Сочинение и постановка танца в детском хореографическом колективе
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ «Овгортсая ШИСОО»
Методическая разработка на тему
Сочинение и постановка танца
в детском хореографическом
коллективе
Автор
педагог дополнительного образования
Элембаева Людмила Николаевна
Село Овгорт
ЯНАО
План реферата
1.Что такое танец и его виды.
2.Особенности сочинения танца для детей.
3.Музыка и хореография.
4.Постановка танца.
В последние годы интерес к хореографическому искусству в нашей стране значительно вырос. Во многих городах, районах, где есть Дворцы культуры и ДШИ можно встретить интересную работу с детьми в области танца. Иногда детские коллективы в своем составе имеют десятки участников- это не только ансамбли народного и бального танца, с которыми педагоги создают концертные номера, но и коллективы, где работают над сюжетными танцами и детскими балетами.
Такой диапазон в области хореографического искусства говорит о возросшей культуре и эстетических потребностях человека, что в свою очередь требует от преподавателей, занимающихся хореографией, особого внимания к детской танцевальной практике. Хореографическое воспитание приобретает системный характер. Многолетняя работа педагогов-практиков дала большой материал для обобщения, как в вопросе танцевального образования и воспитания, так и в практике создания детского репертуара.
Приобщение к хореографии включает знакомство учащихся
с классическим балетом, современной музыкой, с источниками танцевальной культуры, самобытностью национального танца - что является основой танцевальной грамотности.
Танец -это совокупность выразительных и организованных движений, подчиненных общему ритму, где посредством движения создается пластический образ.
Танцевальных направлений бесконечное множество - народный танец, исторический, бытовой, гротесковый, академический, т.е. классический танец , бальный, танец на льду, акробатический, танец – модерн, джаз-танец…
Каждое хореографическое произведение требует от учащихся эмоционального исполнения, творческой активности, мобилизации всех физических и духовных сил. Задача педагога – хореографа , принимая во внимание возрастные особенности, дать своим ученикам необходимые знания, танцевальную технику.
Основой репертуара детских хореографических коллективов является народный танец. В программу обучения ДШИ включены наиболее доступные для исполнения детьми - русские, белорусские, украинские, эстонские, молдавские. Начинается обучение каждому танцу с основных элементов определяющих его лексику - ходов, движений рук и поз. Старательное и глубокое изучение народного танцевального творчества дает возможность создать разнообразный репертуар.
Приступая к созданию того или иного танца руководитель прежде всего должен выбрать интересный сюжет. Если создается народный танец, то стремиться сохранить его колорит, подобрать такие формы и элементы движений, которые доступны для исполнения детьми и непременно учитывать
- возрастные особенности
-возможности и интересы
-уровень подготовки
Ошибкой считается стремление постановщика к решению взрослых тем, его недостатки выглядят в детском исполнении еще более мрачно.
Классические танцы рекомендуются ставить для участников коллектива систематически. На классической основе можно поставить много интересных номеров-на современную тематику, дети любят исполнять сказочные персонажи. Подбирая репертуар классического танца необходимо учитывать
-техническую и физическую подготовленность
-внешние данные
Недостатки фигуры, неприметные в народных костюмах, обязательно проявляются в классических костюмах.
Выбрав сюжет и определив характер танца, подбирают музыкальное сопровождение. Замысел хореографического произведения, его содержание и настроение должны полностью соответствовать музыке. Неудачно подобранное музыкальное сопровождение снижает качество танца. Лучше всего взять законченное музыкальное произведение, при этом не увлекаться большим количеством мелодий - это лишает танец единого содержания.
Если танец национальный, то музыка должна быть подлинной, это обеспечит правильное восприятие, без чего нельзя достичь успеха в освоении народной хореографии. При этом темп не должен быть изменен, нельзя переставлять части музыкального сопровождения, добавлять аккорды - для перехода от одной части к другой. Необходимо, чтобы дети внимательно слушали музыкальное сопровождение, так как музыка с определенным метром и ритмическим рисунком помогает им правильно исполнять движения. Музыка же классическая - должна быть по своему содержанию и форме - доступной и понятной для детского исполнения.
В каждой постановке предусмотрены такие разделы
-завязка
-развитие танцевального действия
-кульминация танцевального действия
-развязка
После подготовительной работы постановщик приступает к композиции танца.
Работая над общей композицией, нужно представить себе будущий танец во всех его деталях
-характер
- развитие действия
- отдельные построения
- переходы
- движения
Различные фигуры (круг, звездочки, линии…) исполняются на 8 тактов, причем последние два такта, а иногда и целая музыкальная фраза могут служить перестроением к новой фигуре.
Каким же должен быть язык для детских произведений.
Несомненно, он зависит от возможностей и способностей учащихся. С точки зрения количества движений и их технической трудности - они ограниченны. Это не исключает возможности создания качественного номера. Ставя танец для детей, балетмейстер не может идти по линии наименьшего сопротивления и выбрать просто доступные детям движения. Он должен учитывать стиль, характер сочинения, какие комбинации могут включать в себя те или иные элементы народного, классического танцев. Оправдают ли себя в создаваемом образе наиболее доступные движения танцевального шага, бега, па-польки, па-вальса, па-шассе…. соединенные с изобразительной и выразительной пластикой в комбинации разнообразных линий и поворотов корпуса. Специфика танцевального языка состоит в том, что движение созданное балетмейстером может повторяться, видоизменятся.
Поэтому следует
-создавать непросто движения, а их динамическую картину (по аналогии с картиной звуков в музыке)
-учитывать физическую нагрузку учеников.
Не следует увлекаться сложными движениями (различные присядки, повороты в воздухе, прыжки и. т. д)
Каждый танец имеет определенную продолжительность.
Так, танец
-одного или двух исполнителей длится около двух минут
-четырех или шести - 3-5 минут
-массовый танец - 5-6 минут
Это нужно помнить в процессе работы над созданием танца, так как продолжительный танец утомляет зрителей и исполнителей, становится однообразным и неинтересным. Перед тем, как приступить к постановке номера, нужно хорошо усвоить его содержание и характер, а так же в совершенстве изучить все его движения.
Выше сказанное можно свести к следующим выводам - необходимо, по возможности создавать танцы разного профиля
-игровые, сюжетные, танцевальные
-использовать разные виды хореографического образа-танец-действие, танец-переживание.
-при выборе музыкального материала исходить из возможности его воплощения в танцевальных образах, соответствующих возрастным возможностям детей.
-учитывать необходимость приобщения учащихся к разнообразной музыке, воспитывающий хороший вкус
-учитывать учебно-тренировочные цели
-при решении номера, его содержание и образность, должны исходить из темы, диктуемый музыкальным материалом
-помнить о возрастной психологии детей, их способности к конкретному, отвлеченному и ассоциативному восприятию и воспроизведению содержания поставленного номера и исходить из индивидуальных возможностей исполнителей
-создавать танцевальные произведения в расчете на весь коллектив ,отдельных сольных исполнителей, на 5-6 человек (это позволяет работать двумя составами, так как важно занять всех детей ,исходя из их возможностей и способностей)
В балетмейстерской практике использовать материал народных, историко-бытовых и современных танцев - с соответствующей возрастной пластикой.
Постановка танца делится на пять различных, но очень связанных между собой форм
-постановочная
-отработка пройденного
-индивидуальные репетиции
-сводная репетиция
-репетиции перед премьерным концертом
Приступая к разучиванию танца, руководитель - кратко, можно образно, актерски-ярко, увлеченно - рассказывает свой замысел юным исполнителям, для того чтобы они ясно представили его содержание. Предлагает послушать музыку, описывает костюмы. После этого можно приступать к работе.
Прежде всего, дети разучивают под музыку все движения, из которых состоит танец. Новые движения вызывают некоторое оживление, дети спешат их выучить. Это рабочий шум не стоит воспринимать как нарушение дисциплины. Нужно немного обождать, а потом решительно призвать детей к тишине. И не повышая голоса, продолжить занятие. Доброжелательная обстановка основывающаяся на взаимосимпатии - залог творческого успеха. Движения показываются и разучиваются каждое в отдельности и на месте. Если они сложны, то лучше всего разучивать их методами
А - фиксации т.е. отдельно разучивать движения ног, а затем постепенно отрабатывать их совместно с положением рук головы и корпуса
Б - физической помощи, т.е. подойти и правильно поставить руку, ногу ученика.
Затем освоенное исполняется в присущем для него рисунке-круг или диагонали, с продвижением вперед , назад и т. д …
Необходимо чтобы в результате учащиеся освоили основные танцевальные, ходы, технические приемы. Знания, умения, навыки закрепляются путем
А.- Повторения одних и тех же элементов
Б.-Исполняя их в комбинациях
В.- Используя их, как средство выражения, в различных танцевальных ситуациях
Г.- Разъяснением правил исполнения
Когда все движения танца изучены, можно перейти к разучиванию фигур и построений. Расставлены танцоры, показан выход, затем одна - две фигуры. Разученное повторяется два-три раза, для того чтобы закрепить в памяти поставленное, увидеть его целиком и логично связать с последующим. В это время руководитель делает соответствующие замечания учащимся, исправляет их ошибки. Далее разучиваются следующие фигуры, каждая отдельно. Если одна часть танца очень сложна для исполнителей или очень проста, руководитель может изменить фигуры или движения, не изменяя композиции танца. Закончив постановочную работу-разученные части повторяются еще раз, при этом руководитель не делает детям ни каких замечаний, это помогает лучше запомнить последовательность построений и движений. Далее репетиции переходят в свою следующую стадию. Начинается отработка и наработка разученного. Целый танец разбивается вновь на части, и над каждым из них ведется кропотливая работа. Необходимо стремится к тому, чтобы дети создавали определенный образ в исполняемом ими танце. Оттачивается каждый шаг, жест. Большое внимание следует уделять работе рук, над этим нужно настойчиво работать и выработать у детей привычку к координации, уточняются повороты головы. Следует добиваться согласованности, единства исполнения, т.е. ансамблевость. Следует внимательно следить за рисунком танца-за его ровностью и четкостью. Одновременно идет работа над выразительностью номера, правильной манерой исполнения, добивается определенное настроение (весело, бодро, лирично) в зависимости от содержания танца. Только так добивается артистичность в номере. Следующим ответственным этапом является репетиция, на которой впервые надевают костюм. Костюм в детском коллективе занимает важное место. Он не только украшает сцену, но и помогает раскрыть его содержание, так же играет и познавательную роль - ребенок знакомится с костюмами разных народов. В народном танце он должен сохранять детали национальной одежды - ее покрой, украшение и в тоже время быть детским. Необязательно шить костюм из дорогой ткани, можно использовать и более скромную, но главное чтобы костюм был легким , удобным и красивым. До выступления необходимо провести несколько репетиций в костюмах - для того чтобы дети привыкли к ним и не растерялись во время выступления а руководитель еще раз проверил бы
Насколько аккуратно и хорошо одеты его воспитанники так как в подготовленном для выступления костюме почти всегда найдется что подшить сузить или наоборот удлинить или расшить чтобы движению танца ничто не мешало. Особое значение удобный костюм имеет при быстрых движениях. Во время таких репетиций проверяется зрительное восприятие пластического образа в соотношении с цветовой гаммой и при движениях и переходах исполнителей. Этот период работы полезнее всего проводить на сцене. Свет должен наилучшим образом подчеркнуть характер и образный строй. Работа на сцене последний серьезный экзамен для всего состава исполнителей. Вновь вся работа подразделяется на этапы каждый из которых имеет свою определенную задачу. Вся композиция должна быть расположена на площадке. Педагогу находящемуся в зале отчетливо видны и рисунки и их детали и любые смещения. Задача исполнителя - запомнить и сделать привычным свое место - нахождение на площадке сцены в тот или иной момент танца. Добиваясь освоения сцены и исправляя их переходим к следующему завершающему этапу доработки номера -художественной законченности его как целостного сценического произведения. В этот период во что быто не стало нужно пройти номер от начала и до конца без остановок и пауз. Замечания вернее советы исполнителям даются лишь после того как пройден весь номер. Танец повторяют несколько раз добиваясь полой слаженности и точности всех частей. Этот период как бы дозревание номера его последняя стадия – выход на зрителя. Руководитель должен помнить что нельзя выводит детей на сцену до тех пор пока он не убедится в том что учащиеся хорошо разучили танец. Перед выходом еще раз проверяются костюмы .особое внимание уделяется прическам. Дети должны быть аккуратно причесаны желательно без челок .Обувь для малышей-легкие туфли чешки белые носочки или гольфы. Дети старшего возраста могут одеть туфли на небольшом каблучке. Вовремя концертных выступлений которые могут проходить в различных условиях или при отсутствии кого либо учащиеся должны уметь перестраиваться переходить на другую сторону т.е творчески действовать в « любых предлагаемых обстоятельствах». Дети должны не только уметь хорошо танцевать но и хорошо держаться на сцене до и после выступления т.е уметь владеть элементами актерской игры. Необходимо внушить ребятам что выступления от них требуют выносливости собранности больших затрат физических и внутренних сил.
Для того чтобы улучшить качество исполнения руководитель должен указать в чем именно эти качества состоят. В одном случае это будет ритмическая точность в других - красота пространственного рисунка и поз в третьих - выразительная одухотворенность движения культура общения с партнерами. Постепенно исполняя движения всеми этими компонентами ученик приучается работать над собой а это уже труд который он и сам будет уважать. По ходу работы возникают вопросы связанные с постоянным ростом и развитием детей. Иногда поставленный номер в конце года после летнего отдыха не под ходит для исполнения. В силу этих причин возникает необходимость при составлении репертуара оставлять такие танцы которые могли бы усложняться при переходе из одной возрастной группы в другую.
ЛИТЕРАТУРА
Р.Захаров - «Сочинение танца». Издательство «Искусство» 1983 год.
М. Боголюбская - «Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания». ВНМЦ народного творчества 1986 год.
В.Уральская - «Поиски и решения». Издательство «Современная Россия» 1973 год
.М.Бондаренко – «Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях» издательство «Музыкальная Украина» 1983 год.
МБОУ «Овгортсая ШИСОО»
Методическая разработка на тему
Сочинение и постановка танца
в детском хореографическом
коллективе
Автор
педагог дополнительного образования
Элембаева Людмила Николаевна
Село Овгорт
ЯНАО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование предметов в танцевальных постановках детского хореографического ансамбля "Островок"
Одной из составных частей балетной режиссуры является предметная режиссура, т.е. работа танцевальной постановки с предметом или предметами. В данной методической разработке расскрыты способы и цели ра...
Методическая разработка "Учет возрастных особенностей при постановке детского хореографического номера"
В стетье говорится об особенностях постановке танца с детьми различных возрастных групп....
«Обучение народно-сценическому танцу в детском хореографическом коллективе как средство формирования толерантной личности».
данный проект способствует развитию интереса и понимания учащимися танцевальных особенностей и обычаев различных народов при изучении их на уроках народно-сценического танца....
Формы и методы обучения джаз-танцу в детском хореографическом коллективе
В данной методической разработке определяются формы и методы, используемые педагогом на практике в обучении детей (8-18лет) джаз-танцу. Аналитическая работа, проделанная автором, раскрывает проб...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грузинская народная хореография: постановка танца» (Хореографический ансамбль «Иверия»)
Танец. Именно в нем лучше всего раскрывается душа народа. Данная программа по постановке танца ориентирована на практическую деятельность и направлена на приобретение обучающимися умений и навыко...
Специфика проведения занятий по русскому народному танцу в детском хореографическом коллективе
В статье описывается опыт работы руководителя детского хореографического ансамбля в изучении и преподавании основ русского народного танца, знакомство с основными принципами педаг...
Методическое пособие по постановке танца для обучающихся детей хореографическому искусству в студии современного танца Метаморфозы
Целью данного пособия является помощь при создании законченного произведения искусства....