«Психологическая поддержка пострадавших»
элективный курс

Внеурочное занятие  «Психологическая поддержка пострадавших» (из курса Юный спасатель).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Еуст Надежда Олеговна,

МАОУ СОШ №43

учитель истории и обществознания,

советник директора по воспитанию,

внеурочное занятие по теме:

«Психологическая поддержка пострадавших»

Психологическая поддержка

Психологическая поддержка – это система приемов, которая позволяет людям, не обладающим психологическим образованием, помочь окружающим (и себе), оказавшись в экстремальной ситуации, справиться с психологическими реакциями, которые возникают, в связи с этим кризисом или катастрофой.

Важность оказания психологической поддержки можно рассмотреть с разных сторон: направленность на другого – помощь человеку, попавшему в беду направленность на результат – урегулирование ситуации, предотвращение возникновения сходных реакций у других людей, направленность на себя – снятие собственной тревоги (связанной с тем, как поступить, как вести себя в ситуации, когда другой нуждается в психологической поддержке); формирование психологической устойчивости (зная, что происходит с человеком, как ему помочь и как помочь самому себе).

Человек не всегда самостоятельно может справиться с сильнейшими эмоциональными реакциями. Это могут быть и страх, и гнев, и обида, и тревога, безысходность и острейшее чувство утраты, потери. Важно его поддержать и помочь найти силы и мужество жить дальше. Уважайте того человека, которому хотите оказать помощь, его состояние, его ценности и его право на то, чтобы реагировать на ситуацию так, как он реагирует.

C:\Program Files (x86)\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0293236.wmf

Помните, что в первую очередь пострадавший может нуждаться в медицинской помощи. Необходимо убедиться, что у человека нет физических травм, проблем с сердцем, и только тогда оказывать психологическую поддержку.

Стремление помочь – это естественное желание любого человека. Вовремя «протянутая рука» может поддержать человека при столкновении с самыми страшными событиями в его жизни. Но необходимо помнить о следующем:

  • позаботьтесь о собственной безопасности. Реально оцените внешние условия, свое состояние и силы, перед тем как принять решение, что вы готовы помочь.
  • если вы чувствуете, что не можете оказать человеку помощь, воздержитесь от этого. Основной принцип оказания психологической поддержки – «не навреди». В случае если вы чувствуете неуверенность в том, что сможете помочь (либо в том, что вы правильно понимаете, какие конкретно действия необходимо предпринять) или испытываете чувство страха в данной ситуации, то не стоит предпринимать какие-либо действия, а лучше оповестите о состоянии человека других или обратитесь за помощью к тем, кто может оказать помощь (специалистам). Подобное поведение будет безопаснее как для вас, так и для пострадавшего).
  • если вы решили подойти к человеку, который нуждается в помощи, вам необходимо в первую очередь представиться и сказать, что вы готовы ему помочь.
  • необходимо внимательно относиться к тому, что и как вы собираетесь сказать. Говорить нужно спокойным и уверенным голосом, четкими и короткими фразами, в побудительном наклонении; в речи не должно быть сложно построенных фраз, предложений; следует избегать в речи частицу «не», а также исключить такие слова как «паника», «катастрофа», «ужас» и т.п.
  • сохраняйте самообладание. Будьте готовы к тому, что вы можете столкнуться с различными эмоциональными реакциями и поступками.

C:\Program Files (x86)\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0293236.wmf

Реально оценивайте свое состояние и собственные силы перед тем, как принять решение, что сейчас вы можете и готовы помогать. 

Используйте только те приемы, в которых уверены, что они могут помочь и не навредят. 

Если вы не уверены в своих силах, то не оказывайте помощь, а обращайтесь к профильным специалистам. 

Не пытайтесь помочь человеку, если не уверены в своей безопасности. 

Если вы чувствуете, что не готовы оказать человеку помощь, вам страшно, неприятно разговаривать с ним, не делайте этого.

Это нормальная реакция, и вы имеете на нее право. Человек всегда чувствует неискренность по позе, жестам, интонациям, и попытка помочь через силу все равно будет неэффективной.

Плач

Плач – это та реакция, которая позволяет в сложной кризисной ситуации выразить переполняющие человека эмоции. Когда человек попадает в экстремальную ситуацию, он не может сразу вернуться в обычную жизнь. Его переполняют сильнейшие эмоции, и слезы в данном случае – это способ выплеснуть свои чувства.

Любую трагедию, любую потерю человек должен пережить. Пережить – это значит принять то, что с ним случилось, выстроить новые отношения с миром. Процесс переживания не может случиться сразу, он занимает какое-то время. Эмоционально это время очень непростое для человека.

Слезы, печаль, грусть, размышления о произошедшем свидетельствуют о том, что процесс переживания начался. Такая реакция является самой лучшей.

Если человек сдерживает слезы, то не происходит эмоциональной разрядки, и это может нанести вред психическому и физическому здоровью человека.

C:\Program Files (x86)\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0293236.wmf

Нужно дать этой реакции состояться. Но находиться рядом с плачущим человеком и не пытаться помочь ему – тоже неправильно. Постарайтесь выразить человеку свою поддержку и сочувствие. Не обязательно делать это словами, можно просто сесть рядом, дать почувствовать, что вы вместе с ним сочувствуете и сопереживаете. Можно просто держать человека за руку, иногда протянутая рука помощи значит гораздо больше, чем сотни сказанных слов.

Поддержка при плаче:

  • по возможности не оставляйте пострадавшего одного, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно близкий или знакомый человек;
  • поддерживайте физический контакт с пострадавшим (это поможет человеку почувствовать, что кто-то рядом, что он не один);
  • дайте пострадавшему возможность говорить о своих чувствах;
  • воздержитесь от советов, во многих случаях они могут вызвать негативную реакцию со стороны пострадавшего;
  • если реакция плача затянулась и слезы уже не приносят облегчения, помогите пострадавшему немного отвлечься: сконцентрировать внимание на глубоком и ровном дыхании, вместе с этим выполнять какую-либо несложную деятельность.

Истероидная реакция (истерика)

 Истероидная реакция (истерика) – способ, с помощью которого наша психика реагирует на случившиеся экстремальные события. Эта реакция очень энергозатратна, а также обладает свойством заражать окружающих. Пострадавший может кричать, размахивать руками, одновременно плакать.

C:\Program Files (x86)\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0293236.wmf

Истерика всегда происходит в присутствии зрителей. Опасность истероидной реакции в её заразительности.

Постарайтесь удалить зрителей и замкнуть внимание на себе, чем меньше зрителей, тем быстрее истерика прекратится. Если зрителей удалить невозможно, постарайтесь стать самым внимательным слушателем, оказывайте человеку поддержку, слушайте, кивайте, поддакивайте.

Поддержка при истероидной реакции:

  • если вы чувствуете готовность к оказанию помощи и понимаете, что это безопасно, постарайтесь отвести пострадавшего от зрителей и замкнуть его внимание на себе.
  • проявляйте спокойствие и не демонстрируйте пострадавшему сильных эмоций.
  • говорите короткими простыми фразами, уверенным тоном.
  • не потакайте желаниям пострадавшего и не вступайте в активный диалог по поводу его высказываний.
  • переключите внимание пострадавшего, вызвав у него ориентировочную реакцию. Для этого задается неожиданный вопрос (не имеющий негативного содержания) или произносится имя пострадавшего. После чего пострадавшему задается вопрос, требующий развернутого ответа.
  • после истерики возможен упадок сил, поэтому необходимо предоставить человеку возможность для отдыха, передав его специалистам либо близким людям.

C:\Program Files (x86)\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0293236.wmf

Сократите свою вербальную активность (количество слов, которые говорите). Говорите короткими простыми фразами, обращаясь к человеку по имени. Если не «подпитывать» эту реакцию своими словами, высказываниями, репликами, то через 10–15 минут она пойдет на спад.

Самопомощь при истероидной реакции:

Если у вас возникает мысль о том, как прекратить свою истерику, это уже первый шаг на пути ее прекращения.

В этом случае можно предпринять следующие действия:

  • уйти от «зрителей», свидетелей происходящего, остаться одному;
  • умыться ледяной водой – это поможет прийти в себя;
  • сделать дыхательные упражнения: вдох, задержка дыхания 1–2 секунды, медленный выдох через нос, задержка дыхания на 1–2 секунды, медленный вдох, и т. д. до того момента, пока не получится успокоиться.

Недопустимые действия:

  • не совершайте неожиданных действий (таких как дать пощечину, облить водой, потрясти человека);
  • не вступайте с человеком в активный диалог по поводу его высказываний, не спорьте до тех пор, пока эта реакция не пройдет;
  • не нужно считать, что человек делает это намеренно, чтобы привлечь к себе внимание;
  • не нужно говорить шаблонных фраз: «успокойся», «возьми себя в руки», «так нельзя».

C:\Program Files (x86)\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0293236.wmf

Помните, что истероидные проявления – это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.

Агрессивная реакция

Агрессивная реакция или гнев, злость – это активная энергозатратная реакция, которая бывает нескольких видов:

  • вербальная (человек высказывает слова угрозы).
  • невербальная (человек совершает какие-то агрессивные действия).

Гнев – это еще более эмоционально заразительная реакция, чем истероидная (истерика). Если вовремя ее не остановить, то в какой-то момент она может стать массовой. Многие люди, которые испытывали такую реакцию, потом недоумевали, как такое с ними могло произойти.

C:\Program Files (x86)\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0293236.wmf

Чтобы оказать человеку поддержку, примите его право на эту реакцию и то, что она направлена не на вас и не на окружающих, а на обстоятельства.

Поддержка при агрессивной реакции:

  • четко оцените, насколько безопасно для вас будет оказывать помощь в данной ситуации и что вы можете сделать для обеспечения большей безопасности;
  • сохраняйте спокойствие, не демонстрируйте сильных эмоций;
  • воздержитесь от эмоциональных реакций даже в том случае, если вы слышите оскорбления и брань, обращенные к вам;
  • разговаривайте с человеком спокойно, постепенно снижая темп и громкость речи. Говорите тише, медленнее и спокойнее, чем человек, который испытывает эту реакцию;
  • обращайтесь к человеку по имени, задавайте вопросы, которые помогли бы ему сформулировать и понять его требования к этой ситуации: «Как вы считаете, что будет лучше сделать: это или вот это?»;
  • демонстрируйте благожелательность, не вступайте с пострадавшим в споры и не противоречьте ему;
  • если вы чувствуете внутреннюю готовность и понимаете, что это необходимо, отойдите с пострадавшим от окружающих и дайте ему возможность выговориться;
  • включите пострадавшего в какую-нибудь деятельность, связанную с физической нагрузкой.

Самопомощь при агрессии:

  • постарайтесь высказать свои чувства другому человеку;
  • дайте себе физическую нагрузку.

Недопустимые действия:

  • не нужно считать, что человек, выражающий агрессию, по характеру злой;
  • не старайтесь переспорить человека или переубедить его, даже если считаете, что он неправ;
  • не угрожайте и не запугивайте.

C:\Program Files (x86)\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0293236.wmf

Гнев – нормальная реакция на ненормальные обстоятельства, так человек выражает свою эмоциональную боль.

Страх

Страх – это проявление базового инстинкта самосохранения. Он оберегает нас от рискованных, опасных поступков, его время от времени испытывает каждый человек.

В некоторых случаях страх становится опасным для человека. Это происходит тогда, когда он: не оправдан (переживание страха слишком интенсивно в сравнении с опасностью, по отношению к которой он возник) или настолько силен, что лишает человека способности думать и действовать.

Страх, возникая один раз, может надолго поселиться у человека в душе. И тогда он начнет мешать ему жить, вынуждая отказываться от каких-то действий, поступков, отношений.

Чем дольше человек живет со своим страхом, тем сложнее ему с ним бороться. Поэтому чем быстрее человек справится со своим страхом, тем меньше вероятность того, что эмоция, возникшая в ответ на ненормальные обстоятельства, превратится в проблему, которая будет беспокоить человека долгие годы.

Поддержка при страхе:

  • необходимо быть рядом с человеком, дать ему ощущение безопасности: страх тяжело переносить в одиночестве;
  • если страх настолько силен, что парализует человека, то предложите ему выполнить несколько простых приемов (например, задержать дыхание, а затем сосредоточиться на спокойном медленном дыхании; осуществить простое интеллектуальное действие (этот прием основан на том, что страх – это эмоция, а любая эмоция становится слабее, если включается мыслительная деятельность);
  • когда острота страха начинает спадать, говорите с человеком о том, чего именно он боится, не нагнетая эмоции, а наоборот, давая возможность человеку выговориться (когда человек «проговаривает» свой страх, он становится не таким сильным). Скажите ему, что страх в такой ситуации – это нормально. Такие разговоры не могут усилить страх, а дают возможность человеку поделиться им. Ученые давно доказали, что, когда человек проговаривает свой страх, он становится не таким сильным;
  • при необходимости предоставьте человеку информацию о том, что происходит вокруг, о ходе работ, если вам кажется, что сказанная информация будет полезна для человека и поможет улучшить его состояние (информационный голод провоцирует усиление страха).

C:\Program Files (x86)\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0293236.wmf

Не оставляйте человека одного, страх тяжело переносить в одиночестве. Страх – это эмоция, а любая эмоция становится слабее, если включается мыслительная деятельность, поэтому можно предложить человеку простое интеллектуальное действие, например, отнимать от 100 по 7.

Самопомощь при страхе:

  • если вы находитесь в состоянии, когда страх лишает способности думать и действовать, то можно попробовать применить несколько простых приемов;
  • например, это могут быть дыхательные или физические упражнения;
  • попытайтесь сформулировать про себя, а потом проговорить вслух, что вызывает страх;
  • если есть возможность, поделитесь своими переживаниями с окружающими людьми – высказанный страх становится меньше;
  • при приближении приступа страха можно сделать несколько дыхательных упражнений.

Недопустимые действия:

  • даже если вы считаете, что страх неоправданный или нелепый, то не нужно пытаться убедить в этом человека фразами: «Не думай об этом», «Это ерунда», «Это глупости»;
  • когда человек находится в таком состоянии, для него страх серьезен и эмоционально болезнен.

Тревога

Состояние тревоги отличается от состояния страха тем, что, когда человек испытывает страх, он боится чего-то конкретного (поездок в метро, болезни ребенка, аварии и т. д.), а когда человек испытывает чувство тревоги, он не знает, чего он боится. Поэтому в каком-то смысле состояние тревоги тяжелее, чем состояние страха. Источником тревоги очень часто является недостаток информации и состояние неопределенности, которое характерно для любой чрезвычайной ситуации.

C:\Program Files (x86)\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0293236.wmf

Состояние тревоги – это одно из тех состояний, которое может длиться долго, вытягивая из человека силы и энергию, лишая его возможности отдыха, парализуя способность действовать.

Помощь при тревоге:

  • при тревожной реакции очень важно постараться «разговорить» человека и понять, что именно его тревожит. В этом случае возможно, что человек осознает источник тревоги, и тогда она трансформируется в страх. А со страхом справиться проще, чем с тревогой;
  • часто человек тревожится, когда у него не хватает информации о происходящих событиях. Тогда можно проанализировать, какая информация необходима, когда и где ее можно получить, составить план действий;
  • самое мучительное переживание при тревоге – это невозможность расслабиться;
  • напряжены мышцы, в голове крутятся одни и те же мысли, поэтому можно предложить человеку сделать несколько активных движений, физических упражнений, чтобы снять напряжение, а еще лучше вовлечь его в продуктивную деятельность, связанную с происходящими событиями.

Недопустимые действия:

  • не оставляйте человека одного;
  • не убеждайте его, что тревожиться незачем, особенно если это не так. Не скрывайте от него правду о ситуации или плохие новости, даже если с вашей точки зрения это может его расстроить.

Апатия

Апатия – это реакция снижения общей эмоциональной, поведенческой и интеллектуальной активности человека. Зачастую, когда человек попадает в экстремальную ситуацию, это оказывается для него настолько тяжелым переживанием, что он не в состоянии сразу осознать то, что случилось, и апатия в данном случае выступает как психологическая анестезия.

C:\Program Files (x86)\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0293236.wmf

Если это возможно, дайте такой реакции состояться, постарайтесь обеспечить человеку те условия, в которых он мог бы отдохнуть. Если это по каким-то причинам невозможно, то необходимо помочь человеку мягко выйти из этого состояния.

Помощь при апатии:

  • создайте для пострадавшего условия, в которых он мог бы отдохнуть, набраться сил, чувствовал себя в безопасности (например, проводите его к месту отдыха, по возможности помогите ему удобно устроиться);
  • говорите с пострадавшим мягко, медленно, спокойным голосом, постепенно повышая громкость и скорость речи;
  • постепенно задавайте пострадавшему вопросы, на которые он может ответить развернуто;
  • предложите пострадавшему какую-либо незначительную умеренную физическую нагрузку (пройтись пешком, сделать несколько простых физических упражнений) или вовлеките его в посильную для него совместную деятельность (например, оказать посильную помощь другим пострадавшим: принести чай или воду и т.д.);
  • вы можете предложить пострадавшему самомассаж (или помочь ему в этом) активных биологических зон – мочек ушей и пальцев рук.

Самопомощь при апатии:

  • если вы чувствуете упадок сил, вам трудно собраться и начать что-то делать, и особенно, если вы понимаете, что не способны испытывать эмоции, дайте себе возможность отдохнуть;
  • снимите обувь, примите удобную позу, постарайтесь расслабиться;
  • не злоупотребляйте напитками, содержащими кофеин (кофе, крепкий чай), это может только усугубить ваше состояние;
  • по возможности отдохните столько, сколько потребуется;
  • если ситуация требует от вас действий, дайте себе короткий отдых, расслабьтесь хотя бы на 15–20 минут;
  • помассируйте мочки ушей и пальцы рук – это места, где находится огромное количество биологически активных точек. Эта процедура поможет вам немного взбодриться;
  • сделайте несколько физических упражнений, но не в быстром темпе;
  • после этого приступайте к выполнению тех дел, которые вам необходимо сделать;
  • выполняйте работу в среднем темпе, старайтесь сохранять силы. Например: если вам нужно дойти до какого-то места, не бегите – передвигайтесь шагом;
  • не беритесь делать несколько дел сразу, в таком состоянии внимание рассеяно, и сконцентрироваться, а особенно на нескольких делах, трудно;
  • постарайтесь при первой же возможности дать себе полноценный отдых.

Недопустимые действия:

  • не «выдергивайте» человека из этого состояния и не прекращайте течение этой реакции без крайней на то нужды;
  • не нужно призывать человека собраться, «взять себя руки», апеллируя к моральным нормам, не нужно говорить, что «так нельзя», «ты сейчас должен».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создай себя сам (иэ цикла “Психологическая поддержка учащихся”)

Оказать помощь в раскрытии и развитии креативного потенциала личности как одного из аспектов здоровья, как фактора развития личности, определяющем её готовность изменяться, преодолевать стереоти...

Психологическая поддержка педагогов

Данная презентация предназначена для педагогов. Может представляться как самостоятельно, так и на различных собраниях и педсоветах. Данная презентация содержит рекомендации для сохранения и укрепления...

психологическая поддержка ребенка

выступление на родительском собрании рекомендации психолога родителям...

Социально-психологическая поддержка школьников, попавших в сложную жизненную ситуацию

В данной статье рассматривается одна из важнейших психологических проблем школьников..Дети, ещё не сформировались как личность, и поэтому учителя и социальные работники должны выявлять таких подростко...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

реферат-исследование  по проблеме поддержки  тубинфицированных  детей и подростков  в условиях  санаторной школы-интерната...