Конкурсы и викторины как дополнительные стимулы для всестороннего развития детей в группе продлённого дня
статья
Данная статья будет интересна в первую очередь воспитателям групп продлённого дня и учителям начальной школы. В ней педагоги найдут ответы на вопросы, как сделать жизнь детей во второй половине дня живой и увлекательной с помощью конкурсов, викторин и соревнований, как сплотить коллектив посредством этих видов деятельности, какие трудности подстерегают педагога при их проведении. В статье представлены интеллектуально-познавательные, художественные и спортивные конкурсы, викторины и соревнования, а также критерии оценивания некоторых из них.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конкурсы и викторины как дополнительные стимулы для всестороннего развития детей в группе продлённого дня
Помните себя в детстве? Каждому хотелось быть в чем-то первым, удивить остальных: быстрее всех добежать, как можно дольше простоять на одной ноге, лучше всех что-то нарисовать, первым правильно ответить… И какая радость, гордость и чувство собственного достоинства охватывали победителя! А остальные ребята тоже подтягивались: пример для подражания заставлял развиваться, преодолевать себя, пробовать свои силы… И, будучи взрослыми, мы тоже равняемся на лучших, по возможности стремясь им соответствовать и даже превзойти их, и таким образом развиваемся.
Поэтому я как воспитатель группы продлённого дня уже много лет включаю в свою деятельность многочисленные конкурсы и викторины разной направленности, которые делают нашу жизнь «на продлёнке» яркой, насыщенной, живой и радостной!
Чтобы каждый ребёнок время от времени чувствовал себя победителем, я провожу соревнования разной направленности: интеллектуально-познавательные, художественные, спортивные. Всегда ставлю перед собой задачу: создать такие условия для своих воспитанников, чтобы каждый ребёнок, в зависимости от своих склонностей и интересов, смог отличиться и победить в нескольких конкурсах течение учебного года, иначе дети будут ощущать себя неспособными, неполноценными, у них будет низкая самооценка, а это недопустимо. Провожу соревнования каждую неделю, не меньше одного в неделю. Это держит и меня, и моих воспитанников «в тонусе», не даёт расслабляться.
У нас существует целая церемония награждения победителей: под громкие аплодисменты мы вручаем ребятам, занявшим первые, вторые и третьи места, грамоты, шоколадные медальки и призы (книги, в том числе раскраски, разные небольшие игрушки, магнитики, колечки, фигурные ластики, необычные ручки, блокнотики, небольшие игры к коробочках, наклейки, пазлы и другое). Понятно, что призы ранжируются в зависимости от места. Если конкурс или викторина были не очень сложными, грамоты подписываю только для абсолютных победителей, остальным (2, 3 места) – призы. Может быть несколько первых, вторых и третьих мест. Если конкурс был очень сложным, у нас существуют и поощрительные призы – для тех, кто чуть не дотянул до третьего места (например сладкие призы). В конце церемонии делаем фотографию победителей и выкладываем в родительском чате и на школьном сайте.
Конечно, поведение детей во время подведения итогов соревнований может быть неправильным, поэтому, чтобы избежать обид, мы с детьми заранее вырабатываем «Кодекс награждения победителей». В нем такие правила (их можно вывесить в классе):
- Мы искренне радуемся за наших победителей, не завидуем им, аплодируем. Помним, что хороший человек – это не только тот, кто сочувствует в беде, но и тот, кто радуется успеху другого. Научиться радоваться за другого – это настоящий труд, работа над собой. Помним: ты искренне радуешься за товарищей, и они тоже порадуются за тебя, когда ты будешь победителем.
- Мы помним, что каждый сможет стать победителем в каком-либо конкурсе, поскольку конкурсы у нас самые разные.
- Победители не должны зазнаваться, хвастаться, таких ребят не хочется поздравлять. Сам себя не хвали – дождись, когда тебя похвалят другие. Помни: сейчас ты на пьедестале, а завтра – другие, невозможно всегда и везде побеждать.
- Победители не обижаются на место (например, не хочу второе, хочу первое) и должны быть благодарны за любой приз. Примечание: в принципе, можно разрешить детям выбирать призы, но в соответствии с местом.
Перейдем к конкретным направлениям конкурсов и викторин. Для удобства я буду рассматривать задания в основном для первого класса. Рассмотрим первое направление – конкурсы и викторины интеллектуально-познавательного характера. К ним я отношу различные конкурсы и викторины на развитие сообразительности, логики, памяти, на расширение знаний и формирование умений по математике, русскому языку, литературному чтению и окружающему миру. Перечислю некоторые – самые важные, на мой взгляд:
1. Конкурс загадок о школе. Начинаем с него, ведь первоклассники впервые попали в школу, и им интересно всё, что с ней связано. Нам понадобится до 25 загадок. Воспитателю нужно заранее приготовить жетоны из картона для правильных ответов. Предупредить детей, чтобы не теряли до конца игры. Правила: не выкрикиваем ответы, не подсказываем. Кто выкрикнул или подсказал – выбывает из конкурса (но на первых порах лучше прощать, давать второй шанс, чтобы не травмировать и плавно приучать к правилам). Воспитатель спрашивает детей по порядку, чтобы всем досталось одинаковое количество вопросов. Если ребенок не знает – спрашиваем тех, кто знает, но ребенок, ответивший на чужой вопрос, всё равно должен получить свой вопрос. Воспитатель напоминает: если заработал мало жетонов, не расстраивайся, у нас ещё будут разные конкурсы! Эти рекомендации относятся и к следующим конкурсам и викторинам.
2. Конкурс загадок об урожае. Проводим в сентябре или октябре, ведь у многих из ребят есть дачи и эта тема им интересна.
3. Конкурс «Подбери рифму!» Сначала тренируемся, потом соревнуемся. Предлагаем задания двух типов, сначала такого: «Мечтал о звёздах старый барс, хотел он улететь на … (Марс)». Иногда строчки предполагают варианты ответов, например: «Взял я карандаш, бумагу и нарисовал… (корягу, дворнягу, летягу…)». Засчитываем каждый правильный вариант ответа жетонами (ответы могут сказать и другие участники). Потом предлагаем задания второго типа, посложнее – придумай строчку в рифму: «Ша-ша-ша - …(искупали малыша, снова нет карандаша…)». Если детям сложно, то воспитатель может подсказать первые слова нужной строчки.
4. Конкурс «Найди ошибки в сочинении ученика». Воспитатель раздаёт небольшие листочки бумаги и читает придуманное «сочинение» ученика о том, как он провел лето. Но в этом сочинении много ошибок – нет, не орфографических, а фактических: например, Вова Торпедов наловил целое ведро трясогузок, он увидел, что белка вырыла норку, сова парила днём, выискивая добычу, слышалось мычание овец и т.п. Неверные факты даются вперемешку с правильными. Каждую ошибку дети должны отмечать палочками при слушании. Условия: не списывать (поэтому лучше посадить по одному), не подсказывать и не смеяться. Потом воспитатель собирает листочки, считает на каждом листке палочки и объявляет победителей. Потом читает текст еще раз и вместе с детьми разбирает ошибки сочинения.
5. Конкурс «Узнай, кто или что это?» Первоклассники должны по описанию догадаться, о каком предмете идет речь. Например: «газонная, зелёная, сорная…(трава)». Здесь воспитателю нужно следить, чтобы род прилагательных совпадал с родом существительного, которое назвал ребёнок. Например, если задание такое: «злой, сторожевой, дворовый…», то ответ «собака» не подходит, а подходит «пёс».
6. Викторина «Веришь ли ты?» Она проверяет кругозор детей, их знания по окружающему миру. Можно говорить только «да» или «нет», поэтому даже если школьник не знает точно правильный ответ, он может ответить наудачу, угадать. Это детям очень нравится. Но условие: нельзя менять ответ: если сказал «да», нельзя говорить «нет». Пример задания: «Верите ли вы, что если пчела ужалит кого-либо, то она погибнет?» (Да.)
7. Викторина «Вопросы для любознательных». Этот конкурс тоже на проверку кругозора, но сложнее предыдущего, поскольку здесь уже не предполагаются простые «да» или «нет». Пример: «Яйцо какой птицы самое крупное?» (Страуса.)
8. Конкурсы по разгадыванию ребусов. Конечно, к этому конкурсу детей нужно готовить долгое время, несколько месяцев: объяснять разные приёмы, которые используют авторы ребусов: что значат запятые слева и справа от рисунков, как одна буква заменяет другую, что значит перевёрнутый рисунок, что означают цифры над рисунком и многие другие приёмы. Мы, например, каждый день разгадываем по 1-2 ребуса. Потом, во второй половине первого класса и во 2–4–х классах, можно переходить и к другим, словесным головоломкам: метаграммам, логогрифам, анаграммам, шарадам и устраивать по ним конкурсы. Активно включаю в свою деятельность начиная со второго класса конкурсы по разгадыванию кроссвордов (о театре, о фруктах, об организме человека, о Солнечной системе, по непроизносимым согласным и др.).
9. Конкурс «Математическая раскраска». Ребята решают примеры на раскрасках и раскрашивают части рисунков нужным цветом. Кто сделал это безошибочно, побеждает. Лучше проводить такие конкурсы во второй половине учебного года, когда навык счёта у детей будет лучше сформирован.
10. Конкурс «У кого лучше память?» Для этого подходит игра «Кричалки-молчанки». Все садятся в круг вместе с воспитателем. В конверте у воспитателя цветные квадраты из картона разных цветов (до 10 штук). Каждому квадрату ребята придумывают значение: например, желтый квадрат – погладить по голове соседа слева или справа, синий квадрат – изобразить обезьяну, красный – хлопнуть в ладоши и т.д. Конечно, воспитатель предупреждает детей, что все задания должны быть безопасными и необидными. Воспитатель записывает все задания с квадратами себе на листок, чтобы не забыть.
Когда каждому квадрату присвоено значение, можно потренироваться: воспитатель показывает по очереди все квадраты – ребята отвечают. Тренироваться можно до двух раз, показывая все квадраты. Во время самого конкурса все ребята по порядку по заданию воспитателя показывают значения квадратов. Если показал неверно – выбываешь из круга, и отвечает следующий. Если и он не прав, воспитатель сам называет значение. Играем до последнего человека. Он и становится победителем.
Чтобы было больше победителей, можно сыграть в эту игру несколько раз, но поменять значения. Например, если в первой игре красный квадрат означал хлопнуть в ладоши, то теперь при виде красного квадрата, например, нужно подпрыгнуть. Конечно, каждый тур конкурса будет сложнее предыдущего, потому что ребята будут путать значения одного и того же квадрата в разных турах, но тем интереснее. Можно придумать и другие конкурсы на развитие памяти.
11. Викторины по истории Матвеевского сада, его растениям и по сезонным изменениям в этом саду. Викторинам предшествуют соответствующие экскурсии. Примеры вопросов: «Какие плоды деревьев мы видели в Матвеевском саду?» (Орешки липы, семена ясеня, двукрылатки клёна, жёлуди дуба, ягоды рябины, орехи каштана и др.), «Кому установлен поклонный крест в Матвеевском саду и почему?» (Ксении Блаженной, поскольку она ходила здесь, по Петроградской стороне, и молилась в стоявшей здесь Матвеевской церкви».)
12. Викторины по прочитанным в группе продлённого дня рассказам и сказкам, а также по художественным фильмам и мультфильмам, просмотренным в группе продлённого дня. Поскольку дети в начале первого класса ещё не умеют как следует писать, то следует проводить такие викторины в устной форме. Я читала школьникам в первом классе произведения Е.Чарушина «Верный Трой», К.Паустовского «Заячьи лапы» и «Тёплый хлеб», А.Куприна «Чудесный доктор» и другие, а потом ребята отвечали на вопросы викторины. Викторина была составлена по нескольким произведениям. Мы посмотрели с ребятами художественные фильмы-сказки «Морозко», «Сказку о потерянном времени», «Королевство кривых зеркал», по ним тоже были проведены викторины. Я разрешаю ребятам записывать самое главное (например имена героев) и пользоваться подсказками на викторинах, но только своими.
13. Викторины о наших праздниках (Новый год, масленица, День города и др.). Вопросы составляю заранее и вклеиваю в дневник, чтобы ребята подготовились. Но вот домашними подсказками здесь пользоваться нельзя.
Теперь перейдём к конкурсам художественного направления: это конкурсы на лучший рисунок («Правила поведения в школе», «Кленовые листья осенью», «Дорисуй картину», «Любимое животное» и др.), лучшую иллюстрацию к книге, лучшую аппликацию, лучшую пластилиновую композицию, лучшую снежинку. Конечно, такие работы оценивать гораздо сложнее, поскольку при анализе художественных произведений большое значение имеет субъективный фактор, но оценить их объективно всё же можно, выработав критерии и заранее познакомив с ними детей. Хорошо, если будет несколько членов жюри – это тоже поможет сделать конкурс более объективным (например, воспитатель, учитель начальной школы, учитель рисования).
Перечислю критерии, по которым мы обычно оцениваем, например, рисунки: соответствие теме, интересный сюжет, сложность рисунка, композиция, аккуратность, цветовое оформление. Конечно, мы не отпускаем детей в «свободное плавание»: объясняем школьникам приёмы рисования, вырезания, лепки – только тогда они смогут приобрести мастерство.
Не будем забывать и о спортивных соревнованиях. Приведу пример такого соревнования: каждый год мы с моими воспитанниками перед Днем защитника Отечества идем в Матвеевский сад соревноваться в метании снежков. Я снегом «рисую» на стволе большого дерева круг, обозначаю снежком его центр. За несколько метров перед деревом черчу на снегу линию, за которую нельзя заступать. Ребята выстраиваются в цепочку и, подходя к линии, метают снежки. Каждому даётся 3 попытки. Слежу за безопасностью детей: никто не должен находиться в зоне «обстрела». По итогам соревнования награждаем самых метких. Конечно, чтобы провести такое соревнование, снег должен быть липким, поэтому ждём подходящей погоды.
Можно придумать ещё много спортивных состязаний на прогулке и в классе (кто быстрее пробежит, пропрыгает на одной ноге, простоит на одной ноге, лучше повторит за тренером (героями) в физминутках и т.п.). Но нужно помнить главное: эти соревнования должны проводиться в подходящих условиях, быть безопасными. Также нужно поинтересоваться у учителя физкультуры, медсестры, родителей, нет ли противопоказаний при проведении каких-либо спортивных соревнований для конкретного ребёнка.
В заключение хочу предложить еще одну форму конкурса – конкурсы фотоотчётов о каникулах (осенних, зимних, весенних и летних) - которую трудно отнести к какому-то одному направлению: здесь мы видим синтез интеллектуально-познавательной и художественной (а иногда ещё и трудовой и спортивной) деятельности.
Перед каникулами я вклеиваю детям в дневники объявления, в которых предлагаю ребятам и их родителям так интересно и познавательно провести каникулы, чтобы хватило материалов для фотоотчётов: сходить в музеи, зоопарк, цирк, театры, парки нашего необыкновенного города, съездить на дачу, погулять по лесу, что-то смастерить, приготовить, прочитать, научиться чему-то новому, помочь родителям по дому и на даче, разучить какую-нибудь интересную подвижную игру и т.д. Важно не забывать это фотографировать, а после оформить фотоотчёт на ватмане или половине ватмана. Конечно, помощь родителей в этом деле приветствуется!
Критерии конкурса: разные направления работы и отдыха (разнообразные виды деятельности), подписи к каждой фотографии и красочное оформление. Поскольку такие фотоотчёты являются настоящими проектами, в которые вложен огромны труд, то награждаем всех, присуждая 1, 2 и 3 места. У меня все ребята в этом конкурсе получали грамоты и призы, причём призы были довольно весомыми.
Заканчивая свою статью, хочу ещё раз обратиться к воспитателям с призывом: пусть ваши подопечные соревнуются между собой – но по всем правилам, не обижая и не обижаясь – и тогда детские и ваши глаза всегда будут гореть огнём познания и интереса!
Мясоедова Галина Валентиновна,
воспитатель ГПД ГБОУ СОШ №84
им. П.А. Покрышева
Рекомендованная литература и Интернет-ресурсы:
- Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня. Выпуски 1, 2 – Волгоград, 2012
- Петрова И.М. Объёмная аппликация: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2010. – 48 с.
- Рони Орен. Секреты пластилина. – Махаон, 2022
- Терещенко Н.А. Полный самоучитель рисования. – Ростов-на-Дону: Владис, 2022
- Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2015
- Матекина Э.И. Весёлые кроссворды по окружающему миру для начальной школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2023
- Елынцева И.В. Весёлые орфографические кроссворды для начальной школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2023
- Зеленко С. Русский язык: умные шифровки для начальной школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2023
- Зеленко С. Окружающий мир: умные ребусы для начальной школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2023
- https://infourok.ru/igra-po-okruzhayuschemu-miru-verite-li-vi-2074083.html
- https://multiurok.ru/files/igra-ugadai-po-opisaniiu.html
- https://www.art-talant.org/publikacii/7357-podberi-rifmu
- https://pandia.ru/text/77/451/11895.php
- https://igratsdetmi.ru/zagadki-sharady-metagrammy-anagrammy-logogrify
- https://mojakroxa.ru/?p=1053
- https://2karandasha.ru/raskraski/dlya-detey/matematicheskie/21662-matematika-umnojenie-raskraska-po-nomeram.html
- https://infourok.ru/viktorina-znaesh-li-ty-svoj-gorod-sankt-peterburg-5165145.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект по речевому развитию детей логопедических групп
Методическая разработка, поможет спланировать любую проектную деятельность....
«Значение подвижных игр с рифмованным текстом для всестороннего развития детей с ОВЗ».
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровь...
"Занятость детей в группе продлённого дня"
В статье идёт речь об организации работы учащихся в группе продлённого дня. Приведены игровые логические задачи, игры-головоломки, игровые задания, подвижные игры....
Программа всестороннего развития детей с использованием игр с песком "Песочные дорожки"
Авторская разработка комплекса занятий с использованием педагогической песочницы в рамках дополнительного образования детей среднего и старшего дошкольного возраста . Для подгрупповых занятий. Использ...
Дошкольный образовательный комплекс «АБВГДейка» как свободное пространство для всестороннего развития детей
Данный материал предназначен для родителей и педагогов ДО...
Поделки сделанные своими руками для всестороннего развития детей .
ПОДЕЛКИ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СДЕЛАННЫЕ СВОИМИ РУКАМИ Сенсорное развитие.Доска бизиборд «Учимся играя»....
Интерактивный пол – технология всестороннего развития детей
Интерактивные технологии уже активно вошли в нашу жизнь, делая ее более успешной в работе, учебе и доме. Мир становиться ярче, инте...