ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
методическая разработка (9 класс) на тему

Чобанян Светлана Викторовна

реферат-исследование  по проблеме поддержки  тубинфицированных  детей и подростков  в условиях  санаторной школы-интерната 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное Государственное Автономное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования

Южный Федеральный Университет

Педагогический Институт

РЕФЕРАТ

на тему:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

 ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ  В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

                                                     Выполнила   Чобанян С.В.
                                                            Руководитель  - Дроздова И.И.
                                       


Содержание

Введение        

1.        Психологические проблемы детей и подростков        

2.        Организация игровой психокоррекции        

3.        Техники творческого самовыражения для коррекционной работы с детьми  подростками        

4.        Психологическое сопровождение        

5.        Психологическая поддержка  в условиях школы-интерната        

Заключение        

Список использованной литературы        


Введение

Современный период политических и социально-экономических преобразований  в России отличают, прежде всего, сложившиеся негативные медико-демографические процессы, социальное расслоение общества, снижение качества жизни, множество нереализованных медико-социальных проблем детей, подростков, молодежи, семьи и др.

Важность развития психологической помощи в целом и внедрения в практику относительно недавно сформировавшегося ее направления - медико-психологического обусловлена нарастающими негативными процессами в состоянии здоровья и, в первую очередь, психического, возрастанием в последние годы удельного веса психических отклонений и пограничных состояний в структуре заболеваемости детско-подросткового контингента. При этом расстройства нервно-психического здоровья все чаще возникают в препубертатном и пубертатном периодах, когда степень воздействия стрессов максимальна, и организм не всегда в состоянии их скомпенсировать.

Анализ ситуации за последние годы выявил наиболее высокий прирост показателей по таким отклонениям, как неврозы, психопатии, специфические симптомы и синдромы, реактивные состояния, психосоматические расстройства. Сложившаяся ситуация расценивается специалистами как своего рода ответная реакция растущего и формирующегося организма на отрицательное воздействие средовых факторов, включая стрессогенные, отказ от привычных стереотипов и пр.

В современных условиях налицо недооценка социальной значимости медико-психологической, и психолого-педагогической помощи населению, в первую очередь – детям и подросткам.

Психологическая помощь в последние годы все более выходит на первый план среди ведущих разделов организации медицинского обеспечения и медико-социальной помощи детско-подростковому контингенту, семье.

  1. Психологические проблемы детей и подростков

Исследование причин обращаемости к психологу показывает, что ведущие места в ее структуре - по «убывающей» - занимают:

1. Проблема детско-родителъских отношений. Ее приоритет обусловлен тем фактом, что именно семья представляет собой замкнутую систему со своими законами или нормами функционирования, которые могут способствовать (или препятствовать) формированию психического и физического здоровья ребенка, его социальной адаптации.

2. Проблема школьной дезадаптации. Здесь при, казалось бы, внешне простой и однотипной картине - плохое поведение, конфликтность, низкая успеваемость, нежелание учиться и т.п. - требуются глубокие знания в области психологии личности, семейных отношений, патопсихологии для того, чтобы вскрыть истинный генез имеющихся отклонений. При этом одной из наиболее распространенных причин школьных дезадаптации являются нарушения обучаемости.

3. Социальные дезадаптации в виде асоциального (агрессивные действия, преступность и т.п.), а также саморазрушающего поведения (алкоголизм, наркомания, суициды).

4. Уже упомянутые выше проблемы духовно-нравственного порядка: выбора позиции в тех или иных жизненных ситуациях, самореализации, принятия себя или своего окружения и другие. Их определяет специфика подросткового периода, когда в результате осмысления существующих норм идет процесс активного формирования личностных ценностей. Установлено, что духовно-нравственный вакуум, отсутствие осознанного жизненного самоопределения, дефицит понимания этих проблем со стороны ближайшего окружения могут самым тяжелым образом сказываться на физическом и психическом здоровье формирующегося организма.

5. В отдельную группу выделяются медико-психологические проблемы, связанные с различными аномалиями психического и физического развития, инвалидностью, умственной отсталостью того или иного генеза, дефектами речевого и двигательного аппарата и пр. Причем, если в медицинском, социальном и педагогическом аспекте проблемы таких детей и подростков каким-то образом реализуются, то медико-психологическая помощь этим контингентам, как и психологическая поддержка их родителей, в подавляющем своем большинстве оказываются явно недостаточно.[5]

Отдельно стоит  упомянуть о том, что  в  условиях  работы  в  школе-интернате санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, особою  роль  играет  психологическая  поддержка  самих  детей,  соматически ослабленных,  угнетенных своим нездоровьем (тубинфицирование,  туберкулез в малых и  затухающих формах,   в стадии  кальцинации  лимфоузлов), а  также  психологическая  поддержка их родителей, как  правило тоже  имеющих  серьезные  проблемы со  здоровьем (туберкулез в  открытой стадии).

 

  1. Организация игровой психокоррекции

Оптимальным методом реализации психокоррекционных мероприятий с детьми является игровая психокоррекция, центрированная на ребенке.

Известно, что игра - это естественный язык ребёнка, своеобразная среда для его самовыражения, в которой он чувствует себя наиболее комфортно. Игра (индивидуальная или в малой группе) в данном случае представляет собой целостную терапевтическую систему построения отношений с ребенком.

В игровой комнате дети как бы творят свою собственную историю. Специалист с уважением относится к выбранному ребенком направлению и стремится установить такие отношения, которые бы облегчили внутренний эмоциональный рост ребенка, усилили его веру в себя.

При проведении игровой психокоррекции психолог ставит перед собой следующие задачи: [5]

1. Развить у ребенка позитивную «Я-концепцию», поскольку игровая терапия как таковая не ориентирована на симптом, а направлена на развитие личности пациента.

2. Научить пациента с детского возраста ответственности за свои действия, поступки.

3. Стать более самоуправляемым.

4. Выработать способность к «самопринятию».

5. Научиться полагаться на себя самого, обрести веру в себя.

6. Овладеть чувством контроля.

7. Помочь научиться преодолевать трудности.

8. Развить внутренний источник оценки.

Игровая терапия является эффективной при решении самых разнообразных детских проблем, в частности требующих[5]:

-уменьшения тревожности и улучшения эмоционального состояния, нарушенного различными неблагоприятными и стрессовыми ситуациями (расставание с близкими, развод родителей, эмоциональная депривация, помещение в стационар и т.д.);

- снижения агрессивности в поведении;

- лечения заикания, навязчивых и других подобных состояний, фобий;

- коррекции отставаний в речевом развитии;

- улучшения успеваемости детей с затруднениями в обучении;

- коррекции интеллектуального и эмоционального развития умственно отсталых детей;

- облегчения состояния при психосоматических заболеваниях: бронхиальной астме, нейродермите, язвенном колите, дискинезии желчёвыводящих путей и Др.

  1. Техники творческого самовыражения для коррекционной работы с детьми – подростками в условиях  школы-интерната

Т.И. Калашник предлагает методы творческого самовыражения и арттерапии в психокоррекционной работе.

 Это приемы техники непосредственной помощи детям и подросткам, которые испытывают негативные эмоциональные состояния, а также находятся в состоянии после травматического стресса. Методика творческого самовыражения клиента не только мобилизует его, но дает ощущение перспективы, обучает элементам самокоррекции, помощи себе. В основе данной методики лежат гуманистические принципы кли-центрированной терапии К. Роджерса, [6, с. 23] которые заключаются в следующем:

 • каждый человек имеет собственные ресурсы для решения собственных проблем;

 • личностное совершенствования происходит через осознание;

 • все люди обладают естественной способностью к экспрессивного исцеляющего самовыражения.

 Психолог, безусловно, верит, что у ребенка есть внутренние ресурсы для решения своих проблем. Он помогает найти некоторые "ключи" для открытия этих ресурсов.

 Наталья Роджерс сформулировала основные принципы фасилитативной модели взаимодействия психолога с клиентом[1; с. 98]:

 1. Я буду присутствовать рядом, но не буду вмешиваться;

 2. Я верю, что ты знаешь, как о себе позаботиться;

 3. Но я не оставлю тебя;

 4. Я буду уважать тебя и твои решения;

 5. Я верю в твои способности;

 6. Я буду поддерживать и вдохновлять тебя во время твоего роста;

 7. Иногда я буду делиться с тобой своими чувствами и ощущениями, но всегда буду проверять, имеет ли это для тебя значение;

 8. Я буду уважать, и беречь свои личностные границы и твои личностные границы так хорошо, как только смогу;

 9. Я поделюсь своей системой ценностей и своей верой с тобой для того, чтобы ты знал, почему я так делаю или говорю то или иное;

 10. Я всегда готова учиться у тебя.

 Следуя вышеперечисленным принципам, психолог предоставляет ребенку настоящую психологическую помощь, расширяет его возможности, приводит к новому, положительного осознание собственного "Я".

 Методика творческого самовыражения предлагает использование различных средств искусства[2]:

 - Рисование (левой, правой рукой, держа кисть в зубах и др..)

 - Лепка (пластилин, глина);

 - Коллаж (подручные средства);

 - Звук (без слов, озвученные естественным, аутентичным звуком своих чувств, состояния,

 - Движение (с открытыми и закрытыми глазами, со звуком и без, когда тело решает, что и как ему делать);

 - Танец (импровизация под музыку на тему, по мотивам собственных произведений (рисунок, лепка).

 Используя элементы творческой активности, психолог поможет детям справиться с переживаниями, высвободить чувства, усовершенствовать способности к самопонимания.

  1. Психологическое сопровождение в условиях  школы-интерната для  соматически ослабленных,  тубинфицированных детей.

Психологическая помощь детям с нарушениями в развитии не должна ограничиваться только консультированием и психокоррекционными занятиями.

Эффективность психологической помощи во многом зависит от влияния на социально-психологической среды, в котором находится ребенок с проблемами в развитии.

Это влияние успешно осуществляется в виде психологического сопровождения, интенсивно внедряется в систему психологической помощи в последние десятилетия.

Психологическое сопровождение детей с нарушением в развитии рассматривается как деятельность психолога, направленная на создание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации детей, их реабилитации и личностном становлении в социуме.

По определению ИЛ. Мамайчук (2001), сопровождение - это целостная деятельность психолога, которая  заключается в:

- Систематическом отслеживании клинико-психологического и психолого-педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития;

- Создании социально-психологических условий с целью эффективного психического развития детей в социуме;

- Систематической психологической помощи детям с нарушениями в развитии - консультировании, психокоррекции, психологической поддержке;

- Систематической психологической помощи родителям детей и подростков с проблемами в развитии;

- Организации жизнедеятельности ребенка с нарушениями в развитии в социуме с учетом ц психических и физических возможностей.

Рассмотрим основные этапы процесса психологического сопровождения. [1, с. 101]

Подготовительный этап включает решение следующих задач:

- Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

- Определение объема работы и последовательности процесса сопровождения;

- Подготовка необходимой документации;

- Составление графика работы.

Задача ориентировочного этапа заключаются в

- Установлении контакта с родителями и родственниками ребенка;

- Установлении контакта с группой, которую посещает ребенок, а если сопровождение ребенка осуществляется в пределах школы или детского сада, - то с классным руководителем или воспитателем;

- Ознакомлении специалистов с результатами психологического обследования;

- Совместном обсуждении с педагогами и другими специалистами особенностей психического развития ребенка.

Этап планирования предусматривает:

- Создание индивидуальной программы сопровождения ребенка;

- Утверждение этой программы всеми специалистами, работающими с ребенком.

Следует отметить, что составление программы сопровождения возможно только после тщательного клинико-психологического и психолого-педагогического диагностирования ребенка.

 На заключительном этапе происходит обсуждение со специалистами эффективности осуществления работы с рекомендациями по дальнейшей деятельности ребенка.

Итак, можно сказать, что социально-психологическое сопровождение - это:

1) один из видов социального "патронажа" как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляется в рамках деятельности социально-психологических служб;

2) интегративная технология, суть которой состоит в создании условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности в результате эффективного выполнения отдельным человеком или всей семьей основных функций;

3) процесс особого вида бытовых отношений между тем, кто сопровождает, и тем, кто нуждается в помощи.

  1. Психологическая поддержка в условиях  школы-интерната для  соматически ослабленных,  тубинфицированных детей.  

Важным звеном психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии является психологическая поддержка.

Психологическая поддержка различается в зависимости от объекта, на который она направлена, и представлена ​​двумя главными направлениями: психологическая поддержка родителей и других родственников детей с нарушениями в развитии и психологическая поддержка собственно детей и подростков.

Психологическая поддержка родителей - система мероприятий, направленных[1, с. 104]:

- На уменьшение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с заболеванием ребенка;

- Поддержание уверенности родителей в возможностях ребенка;

- Формирование у родителей адекватного отношения к проблемам ребенка;

- Поддержание адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания.

Процесс реализации психологической поддержки родителей длительный и требует обязательного комплексного подхода, предусматривающего участие не только специалиста-психолога, но и всех других специалистов, сопровождающих ребенка: педагога-дефектолога, врача, логопеда, социального работника и др.. Но главную роль в этом процессе играет специальный психолог. Именно он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей, воспитывающих ребенка с нарушениями в развитии, в зависимости от имеющихся проблем у ребенка и его семьи.

Основным психотехнические приемы психологической поддержки считается родительский семинар.

Главная задача родительского семинара заключается в расширении знаний родителей о психологических особенностях их детей, психологию воспитания и психологию семейных отношений. Кроме того, на семинарах увеличивается не только осведомленность родителей о ребенке, но и происходит изменение отношения родителей к проблеме ребенка и задач ее воспитания.

Психологическая поддержка родителей осуществляется не только в форме их группового взаимосвязи, но и в процессе индивидуальных бесед с психологом о проблемах семьи и ребенка.

Следовательно, психологическая поддержка - это важное звено в системе психологической помощи родителям детей с проблемами в развитии. Основной целью такой поддержки является повышение сенситивности родителей к проблеме ребенка, уменьшение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с заболеванием ребенка, формирование у них адекватных представлений о потенциальных возможностях ребенка, оптимизацию их педагогического потенциала.

Важную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового взаимосвязи родителей и других членов семьи ребенка. Нужно, чтобы процесс психологической поддержки был непрерывным, комплексным и выдвигал требования к личности специалиста-психолога.

Следовательно, одним из важных звеньев в системе психологической помощи детям с проблемами в развитии является психологическая коррекция, основная цель которой - гармонизация личностного и интеллектуального потенциала ребенка, исправление нарушений в психическом развитии, профилактика возможных отклонений в развитии, что обусловлено как внутренней спецификой психического дизонто- генеза, так и внешними влияниями.

С целью эффективной психологической коррекции детей с проблемами в развитии важно учитывать сложную системно-структурную и онтогенетической модели их психического дизонтогенеза.

Именно это и позволяет разработать дифференциальные методы психокоррекционных воздействий с ориентацией на степень тяжести и специфическую структуру дефекта.

Особое значение в эффективности психологической коррекции имеет семья ребенка с проблемами в развитии, что требует обязательного включения в психокоррекционных комплекс семейной психокоррекции, направленной на гармонизацию семейных отношений и формирование адекватных стилей семейного воспитания.

Различные теоретические подходы к проблеме психологической коррекции, разработанные в зарубежной и отечественной психологии, способствуют развитию разнообразных психокоррекционных технологий. Следует заметить, что при разработке психокоррекционных технологий для детей и подростков с проблемами в развитии рекомендуется ориентироваться не на отдельные теоретические направления, а использовать различные способы психологических воздействий, основанные на многочисленных теоретических устремлениях. Разработки отдельных психокоррекционных технологий зависит от конкретных психокоррекционных задач, определяются степенью проявления проблем у ребенка и его родителей.


Заключение

Негативные социальные влияния отражаются на психическом состоянии детей и подростков, в том числе тех, для которых характерна высокая восприимчивость. Травмирующие ситуации в семье и школе вызывают негативные эмоции, переживания. А поэтому дети нуждаются в психологической поддержке, психокоррекционной и терапевтической помощи, испытывая трудности в самостоятельном преодолении психологических последствий травмирующих событий.  Это  особенно  важно в условиях  школы-интерната для  соматически ослабленных,  тубинфицированных детей.

Специфика времени, тенденции в психическом здоровье требуют в современных условиях интенсивного и эффективного решения проблем на государственном уровне, межведомственного подхода, повышения, в числе прочих, медико-психолого-педагогических знаний и навыков не только врачей, но и педагогов, социальных работников, других специалистов социальной сферы, при активном участии самого населения.


Список использованной литературы

  1. Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях: Учебное пособие. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003. – 124с.
  2. Калашник Т.И. Методи творческого самовыражения й арттерапии в психокоррекционной работе. Методическое пособие для практических психологов образования. — Одесса, 1999. — 53с.
  3. Ковалёва Е. Ю. Психологическая поддержка детей и подростков с невротическими проявлениями [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://festival.1september.ru/articles/310803/ 
  4. ЛидерсА.Г. Психологический тренинг с подростками. — М., 2001. - 256с.
  5. Медико-психологическая помощь детям и подросткам как проблема [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uzo.kurgan-med.ru/files/public/889.pdf 
  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. В 4-х томах. Т.З. — М., 2001. - 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические основы формирования социальной компетентности в условиях школы-интерната.

Проблема развития социальной компетентности личности представляется чрезвычайно актуальной, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, проводимые в последнее время. Само понятие социальной ком...

Психологические основы формирования социальной компетентности в условиях школы-интерната.

Проблема развития социальной компетентности личности представляется чрезвычайно актуальной, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, проводимые в последнее время. Само понятие социальной ком...

Психологические основы формирования социальной компетентности в условиях школы-интерната.

Проблема развития социальной компетентности личности представляется чрезвычайно актуальной, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, проводимые в последнее время. Само понятие социальной ком...

Психологические основы формирования социальной компетентности в условиях школы-интерната.

Проблема развития социальной компетентности личности представляется чрезвычайно актуальной, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, проводимые в последнее время. Само понятие социальной ком...

«Психологические особенности проявления агрессивности девочек - подростков в условиях школы-интерната»

В настоящее время проблема агрессивности девочек – подростков обучающихся  в условиях специального (коррекционного) учреждения VIII вида актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день...

Роль воспитателя в укреплении психологического и физического здоровья детей в условиях школы – интерната.

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе-интернате роль педагога-воспитателя остаётся неизменной. Он не только руководит, направляет, но главное ...

Создание благоприятного психологического комфорта в условиях школы – интерната.

При создании комфортных условий пребывания ребенка в школе – интернате значительная роль принадлежит взаимоотношениям воспитателя с воспитанниками. Этот фактор особенно важен на начальном этапе ...