Специфика проведения занятий по русскому народному танцу в детском хореографическом коллективе
статья
В статье описывается опыт работы руководителя детского
хореографического ансамбля в изучении и преподавании основ русского
народного танца, знакомство с основными принципами педагогического
процесса в преподавании русского танца, в определении особенностей
сочинения комбинаций и этюдов для детей младшего школьного
возраста (1-4 классов) в отделении дополнительного образования гимназии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта работы в изучении и преподавании русского танца с детьми 1-4 класса | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Ахметшина Наталья Алексеевна –
почётный работник общего образования РФ,
руководитель ОДОД ГБОУ Гимназии № 587,
педагог дополнительного образования,
руководитель
хореографического ансамбля «Солнышко»
г. Санкт-Петербург
Специфика проведения занятий по русскому народному танцу в детском хореографическом коллективе
В статье описывается опыт работы руководителя детского
хореографического ансамбля в изучении и преподавании основ русского
народного танца, знакомство с основными принципами педагогического
процесса в преподавании русского танца, в определении особенностей
сочинения комбинаций и этюдов для детей младшего школьного
возраста (1-4 классов) в отделении дополнительного образования гимназии.
Хореографическое воспитание детей приобретает в настоящее время более системный характер. Многолетняя работа педагогов во Дворцах творчества, в хореографических студиях, общеобразовательных учреждениях дает ценный материал для обобщения различных аспектов танцевального образования и воспитания, а также практики создания детского репертуара.
Характерной чертой нашего любительского хореографического искусства является глубокая связь с народными традициями.
Русский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов творчества русского народа. Русский народный танец - средство приобщения подрастающего поколения к богатству танцевального и музыкального творчества. Он даёт возможность почувствовать свою национальную принадлежность.
Русский танец, который дошел до нас, волнует и сегодня своей красотой, заставляет гордиться дарованием его безымянных творцов, создавших великое, пронизанное оптимизмом искусство. Красочный и жизнерадостный, тесно связанный с народным творчеством в целом, свободный от жестких норм и канонов, он являет собой замечательное достижение культуры, предмет пристального изучения современных исследователей.
Цель данной работы - помочь молодым специалистам и руководителям детских хореографических коллективов в изучении и преподавании основ русского народного танца, познакомить с основными принципами педагогического процесса в преподавании русского танца, в определении особенностей сочинения комбинаций и этюдов для детей младшего школьного возраста (1-4 классов).
Данные рекомендации определяют лишь основной подход к процессу преподавания русского народного танца в условиях хореографической самодеятельности. Руководствуясь основными принципами, изложенными в данных методических рекомендациях, педагог может уменьшить или увеличить объем и степень технической сложности материала в зависимости от состава участников хореографического коллектива.
Будем считать (условно), что на 1 году обучения хореографии, в частности, русскому танцу, возраст детей составляет 7-8 лет, а на 2 году обучения - 9-10 лет.
Своеобразие условий работы любительских детских хореографических коллективов требует определенного изменения традиционного, сложившегося в профессиональном хореографическом искусстве, подхода к порядку изучения материала и принципам преподавания русского народного танца. Например, в первый год обучения танцу не предусматривается прохождение танцевальных элементов у станка. Практика ведения русского народного танца в ряде хореографических коллективах показала, что работа без станка на первом году обучения дает возможность заложить фундамент важнейших исполнительских качеств и обнаружить ряд мало используемых при обычном подходе резервов. Отсутствие технических сложностей дает возможность педагогу в этих условиях уделить главное внимание культуре исполнения. Выработка умения двигаться по площадке в различных рисунках и ракурсах, развитие чувство позы, навыка, координации, культуры общения с партнером, начальные навыки коллективного исполнения, эмоциональная отзывчивость, умение передать в движении стилевые особенности народной музыки, что является основой, формирующей чистоту стиля и хорошую манеру исполнения, - вот те сложные и многообразные задачи, которые решает начальный этап обучения.
Занятия начинаются на середине зала с освоения элементов русского танца в тех
формах и с той степенью технической сложности и нагрузки на мышечный аппарат, ко-
торые доступны участникам коллектива в зависимости от их возраста и физических
данных.
На начальном этапе обучения (1 год) на середине зала участники коллектива знакомятся с принятыми в русском танце позициями рук и ног, осваивают простейшие координации, а также элементы движений, понятные детям, Например, позиции ног I, II, III свободные, I и II закрытые; основные позиции рук - подготовительная, первая, вторая, третья.
Подготовка к началу движения, навыки игры с платком, положения рук в танцах - «цепочка», «звездочка», «корзиночка».
В процессе освоения русского танцевального материала педагог должен соблюдать принцип «от простого к сложному». На базе тех навыков и умений, которые формируются на 1 году обучения, участники коллективов приступают к их совершенствованию с применением в несложных комбинациях. Так, прежде чем разучить поклоны, руководитель работает над раскрыванием и закрыванием рук: одной руки, двух рук, поочередным раскрыванием, переводы в различные положения, т.е. над координацией движения. Или, разучив тройной притоп и просто боковые шаги в сторону, соединив их вместе и исполнив сначала с правой, а затем с левой ноги, добавив поворот головы в сторону за шагом, получаем маленькую танцевальную комбинацию, ритмически разнообразную на 4 такта. Ее можно продолжить еще на 4 такта, если добавить движения рук и чуть наклон головы и корпуса на притопе и т.д.
На первом году обучения рекомендуем также разучить простые шаги: с каблука, с носка, шаг с притопом, «ковырялочка» с притопом, припадание в сторону по III позиции и вперед по 1-й прямой позиции и т.д. Стараться использовать больше различных перескоков с ноги на ногу, различный бег на месте и с продвижением, подскоки. В конце первого года обучения, когда дети уже начнут уверенно владеть стопой, научатся вытягивать подъем, можно разучить с ними простую «веревочку», «моталочку» с правой и левой ноги. С мальчиками разучить хлопки и хлопушки в ладоши, по бедру, по голенищу сапога. Начать разучивать подготовку к присядкам (плавное и резкое опускание вниз по I прямой и свободной позиции, а затем присядку с вынесением ноги каблук вперед и в сторону).
Не стоит долго останавливаться на перечислении элементов и движений русского танца, характерных для первого года обучения. Ведь многое зависит как от фантазии, так и от умения балетмейстера постепенно и планомерно усложнять танцевальную лексику. Это может происходить и в форме музыкальной игры с разнообразием ритмов пластики, например, животных, птиц и т.д. Главное при методике разучивания с детьми - помнить, что объяснение техники движений должно сочетаться с образным показом. Постепенное разучивание не всегда по силам детям. Особенно важно вовремя переключить их с движений, требующих запоминания и «борьбы» с неподатливостью свое тела, на те, которые уже выучены и которые доставляет радость исполнять.
Важнейшей задачей всех лет обучения русскому танцу является воспитание эмоциональной выразительности исполнения, точная передача национального стиля и манеры исполнения. При этом не следует преждевременно навязывать детям «взрослую» манеру исполнения, заставлять их «наигрывать» темперамент и утрировать мимическую игру. Исполнение должно быть «естественным» предлагаемый материал - соответствовать не только техническим возможностям учащихся, но и учитывать их возрастную психологию.
По мере усвоения учащимися основных элементов преподаватель составляет также различные танцевальные комбинации, начиная от самых простых и кончая более сложными. На I году, желательно, познакомить учащихся с основными фигурами хороводов: круг, два круга рядом, круг в круге, «корзиночка», «восьмерка», «улитка «змейка», «колонна», «стенка», «воротца», «гребень», а затем включать эти фигуры в композиции, построенные на основных движениях русского танца, где наряду с усвоением элементов можно было бы проследить за воспитанием чувства ансамбля и созданием сценического образа.
Мы не говорим специально о музыкальном сопровождении каждого движения, комбинации или этюда, при котором необходимо учитывать возрастное восприятие музыки. Не останавливаемся мы и на многочисленных видах русского народного танца и разнообразной манере исполнения в различных местностях России и т.д. Но и при изучении отдельных движений, характерных для той или иной области, необходимо дополнительное объяснение. Например, движение «молоточки характерное для танцев Урала, своеобразный ход танца «гусачок» Смоленской области прищелкивание пальцами в танцах Воронежской области, игра руками «муку сеют» в танце «Тимоня» Курской области и т.д.
На 2 году обучения (возраст 9-12 лет) часть одних и тех же движений дается в их развитии в сторону усложнения от более простого варианта. Знание правил и навыков исполнения упражнений и танцевальных движений на раннем этапе обязательно и для последующих лет обучения.
Вместе с тем, профилирование коллективов (ансамбль песни и танца или ансамбль народного танца) позволяет изменять количественное соотношение занятий классическим, народно-сценическим и русским танцем. Каждое занятие состоит из нескольких частей, имеющих свою определенную цель и задачу: вводная часть занимает от 3 до 10 минут, тренировка легкого шага и бега (его цель - организовать внимание детей и создать у них бодрое и деловое настроение). Кроме того, в первой части занятия организм ребенка подготавливается к большой физической нагрузке, устанавливается правильное кровообращение.
Учебно-тренировочная часть урока состоит из упражнений у станка (20-35 мин.) Затем постепенно занятия у станка сокращаются до 15 мин. за счет увеличения темпа движений. Цель у станка - добиться четкости исполнения движений.
Занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия в первый год обучения 45-60 мин., во второй и третий год - 1час. 30 мин.
Для успешного усвоения хореографических движений необходимо учитывать возрастные особенности детей 9-12 лет, как отмечают физиологи, именно в этом возрасте ускоряется физическое развитие детей. Они быстро растут, у них увеличивается скорость и сила движений, улучшается равновесие. Мышечная чувствительность ученикам позволяет более точно исполнять движения, связанные со сгибанием корпуса, ног, рук, с наклонами и поворотами головы. Если пришедшим детям после 1. года обучения необходимо время, чтобы закрепить их при повторении, то вновь поступившие дети 9-12 лет, изучающие движения впервые, осваивают материал значительно быстрее, и, таким образом, уже в середине года вся группа может заниматься по программе второго года обучения.
Изменяется и психология ребят. Углубляются их чувства и интересы, которые связываются теперь не только со стремлением танцевать, сколько с познавательным стремлением к занятиям, к самому процессу ознакомления с фольклорным и сценическим русским танцем. Приобретают значение беседы о хореографии, о фольклоре, источниках и правилах исполнения движений.
На 2 году обучения русскому танцу мы рекомендуем добавить к изученному новые элементы и движения:
-навыки игры с платком;
- «шаркающий» шаг;
- переменный» шаг;
- боковое «припадание» (с двойным ударом полупальцами сзади и спереди опорной но-
ги); - поочередное выбрасывание ног перед собой или крест-накрест на носок или ребро
каблука на месте и с отходом назад; - «моталочка» в прямом положении на полупальцах и на всей стопе двух ног;
- «верёвочка»
а) с двойным ударом полупальцами;
б) простая с поочередными переступаниями;
в) двойная с поочередными переступаниями;
- «ковырялочка» с подскоками;
- «ключ» простой на подскоках;
- виды дробей;
- присядки с продвижением в сторону и выбрасыванием ноги на воздух;
- хлопки и хлопушки:
а) удары руками по голенищу сапога спереди и сзади с продвижением вперед,
назад и в сторону;
б) фиксирующие и скользящие удары по подошве сапога, по груди, по полу;
в) поочередные удары по голенищу сапога спереди и сзади;
г) по голенищу сапога спереди крест-накрест;
- прыжки с обеих ног (обе ноги согнуты в коленях назад).
На 2 году обучения дети знакомятся с основными фигурами групповых плясок: «звездочка», шен («перехватка»), «карусель», челнок («качели»), «ручеёк», «волна».
Руководитель может использовать эти фигуры в развернутых этюдах и композициях так же, как и основные фигуры хороводов.
Особое внимание руководитель коллектива должен уделять движениям рук, для которых в русском танце характерны плавность переходов, взмахи и акцентировка, использование платочков, венков, веточек для девочек.
Какими же педагогическими приёмами должен владеть руководитель коллектива, чтобы правильно и наиболее эффективно разучить, например, русский переменный ход? По сравнению с предыдущими ходами он требует целой суммы навыков, приобретенных в течение года, - чувства равновесия, осанки, гибкости и мягкости стопы. Это движение учащиеся изучают в конце первого и в течение второго года обучения.
Список литературы.
1. Акимова М. Козлова В.Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход.- М.: Знание, 1992г.
2. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца.-Л : Искусство,1983.
3.Барышникова Т. Азбука хореографии.-М Айрис-пресс,1999.
4. Башаева Т. Развитие восприятия у детей : форма, цвет, звук.- Ярославль: Академия развития1997.
5.Бежар М. Мгновение в жизни другого.-М1998.
6.БесоваМ. Веселые игры для дружного отряда.- Ярославль. Академия холдинг 2004.
7.Бондаренко Л. Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях.- Киев: Музична Украша,1985.
8.Васильева Т. К. Секреты танца- Санкт- Петербург. Диамант 1997.
9.Васильева Е. Танец М. Искусство, 1968.
10. Дорога к танцу.- М Планета,1989.
11.Занько С. Ф. и др. Игра и учение: Теория, практик и перспективы игрового обучения.- М1992.
12.Изард, Керрол Э. Психология эмоций.(Пер. с англ. Татлыбаевой.- СПб., 1999)
Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. Просвещение 20001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология организации постановочной работы в детском хореографическом коллективе: музыкально-хореографическая сказка "Волк и семеро козлят на новый лад"
Публикация посвящена особенностям работы педагога-балетмейстера в детском хореографическом коллективе на базе общеобразовательной кадетской школы. Подробно раскрывается технология пос...
«Обучение народно-сценическому танцу в детском хореографическом коллективе как средство формирования толерантной личности».
данный проект способствует развитию интереса и понимания учащимися танцевальных особенностей и обычаев различных народов при изучении их на уроках народно-сценического танца....
Формы и методы обучения джаз-танцу в детском хореографическом коллективе
В данной методической разработке определяются формы и методы, используемые педагогом на практике в обучении детей (8-18лет) джаз-танцу. Аналитическая работа, проделанная автором, раскрывает проб...
Особенности преподавания народно-сценического танца в разных возрастных группах детского хореографического коллектива
Одной из сокровищниц народного искусства является народный танец. Народный танец является одним из важнейших средств эстетического восп...
Использование бальных танцев советского периода в работе с детским хореографическим коллективом
quot;Люди от танцев должны получать радость. Они должны радоваться, что они танцуют" , - С. Попов....
Сочинение и постановка танца в детском хореографическом колективе
Особености постановки номеров в детском коллективе...
Конспект учебного занятия "Жанры русского народного танца: движения и манера исполнения"
Конспект учебного занятия "Жанры русского народного танца: движения и манера исполнения"...