Создай себя сам (иэ цикла “Психологическая поддержка учащихся”)
методическая разработка (психология) на тему
Оказать помощь в раскрытии и развитии креативного потенциала личности как одного из аспектов здоровья, как фактора развития личности, определяющем её готовность изменяться, преодолевать стереотипы, порождать новые способы приспособления, стремление творчески выражать себя в жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
SOZDAY_SEBYa_SAM.docx | 27.97 КБ |
Предварительный просмотр:
“СОЗДАЙ СЕБЯ САМ”
(ИЭ ЦИКЛА “ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧАЩИХСЯ”)
Цель: Оказать помощь в раскрытии и развитии креативного потенциала личности как одного из аспектов здоровья, как фактора развития личности, определяющем её готовность изменяться, преодолевать стереотипы, порождать новые способы приспособления, стремление творчески выражать себя в жизнедеятельности.
О, если б нам силы небесные дали
Взглянуть на себя, как глядим на других
Сколь многих ошибок бы мы избежали
И глупых гаданий, и мыслей пустых.
(Роберт Бернс)
Добрый день ребята, уважаемые гости.
Сегодняшняя наша встреча посвящена разговору о Себе: А знаем ли мы себя?
Стихотворение:
“Я знаю, как на мёд садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет всё губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю ВСЕ, но только не себя”.
И ведь действительно, это так, к сожалению.
СКАЖИТЕ, пожалуйста, какой информацией мы располагаем в большем объёме?
- О Себе?
- О других?
Ответ класса.
Поговорка “Легче заметить соринку в глазу другого, чем Бревно в своём собственном”.
А поэтому и эпиграфом к нашей беседе стали слова Р. Бернса.
Целью нашей встречи является познание себя, создание своего “Я” и использование этих знаний для нахождения своей жизненной ниши.
Разговор наш будет построен на результатах диагностики, проведённой ранее.
Перед вами КОНВЕРТЫ С РЕЗУЛЬТАТАМИ.
Но прежде, чем приступить к анализу полученных результатов, давайте активизируем некоторые свои знания.
Ранняя юность – это как раз тот возрастной этап, на котором вы пребываете в настоящее время. А это пора поиска своего места в мире людей, вещей, событий, профессий.
Именно в этот период формируется САМООЦЕНКА, осознание себя как личности, овладение социальными ролями, ценностями.
ВОПРОСЫ К КЛАССУ:
- Самооценка: Успех/притязания
- Личность – это человек как общественное, социальное существо.
- Социум.
- Ценности – убеждения индивида в преимуществах каких-либо целей и типов поведения.
- Социальная роль.
Чаще всего мы связываем слово роль с театральным действием. Именно сравнение роли человека в обществе и образного его воплощения актёром на сцене позволило Шекспиру заявить устами одного из героев пьесы “Как вам это понравиться?”
Весь мир – Театр
В нём женщины, мужчины – все актёры
У каждого есть выходы, уходы
И каждый не одну играет роль
Семь действий в пьесе той
Младенец, школьник, юноша, любовник
Солдат, судья, старик.
В реальной жизни роли человеку не заказаны от века, от рождения. Человек одновременно и автор, и актёр им написанной драмы. Другое дело, что роль свою ему приходится и писать и играть исходя из сложившихся требований общества, обстоятельств, особенностей окружающих его людей и себя самого.
И написание своей жизненной пьесы – очень трудный и тернистый процесс. На протяжении своей жизни мы познаём мир, себя и других.
Процесс узнавания себя происходит через самопознание. Что это такое?
САМОПОЗНАНИЕ – это процесс осознания себя как личности, осознанное отношение к себе, к своим способностям потребностям, влечениям, мотивам поведения, переживаниям и мыслям, на основе которого формируется “Я – образ” или “Я – концепция”.
Описать себя, свои качества можно посредством “Окошка Иогари”: Что это такое?
Все знают | Все не знают | |
Я знаю | I | II |
Я не знаю | III | IV |
И чем шире будет наше окошко ДЛЯ НАС, тем лучше мы будем ориентироваться в социуме, тем меньше совершать ошибок, быстрее адаптироваться, комфортнее и увереннее себя ощущать.
Итак начнём своё путешествие к “центру – я”
- И познание себя посредством нашей предварительно проведённой диагностика мы начнём с творческого потенциала.
Это как раз те потенциальные креативные возможности, которыми мы располагаем.
По классу как видно из графика, уровень творческого потенциала фиксируется в рамках среднего значения.
Найдите свои результаты на графике по кодовому индивидуальному номеру. Ваш результат указан и на вашей индивидуальной карточке.
Однако, как мы видим, диапазон средних значений достаточно широк: 24 – 47. Понятно, что чем ближе к 47-высшему среднему значению, тем выше величина творческого потенциала тем шире ваши творческие возможности. Таким образом находясь в среднем диапазоне значений творческого потенциала, мы отличаемся друг от друга.
- Каждый из нас личность в её неповторимой своеобразии личностных качеств. В ваших конвертах лежит геометрический знак, символизирующий вашу личностную направленность. Результаты по классу. Характеристика.
- Нас окружает Мир – мир людей, мир природы. “Мы в природе – природа в нас”.
И не случайно бытует утверждение, что между человеком животными есть сходство, причём, не столько внешнее, сколько внутреннее – повадки, стиль жизни. Именно они, наши братья меньшие, помогут нам разобраться в себе, посмотреть на себя, как на часть природы.
Итак наш птичий двор представляют: голубь, ястреб, страус.
А об их повадках, проявлениях расскажут:
Голубь –
Ястреб –
Страус –
Посмотрев, на свою индивидуальную карточку, вы увидите Черты какого из представителей птичьего двора, у вас доминируют, определяя вашу личностную направленность. Такая медаль и украсит вашу грудь.
По классу же личностная направленность представлена следующим образом. При этом надо иметь ввиду, что мы говорим о преимущественном тяготении к данной категории, данному типу.
- Однако, находясь в социуме, испытывая его влияние, каждый из нас имеет своё место, свою нишу, свою социальную направленность.
И какова же она? Направленность на себя (Я): интравертированность (Что это такое?), ориентация на вознаграждение, властность, соперничество, раздражительность, тревожность.
Направленность на общение (О): ориентация на совместную деятельность, на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в эмоциональной привязанности.
Направленность на дело (Д): заинтересованность в решении деловых проблем, способность отстаивать интересы дела.
Как видно из сводной таблицы результатов класса – направленность на дело – малый процент учащихся.
- Скорее всего, это связано с возрастными особенностями, с периодом становления, поиском своего жизненного и профессионального пути.
И в этом помогут вам результаты исследования социально-профессиональной направленности. А результаты у нас такие. Сводная таблица.
Результаты любого теста нельзя воспринимать как диагноз и трактовать преимущественное тяготение к чему-то как единственную характеристику в чистом виде. Мы уже говорили, изучая типы темпераментов, что в природе нет чистых темпераментов, так и во всех наших результатах, мы говорим о выраженности одного по сравнению с другим: Направленности, психотипа и т.п.
Поэтому, анализируя свои результаты, определив принадлежность себя к определённому типу, надо помнить, что “часть меня” есть и в других типах, а иногда это может выглядеть 50 на 50. Посмотрите свои результаты по каждому обследованию в их распределении по типам.
Знания – это всегда. И, узнав о себе новое, может быть, противоречивое, мы стали сильнее, менее уязвимее к испытаниям, трудностям, проблемам, которые встречаются на нашем жизненном пути.
Однако, к сожалению, не всё складывается удачно в жизни. Песня “нас выбирают, мы выбираем…”
- И вот, когда не всё получается, когда поиск себя, своей ниши в жизни не смотря ни на что оборачивается проблемами, ставит перед нами препятствия, которые не так-то легко решить сразу, мы испытываем дискомфорт, тревожность
Причины, повышающие тревожность, самые разные – от личностных проблем, ссоры, неудовлетворённость собой, поиск своего места под солнцем, выбор профиля и т. п. (до проблем возникающих в обществе).
Посмотрите уровень своей тревожности. Каков он?
Подумайте, что могло бы способствовать Высокому уровню (у кого он таковой). А более подробно мы об этом поговорим на следующей нашей встрече и в индивидуальном порядке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
А сейчас давайте вернёмся к свои результатам.
Что мы УЗНАЛИ О СЕБЕ?
Ответ класса.
Перечислить, что изучили.
Рекомендации пожелания.
Основываясь на результатах, которыми вы располагаете, попробуйте составить свой личностно – социально - профессиональный портрет.
Наверняка будут несоответствия, с чем-то вы будете несогласны, что захотите уточнить. Вот с такими проблемами и вопросами я жду вас на индивидуальную консультацию.
И, надеюсь, что, располагая такой информацией, вы сделаете выбор. И пусть он будет Ваш. Вы ведь его выбираете для себя и по себе.
Стихотворение.
“Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты.
Мера окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя”.
Социальная
направленность
Тип | качества | Количество |
“Я” – на себя | Интравертированность ориентация на вознаграждение властность, соперничество раздражительность тревожность. | 8 – 31 % |
“О” – наобщение | Ориентация на совмесную деятельность, на социальное одобрение зависимость от группы потребность в эмоциональной привязанности. | 13 – 50 % |
“Д” – на дело | Заинтересованность в решении деловых проблем способность отстаивать интересы дела. | 5 – 19 % |
Социально – профессиональная
направленность
Количество
| реалистический | интеллектуальный | социальный | конвециальный | предприимчивый | артистический | |||
И | С | К | П | А | |||||
2 | 1 | 2 | 4 | 4 | 13 | ||||
7,6 % | 3,8 % | 7,6 % | 15,2 % | 15,2 % | 49,4 % | ||||
Соответствующие профессии | |||||||||
Инженер механик агроном | Ботаник
Астроном математик | Врач Учитель психолог | Канцелярия расчёт | Журналист предприниматель | Музыка рисование литература |
Личностная направленность
Качество | Фигура | Количество |
Лидерство | 6 – 26 % | |
Доброжелательность | 4 – 17,5 % | |
Трудолюбие | 2 – 8,7 % | |
Неудовлетворённость | 4 – 17,5 % | |
Креативность | 7 – 30,3 % | |
Мягкость, чувствительность | Голубь | 10 – 37 % |
Честолюбие, решительность | Ястреб | 15 – 55,5 % |
Расчётливость, осторожность | Страус | 2 – 7,5 % |
УРОВЕНЬ КРЕАТИВНОСТИ
ТВОРЧЕСКИЙ
ПОТЕНЦИАЛ
47
24
ЧЕЛОВЕК
1 5 10 15 19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психологической поддержки музыкально одаренных учащихся "Я - музыкант!"
Представленная программа создана для психологической поддержки музыкально одаренных учащихся, обучающихся по программам дополнительного образования и направлена на снижение уровня тревожности, в...
Советы родителям. Психологическая поддержка учащихся при подготовке к ЕГЭ
Как помочь детям сдать ЕГЭ? Советы подителям, учителям, классным руководителям....
Доклад на тему: Психологическая поддержка учащихся на занятиях физической культурой
Психологическая поддержка учащихся на занятиях физической культурой...
Индивидуальная работа с учащимися, требующими педагогической и психологической поддержки, на уроках русского языка и литературы
Статья Индивидуальная работа с учащимися, требующими педагогической и психологической поддержки, на уроках русского языка и литературы...
Тренинговое занятие с целью оказания психологической поддержки учащимся 11 классов при подготовке к ЕГЭ
Тренинговое занятие с целью оказания психологической поддержки учащимся 11 классов при подготовке к ЕГЭ...
Психологическая поддержка детей с различными нарушениями психологического здоровья
Материалы для педагогов-психологов...
Психологическая поддержка учащихся 9, 11 классов в период ГИА (презентация для родителей)
Рекомендации психолога по повышению стрессоустойчивости учащихся в период экзаменовВидео-запись выступления...