Управление современным уроком как средство обеспечения качества образования
материал
Выступление на РМО завучей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok_upravlenie_kachestvom_obrazovaniya_mbou_blagodarovskaya_sosh.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление современным уроком как средство обеспечения качества образования
Гладенькова Е.В. , заместитель директора по учебно работе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Благодаровской средней общеобразовательной школы»
Бугурусланского района
2023
Управление качеством в школе начинается с работы с человеком и, прежде всего с учителем, и заканчивается работой с кадрами, повышением их профессионального уровня. Других путей нет…
Ю.А.Конаржевский
Последнее время стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых идей развития. В теории и на практике активно разрабатывались вопросы дифференциации, профилизации, гуманизации, интеграции. Но ни одну из этих концепций нельзя рассматривать как главную, всеохватывающую в сложной системе школьного образования. Обобщенной мерой эффективности функционирования образовательной системы школы выступает качество образования как важнейший показатель успеха деятельности школы, и потому управление им становится приоритетным в работе школы.
Почему в последние годы проблема качества образования приобрела чрезвычайную актуальность? Особую актуальность качеству образования как современной социально-педагогической проблеме придала постоянно возрастающая интеллектуализация производства, развитие информационных технологий.
По мнению современного педагога Марка Поташника: «Качество образования – это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса, иными словами соотношение цели и результата, мера достижения цели». Качество образования по Т.И. Шамовой, П.И.Третьякову: «качество образования – это есть равнодействующая следующих составляющих: потребностей личности и общества, целевых приоритетов, спрогнозированного процесса и результата (стандарта)».
Говоря о качестве образования, имеют в виду не только соответствие знаний обучающихся требованиям Стандарта, но и деятельность педагога, административного работника по обеспечению качества образовательных услуг. Другими словами, говоря о качестве образования, мы говорим об успешном функционировании образовательного учреждения. И это не только успехи, которых добиваются педагоги, обучая учащихся. Это и качество условий, в которых учебный процесс реализуется: кадровое, научно-методическое, материально-техническое, мотивационное, финансовое обеспечение школы. И все-таки среди этих условий на первом месте стоит кадровое обеспечение школы, поскольку качество образования невозможно без качества преподавания.
Область кадровой политики - основа основ школы. Это не только создание благоприятного психологического микроклимата в трудовом коллективе, но и постоянный профессиональный рост учителя.
Остановимся на слагаемых работы учителя по повышению качества знаний. Первое слагаемое - качественная подготовка к уроку: планирование целей, задач урока, четкость разграничения этапов урока по временным характеристикам, продумывание логики урока, развивающих моментов, рефлексии урока, психологический настрой, реализация индивидуальных подходов и т.д. Именно здесь, при подготовке и планировании урока закладывается его успех. Без учета всего этого при подготовке к уроку, обучение не может быть качественным.
Контроль за качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля с целью коррекции содержания образования, форм организации деятельности учащихся на уроках и внеурочное время – следующее слагаемое работы учителя. Важно всегда помнить, что контроль знаний – это компонент, направленный на установление обратной связи с учеником, необходимый для управления качеством образовательного процесса, и представляющий собой процесс систематического и поэтапного выявления степени достижения планируемых результатов. Рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов контроля – также залог эффективности образовательного процесса.
Еще одно слагаемое качества образования - использование инновационных технологий. Информативность образования, всей общественной жизни не дает учителю права подходить к конструированию урока с традиционными мерками.
Результативность обучения напрямую связана с технологичностью преподавания. Более эффективным будет преподавание, если оно несёт личностно-ориентированную направленность. Сегодня важно поддержать и развить личность, заложить в ней механизмы самореализации, саморазвития, самовоспитания, научить человека жить в мире людей. Это необходимо помнить всегда. Вдумайтесь в слова Сухомлинского: «Если учителя просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, … то нет ничего удивительного, что среди огромного количества детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания». Всегда нужно помнить, что успех нужен каждому нашему ученику. И зависит он от нас. «Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха» (Сухомлинский).
Говоря о качестве образования, нельзя не говорить о «качестве ученика». В каждом образовательном учреждении контингент школьников разнороден и определяет разный уровень мотивации к обучению: хорошо успевающие дети и требующие коррекции знаний и постоянного внимания со стороны педагогов ученики.
Однако, анализируя информацию о контингенте обучающихся, мы не должны забывать и о том, что качество образования подразумевает не только анализ качества знаний, но и сформированность у ученика устойчивой мотивации познания, развитость различных сторон его жизни. Уважение учителем личности ребёнка, создание максимально благоприятных условий для развития его способностей должны побудить нас активизировать работу по изучению психологических параметров обучаемых.
Результативность учебной деятельности учащихся является только частью полной информации об индивидуальных особенностях ученика. Не менее важное место занимает психометрическая информация.
Уже при приеме в первый класс, при переходе в среднее звено дети проходят психологическое тестирование. Стоит задуматься: насколько эффективно полученная информация помогает нам проследить траекторию изменения интеллектуального развития ученика. Ведь определив уровень интеллектуального развития школьника, мы можем в какой - то мере прогнозировать то, каковы будут его успехи в обучении, чётко увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика, проанализировать соответствие достижения запланированным результатам, то есть определить, каково качество предпринятых психолого-педагогических мер, иначе говоря, качество образования. В зависимости от текущих целей образовательного процесса психометрическая информация позволяет учителю получить необходимую информацию об отдельном ученике, целом классе или параллели.
Соотнесение потенциальных возможностей ребёнка, выявляемых с помощью психологического тестирования, и реально показываемых результатов в учебной деятельности позволяет оценить эффективность работы педагогов с конкретным ребёнком. Ведь если задуматься: причин раннего отставания или снижения уровня успеваемости может быть множество: это и недостаточный уровень интеллектуального развития, слабое здоровье ребенка, отрицательная мотивация учения, неблагополучная социальная среда, равнодушное, безразличное отношение учителя, классного руководителя и т.д., и знание этих причин педагогами позволяет своевременно проводить коррекцию обучения.
Поэтому изучение личности ученика, использование результатов этого изучения для реального развития личности ученика – очень важная задача, стоящая перед каждым педагогом, классным руководителем.
Изучение состояния преподавания и качества знаний учащихся чрезвычайно важно и значимо для решения вопросов совершенствования преподавания, для управления учебно-воспитательным процессом, т.к. своевременно полученная информация о результатах работы учителя и учебной деятельности учащихся позволяет оперативно реагировать на затруднения, оказывать адресную помощь и регулировать образовательный процесс.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
- Уважаемые коллеги, хотелось бы ознакомить Вас с притчей «Шести шляп» (Эдвардо де Боно).
«В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как считалось, что его шляпы приносят счастье.
Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука со шляпами (синей, красной, зеленой, желтой чёрной и белой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда братья выбрали себе шляпы и разъехались. Только спустя несколько лет они вновь встретились в доме отца.
- Брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным…
- Второй брат, который взял желтую шляпу, находил во всем только хорошее, - видел все в светлых тонах и многим помогал…
- Все, к чему прикасался третий брат, который выбрал зеленую шляпу, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже не подозревал.
- Сын, взявший себе белую шляпу, стал важным человеком. Он был четок и беспристрастен.
- Хозяин черной шляпы стал остроумным и язвительным.
- И вот последний из сыновей Шляпника снял свою синюю шляпу. И все братья увидели, сколько знания, мудрости и любви излучают его глаза. Он стал Учителем, многие приходили к нему за советом, а король доверил ему воспитание наследника…»
Предлагаем Вам представить себя на месте братьев и «примерить» одну из шляп.
Итак, у нас образовано 4 группы:
- Желтый цвет - это цвет радости и оптимизма. С вами мы поговорим о методах современного урока. Какой из трех методов используют ваши педагоги чаще всего? Какой вы считаете самым эффективным? Какие интерактивные методы реализуют ваши педагоги, поделитесь опытом.
Классификация методов (напечатать на листочках)
В методике приводится следующая классификация методов обучения:
- Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.
- Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.
- Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.
Доп. Материал. В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.
- Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
- Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
- Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
- Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
- Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
- Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
- Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором
- Синяя шляпа собрала философов, умудренных опытом людей. Назовите мне, по Вашему мнению, самые распространённые причины низкого качества образования?
I. Самой распространенной причиной низкого качества знаний обучающихся, по мнению учителей (по опросу), является недостаток времени на уроке на изучение содержания образовательной программы.
– А вы согласны с данным мнением? Хватает ли вам времени на уроке? Если нет, то почему?
II. По мнению многих педагогов-практиков, одним из наиболее сложных условий обеспечения высокого качества образования в контексте компетентностно-ориентированного обучения является формирование и поддержание на оптимальном уровне мотивации учебной деятельности современных школьников.
По направленности и содержанию мотивы могут быть:
1.Социальные (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества).
2.Познавательные (стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным).
3.Профессионально-ценностные (без знаний не будет хорошей профессии).
4.Эстетические (от обучения получаешь удовольствие, раскрываешь свои способности и таланты).
5.Коммуникативные (возможность расширять круг общения благодаря повышению интеллектуального уровня и новым знакомствам).
6.Статусно-позиционные (стремление через учение или общественную деятельность утвердиться в обществе, в своей группе и т. д.).
7.Неосознанные (основаны на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу). (К СОЖАЛЕНИЮ, ПРЕОБЛАДАЮТ)
III. Еще одной причиной низкого качества знаний обучающихся, материально-техническое обеспечение урока? Каких современных средств не хватает на уроках? Все ли Ваши педагоги уместно использует современные информационные технологии? Какие минусы и плюсы?
VI. Низкий уровень компетенции педагога
- Группу Красных шляп я прошу поделиться тем, какие личностные качества присущи современному педагогу? Всегда ли Ученик и учитель – равноправные участники образовательного процесса? Какие минусы и плюсы вы видите?
- Зеленая шляпа собрала настоящих креативщиков, которые предложат нам новые идеи, рекомендации, исходя из собственного опыта.
Закончить хотелось бы словами …
Плохой педагог описывает,
Хороший – объясняет,
Отличный – показывает,
Великий – вдохновляет.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проблемный урок как средство повышения качества образования»
В статье представлен опыт работы по проблемному обучению, основанному на личностно-деятельностном подходе.Раскрываются преимущества проблемного метода и его актуальность в настоящее время....
Организация дифференцированного обучения учащихся на уроке как средство повышения качества образования
Доклад с методической рекомендацией по теме "Организация дифференцированного обучения учащихся на уроке как средство повышения качества образования"...
Цифровые образовательные ресурсы в структуре современного урока как средство достижения качества образования
Методические материалы по теме: "ЦОР"...
Проект "Изменение способов организации учебной деятельности младших школьников как средство обеспечения качества образования."
Обеспечение стабильного функционирования и развитие системы образования- необходимого условия развития общества и государства – в нашей стране рассматривается как приоритетный вопрос государственной п...
Эффективность урока как средство повышения качества образования
Презентация является сопровождением к выступлению на педагогическом совете...
План самообразования по теме"Современные технологии как средство повышения качества образования"
План самообразования...
Использование мнемотехники на уроках математики – средство повышения качества образования
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ – это процесс постоянного совершенствования. И состоит оно, прежде всего из высокого профессионализма педагогов, прочности знаний учащихся, хорошего материально-технич...