Рабочая программа курса "Индивидуальный проект"
рабочая программа (10 класс)

Илларионова Оксана Алексеевна

РП курса "Индивидуальный проект" для 10 класса, рассчитан нв 34 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_individualnyy_proekt_10.docx51.36 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к ООП СОО

Муниципальное казѐнное общеобразовательное учреждение

Бутчинская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа учебного курса

 «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»

10 класс

Уровень - базовый

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса индивидуальный проект составлена на основе требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания.

Программа отражает основные требования ФГОС СОО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ.

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся является неотъемлемой частью учебного процесса. В основе проектно-исследовательской деятельности учащихся лежит системнодеятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС второго поколения.

Результатом проектно-исследовательской деятельности на старшей ступени обучения является итоговый индивидуальный проект.

Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ. Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся самостоятельно под руководством учителя (тьютера) в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).

Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой и др.). Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

Содержание программы в основном сфокусировано на процессах исследования и проектирования (в соответствии с ФГОС), но вместе с тем содержит необходимые отсылки к другим типам деятельности. При этом программа предполагает практические задания на освоение инструментария исследования и проектирования в их нормативном виде и в их возможной взаимосвязи.

Тематически программа построена таким образом, чтобы дать представление о самых необходимых аспектах, связанных с процессами исследования и проектирования, в соответствии с существующими культурными нормами. С помощью данного курса предполагается адаптирование этих норм для понимания и активного использования школьниками в своих проектах и исследованиях.

Целью учебного курса «Индивидуальный проект» является создание условий для развития личности обучающегося, способной:

  • адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира; - проявлять социальную ответственность;
  • самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта; - конструктивно сотрудничать с окружающими людьми; - генерировать новые идеи, творчески мыслить.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

  • обучение навыкам проблематизации (формулирования ведущей проблемы и под проблемы, постановки задач, вытекающих из этих проблем);
  • развитие исследовательских навыков, то есть способности к анализу, синтезу, выдвижению гипотез, детализации и обобщению;
  • развитие навыков целеполагания и планирования деятельности;

-обучение        выбору,        освоению        и        использованию        адекватной        технологии изготовления продукта проектирования;

  • обучение поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
  • развитие        навыков        самоанализа        и        рефлексии        (самоанализа        успешности        и результативности решения проблемы проекта);
  • обучение умению презентовать ход своей деятельности и ее результаты;
  • развитие навыков конструктивного сотрудничества;
  • развитие навыков публичного выступления;
  • реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы;

-формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;

-повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий.

В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно -поисковые технологии, творческие проекты).

Программа рассчитана на изучение в 10 классе по предмету “Индивидуальный проект” на 34 часа в год (1 час в неделю).

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Воспитательный потенциал курса «Индивидуальный проект» реализуется в соответствии с основными направлениями воспитательной деятельности и в соответствии с Программой воспитания МКОУ Бутчинская СОШ.

Уроки индивидуального поекта призваны решать задачи обучения, определённые государственной программой, и задачи воспитания личности подрастающего поколения в неразрывном единстве.

Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала уроков физики предполагает следующее:

- установление доверительных отношений между педагогическим работником и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности;

- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат командной работе и взаимодействию с другими детьми;

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

- организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего им социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Результаты единства учебной и воспитательной деятельности отражены в разделе рабочей программы «Личностные результаты изучения учебного курса «Индивидуальный проект» на уровне основного общего образования».

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1. Метод проектов

Понятие проектная деятельность. Из истории метода проекта. Итоговый индивидуальный проект как одна из форм организации учебного процесса. Знакомство с Положением об индивидуальном итоговом проекте. Типология проектов. Исследовательский проект: структура, актуальность цели, социальная значимость. Типология проектов. Информационный проект: сбор информации, ее анализ, обобщение, публичное представление. Творческий проект: творческий продукт и его оформление в виде альманаха, театрализации, видеофильма, газеты, праздника , игры, экспедиции. Типология проектов. Игровой или ролевой проект: открытая структура, "виртуальная" реальность, "игровая" роль, специфика проектного продукта. Практический проект: структура, оформление результатов, внедрение результатов проекта в практику. Социальный проект. Методы проектирования: инверсия, "мозговая атака", «рыбья кость», метод "наводящих вопросов", метод "аналогии", метод "ассоциации".

Раздел 2. Инициализация проекта

Структурные составляющие проекта и их основные характеристики: введение, основная часть, заключение. Паспорт проекта. Проектный замысел. Определение темы проекта. Основные критерии выбора темы. Практическое занятие. Защита темы индивидуального проекта. Составление плана работы над проектом. Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования. Актуальность исследования. Определение объекта, предмета , цели исследования. Этапы разработки гипотезы: выдвижение , развитие, проверка, подтверждение(опровержение) гипотезы. Методы исследования: синтез, эксперимент, опрос, интервью анализ, дедукция, классификация, моделирование, наблюдение, обобщение, описание, 20 часов Защита темы индивидуального проекта. Составление плана работы над проектом. Расчет календарного графика работы над проектом. Логика действий и последовательность шагов при планировании и осуществлении индивидуального проекта. Работа с информацией и первоисточниками. Систематизация собранного материала. прогнозирование. Анкетирование: виды анкетирования, композиционное построение анкеты, типы анкет. Практическое занятие. Расчет календарного графика работы над проектом. Логика действий и последовательность шагов при планировании и осуществлении индивидуального проекта. Виды переработки чужого текста. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Понятие компиляция. Этические законы заимствования информации, соблюдение авторских прав. Правила оформления ссылок и списка литературы. Рецензия. Отзыв. Научные документы и издания. Общие правила работы с периодической печатью. Организация работы с научной литературой. Обзор, анализ и сбор необходимой информации по теме проекта. Правила работы с энциклопедиями, специализированными словарями,

справочниками. Библиография и аннотация. Виды аннотаций: общие, специализированные, аналитические. Практическое занятие. Работа с информацией и первоисточниками. Систематизация собранного материала.

Применение информационных технологий в исследовании и проектной деятельности. Поисковые системы. Работа в сети Интернет. Работа с интернет ресурсами. Сбор информации по теме проекта. Оформление теоретической части проекта. Оформление практической части проекта. Критерии оценивания. Особенности оценки исследовательских проектов. система проверки работы на программах антиплагиата.

Раздел 3. Представление результатов проекта: презентация и защита

Требования к презентации: композиционная, содержательная, информационная стороны презентации. Создание мультимедийной презентации проекта:оформление (стиль,фон, цвет, анимация); информация на слайдах( содержание и размещение информации на слайдах). Публичное выступление. Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Коммуникативные барьеры. Отработка навыков монологической речи как один из главных предпосылок успеха публичного выступления. Упражнения на улучшение дикции. Основы ораторского искусства. Приемы удержания внимания аудитории. Приемы невербального общения с аудиторией. Подготовка авторского доклада. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Искусство полемики. Искусство отвечать. Формирование умения отвечать на вопросы в ходе обсуждения проекта на защите. Предварительная защита итоговых индивидуальных проектов. Доработка презентационного материала с учетом замечаний. Защита итоговых индивидуальных проектов. Рефлексия. Обсуждение результатов, работа в группах сотрудничества. Анализ достижений и недостатков. Дополнительные возможности улучшения проекта.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, материальные и нематериальные ( в том числе время), необходимые для достижения поставленной цели;
  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью

Познавательные:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации;  критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;  выходить на рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск;
  • занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно).

Коммуникативные

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт);
  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метод проектов: владеть понятиями «индивидуальный проект», проектная деятельность, проектная - овладеть основами методологии инновационная деятельность культура; - владеть типологией проектов: исследовательский проект, информационный проект, творческий проект, игровой или ролевой проект, практический проект, социальный проект;

  • разбираться в характерных особенностях проектов различных типов; - работать с методами проектирования

Инициализация и разработка проекта: структурировать исследовательскую и проектную работы; - оформлять проектную работу; инициализировать и разрабатывать проект и проводить исследования; -формулировать тему, обосновывать ее актуальность; - выделять объект и предмет проектной работы: - определять задачи и проблемы своего исследования;

  • выдвигать, развивать, проверять гипотезы; - составлять индивидуальный рабочий план; - проводить исследования, используя различные методы ( анализ, обобщение, наблюдение, опрос, анкетирование, описание и т.д.); - перерабатывать чужой текст (писать тезисы, рецензии, отзывы, конспектировать, цитировать); -работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками; использовать в работе: энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, научные документы, периодическую печать и др. ; - работать в музеях, архивах; с различными - управлять своей познавательной деятельностью; - вырабатывать собственную позицию по отношению к информации , получаемой из разных источников; - выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; - применять информационные технологии в исследовании; - владеть умениями обрабатывать и объяснять полученные результаты, определять их достоверность; -делать компьютерную обработку данных исследования; - выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования; -оформлять теоретические и экспериментальные результаты каталогами; - оформлять ссылки, список литературы, сноски; - работать с интернет-ресурсами; - работать с системой оценки проектов; проверки работы на программах антиплагиат.

Представление результатов проекта, презентация и защита: создавать мультимедийные презентации; - готовить и оформлять авторский доклад; - публично защищать результаты проекта; - использовать приемы удержания внимания аудитории; - демонстрировать приобретенные знания и умения; - использовать приемы вербального и невербального общения; - рефлексировать, анализировать достижения и недостатки своей деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

1

Метод проектов

6

0

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7078/start/257491/ 

2

Инициализация и разработка проекта

16

0

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7078/start/257493/ 

3

Представление результатов проекта: презентация и защита

12

0

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7078/start/257494/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа социального проекта "Мы против мусора"

Представлена рабочая программа социального проекта "Мы против мусора"...

Рабочая программа "Индивидуальный проект"

Рабочая программа "Индивидуальный проект"...

Рабочая программа «Индивидуальный проект»

Рабочая программа учебного курса «Индивидуальный проект» для10-11классов на уровне среднего общего образования составлена на основе федерального государственного образовательного ста...

Рабочая программа "Индивидуальный проект"

Рабочая программа предназначена для преподавания курса "Индивидуальный проект" в 10-11 классах и расчитана на 2 учебных года....

Рабочая программа "Английский проект"

Программа курса внеурочной деятельности "Английский проект" для 6-х классов общеобразовательных учреждений....

Рабочая программа "Индивидуальный проект 10-11 класс"

   Рабочая программа  составлена на основе программы элективного курса "Индивидуальный проект"  Половковой М.В....