Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Психология" (5 класс)
рабочая программа по психологии (5 класс)

Подоксенова Ирина Владимировна

Целью данной программы является повышение адаптивных возможностей пятиклассников и развитие навыков уверенного поведения при обучении в среднем звене.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya_5_kl_2023-2024_17_ch.docx820.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Психология»
социальной, духовно-нравственной направленности

5 абвгд классы
(основное общее образование)

Количество часов:17

Программа составлена на основе

программы адаптации детей к средней школе «Первый раз в пятый класс» Е. Г. Коблик, программы по воспитанию коммуникативной культуры «Навстречу» Н. Юдиной.

Составитель: Подоксенова И.В., педагог-психолог
МБОУ гимназии г. Советский

2023 – 2024 г.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы «Психология» 5-11 класс Т. С. Белокрыловой, дополнена методическими рекомендациями и материалами из программы адаптации детей к средней школе «Первый раз в пятый класс» Е. Г. Коблик, разделами по воспитанию коммуникативной культуры у учащихся 5-6 классов «Навстречу» Н. Юдиной.

Актуальность введения занятий по психологии для 5-классников обусловлена сложностью и спецификой переходного периода из начальной школы в среднее звено, возникновением ряда трудностей в адаптации к предметной системе обучения, к новым условиям обучения, системы требований учителей-предметников. Успешность адаптации зависит не только от интеллектуальной готовности учащихся, но и от того, насколько хорошо они умеют налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Большинство учащихся 5-х классов подвержены дезадаптации: становятся невнимательными, безответственными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении с окружающими людьми. Таким образом, возникает необходимость в создании благоприятных и здоровьесберегающих условий, позволяющих каждому пятикласснику как можно эффективнее адаптироваться к школьному обучению в средней школе.

Целью данной программы является повышение адаптивных возможностей пятиклассников и развитие навыков уверенного поведения при обучении в среднем звене.

В процессе реализации данного курса были поставлены следующие задачи:

  • формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;
  • формирование устойчивой учебной мотивации детей;
  • создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;
  • повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;
  • формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;
  • развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями.

Воспитательный потенциал курса реализуется через:

- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- применение на уроке дискуссий, способствующих развитию коммуникативных способностей, умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

- применение на уроке игровых форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;

- применение на уроке парных и групповых форм работы, способствующих сплочению классного коллектива.

Место курса в базисном учебном плане: 17 часов в год (один раз в неделю) продолжительностью 40 минут.

2. Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел

Содержание раздела

Кол-во часов

Формы работы

Психология, как наука

Что такое: наука психология.

Правила групповой работы.

Легенда о трех зеркалах.

Практикум развития «Я-образа».

3

Слушание объяснений учителя,

анализ выступлений одноклассников,

практическое занятие

Развитие коммуникативной культуры

Формирование группы. «Разрешите представиться».

«Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других». «Я в мире людей». Общение в моей жизни. Секреты эффективного общения.

Конфликт или взаимодействие? «Комплимент – дело серьёзное».

«Путешествие в Страну Дружбы».

«А без друзей на свете трудно жить…».

Легко ли быть учеником. Чего я боюсь.

На ошибках учатся.  

Трудно ли быть настоящим учителем?

Мы и наш класс.

14

Слушание объяснений учителя,

 анализ выступлений одноклассников, проигрывание и анализ конкретных ситуаций, представление рефератов, просмотр презентаций одноклассников.

3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Программа к курсу «Психология. Адаптация к школе» обеспечивает достижение учащимися 5 класса определенных личностных, предметных и метапредметных результатов.

Личностные результаты

Ученик научится:

  • адаптироваться в динамично развивающемся мире;
  • осознавать свои личностные, профессиональные, жизненные ценности;
  • отделять оценку поступка от оценки человека;
  • развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки

Ученик имеет возможность научиться:

  • развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей и т.д.;

Предметные результаты

Ученик научится:

  • способам эффективного взаимодействия в социуме (классе);
  • приемам самопознания;

Ученик имеет возможность научиться:

  • строить отношения с людьми других мировоззрений;
  • общаться и сотрудничать со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • выстраивать дружеские взаимоотношения;
  • смотреть в будущее и ставить перед собой цели школьных достижений;
  • делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Метапредметные результаты

Ученик научится:

  • навыкам коммуникации в соответствии с целями и задачами;
  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
  • осознавать границы того, «что я знаю» и «что я не знаю», преодолевать разрыв между этими областями; слушать собеседника и вести диалог;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»;
  • регулировать собственные эмоции, состояния, решать внутриличностные конфликты.

4. Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Раздел 1. Психология как наука

1.1

Что такое наука психология? Правила групповой работы.

1

https://infourok.ru/material.html?mid=8248 

1.2

Легенда о трех зеркалах.

1

1.3

Практикум развития Я-образа.

1

Раздел 2. Развитие коммуникативной культуры.

2.1

"Разрешите представиться".

1

https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200701210 

2.2

«Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других».

1

https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200701210 

2.3

Я в мире людей.

1

https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200701210 

2.4

Общение в моей жизни.

1

https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200701210 

2.5

Секреты эффективного общения.

1

https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200701210 

2.6

Конфликт или взаимодействие?

1

https://gigabaza.ru/doc/103186-pall.html 

2.7

Комплимент - дело серьезное.

1

https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200701210 

2.8

«Путешествие в Страну "Дружбы"».

1

https://nsportal.ru/node/1266352 

2.9

«А без друзей на свете трудно жить…»

1

https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200701210 

2.10

На ошибках учатся.

1

https://gigabaza.ru/doc/103186-pall.html 

2.11

Чего я боюсь?

1

https://gigabaza.ru/doc/103186-pall.html 

2.12

Легко ли быть учеником?

1

https://gigabaza.ru/doc/103186-pall.html 

2.13

Трудно ли быть настоящим учителем?

1

https://gigabaza.ru/doc/103186-pall.html 

2.14

Мы и наш класс.

1

https://gigabaza.ru/doc/103186-pall.html 

5. Поурочное планирование курса внеурочной деятельности «Психология»

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата/неделя по плану

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1.

Что такое наука психология? Правила групповой работы.

1

1 неделя

https://infourok.ru/material.html?mid=8248

2.

Легенда о трех зеркалах.

2

2 неделя

3.

Практикум развития Я-образа.

3

3 неделя

4.

"Разрешите представиться".

4

4 неделя

https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200701210 

5.

«Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других».

5

5 неделя

https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200701210 

6.

Я в мире людей.

6

6 неделя

https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200701210 

7.

Общение в моей жизни.

7

7 неделя

https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200701210 

8.

Секреты эффективного общения.

8

8 неделя

https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200701210 

9.

Конфликт или взаимодействие?

9

9 неделя

https://gigabaza.ru/doc/103186-pall.html 

10.

Комплимент - дело серьезное.

10

10 неделя

https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200701210 

11.

«Путешествие в Страну "Дружбы"».

11

11 неделя

https://nsportal.ru/node/1266352 

12.

«А без друзей на свете трудно жить…»

12

12 неделя

https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200701210 

13.

На ошибках учатся.

13

13 неделя

https://gigabaza.ru/doc/103186-pall.html 

14.

Чего я боюсь?

14

14 неделя

https://gigabaza.ru/doc/103186-pall.html 

15.

Легко ли быть учеником?

15

15 неделя

https://gigabaza.ru/doc/103186-pall.html 

16.

Трудно ли быть настоящим учителем?

16

16 неделя

https://gigabaza.ru/doc/103186-pall.html 

17.

Мы и наш класс.

17

17 неделя

https://gigabaza.ru/doc/103186-pall.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физика вокруг нас" для 7-8 классов

Данная рабочая программа предназначена для планирования и проведения факультативных занятий в 7-8 классах...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» для начального общего образования 1 – 4 классы духовно-нравственное направление

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России"  для 1 -4 классов разработана на основе  сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классо...

рабочая программа курса внеурочной деятельности по информационно-коммуникационным технологиям 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по ИКТ составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями...

КТП для 5-6 классов к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Учимся мыслить»

Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1 класса "Здоровячок".

Данная программа разработана на основе программы "Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки" под редакцией Г.А.Халемского, 2001 год....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» в 5-6 классах (для 5 а класса)

В рабочей программе  курса «Наглядная геометрия»   учитываются основные идеи и положения Про­граммы развития и формирования универсальных учебных действий обучющихся. Рабочая программа разра...