Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Психология" (5 класс)
рабочая программа по психологии (5 класс)
Целью данной программы является повышение адаптивных возможностей пятиклассников и развитие навыков уверенного поведения при обучении в среднем звене.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologiya_5_kl_2023-2024_17_ch.docx | 820.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Психология»
социальной, духовно-нравственной направленности
5 абвгд классы
(основное общее образование)
Количество часов:17
Программа составлена на основе
программы адаптации детей к средней школе «Первый раз в пятый класс» Е. Г. Коблик, программы по воспитанию коммуникативной культуры «Навстречу» Н. Юдиной.
Составитель: Подоксенова И.В., педагог-психолог
МБОУ гимназии г. Советский
2023 – 2024 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы «Психология» 5-11 класс Т. С. Белокрыловой, дополнена методическими рекомендациями и материалами из программы адаптации детей к средней школе «Первый раз в пятый класс» Е. Г. Коблик, разделами по воспитанию коммуникативной культуры у учащихся 5-6 классов «Навстречу» Н. Юдиной.
Актуальность введения занятий по психологии для 5-классников обусловлена сложностью и спецификой переходного периода из начальной школы в среднее звено, возникновением ряда трудностей в адаптации к предметной системе обучения, к новым условиям обучения, системы требований учителей-предметников. Успешность адаптации зависит не только от интеллектуальной готовности учащихся, но и от того, насколько хорошо они умеют налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Большинство учащихся 5-х классов подвержены дезадаптации: становятся невнимательными, безответственными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении с окружающими людьми. Таким образом, возникает необходимость в создании благоприятных и здоровьесберегающих условий, позволяющих каждому пятикласснику как можно эффективнее адаптироваться к школьному обучению в средней школе.
Целью данной программы является повышение адаптивных возможностей пятиклассников и развитие навыков уверенного поведения при обучении в среднем звене.
В процессе реализации данного курса были поставлены следующие задачи:
- формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;
- формирование устойчивой учебной мотивации детей;
- создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;
- повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;
- формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;
- развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями.
Воспитательный потенциал курса реализуется через:
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- применение на уроке дискуссий, способствующих развитию коммуникативных способностей, умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- применение на уроке игровых форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
- применение на уроке парных и групповых форм работы, способствующих сплочению классного коллектива.
Место курса в базисном учебном плане: 17 часов в год (один раз в неделю) продолжительностью 40 минут.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел | Содержание раздела | Кол-во часов | Формы работы |
Психология, как наука | Что такое: наука психология. Правила групповой работы. Легенда о трех зеркалах. Практикум развития «Я-образа». | 3 | Слушание объяснений учителя, анализ выступлений одноклассников, практическое занятие |
Развитие коммуникативной культуры | Формирование группы. «Разрешите представиться». «Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других». «Я в мире людей». Общение в моей жизни. Секреты эффективного общения. Конфликт или взаимодействие? «Комплимент – дело серьёзное». «Путешествие в Страну Дружбы». «А без друзей на свете трудно жить…». Легко ли быть учеником. Чего я боюсь. На ошибках учатся. Трудно ли быть настоящим учителем? Мы и наш класс. | 14 | Слушание объяснений учителя, анализ выступлений одноклассников, проигрывание и анализ конкретных ситуаций, представление рефератов, просмотр презентаций одноклассников. |
3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа к курсу «Психология. Адаптация к школе» обеспечивает достижение учащимися 5 класса определенных личностных, предметных и метапредметных результатов.
Личностные результаты
Ученик научится:
- адаптироваться в динамично развивающемся мире;
- осознавать свои личностные, профессиональные, жизненные ценности;
- отделять оценку поступка от оценки человека;
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки
Ученик имеет возможность научиться:
- развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей и т.д.;
Предметные результаты
Ученик научится:
- способам эффективного взаимодействия в социуме (классе);
- приемам самопознания;
Ученик имеет возможность научиться:
- строить отношения с людьми других мировоззрений;
- общаться и сотрудничать со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- выстраивать дружеские взаимоотношения;
- смотреть в будущее и ставить перед собой цели школьных достижений;
- делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Метапредметные результаты
Ученик научится:
- навыкам коммуникации в соответствии с целями и задачами;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
- осознавать границы того, «что я знаю» и «что я не знаю», преодолевать разрыв между этими областями; слушать собеседника и вести диалог;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»;
- регулировать собственные эмоции, состояния, решать внутриличностные конфликты.
4. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Раздел 1. Психология как наука | |||
1.1 | Что такое наука психология? Правила групповой работы. | 1 | |
1.2 | Легенда о трех зеркалах. | 1 | |
1.3 | Практикум развития Я-образа. | 1 | |
Раздел 2. Развитие коммуникативной культуры. | |||
2.1 | "Разрешите представиться". | 1 | |
2.2 | «Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других». | 1 | |
2.3 | Я в мире людей. | 1 | |
2.4 | Общение в моей жизни. | 1 | |
2.5 | Секреты эффективного общения. | 1 | |
2.6 | Конфликт или взаимодействие? | 1 | |
2.7 | Комплимент - дело серьезное. | 1 | |
2.8 | «Путешествие в Страну "Дружбы"». | 1 | |
2.9 | «А без друзей на свете трудно жить…» | 1 | |
2.10 | На ошибках учатся. | 1 | |
2.11 | Чего я боюсь? | 1 | |
2.12 | Легко ли быть учеником? | 1 | |
2.13 | Трудно ли быть настоящим учителем? | 1 | |
2.14 | Мы и наш класс. | 1 |
5. Поурочное планирование курса внеурочной деятельности «Психология»
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата/неделя по плану | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1. | Что такое наука психология? Правила групповой работы. | 1 | 1 неделя | |
2. | Легенда о трех зеркалах. | 2 | 2 неделя | |
3. | Практикум развития Я-образа. | 3 | 3 неделя | |
4. | "Разрешите представиться". | 4 | 4 неделя | |
5. | «Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других». | 5 | 5 неделя | |
6. | Я в мире людей. | 6 | 6 неделя | |
7. | Общение в моей жизни. | 7 | 7 неделя | |
8. | Секреты эффективного общения. | 8 | 8 неделя | |
9. | Конфликт или взаимодействие? | 9 | 9 неделя | |
10. | Комплимент - дело серьезное. | 10 | 10 неделя | |
11. | «Путешествие в Страну "Дружбы"». | 11 | 11 неделя | |
12. | «А без друзей на свете трудно жить…» | 12 | 12 неделя | |
13. | На ошибках учатся. | 13 | 13 неделя | |
14. | Чего я боюсь? | 14 | 14 неделя | |
15. | Легко ли быть учеником? | 15 | 15 неделя | |
16. | Трудно ли быть настоящим учителем? | 16 | 16 неделя | |
17. | Мы и наш класс. | 17 | 17 неделя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физика вокруг нас" для 7-8 классов
Данная рабочая программа предназначена для планирования и проведения факультативных занятий в 7-8 классах...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» для начального общего образования 1 – 4 классы духовно-нравственное направление
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России" для 1 -4 классов разработана на основе сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классо...
рабочая программа курса внеурочной деятельности по информационно-коммуникационным технологиям 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по ИКТ составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями...
КТП для 5-6 классов к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Учимся мыслить»
Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1 класса "Здоровячок".
Данная программа разработана на основе программы "Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки" под редакцией Г.А.Халемского, 2001 год....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» в 5-6 классах (для 5 а класса)
В рабочей программе курса «Наглядная геометрия» учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий обучющихся. Рабочая программа разра...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...