Рабочая программа предпрофильного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное написание текстов для публичных выступлений (основы спичрайтинга в школе)»
рабочая программа (9 класс)

Рогачева Дарья Сергеевна

Разработанный предпрофильный курс «Профессиональное написание текстов для публичных выступлений (основы спичрайтинга в школе)» предназначен для учащихся 9-х классов с целью изучить основы деятельности спичрайтера, освоить технологии подготовки и написания текстов для устного публичного выступления. Данный курс способствует умению создавать собственные тексты в устной и письменной форме, что является актуальным и важным для выпускников основной ступени общего образования, сдающим устное итоговое собеседование и ОГЭ по русскому языку.

В материале представлены результаты апробации авторской рабочей программы предпрофильного курса для 9-х классов «Профессиональное написание текстов для публичных выступлений (основы спичрайтинга в школе)» учителя русского языка и литературы Рогачевой Д.С. в МБОУ Школа №6 г.о. Самара. Освещены следующие аспекты: 

1. Актуальность и перспективность.

2. Технологичность представленного опыта.

3. Результативность опыта.

4. Новизна.

5. Научная обоснованность.

6. Выводы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа предпрофильного курса  

для учащихся 9-х классов

«Профессиональное написание текстов для публичных выступлений (основы спичрайтинга в школе)»

Рогачева Дарья Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ «Школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов им. М.В. Ломоносова» городского округа Самара

Разработанный предпрофильный курс «Профессиональное написание текстов для публичных выступлений (основы спичрайтинга» предназначен для учащихся 9-х классов с целью изучить основы деятельности спичрайтера, освоить технологии подготовки и написания текстов для устного публичного выступления. Данный курс способствует умению создавать собственные тексты в устной и письменной форме, что является особенно актуальным и важным для выпускников основной ступени общего образования, сдающим устное итоговое собеседование и ОГЭ по русскому языку.

Ключевые слова: спичрайтинг, спичрайтер, предпрофильная подготовка, профориентация, устная и письменная речь, коммуникация, коммуникативные навыки, языковая личность.

Пояснительная записка

Рабочая программа предпрофильного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное написание текстов для публичных выступлений (основы спичрайтинга)» (далее – Программа) составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО), а также с учётом:

  • Концепции преподавания русский языка и литературы в                                                                 образовательных организациях, реализующих основные         общеобразовательные программы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 9.04.2016 г. №637-р);
  • рабочей программы курса внеурочной деятельности «Профориентация» Основное общее образование (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол №5/22 от 25.08.2022. М., 2022);
  • федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» для 5-9 классов образовательных организаций;

При разработке программы использовались следующие нормативные документы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с учетом редакции от 04.08.2023 N 479-ФЗ);

- государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642);

- стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р).

Цель: изучение основ деятельности спичрайтера, освоение технологий подготовки и написания текстов для публичного выступления.

Задачи курса: 

1. Сформировать представление о предмете, структуре, мировоззренческих и социальных функциях, практическом значении и сферах применения спичрайтинга.

2. Раскрыть содержание базовых понятий и терминов спичрайтинга как прикладной дисциплины и показать ее связь с другими лингвистическими науками;

3. Выработать умение создавать соответствующие стандартам и деловым требованиям тексты письменного характера и речи выступлений.

4. Продемонстрировать методологические, методические, и практические возможности спичрайтинга в решении социальных задач, стоящих перед современным обществом.

5. Научить обучающихся использовать варианты языка, особенности функциональных стилей и экспрессивных средств русского языка в процессе написания текстов для публичных выступлений.

Актуальность программы обусловлена практическим интересом руководителей организаций и учреждений к умению своих помощников писать тексты для публичных выступлений. Важность данного курса определена малочисленностью и разрозненностью материалов по практическому применению спичрайтинга.

Планируемые результаты

Личностные результаты

В сфере гражданского воспитания:

  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации программы «Профессиональное написание текстов для публичных выступлений (основы спичрайтинга)».

В сфере патриотического воспитания:

  • сформированность российской гражданской идентичности, чувства ответственности за свой язык и культуру.

В сфере трудового воспитания:

  • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе знаний, полученных в ходе изучения курса «Профессиональное написание текстов для публичных выступлений (основы спичрайтинга)».

В сфере понимания ценности научного познания:

  • совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира.

Метапредметные результаты

В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:

  • владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности в области спичрайтинга;
  • создавать тексты для публичных выступлений в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации.

В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:

  • воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения в рамках занятий, включённых в курс;
  • понимать намерения других участников занятий предпрофильного курса, проявлять уважительное отношение к ним и к взрослым, участвующим в занятиях, в корректной форме формулировать свои возражения;
  • публично представлять результаты работы, проделанной в рамках выполнения заданий, связанных с тематикой курса;
  • уметь обобщать мнения нескольких участников курса; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.).

В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:

  • способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень с целью повышения спичрайтерской грамотности;
  • оценивать соответствие создаваемого устного/письменного текста выполняемой задаче; вносить коррективы в созданный речевой продукт в случае необходимости.

Предметные результаты

Предметные результаты освоения Программы основного общего образования представлены с учётом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе предпрофильной подготовки школьников данного курса.

Русский язык, риторика:

  • формирование умений речевого взаимодействия (в том числе общения при помощи современных средств устной и письменной речи): создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений и личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование;
  • создание письменных текстов различных стилей для публичного выступления с соблюдением норм построения текста и соответствующих приемов.

Содержание курса

Раздел 1. Введение. Спичрайтинг как PR-технология и профессия. Основные понятия дисциплины (2 ч.) 

История становления спичрайтинга в мире и России. Связь спичрайтинга с теорией коммуникации, ораторской речью, риторикой, стилистикой, культурой речи, деловой речью. Спичрайтинг как технология. Спичрайтинг и связи с общественностью. Спичрайтер и его должностные обязанности. Спичрайтинг и коПирайтинг: соотношений понятий. Профессиональная этика спичрайтера.

Раздел 2. Подготовка к публичному выступлению. Типология публичных выступлений (4 ч.)

Выбор темы. Подготовка оратора: определение его сильных и слабых сторон. Составление пробных текстов и пробных выступлений. Апробация фрагментов речи. Классификации публичных речей по цели. Информационная речь. Убеждающая речь. Протокольно-этикетная речь. Классификация публичных речей по сферам применения. Устные и письменные речи в политической сфере. Устные и письменные речи в сфере бизнеса.

Раздел 3. Учет особенностей аудитории при подготовке публичного выступления (2 ч.)

Типологии аудитории: по размеру, возрасту, подготовленности, подвижности, отношению к оратору / выступлению. Способы нейтрализации провокаторов общения. Дистанции публичной речи. Методы работы оратора с различными аудиториями.

Раздел 4. Написание текста публичного выступления (4 ч.)

Подготовка полного текста публичной речи. Составление тезисов речи. Составление краткого цитатного плана речи. Подготовка конспекта речи. Создание карточек для выступления. Подготовка синхронного текста для телевыступления, разработка ключевых слов и хэштегов для СМИ.

Раздел 5. Организация устного публичного выступления (5 ч.)

Подготовка к произнесению речи: имидж оратора, место произнесения речи. Классификации публичной речи по степени подготовленности. Поведение оратора в аудитории. Технологии управления аудиторией на массовых мероприятиях. Базовые ораторские хитрости и приемы: исторический опыт.

Тематическое планирование представлено в Таблице 1.

Таблица 1

Тематическое планирование

п/п

Название тем

Элементы содержания/

Основные понятия

Количество часов

Формы проведения

Спичрайтинг: от технологии до профессии. Основные понятия дисциплины (2 ч.)

1.

История становления спичрайтинга в мире и России. Связь спичрайтинга с теорией коммуникации, ораторской речью, риторикой, стилистикой, культурой речи, деловой речью. Спичрайтинг как технология

Спичрайтинг. Ораторское искусство. Риторика. Стилистика. Культура речи. Деловая речь. Эффективная коммуникация.

1

Урок-лекция

2.

Спичрайтер и его должностные обязанности. Спичрайтинг и копирайтинг. Профессиональная этика спичрайтера

Спичрайтер. Копирайтинг.

Профессиональная этика

1

Урок-лекция

Подготовка к публичному выступлению. Типология публичных выступлений (4 ч.)

3.

Выбор темы. Подготовка оратора: определение его сильных и слабых сторон. Составление пробных текстов и пробных выступлений. Апробация фрагментов речи

Оратор. Стили речи. Высокая коммуникативная компетентность. Приёмы ораторского искусства

2

Урок-лекция, беседа,

Деловая игра в режиме реального времени)

4

Классификация публичных речей по цели. Классификация публичных речей по сферам применения. Устные и письменные речи в политической сфере. Устные и письменные речи в сфере науки и культуры

Публичная речь. Информационная речь. Убеждающая речь. Протокольно-этикетная речь

2

Урок-лекция, практическая работа на тему «Особенности устной речи и письменного текста в политической сфере»

Учет особенностей аудитории при подготовке публичного выступления (2 ч.)

5.

Типологии аудитории. Способы нейтрализации провокаторов общения. Дистанции публичной речи. Методы работы оратора с различными аудиториями

Целевая аудитория. Качественный анализ аудитории. Молодежная аудитория. Взрослая аудитория. Провокаторы общения. Спикер. Дистанция публичной речи

1

Урок-лекция

6.

Практическое занятие «Управление аудиторией»

Взаимодействие с аудиторией. Выразительные средства оратора. Диалог. Вербализация. Невербальные средства подачи информации. Метасообщение. Методы получения обратной связи

1

Урок-игра «Управление аудиторией»

Написание текста публичного выступления (4 ч.)

7

Подготовка полного текста публичной речи. Составление тезисов речи. Составление краткого цитатного плана речи. Подготовка конспекта речи

Тезисы. Цитата и цитатный план. Структура текста. Целеустановка. Заключение

2

Урок-лекция

8.

Создание карточек для выступления. Подготовка синхронного текста для телевыступления, разработка ключевых слов и хэштегов для СМИ

Синхронный текст. Ключевые слова. Хэштеги

2

Практическая работа «Устное сообщение: рассуждение на тему…»

Организация устного публичного выступления (5 ч.)

9.

Подготовка к произнесению речи: имидж оратора, место произнесения речи. Классификация публичной речи по степени подготовленности. Поведение оратора в аудитории.

Имидж оратора. Ситуативная, реактивная, диалоговая речь; спланированная и предварительно организованная. Особенности исполнения публичной речи

2

Урок-лекция

7.

Самостоятельная работа: тематическое эссе «Говорить не думая – все равно, что стрелять не целясь» (М. Сервантес)»

Эссе и его структура. Тезис. Аргументы. Виды связей в доказательствах

3

Урок-зачёт

Литература:

  1. Дворников Д.В. Спичрайтинг: Практические советы по написанию текстов публичных выступлений.  М.: Этерна, 2021.
  2. Зайцева Е.А., Нуждин А.В. Секреты ораторского мастерства, или 6 шагов к успеху. Самара: Инсома-пресс, 2021.
  3. Зайцева Е.А., Коновальцева Н.В., Нуждин А.В. Искусство быть услышанным или как выступать публично. Самара: СамНЦ РАН, 2017.
  4. Зорин, К. А. Журналистское мастерство. Новостная журналистика: учебное пособие / К. А. Зорин. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016.
  5. Ильин А., Кадацкий В., Никифоров К., Пихоя Л. и др. Отзвук слова. Из опыта работы спичрайтеров первого Президента России. М.: ИМА-пресс, 1999.
  6. Колесников А. Спичрайтеры: Хроника профессии, сочинявшей и изменявшей мир.  М.: АСТ, 2008.
  7. Кривоносов А.Д. Основы спичрайтинга: учебное пособие / А.Д. Кривоносов. Спб.: Лаборатория оперативной печати факультета журналистики СпбГУ, 2003.
  8. Кривоносов А.Д. PR – текст в системе публичных коммуникаций. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2002.
  9. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. Спб.: Знание, 2022.
  10.  Стернин И.А. Деловое общение. Воронеж: Родная речь, 2009.

Приложение

Планы практических занятий

Практическое занятие 1. «Пресс-конференция» (деловая игра в режиме реального времени)

Один из девятиклассников выступает в качестве пресс секретаря, а другой – старшего должностного лица госсубъекта РФ. Другие ребята имитируют поведение журналистов.

Практическое занятие 2. «Особенности устной речи и письменного текста в политической сфере»

Проанализировать речь известного политического деятеля (по выбору), составить алгоритм написания политического текста.

  Практическое занятие 3. «Управление аудиторией» 

  Для лучшего освоения приемов управления аудиторией в рамках первой темы курса девятиклассникам предлагаются следующие задания:

  • выявление и анализ в письменной форме примеров недобросовестного манипулирования в устных выступлениях;
  • применение средств налаживания контакта с гипотетической аудиторией при подготовке текста устного выступления на избранную тему.

Практическое занятие 4. Устное сообщение-рассуждение на тему «..»

  1. Подготовка полного текста публичной речи.
  2. Составление тезисов речи.
  3. Составление краткого цитатного плана речи.
  4. Подготовка конспекта речи.
  5. Подготовка к произнесению речи (мнемонические техники и психологическая настройка).
  6. Публичное выступление (качество речи).
  7. Классификации публичной речи по степени подготовленности.
  8. Поведение оратора в аудитории.
  9.  Внешний вид оратора: прическа, макияж, одежда.
  10.  Презентация и публичная речь: требования к содержанию, оформлению и работе с ней на публике.
  11.  Жестикуляция оратора: допустимая и недопустимая.

       Возможные темы

  1. Каждый из нас – спичрайтер: о навыках, которые помогают в работе и повседневной жизни (преподаватель курса).
  2. Книга для каждого (презентация своей книги автором).
  3. Зовут дороги дальние (директор турагенства).
  4. Наш край – жемчужина Поволжья (губернатор области)

Практическое занятие 5. Тематическое эссе «Говорить не думая – все равно, что стрелять, не целясь (М. Сервантес)».



Предварительный просмотр:

Заключение

о положительных результатах апробации

Рабочей программы предпрофильного курса для 9-х классов

«Профессиональное написание текстов для публичных выступлений

(основы спичрайтинга в школе)»

учителя русского языка и литературы Рогачевой Д.С

в МБОУ Школа №6 г.о. Самара

1. Актуальность и перспективность. Программа предпрофильного курса для 9-х классов «Профессиональное написание текстов для публичных выступлений (основы спичрайтинга в школе)» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений предпрофильных курсов. Это позволило обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но за его пределами.

2. Технологичность представленного опыта. Методическая разработка Д.С. Рогачевой прошла успешную апробацию в МБОУ «Школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов им. М.В. Ломоносова» г.о. Самара в первом полугодии 2023-2024 учебного года (1-й и 2-й триместры: сентябрь-декабрь 2023 г.).  Согласно авторской программе, было проведено 17 уроков. Темы соответствовали тематическому планированию.

На занятиях были использованы следующие формы работы:

  • Беседа
  • Дискуссия
  • Коммуникативные и деловые игры
  • Практические и творческие задания
  • Мастер-классы, мини-проекты

      3. Результативность опыта. В 2023-2024 учебном году в 9-м классе был проведен мониторинг уровня сформированности коммуникативных учебных действий (до изучения предпрофильного курса, в процессе изучения и после). В исследовании уровня сформированности коммуникативных УУД приняли участие 27 обучающихся 9-го класса. По результатам последнего мониторинга, после завершения курса «Профессиональное написание текстов для публичных выступлений (основы спичрайтинга в школе)», отмечено повышение уровня сформированности коммуникативных УУД у большинства обучающихся 9 -м класса в среднем на 12 %.

Приведенные результаты мониторингов свидетельствуют о положительной динамике уровня сформированности коммуникативных УУД обучающихся 9-го класса в результате изучения авторской программы предпрофильного курса.

4. Новизна. Особенность данной методической разработки в том, что с ее помощью эффективно решается задача формирования и развития языковой личности выпускников основной ступени общего образования в той сфере профессиональной деятельности, где коммуникативные навыки являются приоритетными.

5. Научная обоснованность. В основу апробируемой программы «Профессиональное написание текстов для публичных выступлений (основы спичрайтинга в школе)» положен многолетний опыт работы учителя русского языка и литературы Рогачевой Д.С. над методической темой «Формирование языковой личности старшеклассников средствами предпрофильного курса «Основы спичрайтинга», а также новейшие исследования, опубликованные в официальных педагогических изданиях, в профессиональных сообществах сети Интернет.

6. Выводы. Данная Программа по итогам апробации в МБОУ Школа № 6 г.о. Самара рекомендуется для использования в 9-х классах образовательных учреждений учителями-филологами, работающими над формированием и развитием коммуникативной компетенции выпускника основной ступени общего образования. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа предпрофильного курса для учащихся 8-9 классов «Энергосбережение, природа и мы».

Человечество продолжает использовать все сокращающиеся запасы ископаемого топлива. Все больше людей понимают, что будущее — за возобновляемыми, экологически чистыми видами получения энергии: сол...

Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Филологический анализ текста"

Данный курс предназначен для учащихся 10- 11 классов. Он является общим ориентационным курсом, не спроецированным специально на филологический профиль, а интересен всем, так как поддерживает и развива...

Рабочая программа Предпрофильного курса по физике для учащихся 9 класса «Избранные вопросы физики»

Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса, интересующихся физикой, предполагающих обучаться в физико-математическом классе.Программа данного курса направлена на возможность учащихся познакоми...

Рабочая программа предпрофильного курса по физике для учащихся 8 класса «Решение физических задач»

Программа данного курса направлена на расширение и закрепление базового курса по физике, на предпрофильную подготовку учащихся 8 класса по физике. Она  дает возможность учащимся познакомиться с и...

Рабочая программа предпрофильного курса по физике для учащихся 8 класса «Решение физических задач»

Программа данного курса направлена на расширение и углубление базового курса по физике, на предпрофильную подготовку учащихся 8 класса по физике. Она  дает возможность учащимся познакомиться с ин...

Рабочая программа предпрофильного курса "Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста", 9 класс

Рабочая программа предпрофильного курса "Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста", 9 класс...