Конспект открытого урока истории в 9 классе по теме "Гражданская война и интервенция"
план-конспект урока (история, 9 класс) по теме

Кондратенко Валентина Владимировна

Конспект открытого урока по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война и интервенция". Конспект включает подробный материал для урока с элементами краеведения. Это вызывает у детей повышенный интерес и обостряет внимание к исторической теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_istorii_9_klass.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока истории в 9 классе

Тема урока: «Гражданская война и интервенция».

Задачи урока: А) усвоить определение понятий «гражданская война», «интервенция»; Б) уяснить причины гражданской войны, ее характер и особенности, основные этапы;  В) усвоить организацию обороны страны, строительство вооруженных сил, содержание политики «военного коммунизма», итоги гражданской войны, источники победы большевиков в гражданской войне.

Наглядность: карта «Гражданская война и интервенция в России в 1918- 1920 гг.»; на доске диаграмма «Состав учредительного собрания»; книги В Иванова «Родные мотивы» и А. Никулова «Оскольский край», таблица «Знаменка и Оскольский край в годы гражданской войны» (составляется отдельными учениками и учителем, распечатывается заранее).

Основные понятия:

Гражданская война – организованная вооруженная борьба за власть в государстве между различными социальными группами. Особенностью гражданской войны в России было ее переплетение с иностранной интервенцией.

Интервенция – насильственное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого целью захвата территории, установления своего господства и т.д.

«Военный коммунизм» - внутренняя политика советского правительства в годы гражданской войны, попытка перехода к коммунистическому производству и распределению.

Национализация – передача частной собственности в собственность государства крупных предприятий или целых отраслей.

Продразверстка – обязанность крестьян сдать государству по твердой цене все излишки хлеба и продуктов.

Ход урока:

Слово учителя: мы с вами изучаем Октябрьскую революцию. На прошлом уроке мы говорили о становлении советской власти. Сегодня мы с вами поговорим, какие шаги предприняла новая власть, чтобы закрепить свое положение. Анализируя ситуацию в стране,  мы будем рассматривать, каким было положение нашего Оскольского края и села Знаменка в данный период. Изучив новый материал, вы узнаете, с какими трудностями столкнулась советская власть. И так:

  1. Проверка домашнего задания:

1.  Дата второго съезда Советов: 26 октября 1917 года.

2. Какие вопросы предложил решить Ленин на 2 съезде Советов?/о мире, о земле, о власти/.

3. Что означал Декрет о мире? /Выход России из войны, призыв к воюющим странам к миру без аннексий и контрибуций. Аннексия – насильственный захват территории другого государства. Контрибуция – платежи, налагаемые странами победителями на побежденные в войне страны./

4. В чем состоял декрет о земле? /Землю конфисковали безвозмездно у помещиков и распределили между крестьянами безвозмездно/

5. Почему Ленин пошел на это?

6. Что провозгласил Декрет о власти? /Власть повсеместно переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов./

7. Что это за документ «Декларация прав народов России»? /В ней были определены положения, определявшие национальную политику Советской власти: равенство, суверенность, право на самоопределение, отмена национальных и религиозных ограничений, свободное развитие национальных меньшинств/

8. Кто и когда принял  этот документ? /2 ноября 1917 года, Советское правительство/

9. Какие еще важные решения были приняты советским правительством? /ликвидировано сословное деление общества, уравнены в правах женщины и мужчины, церковь отделена от государства, образован РКСМ/.

10. Какие вопросы должно было решить Учредительное собрание? /утвердить принятые советской властью документы/

11. Оно сделало это? /нет/

12. Какова судьба Учредительного собрания? /В ночь с 6 на 7 января 1918 г. ВЦИК принял решение о роспуске Учредительного собрания/

13. Какой орган продолжал оставаться высшим органом народной власти?

/Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов/

14. Когда была принята первая Конституция России? /в 1918 году/

15. Высший орган власти по Конституции: Всероссийский съезд Советов.

16. А в промежутках между съездами: ВЦИК. /Высший законодательной, распорядительный и контрлирующий орган советской власти с 1918 по 1937 год/

17. Исполнительная власть: СНК. /название высшего органа исполнительной и распорядительной власти с 1918 по 1946 г./

Решить тест: восстановить соответствие:

Аннексия

резкая смена общественного строя

Контрибуция

постановление верховной власти, имеющее силу закона

Революция

захват территории чужого государства

Декрет

платежи побежденного государства в пользу государства-победителя

План:

  1. Определение гражданской войны; причины; понятие интервенции.
  2. Этапы гражданской войны в России:
  • май – ноябрь 1918 года;
  • ноябрь 1918 – весна 1919 года;
  • весна 1919 года – весна 1920 года;
  • апрель – ноябрь 1920 года.
  1. Политика «военного коммунизма».
  2. Окончание гражданской войны, причины победы большевиков.
  3. Оскольский край и село Знаменка в данный исторический период.
  1. Изложение материала:

1. Определение гражданской войны; причины; понятие интервенции.

Гражданская война – организованная вооруженная борьба за власть в государстве между различными социальными группами. Особенностью гражданской войны в России было ее переплетение с иностранной интервенцией.

Интервенция – насильственное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого целью захвата территории, установления своего господства и т.д.

Причины начала гражданской войны в России в марте 1918 года понятны:

  • конфискация помещичьих земель;
  • национализация промышленности;
  • создание однопартийной политической системы;
  • стремление классов, потерявших власть и имущество к реваншу.

А что же послужило причиной интервенции?

  • Стремление не допустить ликвидации Восточного фронта;
  • избежать миллиардных потерь от конфискации собственности;
  • отказ большевиков выплачивать государственные долги.

С какого события началась гражданская война?

        Некоторые историки считают ее началом свержение Временного правительства и разгон Учредительного собрания. Эсеры, очень популярные в народе, не могли смириться с этим. Другие считают: восстание Чехословацкого корпуса. 45 тыс. пленных австо-венгерских славян советское правительство перебрасывало во Владивосток для дальнейшей отправки во Францию. /по согласованию с Антантой. Антанта 1904-1907 гг. сформирован – Великобритания, Франция и Россия; Тройственный союз 1882 г. – Германия, Австро-Венгрия и Италия/. Кто-то пустил слух, что пленных везут для заключения в концлагеря. Они были вооружены, составы с ними протянулись практически через всю Россию. Этим воспользовались эсеры. Задача: свержение большевиков, созыв Учредительного собрания.

2. Этапы гражданской войны в России: (см. выше).

  * Северный Кавказ – Добровольческая армия генерала Деникина. /русский военачальник, генерал, в гг. первой мировой войны командовал Западным и юго-западным фронтами/, один из главных организаторов Белого движения.

  * Донские казаки под руководством Краснова подошли к Царицыну. /Генерал царской армии, атаман Войска Донского в 1918 году, после поражения эмигрировал в Германию, писал труды по истрии первой мировой войны и гражданской войны в России, сотрудничал с гитлеровцами, в 1947 году казнен по приговору советского суда/.

  * Уральские казаки под предводительством Дутова захватили Оренбург. /генерал царской армии, из семьи казака -офицера/

              23 февраля 1918 года образована Красная армия. Первым главнокомандующим РККА с 1 сентября 1918 года по 9 июля 1919 года был И.И. Вацетис, потом стал Сергей Сергеевич Каменев, бывший полковник Российской армии, занимавший до Октябрьской революции должность начальника оперативного управления штаба армии..  

Заранее подготовленный ученик: С.С. Каменев родился в семье военного инженера, получил военное образование, во время 1-й мировой войны 1914-18 гг. на штабных должностях, был начальником оперативного управления 1-й армии. С начала 1917 г. командовал пехотным полком в чине полковника. С.С. Каменев совершив головокружительную карьеру, не смог удержаться в этой должности. С 1924 года он занимал ряд высших командных постов в РККА, вплоть до момента смерти в 1936 г.

  • май – ноябрь 1918 года;

       Летом 1918 г. Создан Восточный фронт. Им командовал И.И. Вацетис, потом С.С. Каменев

       /В мае 1918 года объявлена мобилизация рабочих и беднейших крестьян. /на основании соответствующего постановления правительства/

Это события первого этапа начала гражданской войны.

** ноябрь 1918 – весна 1919 года – английский десант высадился в Батуми, Новороссийске.

Французский десант в Одессе и Севастополе. Американцы и японцы на Дальнем Востоке. Но они все делали ставку на белогвардейских генералов, которые получали от них деньги и вооружение.

В Сибири власть захватил адмирал Колчак, на севере генерал Миллер, на северо-западе Юденич, на юге Деникин.

          ***  весна 1919 года – весна 1920 года. 

Колчак приблизился к Волге, Но остановлен войсками Восточного фронта /Каменев/, отброшен и окончательно разбит.

          Теперь самый опасный противник Деникин на юге. К началу 1920 года он захватил Украину и двинулся к Москве. Для борьбы с ним образован Южный фронт под командованием Егорова. После тяжелых боев к весне 1920 года армия Деникина разгромлена.

Попытка генерала Юденича захватить Петроград также окончилась неудачей.

         ****  апрель – ноябрь 1920 года.

В апреле 1920 года в войну с Советской Россией вступила Польша. Ее поддержали Франция и Англия. Против поляков были брошены войска Западного /Тухачевский/ и Юго-западного Егоров/ фронтов.

         К ноябрю 1920 года гражданская война фактически была закончена. Советская Россия расправилась со всеми своими недругами.

         Что же происходило в это время в нашем с. Знаменка?

          Заранее подготовленный ученик: Знаменка с 1900 г. в составе Шаталовской волости, Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии. В волостном комитете засели меньшевики и эсеры. Они считали революцию законченной и выполняли все указания Временного правительства.  

          Учитель: У вас на столах таблицы «Знаменка и Оскольский край в годы гражданской войны»; их заранее подготовили ваши товарищи, давайте посмотрим и проанализируем их.

(дети внимательно изучают таблиц,у и по очереди каждый ребенок комментирует один из пунктов таблицы)

   

Период

Знаменка в годы гражданской войны

Оскольский край в годы гражданской войны

Май – ноябрь 1918 г.

Больше половины дворов – бедняцкие. Свирепствовали заразные болезни. Увеличили вдвое число коек в больнице. Конфисковали имущество помещика Байбуса.

Действовали продовольственные отряды, а позднее еще и (с июня) комбеды. Комбеды население восприняло отрицательно: сами ничего не производили, а делили и забирали себе долю. В ноябре 1918 г. их распустили. (Иванов В.И. «Родные мотивы» с. 72-73)

Сами крестьяне устанавливали нормы землепользования на сельских сходах.  В органах власти преобладали коммунисты и левые эсеры. Но очень скоро эсеры стали терять влияние. (Никулов А.П. с. 507-508) С сентября 1918 г. начинают налаживать предприятия: н-р, купца Лихушина – маслобойный завод).

В этот период «В нашем крае мобилизационная работа шла очень плохо» (Никулов А.П. Оскольский край с. 509)

Ноябрь 1918 – весна 1919 гг.

У власти партийная ячейка, созданная В.А. Кириловым. Положение меняется в худшую сторону. Брошен призыв вступать в ряды Красной Армии. Белогвардейцы убили председателя волостного совета. (Иванов В.И. «Родные мотивы» с. 74)

«…организовано обучение молодежи военному делу и воинской дисциплине»  (Никулов А.П. Оскольский край с. 509) Обеспечено создание боеспособных отрядов резерва для последующей отправки на фронты гражданской войны. (там же).

«…население высказывает недовольство» советской властью, «вызываемое недостатком продуктов…».

Весна 1919 – весна 1920 гг.

Освобожден Нижнедевицкий уезд и Знаменка в т.ч. от белогвордейцев. Образован Знаменский сельский Совет. (Иванов В.И. «Родные мотивы» с. 75)

Агитация эсеров против советской власти, самовольные порубки леса, укрывательство дезертиров от армии, «мобилизация ниже удовлетворительного», избиение коммунистов партийной ячейки, восстания среди гражданского населения из-за неудовлетворительного экономического положения. (Никулов А.П. Оскольский край с. 514) С 22 сентября 1919 г. город на военном положении (с.516- 517 там же)

Апрель – ноябрь 1920 г.

Весной 1920 г. запрещена свободная торговля, произошел «бабий бунт»: избили уполномоченного по продразверстке, зерно разграбиди. (Иванов В.И. «Родные мотивы» с. 75)

С мая 1920 г. вопрос о дезертирах снят (с. 519 там же) «Большинство волостей относятся к разверстке недоброжелательно» (с. 518 там же)

Переход к мирному строительству (с. 519 там же).

  1. Политика «военного коммунизма».

В январе 1918 года принимается декрет о введении продовольственной диктатуры. В деревню направляются продотряды, обязанность которых изъятие «лишних» продуктов у крестьян. Для помощи им в деревнях создаются комбеды. Поэтому одни исследователи считают началом периода «военного коммунизма» май 1918 года, другие начало 1919 года. Потому что именно в это время начинается проведение следующих действий, которые и составили суть «военного коммунизма»:

  • национализация всей промышленности; Национализация – передача частной собственности в собственность государства крупных предприятий или целых отраслей.
  • централизация экономики;
  • возникает система учреждений, обязанность которых подчинение всей экономики нуждам фронта;
  • запрет частной торговли, свертывание товарно-денежных отношений, натуральная оплата труда рабочих и служащих; бесплатные коммунальные услуги, проезд, отмена платы за почтовые и телеграфные операции, телефон, лекарства и т.д.
  • уравниловка в оплате труда рабочих и служащих;
  • всеобщая трудовая повинность;
  • продразверстка. Продразверстка введена с февраля 1919 года – обязанность крестьян сдать государству по твердой цене все - излишки хлеба и продуктов. План доводился сверху – уезд, волость, селение, крестьянский двор.

Данная система мер получила название - «Военный коммунизм» - внутренняя экономическая политика советского правительства в годы гражданской войны, попытка перехода к коммунистическому производству и распределению.

  1. Окончание гражданской войны, причины победы большевиков.

Окончанием гражданской войны считается разгром генерала Врангеля в ноябре 1920 года.

 Вывод: Большевики победили в гражданской войне и сохранили государственность России. Причины победы большевиков:

  • поддержка большей части населения;
  • попытка «белого» движения реставрировать помещичье землевладение толкнула крестьян к большевикам;
  • национальные окраины поддержали большевиков, поверив Декрету «О правах наций на самоопределение;
  • массовая дисциплина  в армии большевиков;
  • у белого движения не было единства, не было единого управления, не было единого центра;
  • поддержка большевиков международным пролетариатом: массовые выступления «Руки прочь от России».
  • руководство европейских стран боялось недовольства в своих странах, война против Советской России не была популярной.

Гражданская война – это огромная трагедия для страны. Материальный ущерб составил около 50 млрд. руб. Промышленное производство сократилось с 1917 по 1920 год в 7 раз, сельскохозяйственное на 40 %. * млн. человек погибли, 2 млн. человек мигрировали.

  1. Закрепление материала:

Кто виноват в развязывании гражданской войны?

Сколько выделяется этапов гражданской войны?

Что такое интервенция.

Назовите лидеров белого движения.

Поразмышляйте на тему: военный коммунизм вынужденная мера или расчет большевиков таким образом перейти к коммунизму.

Мероприятия «военного коммунизма»

  1. На дом: 1. с.102-107, 109-110 (по учебнику).

                         2. Из книги Иванова «Родные мотивы» законспектировать материал по теме «Знаменка и Оскольский край в период «военного коммунизма» (возможен вариант: подготовить небольшое сообщение (для слабых учеников)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока истории в 6 классе по теме:"Окончание столетней войны. Жанна д,Арк"

1337-1453 Столетняя война. Одно из самых тяжелых времен в истории Франции. Этот урок о том как молодая, смелая и по истине великая девушка встала на защиту своей родины. Её имя Жанна д,Арк!...

Открытый урок истории 9 класс. Тема "Начало Великой Отечественной войны".

Открытый урок истории 9 класс, проведённый в рамках районного семинара. Тема урока "Начало Великой Отечественной войны", учитель-Боярская Г.Н....

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...

Конспект открытого урока истории в 8 классе "Отечественная война 1812 года"

Конспект открытого урока истории в 8 классе по теме "Отечественная война 1812 года"...

Конспект открытого урока истории в 8 классе "Отечественная война 1812 года"

Конспект открытого урока истории в 8 классе по теме "Отечественная война 1812 года"...

План - конспект открытого урока в 8 классе: «Отечественная война 1812 года»

План - конспект открытого урока в 8 классе:«Отечественная война 1812 года»...