Программа всестороннего развития детей с использованием игр с песком "Песочные дорожки"
рабочая программа на тему
Авторская разработка комплекса занятий с использованием педагогической песочницы в рамках дополнительного образования детей среднего и старшего дошкольного возраста . Для подгрупповых занятий. Используется как для коррекции речевого развития, так и для повышения уровня языковой компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Песочные дорожки | 24.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа 1400 СП №4 ДО
Программа всестороннего развития детей
с использованием игр с песком
«Песочные дорожки»
Автор учитель-логопед Кацуба Л.В.
2014
Пояснительная записка
Умение ребёнка хорошо говорить Я.А.Коменский и Ж.-Ж. Руссо относили к обязательной составной части его общего воспитания. По мнению Я.А.Коменского, мы все в детстве учимся «знать, действовать, говорить». Среди элементов знаний, которыми ребёнок должен овладеть, знания родного языка занимают, таким образом, одно из важных мест.
Считая язык важнейшим средством познания, И.Г.Песталоцци относил его к «вспомогательной силе человеческой природы», предназначенной помочь ребёнку плодотворно усвоить знания, приобретённые путём чувственного восприятия.
Оценивая роль языка в развитии познавательных и умственных способностей детей, К.Д.Ушинский с полным основанием считает его в этом отношении «великим народным педагогом», «наставником и учителем».
Сказанное выше о значении языка, о его роли в общем развитии ребёнка предполагает уже вывод о том, как важно вовремя коррегировать нарушения речи, формировать и развивать все компоненты языковой системы. Этот процесс невозможен без работы над психологической базой речи, над эмоционально-волевой сферой ребёнка. «Под влиянием эмоций качественно по-новому проявляется внимание, мышление и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм эмоциональной коррекции поведения»,-писал А.В.Запорожец.
Программа всестороннего развития детей с использованием игр с песком «Песочные дорожки» разработана как программа дополнительного образования для детей среднего и старшего дошкольного возраста как с нормальным уровнем речевого развития, так и с речевыми проблемами.
Цели и задачи реализации Программы
Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г.). При составлении программы «Песочные дорожки» автором учитывался опыт работы по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, по «Программе обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, и Г.В.Чиркиной , по «Программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичевой , Т.В.Тумановой, Г.В.Чиркиной.
Основная идея программы-используя игры с песком, всесторонне развивать ребёнка, позитивно влиять на эмоциональное состояние детей. Перенос традиционных психолого-педагогических занятий в песочницу даёт положительный воспитательный и образовательный эффект.
Задачи:
- формирование и развитие лексических представлений
- усвоение грамматических категорий языка
- развитие фонетико-фонематической стороны речи
- развитие связной речи
- развитие тонких движений пальцев рук и мелкой моторики
- развитие психических процессов (памяти, мышления, внимания)
- развитие творческих способностей
- развитие коммуникативных навыков
- стабилизация, оптимизация эмоционального состояния ребёнка
- сенсорное развитие
- нравственное воспитание через знакомство со сказочными героя
Принципы и подходы к формированию Программы
Программа основывается на важнейшем дидактическом принципе-развивающем обучении и на научном положении Л.С.Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведёт» за собой развитие.
Построение занятий происходит с учётом ведущей деятельности возраста-игры, на адекватном возрасту дидактическом и речевом материале.
Программа имеет в своей структуре тематические блоки, содержание которых изменяется в зависимости от возраста детей.
Сущность программы – развитие детей с использованием идеи здоровьесбережения.
В основе планирования и методики проведения занятий лежит личностно-ориентированный подход к воспитанникам.
Отличительные особенности программы «Песочные дорожки»
- Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей. Восстановление эмоциональной стабильности во время процесса усвоения знаний, снятие психологических и физических зажимов, развитие мелкой моторики – задачи, которые решаются в процессе каждого занятия.
- Направленность на учёт индивидуальных особенностей детей. При взаимодействии с небольшой группой детей педагогу легко заметить особенности восприятия, психики ребёнка; учесть его предпочтения и запросы, не отходя от педагогических образовательных задач.
- Направленность на нравственное воспитание. На занятиях используются русские народные сказки, которые своим содержанием оказывают влияние на личность ребёнка.
- Методика проведения занятия не ограничивает двигательную активность детей
- В рамках программы решаются задачи всех образовательных областей.
Сроки и формы реализации Программы
Программа дополнительного образования «Песочные дорожки» рассчитана на 1 учебный год - 36 занятий- при 1 занятии в неделю продолжительностью 30-40 минут в зависимости от возраста детей; количество детей на одном занятии - до 4 человек.
Методы воспитательно-образовательного процесса
- Наглядные: наглядно-зрительные, сенсорно-моторные, тактильно-мышечные, формы невербальной поддержки, элементы психогимнастики.
- Словесные: объяснение, указания, вопросы, подсказки. Пояснения, уточнения.
- Практические: метод упражнений, игра, самостоятельные манипуляции с материалом.
Планируемые результаты освоения Программы
- Улучшение показателей развития речи, мелкой моторики, мышления, памяти, воображения
- Нормализация самооценки и укрепление уверенности в собственных силах
- Улучшение общего эмоционального состояния
- Развитие творческого потенциала
- Ребёнок научится взаимодействовать в коллективе сверстников, ставить и решать общую задачу, не подавляя свою индивидуальность
Проверка и оценка результатов работы
В процессе первых занятия педагог, взаимодействуя с детьми, делает выводы о состоянии мелкой моторики, уровне и особенностях речевого развития, об уровне познавательного интереса и общей осведомлённости, сформированности понятий и навыков; особенностях психических процессов; отмечает личностные характеристики. Данные заносятся в личные диагностические листы детей . Это даёт возможность педагогу отслеживать индивидуальную динамику развития и корректировать подход к каждому ребёнку во время занятий.
Приложение №1. Тематическое планирование занятий для среднего и старшего возраста
Приложение №2. Форма личных диагностических листов, заполняемых на каждого ребёнка
Приложение №3. Литература, используемая при составлении программы
Приложение №1
Тематическое планирование занятий
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Название раздела | Количество занятий | Номер занятия | Тема занятия |
Знакомство | 4 | 1 | Знакомство с песком |
2 | Загадки песка | ||
3 | Построим свой песочный мир | ||
4 | Песочные дорожки | ||
Цветные сказки | 6 | 5 | Красная сказка |
6 | Зелёная сказка | ||
7 | Синяя сказка | ||
8 | Жёлтая сказка | ||
9 | Белая сказка | ||
10 | Разноцветная сказка | ||
Форма | 6 | 11 | История круглой шляпы |
12 | Братики-квадратики | ||
13 | Друзья Шалтая-Болтая | ||
14 | Дорожные знаки | ||
15 | Прямоугольная история | ||
16 | Треугольник | ||
Мир вокруг | 14 | 17 | Лето |
18 | Осень | ||
19 | Зима | ||
20 | Весна | ||
21 | Животные | ||
22 | Животные | ||
23 | Растения | ||
24 | Растения | ||
25 | Человек | ||
26 | Человек | ||
27 | Детская площадка | ||
28 | В парке | ||
29 | Морские дали | ||
30 | «Сколько» интересного! | ||
Сказочные дорожки | 6 | 31 | Кто в тереме живёт? |
32 | У меня зазвонил телефон | ||
33 | Приключения Незнайки | ||
34 | Вокруг Ёлки | ||
35 | У Слонёнка день рожденья | ||
36 | Про всё на свете |
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Название раздела | Количество занятий | Номер занятия | Тема занятия |
Знакомство | 4 | 1 | Знакомство с песком |
2 | Загадки песка | ||
3 | Построим свой песочный мир | ||
4 | Песочные дорожки | ||
Встречи со словами | 13 | 5 | Звук-слово |
6 | Слово-предложение | ||
7 | Предложение-рассказ | ||
8 | Слова-антонимы | ||
9 | Слова-синонимы | ||
10 | Предметный мир | ||
11 | Какой? Какая? Какое? | ||
12 | Мы не говорим, а действуем | ||
13 | Вместо имени | ||
14 | Приставочные глаголы | ||
15 | Приставочные глаголы | ||
16 | Притяжательные прилагательные | ||
17 | Относительные прилагательные | ||
Как изменяются слова | 10 | 18 | Посчитаем и узнаем |
19 | Посчитаем и узнаем | ||
20 | Предлог У | ||
21 | Предлог О | ||
22 | Предлоги НА-ПОД | ||
23 | Предлог В | ||
24 | Предлоги НА-В | ||
25 | Предлог С | ||
26 | Предлоги ЗА—ИЗ-ЗА | ||
27 | Предлоги ПОД—ИЗ-ПОД | ||
В мире звуков | 5 | 28 | Неречевые звуки |
29 | Деление слов на слоги | ||
30 | Звуки С-Ш | ||
31 | Звуки З-Ж | ||
32 | Звуки Р-Л | ||
Сказочные дорожки | 4 | 33 | Сказка о добре и зле |
34 | Сказка об отваге и трусости | ||
35 | Сказка о глупости и смекалке | ||
36 | Волшебная сказка |
Приложение №3
Литература, используемая при составлении программы
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». М., 2014
- Дворянская Е.А. Путешествие в Грамматическое Королевство. М., 2011
- Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб., 2010
- Нищева Н.В. Разноцветные сказки. СПб., 1999
- Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников.-М.,2014
- Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб.,1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Значение подвижных игр с рифмованным текстом для всестороннего развития детей с ОВЗ».
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровь...
Дошкольный образовательный комплекс «АБВГДейка» как свободное пространство для всестороннего развития детей
Данный материал предназначен для родителей и педагогов ДО...
Комплексная общеобразовательная общеразвивающая программа раннего развития детей социально-педагогической направленности «Непоседы»
Настоящая программа является результатом работы коллектива педагогов детско-юношеского центра «Прометей». Основу программы составляют научное положение А.В.Запорожца об амплификации (обога...
Поделки сделанные своими руками для всестороннего развития детей .
ПОДЕЛКИ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СДЕЛАННЫЕ СВОИМИ РУКАМИ Сенсорное развитие.Доска бизиборд «Учимся играя»....
Интерактивный пол – технология всестороннего развития детей
Интерактивные технологии уже активно вошли в нашу жизнь, делая ее более успешной в работе, учебе и доме. Мир становиться ярче, инте...
Конкурсы и викторины как дополнительные стимулы для всестороннего развития детей в группе продлённого дня
Данная статья будет интересна в первую очередь воспитателям групп продлённого дня и учителям начальной школы. В ней педагоги найдут ответы на вопросы, как сделать жизнь детей во второй половине ...
Рабочая программа «Физическое развитие» детей 4-7 лет
Рабочая программа «Физическое развитие» детей 4-7 лет...