ИОМ учителя
методическая разработка

ИОМ учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_knizhnikov_probnyy.docx36.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей» г. Нижневартовск




Индивидуальный образовательный маршрут

учителя истории и обществознания

Книжникова Вячеслава Александровича

на 2022-2027 гг.







1.Информационная справка о педагоге.

Название учебного заведения, регион

 МБОУ «Лицей», г. Нижневартовск. ХМАО-Югра

ФИО педагога, занимаемая должность

 Книжников Вячеслав Александрович, учитель истории и обществознания

Образование

Высшее образование по направлению «Педагогическое образование» 44.03.01, ФГБОУ ВО Нижневартовский государственный университет, 2017 год.

Педагогический стаж

 6 год

Квалификационная категория

 нет категории

Дата аттестации

 

Курсы повышения квалификации (за

последние 3 года)

“Институт развития образования” ХМАО-Югры. г. Ханты-Мансийск по программе «Технология подготовки школьников к ЕГЭ по обществознанию с использованием модульного курса “Я сдам ЕГЭ”» в объёме 24 часов, 2018 год.

ООО “Высшая школа делового администрирования” г. Екатеринбург по программе «Методика преподавания курса “Основы духовно-нравственной культуры народов России”» в объёме 72 часов, 2021 год.

ООО “Фоксфорд”, г. Москва. по программе «Методика преподавания истории в условиях внедрения обновлённых ФГОС» в объёме 72 часов, 2022 год.

“Институт развития образования” ХМАО-Югры, г. Ханты-Мансийск, по программе «Федеральная рабочая программа по обществознанию: воспитательный потенциал и особенности базового и углубленного уровней в условиях ФГОС» в объёме 48 часов, 2023 год.

“Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации”, г. Москва, по программе «Преподавание отечественной истории в школе: внешняя политика в XV-начале XX вв.» в объёме 40 часов, 2023 год.

Учёная степень

 Магистр

Звание

Награды, поощрения

Дополнительные сведения

Год реализации ИОМ (учебный)

2023-2024

Единая методическая тема общеобразовательного учреждения

«Создание комплексной модели индивидуализации, использующей весь спектр образовательных технологий по поддержке индивидуальной траектории учащихся»

Единая методическая тема методического объединения учителей естественно-научного цикла

«Функциональная грамотность на уроках естественно-научного цикла»

Индивидуальная методическая тема:

«Формирование функциональной грамотности на уроках истории”.

Цель: Создание условий формирования функциональной грамотности  учащихся на уроках истории и обществознания с применением действующего на данный момент  программно-методического обеспечения.

Задачи:

1.Поделиться опытом работы  применения  методов и приёмов на уроках истории и обществознания, которые способствуют  формированию и развитию функциональной грамотности у обучающихся.

2. Показать практическую значимость использования данных приёмов работы и целесообразность их использования на уроках. 

3.Сформировать методическую копилку учителя истории и обществознания  по  формированию функциональной грамотности.

Актуальность темы самообразования: 

Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. В связи с этим, приоритетной целью образования становится формирование функциональной грамотности  в системе общего образования.                          Однако, проблема в том, что на данный момент педагоги испытывают профессиональные затруднения при организации работы по формированию  функциональной грамотности, так как, во-первых, нет никаких чётких указаний, как педагогам обеспечить реализацию этой цели. Во-вторых, ни содержание учебников, ни их методический аппарат в том виде, в каком он есть, не позволяют осуществлять эффективную работу по формированию ФГ. Институтом стратегии развития образования  разработан Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. 

Данные работы, составленные по аналогии с заданиями международного исследования PISA, непривычны для российских школьников. В них проверяется не столько выученное содержание предмета, сколько умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях. К сожалению, задания такого типа практически отсутствуют в действующих учебниках.  Таким образом, налицо противоречие между необходимостью работать над формированием функциональной грамотности  и недостаточностью у педагогов необходимых компетенций, а также недостаточностью учебных и методических материалов. Следовательно, возникает необходимость в создании системы методического сопровождения деятельности педагогов по формированию функциональной грамотности.

Основные термины и понятия по методической теме:

Функциональная грамотность – это способность человека использовать знания и приобретённые навыки для решения широкого спектра жизненных задач.

Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи. 

Ожидаемые результаты:

- формирование российской гражданской идентичности обучающихся; − формирование интереса к познанию;

− формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;

− выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;

− создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности;

− развитие у школьников общекультурной компетентности;

− развитие умения принимать осознанные решения и делать выбор;

− осознание своего места в обществе;

− познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;

− формирование готовности к личностному самоопределению.

Формы работы:

Индивидуальная:

- посещение уроков коллег;

- участие в педагогических советах школы;

- изучение научно – методической и учебной литературы.

- участие в работе методического объединения школы, города

- Практика (мастер-классы, участие в семинарах, тренингах)

Групповая:

участие в педагогических советах школы;

- участие в работе методического объединения школы, города

- курсовая подготовка на КПК;

- изучение научно – методической и учебной литературы;

- обмен мнениями с коллегами по вопросам самообразования.


План самообразования разработан на 2022-2027 гг. и включает следующие этапы.

2022-2023 гг.

1 этап. Подготовительный этап - изучение теоретического материала и методики работы, прохождение курсовой подготовки по формированию функциональной грамотности  на уроках истории и обществознания; прогнозирование результатов; корректировка дальнейшей работы.

2024-2025 гг.

2 этап. Практическая  реализация - разработка системы  использования заданий    различных типов по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление направленных на  формирование функциональной грамотности  на уроках истории и обществознания.

2026-2027гг.

3 этап. Обобщающий этап - оценка деятельности, внедрение в практику преподавания, развитие профессиональной компетентности, распространение опыта по  формированию функциональной грамотности  обучающихся.

Следует выделить следующие функции уроков истории и обществознания, необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:

Компьютерная грамотность: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.

Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.

Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

Грамотность при решении бытовых проблем: использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой, выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи (для развития такой компетенции у нас сейчас есть замечательный курс – финансовая грамотность).

Правовая и общественно–политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента и Правительства; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий

Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания:

- функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц);

- пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.)

- предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя»  те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный  диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;

- познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;

-  исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;

-  изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;

-  чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться  от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает;

- исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя осталось в истории).

Психологи говорят, что у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50 % из того, что он видит, и 90 % из того, что он делает. Важное условие эффективности образовательного процесса – включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия. Может это не всегда получается, но стремится к этому необходимо.

Одной из проблемой школьного образования является то, что успешность в школе не всегда означает успешность в жизни. В современных условиях необходим функционально грамотный человек, умеющий получать, систематизировать и эффективно использовать информацию для достижения социально значимых результатов. Важно создать условия для того, чтобы обучаемые учились самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. Проблема развития функциональной грамотности в процессе обучения может быть реализована в плане формирования умения решать задачи и самостоятельно применять знания в новых условиях.

Список использованной литературы

1.Вяземский Е.Е. Методика преподавания истории в школе-М.: Просвещение, 2005

2.К. А. Нурмуратова. Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях. «Педагогическая наука и практика», 2019. https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-gramotnost-kak-osnova-razvitiya-garmonichnoy-lichnosti-v-sovremennyh-usloviyah.

3. Сырымбетова, Л. С., Садыкова, А. Е. Методы функциональной грамотности чтения: зарубежный опыт // Молодой ученый. –  2019. – №23. –  С. 622-625. – URL https://moluch.ru/archive/261/60361

Электронные ресурсы:

1. Указ Президента «О национальных и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...