевская лента», «Спасибо деду за Победу» и других. Помощь в проведении муниципальных мероприятий. Экскурсия в музейную комнату. Подготовка классных часов. Просмотр видеороликов «Перерыв на войну». Обсуждение.

Впереди лето

70, 71, 72, 73, 74, 75 (6)

12 (4/8)

Подведение итогов за год, обсуждение планов на лето. Правила безопасности в летний период.

Тестирование. Составление плана на лето. Встреча с волонтерами других добровольческих объединений. Итоговая программа подведения итогов учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Основы медицинской грамотности"

Данная программа составлена для проведения занятий с обучающимися  13 – 16 лет.Цель программы: содействие формированию у обучающихся медицинской  грамотности, воспитанию медицинской...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА гуманитарного направления «Занимательный английский» Класс 4

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа младших школьников разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образоват...

Вводная диагностика по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Основы декоративно - прикладного творчества»

Вводная диагностика обучающихся проводится по итогам набора учебных групп в начале учебного года. Цель вводной диагностики - познакомиться с ребенком и определить уровень его подготовки....

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Основы финансовой грамотности»

Освоение финансовой грамотности имеет большое значение в том, чтобы помочь детям социализироваться и достичь успеха в будущем. Они узнают, как работает экономика в обществе и формируют правильное...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Основы рисования"

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного...