Представление модели успешного взаимодействия педагогического дуэта «Мы – команда: секреты взаимодействия». От посадки деревца к созданию удивительного и прекрасного сада...
статья

Жулёва Ирина Евгеньевна

     Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему учителю. Чтоб стать учителем недостаточно аудиторных программных знаний. Таким образом, у начинающего педагога возникает необходимость получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте И здесь на помощь приходит педагог-наставник, который должен помочь молодому учителю в том, чтобы профессиональное становление прошло «безболезненно» и «без осложнений».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo.docx748.17 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования администрации Балаковского муниципального района

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

г.Балаково Саратовской области

Представление модели успешного взаимодействия педагогического дуэта

«Мы – команда: секреты взаимодействия».

От посадки деревца

 к  созданию удивительного  и прекрасного сада…

C:\Users\Ирина\Desktop\scale_1200.jpg

Из опыта работы Жулевой Ирины Евгеньевны,

учителя русского языка и литературы

 МАОУ СОШ №16 г. Балаково

                                                     

2 слайд            

Наставник часто говорил своему ученику, что для достижения цели нужно научиться отбрасывать все, что не является необходимым. Ученик хорошо запомнил слова Учителя, но никак не мог понять, как отличить, что является и что не является необходимым, а наставник никогда  не объяснял ему этого, ссылаясь на  то, что жизнь сама этому научит. Однажды, когда Учитель и ученик гуляли в горах, на них неожиданно напал разъяренный тигр. Учитель спокойно сошел с тропы, а тигр погнался за учеником. Ученик бросил свой меч и священные амулеты, разорвал в клочья одежду, продираясь через кусты, но все-таки сумел спастись, взобравшись на высокое дерево. Через некоторое время тигр ушел, но ученик боялся спуститься вниз, пока не заметил, что к дереву приближается наставник. Учитель, посмотрев на испуганного ученика, рассмеялся и сказал:
вот, ты и научился отбрасывать все, что не является необходимым для достижения цели и это спасло тебя. 

– Учитель, – возразил ученик, – но ты не потерял ни меча, ни одежды и даже не попытался убежать, а тигр тебя не тронул. Почему так случилось? 

– Я отбросил свой страх, и тигр просто не заметил меня, так как это и было моей целью, – ответил наставник: вот и тебе следует научиться прежде всего правильно выбирать цель, а потом уже что-то отбрасывать для ее достижения, если это вообще окажется нужным.

В коллективе, где есть молодые педагоги, возникает необходимость создания условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога, поиска новых форм работы с молодыми кадрами, обеспечения их успешного профессионального роста

3 слайд

     Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему учителю. Чтоб стать учителем недостаточно аудиторных программных знаний. А. Макаренко писал: «Нужны синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями». Кроме того, учительское мастерство во многом надо передавать от педагога к ученику.  Первые месяцы работы… Возможно, чувствуется неуверенность, дискомфорт. Всё новое: социальная роль, новые взаимоотношения с людьми. Новая личностная ситуация – ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают учителя, ученики, родители… И от того, как  пройдѐт период вхождения молодого педагога в профессию, зависит, состоится ли новоявленный учитель как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдѐт себя в другой сфере деятельности. Таким образом, у начинающего педагога возникает необходимость получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте И здесь на помощь приходит педагог-наставник, который должен помочь молодому учителю в том, чтобы профессиональное становление прошло «безболезненно» и «без осложнений». Как заботливый садовник, растит дерево в своем саду, так и наставник растит себе достойную смену. Для того чтобы «молодое деревце» прижилось, укоренилось, выросло, расцвело и дало отличные плоды,  садовник-наставник готовит почву. Так кто же он такой, наставник?

4 слайд

        Наставник – это квалифицированный педагог, обладающий опытом работы, готовый делиться своими знаниями, взглядами, идеями с менее опытными молодыми коллегами в обстановке взаимного доверия.

5 слайд

Для осуществления системности в работе с молодым специалистом целесообразно выделить основные задачи педагога-наставника:

1.Обеспечение  наиболее лёгкой адаптации молодых специалистов в коллективе.

2.Дифференцирование и целенаправленное планирование методической работы на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя.

3.Повышение профессионального уровня педагогов с учетом их потребностей, затруднений, достижений.

4.Обеспечение информационного пространства для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.

6 слайд

Чтобы взаимодействие с молодым специалистом было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного преподавателя или только демонстрирующим свой собственный опыт.

Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков) имеют новые нетрадиционные: психологические тренинги, творческие лаборатории,

психолого-педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями и учениками, «мозговые штурмы», разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя, классного руководителя, защита творческих работ, передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями-мастерами. Именно они ускоряют процесс вхождения начинающего учителя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию, растет их профессионализм.

7 слайд

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого педагога носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов его и соответствующих им профессионально важных качеств. Поэтому я, как наставник, выстраиваю свою деятельность в три этапа: адаптационный, основной, или закон перспективы, аналитический или контрольно-оценочный.

8- 9 слайды

I этап

Знакомство с молодым педагогом. Вхождение в профессию,

или  «рецепт подготовки благодатной для посадки почвы».

      Итак, прежде чем «посадить деревце»,  я поближе познакомилась с молодой  коллегой. И вот я, как садовник, провела подготовку почвы. Мы  говорили  о том, что стало основанием для выбора профессии учителя, о еѐ увлечениях и интересах, какой она видит себя в будущем. Решали, каким должен быть педагог, какими она видит своих родителей и, конечно, что она ждѐт от детей. С этой целью было проведено анкетирование. Вот теперь можно приступать к «посадке».

       Главные элементы почвы – это фундамент для дерева, удобрения и вода…А для молодого педагога – это его профессиональные качества:

понимание современных задач учреждения;

проявление заботы о поддержании индивидуальности каждого ребѐнка;

умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметно- развивающую образовательную среду;

умение        осуществлять        инновационную        деятельность        по        внедрению современных подходов и технологий, оценивать их результативность;

способность к самообразованию.

      Передо мной встают нелѐгкие задачи – помочь молодому специалисту приобрести такие качества, чтобы они соответствовали стратегии развития отечественного образования, привить интерес к педагогической профессии, ускорить  процесс профессионального становления, развить способности самостоятельно и качественно выполнять должностные обязанности; формировать ответственное  и творческое отношение к организации образовательного процесса;  адаптировать  к корпоративной культуре образовательной организации, к ее традициям, нормам и правилам поведения, чтобы мое «деревце» выросло и поравнялось, в будущем, с «деревьями-профессионалами»! И для этого у него есть лучшие качества учителя: большая любовь к детям и желание расти и развиваться дальше.                    

10-11 слайды

II этап

«Закон перспективы», или «как на возделанной почве вырастает деревце».

       Чтобы выполнить эту задачу, необходимо было сначала самой составить программу сопровождения молодого специалиста, затем следовать пунктам этого документа: изучить образовательную программу основного общего образования МАОУ сош №16 г. Балаково, познакомиться с ФГОС ООО, рабочими  программами  по предметам, с календарно-тематическим  планированием, с УМК; изучить  возрастные особенности пятиклассников, узнать индивидуальные особенности детей вверенных  классов, познакомиться с родителями и многое другое… А теперь можно методически грамотно ухаживать за своим «деревцем» и следить за появлением первых листочков. В течение года прошли посещения  молодым учителем  уроков опытных учителей, на которых была возможность увидеть применение в обучении современных образовательных  технологий и ИКТ. Научились составлять технологическую карту современного урока. Также в течение года я, как наставник, посетила уроки молодого учителя  с целью оказания ему помощи.  Проводились консультации по составлению самоанализа урока.

      В сентябре и декабре прошли административные срезы знаний учащихся. По итогам наблюдалась  положительная динамика.

Подведение итогов прошло в индивидуальной беседе. Выявлены профессиональные затруднения и успехи. Итогом каждого этапа является осмысление полученных результатов. Соблюдая законы природы, мы вместе отвечаем на принципиальные вопросы:

Достигнута ли поставленная цель? Если нет, то почему? Если да, то в какой мере?

Все ли задачи решены? Какие задачи остались нерешѐнными?

Какие задачи в течение года были трансформированы?

Какой профессиональный и личностный опыт мы приобрели?

Как могут быть обнародованы, опубликованы результаты взаимодействия, первые шаги к опыту?

Каковы перспективы дальнейшего сотрудничества?

На данном        этапе        я даю        ещѐ советы, рекомендации, поправки в педагогические действия.

12-13 слайды

III этап

Аналитический этап, или сбор «первых плодов».

Сложилась система работы, появились собственные разработки, первые плоды. Педагог стала внедрять в свою работу новые технологии; происходило совершенствование, саморазвитие, накопление и обобщение своего опыта работы.

На этом этапе я увидела результативность сопровождения по развитию компетентности педагога, проверила уровень профессиональной компетентности педагога, определила уровень его готовности к самостоятельному творческому выполнению своих обязанностей.

Процесс повышения профессионализма молодого педагога я строила с учѐтом следующих факторов: уровня базового образования, теоретической подготовленности; индивидуальных особенностей; уровня профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хочет добиться); имеет ли практический опыт работы с детьми.

           

14 слайд

Результаты наставничества, или что посеешь, то и пожнешь.

       Польза наставничества видна только тогда, когда эта работа ведется планомерно, системно и систематически, имеет конкретную практическую цель – подготовить высококвалифицированного специалиста для работы в образовательном учреждении. Достижение этой цели становится реальной пользой для образовательного учреждения. В нашей школе и муниципалитете реализуется широкий спектр таких профессиональных конкурсов, которые способствуют:
    - созданию условий для реализации творчества и активной профессиональной позиции конкурсанта в процессе приобщения к педагогической профессии;
   -  раскрытию профессионально-личностного потенциала конкурсанта;
   -  введению инноваций в педагогическую деятельность молодого специалиста.

Это Всероссийский педагогический конкурс "Моя лучшая методическая разработка", межрегиональный конкурс «Знатоки русского языка», муниципальный фестиваль молодых педагогов «Мой первый урок», муниципальный проект для молодых учителей «Галерея «Мой наставник», муниципальный фестиваль «В кругу друзей», Панорама методических идей, «Педагогический дебют» и т.д. Молодой педагог активно участвует в этих методических конкурсах, неоднократно становилась призером и победителем. И в этом, пожалуй, проявляется один  из основных факторов успеха наставничества, основанный на философии «я выиграл – ты выиграл». Победа обучаемого – это успех наставника и, в конечном итоге, успех школы и системы образования в целом.

         Учащиеся молодого педагога тоже активно принимают участие и становятся призерами и победителями  в конкурсах и олимпиадах, таких как всероссийский  конкурс сочинений "Без срока давности, всероссийский конкурс «Я помню! Я горжусь!» региональный конкурс «Таланты и поклонники», всероссийский марафон «Белая береза» и др.
    
15 слайд

       Иоганн Вольфганг Гете писал: «Знание, что существует человек, с которым ты чувствуешь взаимопонимание, может превратить землю в цветущий сад». Так и у нас в процессе взаимодействия сложились тёплые дружеские отношения, и наша совместная деятельность не только принесла обоюдную пользу, но и способствовала формированию системы работы педагога-наставника.  Для осуществления наставнической деятельности мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Необходимо развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в научном педагогическом поиске, совершенствовать формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами (перенимать чужой опыт и делиться собственными разработками).

Принимая на себя обязанности наставника, я открыла для себя ряд

преимуществ: во-первых, наставничество помогает увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности; во-вторых, при успешном осуществлении данных функций ощущается собственный вклад в систему профессиональной адаптации молодого педагога, я получаю удовлетворение от общения с педагогом- воспитанником; в-третьих, я, как наставник, всегда должна стремиться к самосовершенствованию; в-четвертых, наставничество способствует росту доверия ко мне в педагогическом коллективе; в-пятых, поскольку наставничество носит субъект-субъектный характер, я могу не только делиться собственным опытом с более молодым коллегой,  но также и учиться у него, расширять свой арсенал навыков и умений, осваивать современные технологии обучения и т. п. Главное – быть открытым для педагогических инноваций, делать то, что принесет ожидаемый результат. Просто нужно смотреть на любое свое дело как садовник!

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОМАНДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Внедрение в образовательную практику технологий менеджмента – перспективное направление деятельности руководителя, позволяющее добиваться поставленных задач развития учебного заведения, повышать качес...

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОМАНДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Внедрение в образовательную практику технологий менеджмента – перспективное направление деятельности руководителя, позволяющее добиваться поставленных задач развития учебного заведения, повышать качес...

Выступление на педагогическом совете "Модель успешного ученика"

Выступление на педагогическом совете педагога-психолога Кадетской школы-интерната Имамовой Гульназ Галинуровны по теме "Модель успешного ученика" с применением интерактивной доски."... Таким образом, ...

"Мой маленький друг" Социальный проект взаимодействия воспитанников школы-интерната с детским садом

Данный материал представляет собой социальный проект по созданию условий для социализации обучающихся,воспитанников специальной (коррекционной ) школы - интерната 8 вида  через взаимлдействие с в...

Педагогический опыт «Проектная деятельность как успешное взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения»

Представленный материал содержит информацию об использовании проектной деятельности в образовательной области "технология"...

Представление опыта работы на открытом педагогическом совете "Урок - как среда взаимодействия"

В статье раскрываются причины необходимости использовать на уроках физики различных инновационных форм проведения уроков, одной из форм которого является урок-игра....

Мастер-класс "Педагогический дуэт" по конструктору урока «Обучение анализу лирического текста на примере стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая».

Конструктор разработан НБФ имени Менделеева г. Москва по ФГОС для учителей, педагогов дополнительного образования, наставников, вожатых, тренеров, которые работают с детьми с 1 по 11 класс....