"Секреты гражданского и патриотического воспитания в условиях пенитенциарной школы "
презентация к уроку на тему
Презентация опыта воспитательной деятельности на конкурсе "Воспитай человека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_konkurse_vospitay_cheloveka.docx | 20.7 КБ |
vystuplenie_na_konkurse_vospitay_cheloveka.pptx | 2.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Секреты
гражданского и патриотического воспитания
в условиях пенитенциарной школы
Презентация опыта воспитательной деятельности
учителя истории и обществознания Рочевой И.В.,
ГОУ РК «РЦО» УКП «Верхний Чов»
Слайд 1 "Секреты гражданского и патриотического воспитания в условиях пенитенциарной школы".
Я, Рочева Ирина Васильевна, учитель истории и обществознания УКП "Верхний Чов". Я хочу поделиться с вами секретами гражданского и патриотического воспитания в условиях пенитенциарной школы.
Ничто не растит человека так, как ОПЫТ, поэтому я предлагаю вам принять участие в одном из мероприятий, а именно в музыкальной викторине "Патриотические песни России XX века". XX век был для России веком революций, гражданских потрясений, мировых войн. Человеку в этих условиях жилось непросто. Но что всегда помогало жить человеку и преодолевать трудности? Военная песня является таким же оружием, как и гранаты. С песней легче жить, легче побеждать. Она поднимает дух, возвращает силы, зовет к подвигу.
Слайд 2 "Патриотические песни России XX века".
Перед вами плакаты 4 значимых военных событий XX века.
Слайд 3 "Плакаты".
Определите к каким военным событиям они относятся. По каким признакам вы их определили?
Сегодня мы предлагаем вспомнить самые известные военные песни. Вы попробуете определить название песни и назвать этап военной истории, когда эта песня создавалась и была востребована народом.
Слайд 4 "Песня о Щорсе".
Слайд 5 "Варяг".
В нашем мероприятии было использовано 13 песен военных лет. С полной версией мероприятия вы можете ознакомиться на сайте РЦО.
В конце мероприятия участникам предлагается определить своё эмоциональное настроение.
Слайд 6 "Выберите ноту своего настроения".
Слайд 7 "Задачи мероприятия и гражданско-патриотического воспитания".
Задачи были определены следующие. Они соответствуют задачам гражданско-патриотического воспитания. Как вы думаете, мы выполнили поставленные задачи?
Слайд 8 "Цели мероприятия и гражданско-патриотического воспитания ".
Цель любого мероприятия конкретизируется, исходя из общей цели.
На каждом мероприятии стараюсь создать положительный эмоциональный настрой, т.к. знаю особенности своих учащихся: изоляция от общества, возраст от 19 лет и старше, завышенная или заниженная самооценка, образовательный процесс воспринимается ими как дополнительное наказание, наличие у них смысловых и эмоциональных барьеров. Это мой секрет №1.
Слайд 9 "Особенности учащихся".
Слайд 10 "Эмоциональные спирали".
На примере этих спиралей я хочу раскрыть секрет №2. Моя задача - преодолеть негативные эмоции и через промежуточную стадию - удовлетворение выйти на конечную - энтузиазм и радость. Эмоциональная перезагрузка позволяет перейти к коррекции в личности воспитуемых.
Слайд 11 "Макаренко".
Только ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ настрой позволяет "...возбуждать к жизни и постепенно расширять перспективы...". Я обучаю людей, которые осуждены на большие сроки, у них отсутствуют перспективы, принятые в нашем обществе.
Слайд 12 "Суть педагогического действия".
Секрет №3. Я знаю особенности своих обучающихся и использую эти знания при выстраивании воспитательного процесса в виде перспективных линий. Добиваюсь убеждённости, что изменить будущее подвластно каждому. Главное действовать в правильном направлении. Главная роль в выборе будущей перспективы, по Макаренко, принадлежит эмоциям по отношению к данной перспективе, поэтому использую любую возможность для создания эмоции радости. "человек не может жить в мире, если у него нет впереди ничего радостного. Настоящим стимулом человеческой жизни есть завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одной из важнейших объектов работы"
Слайд 13 "Нормативные документы и перспективная цель".
А для меня ориентиром выстраивания перспективы являются ФГОС, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Перспективная цель - создание условий для формирования свободной, творчески развитой, социально ориентированной личности, способной к самореализации и саморазвитию, а значит и социальной самореабилитации.
Слайд 14 "Направления воспитательной работы".
Все эти направления позволяют более ярко раскрыть и полноценно реализовать гражданское и патриотическое направление воспитательной работы. И, разумеется, приблизиться к воспитательному идеалу личности обучающегося.
Слайд 15 "Три ипостаси".
При планировании и реализации воспитательной работы я выступаю как руководитель МО классных руководителей, классный руководитель, учитель истории и обществознания.
Слайд 16 " План – это тонкое кружево норм и отношений ".
К составлению планирования отношусь в соответствии с убеждением Антона Семёновича " План – это тонкое кружево норм и отношений" и "Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть".
Слайды 17-20 "Таблица с мероприятиями".
Структура планирования представлена в таблице "Система форм и приёмов воспитательной работы по гражданскому и патриотическому направлению за 2015-2018 учебные годы".
Воспитательные задачи определяются в соответствии с ФГОС и Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
Результат ориентирован на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Приёмы и методы работы отбираются по принципу параллельного действия А.С.Макаренко через коллектив и, исходя из их возможностей, выстраиваются личностные перспективные линии саморазвития. Соблюдается основной принцип "эмоции - содержание - технологии".
Слайд 21 "Оценка эффективности воспитательной работы".
Нельзя оценить эффективность воспитательной работы сразу и у всех одинаково, потому что воспитуемые - разные.
Слайд 22 "Психологические особенности личности осужденных".
Оценку эффективности я провожу, исходя из психологических особенностей личности осуждённых. Эти характеристики изложены в учебно-методическом пособии НИИ УИС Минюста России "Характеристика личности осужденного (социально-психологический портрет)".
В целом, требуется коррекция мотивов, а также коррекция самооценки.
Слайд 23 "Диагностика воспитания".
На помощь мне приходят результаты диагностики воспитания. Те области, которые не выделены, составляют перспективу моей деятельности.
Чаще всего использую тесты, анкеты, социометрию.
Слайд 24 "Критерии эффективности воспитательной работы".
Вы видите пример такой диагностики в виде простого опроса.
Каждое мероприятие оценивается учащимися по-разному: кто-то даёт только эмоциональную оценку, кто-то просто выражает благодарность, кто-то через критику даёт возможность совершенствоваться.
Диагностика позволяет оценить эффективность воспитательной работы по представленным критериям.
Слайд 25 "Фотографии мероприятий".
К сожалению, режимность учреждения не позволяет в полном объёме показать активное участие учащихся.
Слайд 26 "Сундук с секретами".
Секрет №1. Я изучаю своих учащихся, т.к. "хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог обязан это делать" (А.С.Макаренко).
Секрет №2. Эмоциональная перезагрузка. "Для того, чтобы иметь будущее, нужно быть готовым сделать что-то новое" (Питер Друкер).
Секрет №3. "Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути" (А.С.Макаренко).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Автор – Рочева И.В., УКП «Верхний Чов» ГОУ РК «РЦО» 2017 г. Патриотические песни России XX века
1 2 3 4
"Песня о Щорсе" Шёл отряд по берегу, Шёл издалека. Шёл под красным знаменем Командир полка. Голова обвязана, Кровь на рукаве, След кровавый стелется По сырой траве. С гетманом, с Петлюрою Мы дрались не раз, Немцы с гайдамаками Окружили нас.
Врагу не сдаётся наш гордый Варяг Наверх, о товарищи, все по местам! Последний парад наступает! Врагу не сдается наш гордый «Варяг», Пощады никто не желает! Все вымпелы вьются, и цепи гремят, Наверх якоря поднимая. Готовятся к бою орудий ряды, На солнце зловеще сверкая.
Жёлтая - энтузиазм Синяя - удовлетворение Фиолетовая - неопределённость Коричневая - разочарование Выберите ноту своего настроения
Задачи гражданско-патриотического воспитания: - максимально добиваться усвоения осужденными знаний основных законов государства и на этой основе способствовать формированию у них высокого правосознания; - формирование у учащихся правовой культуры, способности свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом; - формирование четкой гражданской позиции; - формирование гуманистического мировоззрения учащихся, способного к осознанию своих прав и прав другого, способности к нравственному саморазвитию; - изучение традиций и истории малой родины и Отечества; - формирование положительного мнения об отечественной истории, народных героях, - воспитание уважения к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны, региона, района Задачи музыкальной викторины "ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ПЕСНИ РОССИИ XX ВЕКА" Создать условия для положительного эмоционального восприятия патриотической песни. Создать условия для формирования у учащихся позитивного отношения к трудовому, боевому и революционному прошлому нашей Родины. Приобщая учащихся к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство национальной гордости. Создать условия для развития способностей учащихся отражать свои знания, впечатления в творчестве посредством работы с плакатами названных периодов XX в.
Для воспитательной деятельности по гражданско-патриотическому направлению мною определена конкретная цель: создание условий для воспитания российской гражданской идентичности. Цель музыкальной викторины - формирование чёткой гражданской позиции учащихся по отношению к отечественной истории через уважение к военной истории и культуре на основе военных песен, популярных в годы русско-японской войны 1904-1905, Первой мировой войны, гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Особенности обучающихся в пенитенциарной школе выражены в следующих характерных чертах: а) психологическая неготовность учащихся к адекватному восприятию обучения и воспитательного воздействия (образовательный процесс воспринимается как дополнительное наказание); б) отклонения в их психическом и физическом развитии значительны (завышенная или заниженная самооценка); в) заострение черт характера, возникновение различных «комплексов» сверх ценности своего «Я» в результате изоляции от общества, особого режима с рядом ограничений; г) неоднородный коллектив учащихся и по возрасту (от 19 и старше) и по уровню социальной дезадаптации ; д ) наличие смысловых и эмоциональных барьеров, препятствующих усвоению нравственных и правовых норм под воздействием уголовной субкультуры как основы межличностных отношений. Секрет №1
Секрет №2
«… надо всегда возбуждать к жизни и постепенно расширять перспективы…»
Суть педагогического действия: 1. Принимаем данность – прошлое формирует сценарии настоящего и будущего, но каждое настоящее становится прошлым ! И эту аксиому не устаю повторять воспитуемым, добиваясь убеждённости, что изменить будущее подвластно каждому. Главное действовать в правильном направлении. 2. Представляю перспективы деятельности в настоящем с правом выбора действия для воспитуемого (только в настоящем возможны основные изменения личности). Для обеспечения выбора перспектив совместно с коллегами проводим огромное количество внеклассных мероприятий в разных формах, разнообразными методами и приёмами. 3. Под моим руководством совместно с воспитуемыми учимся планированию деятельности: создаём дальние и ближние перспективы, так в процессе изменения представляемого будущего воспитуемые учатся идентифицироваться со своим новым образом «Я». Главная роль в выборе будущей перспективы, по Макаренко, принадлежит эмоциям по отношению к данной перспективе, поэтому использую любую возможность для создания эмоции радости. 4. Признаком достижения цели педагогического воздействия является самокоррекция поведения воспитуемого в процессе идентификации со своим новым образом «Я». Секрет №3
«План – это тонкое кружево норм и отношений» А.С.Макаренко
Система форм и приёмов воспитательной работы по гражданскому и патриотическому направлению за 2015-2018 учебные годы. (методы организации воспитательной деятельности прописаны курсивом) Воспитательные задачи в соответствии с духовно-нравственными ценностями содержания гражданского и патриотического воспитания Мероприятия, проведённые в УКП «Верхний Чов» Использованные формы, методы и приёмы Предполагаемый результат Создать условия идентификации воспитуемого в качестве гражданина своей страны. Государственная символика Российской Федерации. Форма: оформление фойе школы. Приём: наглядная агитация. Метод убеждения. Осознание этнической принадлежности. «Календарь памятных и знаменательных дат России». Информационный стенд. Организация перспективных линий. Осознанное уважительное отношение к истории своей страны. Формирование правовой культуры, способности самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом. Организационный классный час. Беседа, метод побуждения. Выстраивание перспективных линий (долгая перспектива). Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в школьном коллективе и классе. Классный час «Моя Республика» к 95-летию РК. Форма: деловая игра. Приёмы: - «Пазл» (работа с картой); - «Исторический хронограф» (история РК в датах); - «Поле чудес». Организация деятельности. Осознанное уважительное отношение к истории Коми края.
Воспитательные задачи в соответствии с духовно-нравственными ценностями содержания гражданского и патриотического воспитания Мероприятия, проведённые в УКП «Верхний Чов» Использованные формы, методы и приёмы Предполагаемый результат Формирование высокого правосознания через усвоение осужденными знаний основных законов государства. Создать условия идентификации воспитуемого в качестве гражданина своей страны Декада гражданско-правового воспитания (2016-17). - Викторина «Я гражданин» (на знание Конституции); - ценностно - ориентированный диспут «Гражданин и патриот». Метод торможения отрицательной активности. Мини- исследование «Карамзин. Писатель. Публицист. Историк». Метод поощрения, усложнения цели. Возврат в общество правопослушных людей. Создание положительного образа гражданина - патриота. Декада гражданско-правового воспитания (2017-18). -интеллектуальный марафон «Образование РСФСР, СССР и принятие Конституции»; - выставка агитационных плакатов. Метод убеждения. Конкурс знатоков «Конституционные права и свободы». Методы параллельного действия и торможения отрицательной активности. Осознание этнической принадлежности. Возврат в общество правопослушных людей.
Воспитательные задачи в соответствии с духовно-нравственными ценностями содержания гражданского и патриотического воспитания Мероприятия, проведённые в УКП «Верхний Чов» Использованные формы, методы и приёмы Предполагаемый результат Формирование чувства патриотической гордости за достижения вооружённых сил России. Декада патриотического воспитания (2016-17). Реставрация исторического события по иллюстрациям (Куликовская битва). Литературный конкурс: - распознавание признаков эпохи по афоризмам (битва на Чудском озере); - решение кроссворда «Бородино»; -интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» Методы усложнения цели, поощрения, соревнования Уважительное отношение к истории создания и традициям Российской Армии. Формирование положительного мнения об отечественной истории, народных героях. Декада патриотического воспитания (2017-18). - Учебный кинозал «Освобождение Москвы от польской интервенции»; - информационный стенд «405 лет освобождения Москвы»; - интеллектуальная викторина «Исторические портреты XVII века"; - кроссворд "Россия в XVII веке". Методы усложнения цели, поощрения, соревнования. Воспитание чувства гордости за страну и трепетного отношения к её истории. Формирование чёткой гражданской позиции. День толерантности. Форма: дебаты. Приёмы: -убеждение; -дискуссия . Методы критики и усложнения цели. Готовность и способность ведения диалога и достигать в нём взаимопонимания.
Воспитательные задачи в соответствии с духовно-нравственными ценностями содержания гражданского и патриотического воспитания Мероприятия, проведённые в УКП «Верхний Чов» Использованные формы, методы и приёмы Предполагаемый результат Формирование гражданской активности и ответственности за современность и будущее страны Акция гражданской активности по материалам международной организации GREENPEACE - Обсуждение глобальных экологических проблем; - голосование. Методы параллельного действия, организации деятельности, убеждения. Формирование гражданской активности и ответственности за современность и будущее страны. Формирование чёткой гражданской позиции учащихся по отношению к отечественной истории. «Патриотические песни России ХХ века». - Музыкальная викторина; - конкурс плакатов. Методы соревнования, поощрения. Уважение к военной истории и культуре. Развитие способностей отражать свои знания, впечатления в творчестве. Формирование положительного мнения об отечественной истории, народных героях. Урок мужества. - Презентация «Орден Мужества»; - беседа. Методы параллельного действия, убеждения. Формирование чувства гордости за прошлое и настоящее России. Создание положительного образа гражданина - патриота. Взаимодействие общешкольных проектов «Дни воинской славы» и «Музеи мира». - Заочная экскурсия к памятным и историческим местам России; - конкурс экскурсоводов (творческих работ) «Здесь был Я»; - публикация лучших работ . Методы организации деятельности, соревнования, поощрения, перспективных линий. Повышение интереса к героическому прошлому и настоящему Отечества. Осознание необходимости увековечивания памяти. Формирование положительного мнения об отечественной истории, народных героях. Празднование Дня Победы. -Фотохроника ВОв; - учебный кинозал; -этическая беседа; -презентация «В патриотизме народа – сила государства». Методы параллельного действия, организации деятельности, убеждения. Развитие нравственного потенциала личности через усвоение ценности «Отечество».
Оценка эффективности воспитательной работы
Параметры для педагогической диагностики Виды преступлений против собственности против жизни и здоровья против половой неприкосновенности Психологические особенности. -Устойчивость корыстных побуждений (мотивации) личности; -повышенный уровень притязаний; -явное стремление доминировать в окружающей среде с помощью признаков материального благополучия. -Сильная зависимость от других лиц; -устойчивые установки, трудно поддающиеся коррекции; -агрессия при любых социальных контактах, угрожающих (по их мнению) личной безопасности. -Рассогласование с общепринятыми нормами; -снижение интеллектуальных способностей; -неуверенность в себе. Проблемы отчуждения личности. Сформированная система негативного отношения к обществу или отдельным представителям, имеющим высокий социально-экономический статус. Восприятие внешней среды как враждебной в результате проекции собственной агрессии во вне, равнодушие к окружающим. Низкая степень идентификации с традиционно понимаемыми в обществе ролями мужчины и женщины. Наиболее выраженные черты. -Гибкость мышления; -интеллектуальная развитость; информированность; -осторожность; -расчетливость; -потребность в самоутверждении; -высокий уровень самоконтроля. -Импульсивность; -агрессивность; подозрительность; -в своих неудачах обвиняют других; -в условиях изоляции стремятся играть роль «борца за справедливость». -Агрессивность; -напряженность; -неуверенность в себе. Основная цель индивидуальной воспитательной работы Коррекция мотивации личности. Коррекция самооценки. Определение мотивов криминального поведения, проведение психокоррекции . Психологические особенности личности осужденных.
Критерии эффективности воспитательной работы: создание единого воспитательного пространства и организация его в систему; вовлечение учащихся в систему внеурочной деятельности; поддержание благоприятного климата в школьном сообществе; повышение уровня воспитанности учащихся.
Секрет №3 "Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути" (А.С.Макаренко) Секрет №1 «Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог обязан это делать" (А.С.Макаренко) Секрет №2 "Для того, чтобы иметь будущее, нужно быть готовым сделать что-то новое" (Питер Друкер )
Список использованной литературы: Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Учебно-методическое пособие НИИ УИС Минюста России "Характеристика личности осужденного (социально-психологический портрет)". А.С.Макаренко. Педагогическая поэма. А.Е.Киселева. Об организации эффективного учебно-воспитательного процесса в колонии и психологических особенностях обучения осуждённых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание в условиях кадетской школы-интернат»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остаётся патриотическое воспитание. Сейч...
РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
Методическая разработка....
Гражданско-патриотическое воспитание в условиях школы пенитенциарного типа
Гражданско-патриотическое воспитание в услових школы пенитенциарного типа...
Организация военно-патриотического воспитания в условиях сельской жизни на примере военно-патриотического клуба «Мужество».
ВПК «Мужество» создана с целью воспитания патриотизма, любви к Родине, формирования качеств, навыков и умений, необходимых для ее защиты, как воинской, трудовой, так и действиях в экстрема...
Формирование универсальных учебных действий (УУД) учащихся на уроках математики в условиях пенитенциарной школы
Дайджест выступления учителя математики в ИК-43 Кирсанова С.Г. на методическом семинаре школы, посвящённом обмену практическим опытом в формировании УУД учащихся....
Опыт патриотического воспитания учащихся в условиях пенитенциарной школы
Выступление на педсовете ГОУ РК РЦО, посвящённое практике патриотического воспитания в условиях закрытого социума....
Патриотическое воспитание в условиях школы пенитенциарной системы
Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший ур...