Психологическая поддержка детей с различными нарушениями психологического здоровья
консультация по психологии на тему
Материалы для педагогов-психологов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_podderzhka_detey_s_raznymi_narusheniyami_psih.zdorovya.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая поддержка детей с различными нарушениями псих.здоровья
Психологическая поддержка детей с защитной агрессивностью
Ребёнку необходимо предоставлять возможность для отреагирования агрессии. Способами отреагирования могут явиться смех, рисование.
Следует специально обучать детей самоконтролю и рефлексии своего поведения (не обязательно агрессивного).
Дети, проявляющие защитную агрессивность, как правило, обладают экстернальным локусом контроля, то есть, склонны причины трудностей искать во внешних обстоятельствах, а не в себе. Поэтому педагогам следует содействовать интернализации локуса контроля этих детей, то есть учить их принимать на себя ответственность за свои действия.
Поскольку эти дети не умет сдерживать или отсрочивать удовлетворение своих потребностей (любая задержка непереносима), необходимо специально обращать внимание на их обучение умению подождать. Например, если ребёнок хочет первым ответить, то нужно попросить его подождать. Кроме того, такие дети не имеют привычки задумываться над последствиями своих поступков, поэтому они не извлекают пользы из своего негативного опыта и у них неоднократно возникают одни и те же затруднения.
С ребёнком полезно обсуждать причины, вызвавшие агрессивные действия и их последствия.
Ребёнка следует учить сочувствовать другим детям и взрослым, ставить его в ситуацию оказания помощи окружающим.
Чаще всего такие дети имеют неустойчивый образ «Я», поэтому им необходимы ситуации успеха и другие средства, направленные на усиление «Я».
Важное значение в работе с такими детьми приобретает умение педагога устанавливать с ними отношения доверия. Это может значительно снизить внутреннее напряжение у детей, тем самым способствовать снижению их агрессивности.
Эти дети часто отличаются честолюбием и стремлением к общественному признанию. Поэтому для них полезно создавать условия соревновательности. А для направления активности в позитивное русло давать им ответственные поручения, например, следить за чистотой доски.
Кроме того, необходимо учитывать стремление детей к лидерству и возможность перерастания этого стремления в отрицательное лидерство. Поэтому необходимо иметь в виду, что для агрессивных детей роли лидера очень полезны, но только в том случае, если педагог сумеет подобрать ребёнку конкретную область лидерства и поможет ему осуществить свои устремления.
Взрослым нужно помнить, что резкое подавление агрессивности. Строгие наказания могут привести к закреплению агрессивного поведения. Склонный к суровому наказанию взрослый невольно подаёт ребёнку пример агрессивного поведения. А известно. Что дети, часто наблюдающие агрессивное поведение значимых взрослых, перенимают их форму поведения.
Строгость педагога может привести к подавлению агрессивных импульсов у ребёнка в его присутствии, но зато потом, в его отсутствие. Эти импульсы выплёскиваются.
Отсутствие всяких наказаний приводит также к закреплению агрессивности. Поэтому перед педагогом стоит достаточно трудная задача – сделать оптимальный выбор способов разумного подавления агрессивности. Ребёнку обязательно нужно разъяснять справедливость наказания, чтобы итогом его было появление у ребёнка чувства вины, но не страха и враждебности к наказующему.
Общая логика работы педагога может быть следующей:
- давать ребёнку возможность для проявления гнева;
- развивать рефлексию агрессивного поведения и самоконтроль;
- давать возможность для проявления и принятия чувства страха;
- формировать доверие к окружающему миру.
Школа пугания
Цели:
Дать ребёнку возможность для отреагирования агрессивных чувств.
Развивать рефлексию агрессивного поведения.
Обучать контролю над своими действиями в агрессивных ситуациях.
Отреагировать чувство страха.
Во вступительном слове ведущий предлагает детям поступить в необычную школу – школу пугания. На уроках в этой школе учащиеся учатся по-разному пугать друг друга.
Урок 1. Испугаем по-разному
Ребёнок придумывает различные способы того, как можно испугать человека, взрослый записывает их. Если дети затрудняются словесно выразить предлагаемые варианты, взрослый помогает им. Как правило, дети говорят, что это может быть крик, громкий стук, страшные слова, страшный смех, страшное лицо, страшная картинка.
После этого взрослый даёт ребёнку задание попробовать испугать
взрослого тем или иным способом из составленного списка. За каждое выполненное задание в специальном дневничке ставятся плюсы.
При этом взрослый обращает внимание ребёнка на то, чтобы он точно выполнял предложенное задание, например, испугать только лицом или только криком, не меняя выражения лица.
Можно предложить ребёнку подойти к зеркалу и убедиться в том, что страшный крик или страшные слова («Я тебя съем» и т.п.) не сопровождаются изменениями мимики. В этом случае ребёнок учится осознавать и контролировать свои действия.
В конце урока ведущий договаривается с ребёнком, что всё «изученное» в нашей школе должно остаться тайной, чтобы никто из ребят об этом не узнал. Это необходимо для того, чтобы ребёнок не начал применять «полученные знания» на практике в классе или группе детского сада.
Естественно, занятие должно заканчиваться расслаблением ребёнка. Можно предложить ему удобно устроиться в кресле, закрыть глаза и послушать звуки в комнате, в коридоре, на улице. При этом ведущий сам закрывает глаза, слушает звуки и некоторые тихонечко издаёт, чтобы привлечь к ним внимание ребёнка.
Урок 2. Что-то очень страшное
Ребёнку предлагается нарисовать что-то такое страшное, чего бы он и сам испугался. Затем ребёнок вспоминает способы, какими можно испугать человека. и показывает их (пугает ведущего) в тёмной или затемнённой комнате.
Урок 3. Страшная маска
Ребёнку предлагается «нарисовать» маску какого-либо страшного персонажа. При этом нужно использовать маленькие кусочки пластилина. Ведущий следит за тем, чтобы кусочки тщательно размазывались по бумаге, и с помощью вопросов (где он живёт, что он любит и т.п.) побуждает ребёнка рассказывать о своём персонаже.
Особое внимание уделяется тому, чтобы ребёнок тщательно изобразил глаза, по возможности описал словами взгляд персонажа. Обращается также внимание на то, как изображён рот и средства агрессии (клыки, зубы, ядовитая слюна, рога и т.п.), свидетельства агрессии (кровь).
После того как маска готова, ребёнок примеряет её на себя, рассматривает себя в зеркале. Можно предложить ему побыть в роли этого персонажа, произнести звуки, посмеяться или попугать кого-либо. А затем самому немного попугаться. В этом случае маску надевает ведущий.
Урок 4. Страшная рука
Ребёнку предлагается с помощью пластилина изобразить на бумаге руку страшного персонажа. Для этого ребёнок сначала обводить свою руку, затем обмазывает её пластилином. Ребёнку даётся задание – рука должна выглядеть очень-очень страшной.
Урок 5. Страшный рисунок на полу
Для этого урока необходим кусок обоев или бумаги размером не меньше, чем рост ребёнка.
Ведущий предлагает ребёнку нарисовать страшного персонажа в полный рост. Для этого на пол кладётся кусок обоев или бумаги, ребёнок на него ложится, а взрослый обводит его контуры.
Затем ребёнок и взрослый раскрашивают контур так, чтобы он был похож на выбранный ребёнком образ страшного персонажа. Если на предыдущих занятиях ребёнок рисовал красками или пластилином страшную маску, то можно сразу же положить её на контур.
Урок 6. Страшный кукольный театр
На этом занятии ребёнок сначала вырезает по контуру изготовленного на прошлом занятии страшного персонажа, затем ребёнку предлагается устроить кукольный театр.
Два составленных вместе стула закрывают куском ткани (лучше чёрной)
– это ширма. Сверху раскладывают страшного персонажа. Ведущий (зритель) хлопает, как перед началом спектакля. Ребёнок садится на корточки за ширму и сочиняет рассказ от лица персонажа: где он жил раньше, что он любит сейчас и т.п.
Потом ведущий и ребёнок меняются ролями. Ребёнок становится зрителем, а ведущий – страшным персонажем.
При этом ведущий видоизменяет рассказ ребёнка следующим образом.
Страшный персонаж раньше был нормальным хорошим человеком, но его заколдовала злая ведьма. Теперь же он хоть и совершает злые дела, но ему грустно и одиноко. Он просит зрителей расколдовать его.
Ребёнок расколдовывает страшного персонажа, а потом опять идёт за ширму и составляет свой рассказ, по возможности похожий на рассказ взрослого. Взрослый расколдовывает страшного героя и предлагает ему в будущем защищать детей и взрослых от нерасколдованных ужасов.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ СО СТРАХАМИ
И С ДЕСТРУКТИВНОЙ АГРЕССИВНОСТЬЮ
Агрессивные дети, как правило, отрицают наличие у себя чувства гнева по отношению к своим родителям и компенсируют это через агрессивные действия по отношению к более слабым.
Поэтому первым этапом психологической работы с такими детьми должно стать предоставление им возможности проявить чувство гнева по отношению к членам семьи. При этом ребёнок должен понять, что гнев – это нормальное чувство и его периодически испытывают все люди.
Содержание второго этапа должно стать усиление «Я» ребёнка. Гиперопекающие родители часто стимулируют у ребёнка инфантильные формы поведения, поэтому необходимо в противовес этому содействовать укреплению его чувства взрослости.
Сеня Крокодил
Цель – облегчать проявление чувства гнева во взаимоотношениях с родителями.
Психолог читает детям начало сказки про Сеню Крокодила и просит придумать продолжение, которое можно было бы разыграть.
Жил-был Сеня Крокодил,
в школу Сенечка ходил,
В школе двойки получал,
был к тому ж большой нахал.
И были у Сени родители –
зелёные крокодители,
За двойки журили Сенечку
и щекотали веничком –
Мама с большой поварёшкою,
а папа с рояльною ножкою.
В день один его мамаша
для него сварила кашу.
Он же кашу не любил,
он брыкался и кусался,
Кашей в маму он плевался.
Обманув родную маму,
чавкал он под фонограмму.
И в конце концов ушёл,
кашу выкинув под стол.
Мама к папе побежала
и от злости вся дрожала.
Папа тоже весь дрожал,
но того не показал:
«Не позволю, не стерплю.
Сына Сеню отлуплю.
Отлуплю я Сеню сына
толстой крепкою дубиной:
Или будет кашу есть,
или он не сможет сесть».
Плохой – хороший ученик
Цель – содействовать проявлению истинных чувств ребёнка.
Ведущий обозначает каким-либо образом (можно листами бумаги разного цвета) место, где будет сидеть плохой мальчик, а где – хороший. Далее он задаёт ребёнку различные значимые для него ситуации, например, на уроке, дома утром и т.п.
Ребёнок проигрывает эти ситуации из двух позиций поочерёдно. Ребёнок выбирает сам, каким он будет сначала – плохим или хорошим.
Один день из жизни плохого – хорошего мальчика (девочки)
Цель – содействовать проявлению истинных чувств ребёнка.
Это упражнение проводится аналогично предыдущему. Ребёнок сам выбирает, день из жизни какого ребёнка он будет проигрывать сначала. Затем он ложится на стулья – спит, просыпается, идёт в школу, возвращается, ложится спать. Ведущий при этом помогает наполнить каждый временной отрезок своим содержанием, играет роли мамы, учительницы, папы и т.п. (по необходимости), стимулирует проявление агрессии.
Скажи «нет» по-разному
Ребёнку нужно сказать «нет» голосом, рукой, двумя руками, ногой, двумя гонами одновременно и т.п.
Скажи «нет» ногами
Ребёнок ложится на спину на коврик. Колени сгибает так, чтобы ступни стояли на полу. Ему предлагается энергично стучать ногами по полу, чтобы это было похоже на слова «Нет, нет».
«Я горжусь тем, что я …»
Цель – усиление «Я» ребёнка.
Ребёнок закрывает глаза и представляет лист бумаги, на котором написана фраза : «я горжусь тем, что я …». Ребёнку необходимо мысленно дописать эту фразу, затем рассказать о ней ведущему.
Далее идёт обсуждение того, какими качествами и поступками человек может гордиться. Ведущий помогает ребёнку увидеть в себе как можно больше таких качеств.
Я – ребёнок. Я – взрослый
Цель – содействовать укреплению чувства взрослости.
Ученику нужно: сначала походить так, как ходит ребёнок, потом – как взрослый (по возможности описать словами отличия в походке).
Кто ты?
(Для проведения этого конкурса необходим ассистент).
Цель – развитие рефлексии.
Ребёнок и ассистент становятся около стены. Ведущий кидает мячик по очереди: то ребёнку, то ассистенту. Каждому при этом задаёт вопрос: «кто ты?». Тот, кто получил мячик, должен быстро ответить на этот вопрос (например, я – ученик, сын, личность и т.п.) и сделать шаг вперёд. Если быстро ответить не удаётся, участник остаётся на месте. В конце игры определяется, кому – ребёнку или ассистенту – удалось продвинуться дальше.
Я сам
Цель – укрепление самостоятельности.
Ведущий и ребёнок перебрасываются мячиком и заканчивают предложение «я сам делаю …». Этот вариант для младших детей. Детям постарше предлагают закончить предложение «Я сам решаю…».
Преодолеваем социальные страхи
Важнейшая характеристика этих детей – зависимость. Педагогу не следует отвечать на вопросы детей «А можно так?», «А как надо?», «А это правильно?». Нужно побуждать таких детей к собственным попыткам найти решение: «Думай сам!».
Можно давать побольше заданий, требующих свободы выбора, например: «Выполни одно из двух упражнений, придумай сам к нему грамматическое задание и сделай его». Естественно, что очень полезно для неуверенных детей выполнение различного рода творческих заданий.
Очень внимательно нужно относиться к оцениванию таких детей. Сильное порицание вероятнее всего приведёт к ухудшению качества деятельности. Им достаточно взгляда учителя. Чтобы понять его недовольство. Кроме того, следует учитывать, что они воспринимают отметку как оценку собственной личности, а не как оценку результата своего труда. Им необходимо разъяснить, за что они получили ту или иную отметку.
Очень важно развивать у таких детей навык самооценивания, причём не только по внешним, но и по внутренним критериям, поскольку дети склонны пользоваться только внешними критериями.
Хорошо, если во внеучебное время педагог будет побуждать ребёнка к проявлению спонтанного поведения, чтобы ребёнок мог позволить себе быть самим собой.
Такие дети не проявляют стремления к лидерству. Но с радостью принимают ответственность за поручения, не связанные с социальными контактами, например, уход за цветами в классе.
Диагностика
При очень сильно выраженных страхах ребёнок может отказаться придумывать рассказы по картинкам в КАТе или же выполнять рисунок «Несуществующее животное». Он соглашается рисовать только что-то хорошо знакомое, поэтому, как правило, рисует «Дом – дерево – человек», может использовать линейку. Если после этого предложить свободный рисунок, то скорей всего он будет повторять элементы уже нарисованного ранее.
Сочинённые такими детьми истории наглядно показывают их приверженность слишком «правильному» поведению.
Особенности поведения на коррекционных занятиях
Дети с социальными страхами с трудом выполняют задания, требующие нестандартных действий, например, залезть на стол.
Возражают против того, чтобы вёлся протокол занятия, или же с осторожностью спрашивают, что там записывается и кто потом будет это читать.
На первых занятиях выбирают себе только хорошие роли и правильные линии поведения, могут сопротивляться тактильным контактам или воспринимать их с осторожностью.
Общая логика работы
Поскольку эти дети привыкли проявлять социально желательное поведение, то у них присутствует запрет не только на проявление. Но и на чувствование гнева. Они убеждены в том, что они никогда и ни на кого не злятся. Не умеют проявлять агрессивные реакции даже тогда, когда они действительно необходимы. Поэтому первым этапом должно стать побуждение детей к проявлению своих истинных чувств. В особенности чувства гнева и страха.
Такие дети всячески стремятся получить одобрение взрослых, они чаще всего абсолютно послушны, стараются поступать всегда правильно, так, как нужно. За счёт этого приобретают некоторое мышечное напряжение, теряют спонтанность. В целях расширения их поведенческого опыта необходимо обучение их вариантам «антиповедения». Поэтому содержанием второго этапа должно стать расширение ролевого репертуара за счёт ролей непослушных, невоспитанных учащихся.
Эти дети чаще всего находятся в слиянии со значимыми взрослыми, чаще с мамой. И не видят разницы между своими желаниями и желаниями родителей, точнее – принимают желания родителей за свои собственные. Поэтому третий этап должен быть посвящён осознанию детьми мотивов своего поведения («Я делаю потому, что хочу сам» или «я делаю потому, что этого от меня хотят другие»).
Для того чтобы выйти из слияния с родителями, ребёнок должен обладать достаточно сильным «Я». Поэтому четвёртый этап должен быть направлен на усиление «Я» ребёнка.
Для снижения внутреннего напряжения у детей, испытывающих различные страхи, полезно включать в физминутку упражнения на напряжение и расслабление.
Часто такие дети страдают от реального отсутствия теплоты дома, поэтому психологу или педагогу необходимо уметь устанавливать с ними тёплый эмоциональный контакт. Если ребёнок позволяет, периодически поглаживать его.
На коррекционных занятиях ребёнок, испытывающий страхи, стремится к играм, в которых можно бояться. В них он выбирает роль боящегося, пугается на самом деле (визжит, сжимается).
Первым этапом работы по коррекции страхов должна стать аффективная стимуляция ребёнка, или повышение его психического тонуса. При этом снимается запрет на проявление ребёнком агрессии, более того, она может специально провоцироваться ведущим. Здесь необходимо использовать задания, сопровождающиеся громкими криками, резкими действиями. Могут включаться упражнения на толкание, бросание чего-либо или разрушение, например, можно потолкаться с ведущим, стоя на одной ножке, метать дротик, рвать бумагу.
Коррекция страхов должна основываться, прежде всего, на использовании
естественных способов борьбы с ними. Спонтанный механизм борьбы со страхами состоит из двух стадий. Сначала ребёнок постигает объект страха. А затем либо уничтожает его, либо преобразовывает так, чтобы он перестал быть страшным.
Следовательно, второй этап коррекции страхов включает в себя актуализацию страха. То есть ребёнку нужно создать возможность для проявления страха (вербально или невербально) с помощью различных средств. При этом полезно давать имя объектам страха, поскольку узнавание по имени означает, что этот объект становится как бы своим и близким.
Третий, собственно коррекционный этап должен помочь ребёнку найти способ либо символического уничтожения пугающего объекта или ситуации, либо преобразования их. При этом уничтожению страха следует придать положительный социальный смысл, ориентируя ребёнка на героический идеал.
Чтобы уничтожить пугающий объект, ребёнок должен преодолевать опасности, мобилизовывать свою волю, проявлять активность. Способы преобразования пугающего объекта можно условно разделить на две группы: первая основывается на идентификации с объектом, вторая – на дистанцировании от него.
Идентификация ребёнка с пугающим объектом означает включение его во внутренний мир ребёнка. То есть, ребёнок теперь имеет возможность осуществлять контроль над этим объектом, что делает его менее страшным.
Дистанцирование же от объекта страха может быть осуществлено разными способами:
- через деролеизацию – постановку объекта страха в необычную для него роль;
- через гротескизацию – усиление страшности персонажа до такой степени, что объект становится смешным;
- через создание ситуации сопереживания страшному герою.
Схематически коррекционный этап можно представить следующим образом:
КОРРЕКЦИЯ |
СИМВОЛИЧЕСКОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ |
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБЪЕКТА СТРАХА |
ИДЕНТИФИКАЦИЯ | ДИСТАНЦИРОВАНИЕ |
ДЕРОЛЕИЗАЦИЯ | ГРОТЕСКИЗАЦИЯ | СОПЕРЕЖИВАНИЕ |
Четвёртый этап коррекции должен быть направлен на усиление «Я» ребёнка. Это необходимо, чтобы стимулировались собственные возможности ребёнка для преодоления стрессовых ситуаций.
Аффективная стимуляция ребёнка
Петушиный бой
Ведущий и ребёнок – петушки. Они, стоя на одной ноге, дерутся подушками. При этом они стараются сделать так, чтобы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.
Покажи страшного
Для игры необходимы страшные маски. Ребёнок надевает их и старается изобразить страшного персонажа с помощью движений и голоса.
Кто больше?
На полу расставляются маленькие пластмассовые игрушки. Ведущий и ребёнок по очереди бросают мяч так, чтобы он сбил как можно больше игрушек. Побеждает тот, кому удаётся сбить за один раз большее количество игрушек.
Актуализация чувства страха
Маленькие человечки
Для проведения упражнения ведущий заранее готовит из плотной бумаги маленьких человечков: мужчину и женщину. Ребёнку предлагается раскрасить их, придумать имена. А затем разыграть какую-нибудь историю.
Цирк
Ведущий играет роль дрессировщика, а ребёнок изображает дрессированных собачек, лошадей, тигров. Животные не всегда слушаются дрессировщика. А тигры даже рычат на него. Они не хотят слушаться дрессировщика. Но он заставляет их слушаться. Потом ребёнок и взрослый меняются ролями.
Дом ужасов
Ребёнку предлагается нарисовать дом ужасов и его обитателей.
Чего я боялся, когда был маленьким (для детей старше 8 лет)
Ведущий рассказывает ребёнку о своих собственных детских страхах, тем самым, показывая ему, что страх – нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем он просит ребёнка представить себя маленьким и вспомнить, чего он тогда боялся.
Лабиринт страхов
Ребёнку даётся рисунок пустого лабиринта и предлагается его «заселить» страшными персонажами.
Чужие рисунки
Ребёнку показывают рисунки «страха» других детей, предлагают придумать, чего боялись эти дети и как им можно было бы помочь.
Символическое уничтожение страха. Преобразование объекта страха
Азбука страхов
Цель – идентификация с объектами страха.
Ребёнку предлагается нарисовать различных страшных героев на отдельных листках и дать им имена. Затем нужно расположить их в виде книжечки в алфавитном порядке. На следующем занятии можно предложить ребёнку сыграть кого-либо из этих героев.
Страшные маски
(необходимы резиновые маски страшных героев)
Цель – идентификация с объектами страха, деролеизация объектов страха.
Ребёнок и ведущий по очереди надевают страшные маски и пугают друг друга. Пугаться необходимо как можно громче. Можно кроме масок использовать чёрную ткань: в неё заворачивается пугающий. Если пугает ведущий, то он так стимулирует ребёнка, что тот при помощи диванных подушек начинает отбиваться, а затем обязательно побеждает страшного персонажа. При последующих повторениях можно предложить ребёнку пожалеть побеждённого, а затем с ним подружиться.
Красивый рассказ про страшное
(необходим диктофон)
Цель – деролеизация страха.
Ребёнку предлагается не просто сочинить рассказ о чём-либо страшном, но и рассказать его грамотно и красиво. Для этого ребёнок составляет рассказ по частям. Каждая часть записывается на диктофон, затем ребёнок прослушивает её, находит свои речевые ошибки, записывает на диктофон снова.
Прогони Бабу-ягу
Цели – предоставление ребёнку возможности побыть в позиции победителя, проявление агрессии в конструктивных целях.
Ребёнка просят представить, что в стул залезла Баба-яга, её необходимо прогнать громкими криками. Можно громко стучать по стулу пустыми полиэтиленовыми бутылками.
Страшная сказка по кругу
Цель – деролеизация объекта страха.
Ребёнок и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди, по 1 – 2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
реферат-исследование по проблеме поддержки тубинфицированных детей и подростков в условиях санаторной школы-интерната...
Психологическая поддержка детей и подростков с отклонениями в поведении
Отклоняющееся поведение, трудный ребенок, девиация – эти слова становятся, к сожалению, все более употребительными в последнее время. Сталкиваясь с проявлениями отклоняющего поведения, мы нередко возм...
Психологическая поддержка детей при подготовке к ГИА
Рекомендации по работе с детьми для стрессовоустойчивости во время подготовки к ГИА и прохождением экзаменов...
Система социально-психологической поддержки детей-мигрантов.
В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей мигрантов становится все более важной и значимой. Адаптация и интеграция детей мигрантов диктует необход...
Выступление на общешкольном родительском собрании «Роль родителей в психологической поддержке детей во время экзаменов»
(1 слайд) Уважаемые родители, сегодня я бы хотела поговорить с вами о роли родителей и их практической помощи во время подготовки и сдачи экзаменов детьми.(2 слайд) Психологически период завершения об...
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
В данной статье рассматриваются результаты исследования, посвященного изучению социально-психологических особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условия...
Родительское собрание "Роль родителей в психологической поддержке детей при подготовке к ОГЭ"
Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной сдачи ОГЭ в выпускных классах гимназии.Задачи: оценка значимости и действенности поддержки ребенка при подготовке к ОГЭ со с...