Гражданская война и интервенция в России.
план-конспект занятия (10 класс)
Методическая разработка бинарного урока история+литература с использованием краеведческого материала. Тип урока- урок изучения нового материала с элементами исследовательской деятельности. предназначена для преподавателей истории и литературы. приложение- кейсы для самостоятельной работы студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_otkrytyy_urok_ispravlen_2.doc | 200 КБ |
Предварительный просмотр:
Гражданская война в России (1918-1920)
и интервенция на Дальнем Востоке 1918-1922
Цели:
Образовательная – формировать знания учащихся о событиях гражданской войны и интервенции на Дальнем Востоке, выяснить, какое отражение нашли данные события в поэзии того времени;
Развивающая – продолжать формировать умения анализировать поэтический текст, работать с терминами, уметь сопоставлять исторические события и документы, делать выводы;
Воспитательная – воспитание гражданской ответственности, чувства справедливости, неприятие насилия и жестокости, чувство коллективизма (умение работать в творческой группе).
Тип урока – изучение нового материала с элементами исследовательской деятельности.
КМО: ПК, мультимедиа учебник «История России 20 век» Клио Софт, мультимедийная презентация, сборники стихов А.Ахматовой, М. Цветаевой, М.Волошина, Б.Пастернака, К.Бальмонта; исторические документы, записи песен «Россия» (И.Талькова), «Моя Россия». Портреты поэтов и исторических деятелей, карта событий гражданской войны, информационные карты студентов.
В годину смуты и разврата
Не осудите, братья, брата…
Из романа М. Шолохова «Тихий Дон»
«…В каком сражаться стане.»
А я стою один меж них
В ревущем пламене и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
М. Волошин (на слайде)
Ход урока.
1.Оргмомент, проверка присутствующих на уроке.
2.Формирование новых знаний и умений
( СЛАЙД №1) Учитель истории. У нас сегодня необычный урок, его проведут сразу 2 преподавателя истории и литературы.
Обратите внимание, что для удобства ведения конспекта Вам предложена информационная карта, которая поможет логически выстроить цепь исторических событий и соотнести их с произведениями поэтов этого периода. Ее можно использовать на последующих уроках.
Учитель литературы
(СЛАЙД №2) О каком событии идет речь?
Все общество на красных – белых поделив,
В надежде отстоять свою Россию – все находили сил прилив.
Сын на отца пошел, забыв свои истоки,
Мы стержень потеряли – таковы ее итоги.
Гражданская война, 1918-1920гг
Учитель истории. Давайте попробуем совместно определить цель сегодняшнего нашего занятия. (В результате обсуждения формулируется образовательная цель урока)
Цель урока: выяснить предпосылки и особенности Гражданской войны в России, рассмотреть расстановку противоборствующих сил в гражданском конфликте, их социальный состав и политические ориентации, последствия для судьбы страны в XX веке и отражение этих событий в поэзии Серебряного века
Учитель литературы
Гражданская война – одна из самых трагичных страниц в истории любой страны. Последствия такой войны разрушительны и трагичны.
Несмотря на достаточно большой временной период, отделяющий нас от тех событий, остается много вопросов, являющихся предметом споров историков и публицистов, писателей и поэтов, всех людей, интересующихся историей своей страны.
Учитель истории: Давайте вспомним понятия Гражданская война и интервенция
(Устно и письменно). Не забываем заполнять информационную карту.
- Вводный контроль основных понятий.
Вопрос 1. Что такое гражданская война?
(СЛАЙД №3) Гражданская война — это вооруженная, организованная борьба за власть между гражданами одного государства, их объединениями и группировками.
Вопрос 2. Чем гражданская война отличается от других войн? В чем её главная особенность?
(СЛАЙД №4) Главные особенности Гражданской войны в России: тесное переплетение с интервенцией, отсутствие четких временных и пространственных границ.
Вопрос 3. Что такое интервенция?
(СЛАЙД №5) Интервенция – это насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства с целью установления контроля или захвата территории.
Вопрос 4. Дайте определение понятию «Серебряный век русской поэзии»
Период литературы конца 19 - начала 20 века, названий так по аналогии с «золотым (пушкинским) веком» русской литературы).
Вопрос 5. Назовите хронологические рамки Серебряного века русской поэзии
(СЛАЙД № 6) (1890-1921)
Вопрос 6. Кто из философов первым предложил название «Серебряный век»?.
(СЛАЙД №7) ( Бердяев)
Вопрос 7. Имена каких поэтов связаны с этим периодом.
(СЛАЙД №8) (Блок, Есенин, Цветаева, Ахматова, Маяковский…)
- Причины начала Гражданской войны.
Учитель истории.
А сейчас давайте определим причины начала Гражданской войны
(СЛАЙД №9) Основные причины войны:
- обострение социальных противоречий в Российском обществе;
- политика ведущих политических партий (кадетов, эсеров, меньшевиков), которые не могли стабилизировать обстановку после свержения самодержавия;
- захват власти большевиками и стремление свергнутых классов восстановить своё господство;
- заключение грабительского Брестского мира 3 марта 1918 года;
- вмешательство иностранных государств во внутренние дела России;
- социально-психологический аспект гражданской войны.
Проблема: Можно ли было избежать Гражданской войны? (небольшая дискуссия студентов)
( СЛАЙД №10) III. Основные этапы Гражданской войны:
Первый этап — с октября 1917 года по ноябрь 1918 года формирование и становление вооружённых сил противоборствующих сторон, а также образование основных фронтов борьбы между ними.
Второй этап — с ноября 1918 года по конец марта - начало апреля 1920 года, этап когда произошли главные сражения. Широкомасштабные боевые действия развернулись по всей территории России, принеся вначале успех «белым», а затем «красным», разбившим войска противника и взявшим под свой контроль основную территорию страны.
Третий этап — с марта 1920 года по октябрь 1922 года, когда основная борьба происходила на окраинах страны (Сибирь и Дальний Восток) и уже не представляла непосредственной угрозы власти большевиков.
Учитель литературы:
(СЛАЙД №11) Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XX века. Эти события не только круто изменили жизнь Российской империи, перекроили всю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи. Гражданские войны принято называть братоубийственными.
Осознание гражданской войны как национальной трагедии стало определяющим во многих произведениях русских писателей и поэтов, воспитанных в традициях гуманистических ценностей классической литературы.
Как правая и левая рука,
Твоя душа моей душе близка.
Мы смежены блаженно и тепло
Как правое и левое крыло.
Но вихрь прошел и пропасть пролегла
От правого до левого крыла
М.Цветаева
(Учащиеся выполняют задание в картах)
Учитель истории:
Как точно отмечено: пропасть пролегла от правого до левого крыла…
(СЛАЙД №12) Исконные традиционные ценности русского народа, основанные на вере, христианских традициях, общечеловеческие ценности, такие как милосердие, терпимость, гуманизм, нравственность, отодвигаются на второй план. На первое место выходит принцип: «Кто не с нами – тот против нас!».
(СЛАЙД №13) Гражданская война раскрасила все население России в три цвета : красный, белый и зеленый. Страшная пропасть пролегла между сыном и отцом, братьями, даже между любимыми.
(СЛАЙД №14) Название "белые" пошло от отряда, подавлявшего восстание в Москве в самом начале революции. Они надели на рукава опознавательные повязки белого цвета. Поэтому их стали называть белой гвардией.
(СЛАЙД №15) А красный - это цвет революции, цвет крови.
(СЛАЙД №16) Зелеными стали называть крестьянские и казачьи вооружённые формирования, противостоявшие иностранным интервентам, большевикам и белогвардейцам в годы Гражданской войны в России.
Учитель литературы:
Рушилась старая государственность, а вместе с ней и человеческие судьбы…
(СЛАЙД №17) Непростой оказалась послереволюционная биография большинства писателей.
Покинули родину: Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмон, Игорь Северянин…
Были расстреляны или сосланы в лагеря и там погибли: Николай Гумилёв, Осип Мандельштам, Николай Клюев.
Покончили жизнь самоубийством: Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Марина Цветаева
(СЛАЙД №18) Литература – это всегда отражение жизни. Поэты Серебряного века, как правило, свидетели или непосредственные участники гражданской войны, неважно с какой стороны: белые, красные, зеленые. Они оставили нам бесценное свидетельство об этих событиях – свои произведения.
(СЛАЙД №19) Им тоже пришлось сделать выбор. Революция и гражданская война и литературу разделила на 2 лагеря:
…Если он скажет: «Солги», - солги,
…Если он скажет: «Убей», - убей.
Э.Багрицкий
(Слайд №20) Звучит песня И. Талькова «Россия».
У «белых» не было веры в новую жизнь, но у них была подлинная трагедия. Отсюда стихи, проникнутые неподдельным страданием и мужеством. Отсюда пронзительные стихи о России, о родной земле, с которой их смела волна революции и Гражданской войны.
Белая гвардия, путь твой высок:
Чёрному дулу – грудь и висок.
Божье да белое твоё дело:
Белое тело твоё – в песок.
Не лебедей это в небе стая:
Белогвардейская рать святая
Белым видением тает, тает…
Старого мира – последний сон:
Молодость – Доблесть – Вандея – Дон.
Это строки из цикла «Дон» о Гражданской войне великой Марины Цветаевой, муж которой был «белым», а она в течение нескольких лет была в вынужденной эмиграции.
Но были и другие, которые считали, что гражданская война – это героическое время, в горниле которой происходит становление новой личности, рождение нового государства. Одни из них, революционные романтики, воспевали героику войны, оправдывая жестокость и убийство врагов во имя счастливого будущего, другие, сочувствуя народу и поддерживая его, тревожились за сохранение ценностей культуры, нравственности.
Героику первых лет революции и революционную романтику двадцатых годов поэтически точно выразил Михаил Светлов.
Он оправдывает смерть солдата, в борьбе за правое дело, в бою, она естественна.
Отряд не заметил
Потери бойца
И "Яблочко" - песню
Допел до конца.
Лишь по небу тихо
Сползла погодя
На бархат заката
Слезинка дождя…
Новые песни
Придумала жизнь…
Не надо, ребята,
О песне тужить…
К поэтам, воспевшим героику революционной борьбы, принадлежал и Николай Тихонов.
Поэт восхищен бойцами революции, их готовностью ценой своей жизни выполнить приказ.
Гвозди бы делать из этих людей:
Крепче б не было в мире гвоздей,-
утверждает он в знаменитой в те годы "Балладе о гвоздях" (1919-1922 г. г)
Метафора говорит о твердости, непреклонности, стойкости героев гражданской войны в борьбе за идеалы большевизма.
(Но были и те, кто воспринимал гражданскую войну как «братоубийственную»
…И здесь и там между рядами
Звучит один и тот же глас:
Кто не за нас, тот против нас!
Нет безразличных! Правда, с нами!
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме.
И всеми силами моими
Молюсь за тех и за других.
Так писал о гражданской войне Максимилиан Волошин:
Учитель истории:
Красные и белые, чтобы удержать власть, использовали тактику террора.
(СЛАЙД №21) Террор – это политика устрашения, запугивания вплоть до уничтожения населения карательными отрядами. Кто первым перешел на тактику террора, неизвестно до сих пор, но использовали его обе стороны
Учитель литературы.
(СЛАЙД №22.
Поэзия отчасти сформировала представления общества о болом и красном терроре не просто как об одном из этапов Российской истории, но и как о трагедии, боли и общей беде.
«Брали на мушку», «ставили к стенке»,
«Списывали в расход» —
Так изменялись из года в год
Быта и речи оттенки.
«Хлопнуть», «угробить», «отправить на шлепку»,
«К Духонину в штаб»,«разменять» —
Проще и хлеще нельзя передать
Нашу кровавую трепку.
Правду выпытывали из - под ногтей,
В шею вставляли фугасы,
«Шили погоны», «кроили лампасы»,
«Делали однорогих чертей» —
Сколько понадобилось лжи
В эти проклятые годы,
Чтоб разорить и поднять на ножи
Армии, царства, народы.
Всем нам стоять на последней черте,
Всем нам валяться на вшивой подстилке,
Всем быть распластанным —с пулей в затылке
И со штыком в животе.
(читает Сон Сергей гр. 282)
(М. Волошин)
В результате красного и белого террора, в боях, от голода, болезней погибло 8 млн. человек.
М.Цветаева в эти «глухие годы» с невыразимой болью писала:
Все рядком лежат —
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?
Белый был — красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был — белый стал:
Смерть побелила.
Можно ли найти оправдание красному, белому и зеленому террору?
(Беседа с учащимися)
Учитель истории.
(СЛАЙД № 23) Еще одна страница гражданской войны – интервенция.
(СЛАЙД № 24) Интервенция России начинается весной 1918 года. На Дальнем Востоке, в Приморском крае вместе с белогвардейскими войсками Колчака хозяйничают Япония и США. Пользуясь тем, что в России полыхает гражданская война, интервенты хотят присоединить новые земли, создать подчиненные колонии, продолжая борьбу за передел мира и сфер влияния.
(Всего в интервенции против России приняли участие 14 государств. Сильнейшие из них: Великобритания, Франция, США, Япония. Их войска высадились в Мурманске, Архангельске, Владивостоке, Крыму, Закавказье.)
Учитель литературы.
(СЛАЙД № 25) Пятиконечные звезды выжигали на наших спинах панские воеводы,
Живьем, по голову в землю, закапывали нас банды Мамонтова,
В паровозных топках сжигали нас японцы,
Рот заливали нам свинцом и оловом, отрекитесь! – ревели, но из
горящих глоток лишь три слова: - Да здравствует коммунизм!
Так описывает в своих стихах поэт Владимир Маяковский зверства против русского народа в годы военной оккупации России армиями Антанты (Америки, Англии, Франции) в 1918-1920-х годах.
Учитель истории.
(СЛАЙД № 26) В топках паровозов белогвардейцами и интервентами были заживо сожжены, в ходе белого террора, такие легендарные личности Гражданской войны как С. Лазо, А.Луцкий, В. Сибирцев, жестоко замучены разведчики партизанских отрядов Виталий Банивур, Иван Дураков и тысячи других народных героев. Они ценой собственной жизни спасали Россию от военной оккупации Америкой и Европой, а русский народ от колониального рабства.
25 октября 1922 года части Красной армии под командованием Уборевича заняли Владивосток. Интервенция и гражданская война в России закончились.
Любая война, даже если заканчивается победой приносит много бед несчастья.
А сейчас мы предлагаем вам окунутся в события истории в полной мере.
Студенты делятся на 3 группы по идеологии населения России в гражданской войне – красные, белые и зеленые.
Студенты работают самостоятельно группами с ноутбуками и папками в электронном виде «Гражданская война», а также эталонами презентаций. Папки включают: исторические документы, портреты деятелей гражданской войны, газетные статьи. Работая с данным материалом, студенты самостоятельно делают выводы, продолжают заполнять инструкционную карту.
Задания выдаются каждой группе отдельные.
По итогам работы каждая группа делает выводы в виде защиты презентации. Остальные фиксируют в информационной карте.
- Причины побед и поражений основных участников войны.
В ходе обсуждения предложений групп формируются причины поражения белых и победы, красных в Гражданской войне. Используя высказывания участников движений уточнить и дополнить формулировки учащихся.
Причины поражения белых в Гражданской войне.
- Белые не выдвинули единой политической и экономической программы, способной сплотить всех противников большевизма:
а) они отказались от сотрудничества с «демократической контрреволюцией»;
б) социально-экономическая политика и «социальная природа» белых оттолкнули крестьянство.
- Существенными оказались противоречия внутри самого белого лагеря.
- В ходе войны все сильнее давали себя знать деморализация и разложение армии, особенно среди офицерства.
- Альянс белых с интервентами обернулся для них серьезными морально-политическими издержками: массы перестали воспринимать белое движение как олицетворение русского патриотизма.
Причины победы красных в гражданской войне
- Большевики смогли мобилизовать все ресурсы, проявить единство и сплоченность, которые поддерживались не только идейно, но и насильственными, диктаторскими методами.
- Программа большевиков оказалась понятной и более привлекательной, рабочие и крестьяне верили, что Советская власть – их власть
- На стороне Красной армии выступило крестьянство, поначалу его беднейшие слои, а затем и середняки; это означало возможность создать массовую армию, обеспечить прочность советского тыла и поддержку со стороны партизанских отрядов, воевавших в тылу белых.
Причины поражения белых в гражданской войне | Причины победы красных в гражданской войне |
УЧИТЕЛЬ И. Выслушаем основные требования и методы борьбы трех групп участников. Ответы вставим в таблицу для наглядности.
КРАСНЫЕ | БЕЛЫЕ | ЗЕЛЕНЫЕ |
1 диктатура пролетариата, 2. созидать основы коммунистического общества… 3. всемирной пролетарской революции; 4.наибольшая централизация производства 5.сохранение власти Советов |
2. Защита веры. 3. Установление порядка…
5. Военная диктатура |
Да здравствуют свободно избранные Советы трудящихся, крестьян и рабочих!» |
Напишите крупно каждая группа: какой метод борьбы использовали ваши участники:
КРАСНЫЕ | БЕЛЫЕ | ЗЕЛЕНЫЕ |
Террор пропаганда | террор | Террор Партизанская война |
IV. Итог урока
Учитель истории. Гражданская война - это трагическая страница в истории нашей страны. Это величайшая народная трагедия, в которой нет ни победителей, ни побежденных. В чем её главный урок? Чему она способна научить потомков? Главный урок состоит в том, чтобы общество отказалось от насилия, нетерпимости, произвола в решении важных проблем, осознало необходимость в выборе иных не силовых путей решения важных политических вопросов. История всегда учит не повторять ошибок прошлого. Сегодня мы своими глазами с экранов телевизора видим весь ужас гражданской войны на Украине. И снова брат идет на брата, а сын на отца.
Учитель литературы:
Какая непонятная война
Залила кровью земли Украины.
Как будто злости черная волна
Народ разбила на две половины!
И гибнут люди, и идут бои,
И репортажи прямо с поля боя.
И все слова логичные твои
Не объясняют, как нам жить с тобою.
Мелькает в окнах страшное кино.
Наемники кромсают Украину!
Проснется завтра Родина иной.
Но я ее не брошу, не покину!
Зачем все это нужно – не пойму.
Кому все это выгодно – не знаю.
И я теперь не верю никому!
И правит нами чья-то воля злая!
Кто остановит этот счет смертей?
Марионетки, кончился спектакль!
Послушайте молитвы матерей –
Они устали бесконечно плакать!
Исторический опыт свидетельствует, что гражданскую войну легче не допустить, чем остановить, о чем российская политическая элита должна помнить постоянно.
Из крови, пролитой в боях,
Из праха обращенных в прах,
Из мук казненных поколений,
Из душ, крестившихся в крови,
Из ненавидящей любви,
Из преступлений, иступлений-
Возникнет праведная Русь.
М. Волошин
Выставление оценок студентам, сдача инструкционных карт.
V. Домашнее задание по истории и по литературе.
VI. Рефлексия на фоне музыки с символами России.
VII. Закрепление изученного материала. Тестирование.
Приложение
Содержание папок студентов:
Работа с документом
- Белые в Гражданской войне.
«Смерть совдепии!»
«Лучше смерть, чем гибель Родины!»
«С нами Бог!»
«За Русь святую!»
Документы для анализа позиции белых в Гражданской войне.
Документ №1.
А.И. Деникин. Из наказа Особому совещанию:
«Приказываю Особому совещанию принять в основе своей деятельности следующие положения:
- Единая, великая, неделимая Россия. Защита веры. Установление порядка…
- Борьба с большевизмом до конца.
- Военная диктатура… Всякое противодействие – справа и слева – карать. Вопрос о форме правления - дело будущего. Русский народ изберет верховную власть без давления и без навязывания…
- Внешняя политика – только национально русская… За помощь – ни пяди русской земли.
- Продолжить разработку аграрного и рабочего закона…
- Оздоровить фронт и войсковой тыл – работой особо назначенных генералов с большими полномочиями, составом полевого суда и применением крайних репрессий.
Документ №2.
Из газеты «В пути», 7 октября 1918 г.:
«Из штаба бригады N … (Южный фронт) получена следующая телеграмма: «Доношу, что делегатами Н-ского полка найдено заброшенными, покрытыми соломою убитых красногвардейцев в количестве 31 человека. Личность убитых опознать оказалось невозможным, так как трупы совершенно изуродованы: головы почти у всех пробиты, глаза выколоты, уши отрезаны».
Документ №3.
Из приказа губернатора Енисейской и части Иркутской губернии генерала С.Н. Розанова, 27 марта 1919 г.:
«1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их
главарей и вожаков; если этого не произойдет … - расстреливать десятого.
- Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно, имущество… отбирать в пользу казны…
- За добровольное снабжение разбойников не только оружием…, но и продовольствием, одеждой и прочим виновные селения будут сжигаться, а имущество отбираться в пользу казны.
- Среди населения брать заложников, в случае действий односельчан против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно».
Документ №4
Из письма белогвардейского офицера Г. Литвиненко. Омский вокзал, 19-25 апреля 1919 года:
«Я возвращаюсь с фронта в отпуск и мне пришло в голову поделиться с вами фактами из фронтовой жизни… Вы знаете, что в этой войне с красными мы, белые, имеем одно преимущество – на нашей стороне сочувствие подавляющего большинства населения и в частности, всего или почти всего крестьянства. В этом нет никакого преувеличения и это сочувствие – настолько могущественный наш союзник, что без него мы давно были бы разбиты. Наши полки в начале своих походов были по отношению своему к мирному населению почти идеальным войском; они чрезвычайно бережно относились ко всем болям и нуждам крестьян, никогда ничего не брали даром и, действительно являлись для крестьян настоящими избавителями. Войска как будто подчеркивали противоположность свою красноармейской разнузданной банде.
Но с течением времени мы стали терять все эти спасательные качества. Здесь действительно много причин – возросшая уверенность в том, что для населения мы нужны как избавители, главное – полное невнимание командного состава к этому важнейшему из всех вопросов настоящего момента… Выпороть крестьянина стало самым обычным явлением и по самому ничтожному поводу за какую-нибудь неладно сказанную фразу… А отношение к пленным. Их, сдающихся добровольно к нам в плен …, отдают толпе наших солдат, которые их обирают, оскорбляют, бьют.
Мы роем себе могилу, настроение крестьян и отношение к нам меняется… все то, что сказано мною выше, стало массовым явлением, стало злом. Массовым губительным злом, с которым надо бороться всеми силами… красные до сих пор не без успеха пользуются тем оружием которое у нас в пренебрежении – словом, пропагандой. А мы как будто поставили себе целью сломить силою исключительно.
Знаете ли вы наши потери? Когда мы выехали из Барнаула, в ротах было по 18 – 20 офицеров, а теперь осталось по два, три и через месяц-два не останется в строю ни одного офицера из тех, что выехали на фронт.
Вопросы и задания первой группе.
- Прочитайте источники и сравните их. Найдите противоречия в них. Как вы объясните эти противоречия?
- Какими методами действовали «белые»?
- Отберите факты, представляющие и конкретизирующие политическую программу белых. Каковы ее основные положения?
- Сделайте выводы о силе и слабости белого движения. Предложите материал по проблеме «Причины поражения белых в Гражданской войне».
2. Красные в Гражданской войне.
«Смерть буржуазии и ее прихвостням!»
«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»
«За власть Советов!»
Документы для анализа позиции красных в гражданской войне.
Документ 1.
Из программы РКП(б). Принята VIII съездом партии в марте 1919 г.:
«Октябрьская революция 25 октября (7 ноября) 1917 г. в России осуществила диктатуру пролетариата, начавшего при поддержке беднейшего крестьянства или полупролетариата созидать основы коммунистического общества… Началась эра всемирной пролетарской революции. Только пролетарская революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами…
В ОБЛАСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ. Задача партии пролетариата состоит в том, чтобы проводя неуклонно сопротивление эксплуататоров и идейно борясь с … предрассудками насчет безусловного характера буржуазных прав и свобод, разъяснять…. Что лишение политических прав и каких бы то ни было ограничения свободы необходимы исключительно в качестве временных мер борьбы с попытками эксплуататоров отстоять или восстановить свои привилегии.
В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ. …Максимальное объединение всей хозяйственной деятельности страны по одному общегосударственному плану; наибольшая централизация производства в смысле объединения его по отдельным отраслям и группам отраслей… Поголовная мобилизация всего трудоспособного населения страны по общегосударственному плану; наибольшая централизация производства в смысле объединения его по отраслям и группам отраслей… Поголовная мобилизация всего трудоспособного населения Советской властью … должна быть применяема несравненно шире и систематичнее, чем это делалось до сих пор…»
Документ 2.
Председатель РВСР и наркомвоенмор Л.Д. Троцкий. Из приказа №64 по всем войскам Южного фронта, 24 ноября 1918 г.:
«Приказываю всем командующим, начальникам частей, комиссарам строжайше наблюдать за тем, чтобы мобилизованные Красновым крестьяне и трудовые казаки в случае перехода на нашу сторону – не подвергались никаким наказаниям. Каждый казак, каждый крестьянин, который одумается и сложит оружие, должен быть принят не как враг, а как друг… Под страхом строжайшего наказания запрещаю расстрелы пленных, рядовых казаков и неприятельских солдат».
Документ 3.
Из акта расследования по делам о злодеяниях большевиков в 1919 г. в г. Новочеркасске и других местностях Донской области. Составлено 20 мая 1919 г. г. Екатеринодар:
«12 февраля 1918 года после самоубийства выбранного в революционное время Донского войскового атамана генерала Каледина, в г. Новочеркасск вступили большевистские казачьи части под командой войскового старшины Голубева, а вслед за ним красноармейцы и матросы. В городе начались произвольные обыски и аресты. При этих обысках, часто повторных, похищались разные вещи, преимущественно золотые, а так же и деньги, и иногда квартиры подвергались полному разгрому…
Политику террора проводили в жизнь созданные большевиками в г. Новочеркасске учреждения – совет пяти и железнодорожный военно-революционный трибунал. Совет пяти заменил собою городскую милицию, избранную населением уже во время революции, и исполнял, кроме того функции суда. Этот совет, руководствуясь … «революционной совестью», но не законами, выносил постановления об арестах и расстрелах жителей и сам же приводил в исполнение свои приговоры. Суд революционной совести превратился в сплошной самосуд толпы и отдельных матросских и красноармейских банд.
…Прежде всего, уничтожали своих боевых противников, хотя бы те складывали оружие и беспомощно лежали на больничных койках. Затем истребляли богатых и просто обеспеченных людей, как «буржуев», священников за их не согласие с разбойным большевизмом и за духовный сан, просто интеллигентных людей за их интеллигентность и по доносам как «контрреволюционеров». Иногда казнили за неосторожное слово, за ношение погон, за службу в полиции в дореволюционное время и по другим случайным и порою вздорным поводам».
Вопросы и задания 2 группе
- Прочитайте источники и сравните их. Какие противоречия вы видите в источниках? Как вы объясняете противоречивость документов?
- Какими методами действовали «красные»?
- Отберите факты, представляющие и конкретизирующие политическую программу красных. Каковы ее основные положения?
- Сделайте выводы о силе и слабости красных. Предложите материал по проблеме: причины победы красных в Гражданской войне».(крупно напишите на листочек фломасером)
- Зеленые в Гражданской войне.
«Даёшь коммунизм без большевиков!»
«За Советы без большевиков!»
«Вся власть Учредительному собранию!»
Документы для анализа позиции крестьян в Гражданской войне.
Документ 1.
Из резолюции съезда представителей от 72 волостей Александровского Мариупольского, Бердянского, Бахмутовского и Павлоградского уездов и от фронтовых частей. 10 апреля 1918г., село Гуляй-Поле, Александровского уезда (сохранена орфография источника. – Т.К.):
«принимая во внимание, … настоящее положение на Украине и в Великороссии власти политической партии «коммунистов-большевиков», не останавливающихся не перед какими мерами для убеждения и закрепляя за собой государственные власти … съезд постановил:
- …Мы съехавшиеся крестьяне, рабочие и повстанцы. Еще раз горячо протестуем против подобного насилия… И мы всегда готовы к защите своих народных прав. …
- Чрезвычайные комиссии, предназначенные для борьбы с настоящей контрреволюцией и бандитизмом, превратились в руках большевиков оружием для подавления воли трудящихся.… Требуем все эти прекрасно вооруженные реальные силы отправить на фронт…
- Мы требуем немедленного удаления всех назначенных на всевозможные военные и гражданские ответственные посты… Мы требуем проведения правильного и свободного выборного начала. …
- Мы требуем социализации земли, фабрик, заводов.
- Мы требуем изменения в корне продовольственной политики, замены ликвидационного отряда правильной системой товарообмена между городом и деревней и насаждением широкой сети обществ потребителей и кооператоров и полного упразднения частной торговли.
- Мы требуем полной свободы слова, печати, собраний всем политическим левым течениям…
- Диктатуру, какой бы то ни было партии, категорически не признаем. Левым политическим партиям предоставляем свободу, существовать только лишь проповедников разных путей к социализму, но право выбора оставляем за собой.
Долой комиссародержавие! Долой чрезвычайки, современные охранки! … Долой однобокие большевистские Советы! Да здравствуют свободно избранные Советы трудящихся, крестьян и рабочих!»
Документ 2.
Из письма генерала С.Н. Розанова военному министру Сибирского правительства
генералу Н.А. Степанову. Иркутск, 16 марта 1919г.:
«К Пасхе ожидается, по перехваченным документам, широкое восстание в районе Иркутска. В районе перевес энергии, подъем духа на стороне большевиков; все донесения указывают и на тактический перевес противника.
Наши – михрютки, прущие стадом, не умеющие стрелять..., а у них партизаны, подпускающие без выстрела на 20 шагов и потом бьющие на выбор. Наши прут только по дорогам, а там таежники-лыжники, идущие целиной и действующие охватами и засадами».
Документ 3.
Генерал Майковский. Приказ № 564 от 30 сентября 1919 г. «О расправе над восставшими против колчаковцев деревнями»:
1В каждой деревне района восстания подробно обыскивать. Захваченных с оружием в руках, как врагов, расстреливать на месте.
- Арестовывать по показанию местных жителей всех агитаторов, членов совдепов, помогавших восстанию, дезертиров, пособников и укрывателей и предавать военно-полевому суду.
- Ненадежный и порочный элемент высылать в Березовский и Нерченский край, передавая их милиции.
- Местных властей, не оказавших должного сопротивления бандитам, исполнявших их распоряжения и не принявших мер к ликвидации красных своими средствами, предавать военно-полевому суду, наказание увеличивать до смертной казни включительно.
- Восставшие вновь деревни ликвидировать с удвоенной строгостью, вплоть до уничтожения всей деревни.
Вопросы и задания 3 группе.
- Прочитайте источники и сравните их.
- На основании источников определите требования зеленых, их место в расстановке политических сил в ходе Гражданской войны
- Объясните, почему крестьяне участвовали в Гражданской войне и на стороне красных, и на стороне белых, и как самостоятельная политическая сила – зеленые?
4. Какими методами пользовались «Зеленые»?
УЧИТЕЛЬ И. Выслушаем основные требования и методы борьбы трех групп участников. Ответы вставим в таблицу для наглядности.
КРАСНЫЕ | БЕЛЫЕ | ЗЕЛЕНЫЕ |
1 диктатура пролетариата, 2. созидать основы коммунистического общества… 3. всемирной пролетарской революции; 4.наибольшая централизация производства 5.сохранение власти Советов |
2. Защита веры. 3. Установление порядка…
5. Военная диктатура |
Да здравствуют свободно избранные Советы трудящихся, крестьян и рабочих!» |
Напишите крупно каждая группа: какой метод борьбы использовали ваши участники:
КРАСНЫЕ | БЕЛЫЕ | ЗЕЛЕНЫЕ |
Террор пропаганда | террор | Террор Партизанская война |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме "Прмчины гражданской войны и интервенции в Росссии"
данной разработкой урока можно воспользоваться в 9 и 11 классах, учитывая возрастные особенности учащихся, к уроку можно подготовить презентацию с иллюстративным материалом и перечисленными сведениями...
Гражданская война и интервенция 1918-1920гг.
Презентация по теме "Гражданская война и интервенция 1918-1920 гг....
Блок уроков по теме ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ИНТЕРВЕНЦИЯ В РОССИИ 1918-1921 г.г.
Блок уроков по теме ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ИНТЕРВЕНЦИЯ В РОССИИ 1918-1921 г.г.материал показывает форму подачи знаний ученикам....
Конспект открытого урока истории в 9 классе по теме "Гражданская война и интервенция"
Конспект открытого урока по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война и интервенция". Конспект включает подробный материал для урока с элементами краеведения. Это вызывает у детей повышенны...
Гражданская война и интервенция в России. Урок по истории в 9 классе.
Гражданская война и интервенция в России. Урок по истории в 9 (К) классе....
План-конспект урока по истории России Тема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9
План-конспект урока по истории РоссииТема урока: «Гражданская война и интервенция». Класс: 9 Учитель: Кузнецова Мария Александровна Школа: МОУ Удельнинская гимназия...