Методические рекомендации «Создание условий для профессионального самоопределения воспитанников хореографического отделения»
методическая разработка на тему

методические рекомендации по воспитательной работе из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon durovich_nv_metod_rekom.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственная общеобразовательная школа-интернат

«Гимназия искусств при Главе Республики Коми» им. Ю.А.СпириДОНОВА

Хореографическое отделение

Методические рекомендации

«Создание условий для профессионального самоопределения воспитанников хореографического отделения»

Из опыта работы воспитателя

Дурович Надежды Владимировны

Сыктывкар, 2012


Содержание 

Введение        

1. Определение понятия «воспитание»        

2. Особенности воспитанника подросткового возраста        

2.1. Психофизиологические особенности подростков        

2.2. Социально-психологические особенности подросткового возраста        

3. Описание опыта работы воспитателя гпд        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

Использованная литература        


Введение

   

Хореографическое отделение гимназии искусств при Главе Республики Коми готовит будущих артистов балета.

«Балет» - французское слово, произошло от итальянского слова «балетто» - танец. Вот уже три века этим словом называют спектакль, в котором соединились музыка и танец, драматическое и изобразительное искусство. Артистка, танцующая в балете, называется балерина, а её партнёр – танцовщик.

Балет – это мир выразительнейших танцевальных движений, жестов, мимики. При помощи пантомимы передаётся собственно содержание спектакля, развитие его сюжета. А  движениями и жестами актёры как бы разговаривают друг с другом. В современном балете, наряду с классическими танцевальными элементами широко применяются движения, заимствованные из гимнастики и акробатики. Употреблённые уместно и тактично, они чрезвычайно  обогащают старинное искусство, омолаживают его, делают современным.

На хореографическое отделение, в 5 класс, принимаются учащиеся, окончившие начальную школу. Первый год обучения – это адаптационный период к условиям и системе обучения в гимназии. От успешной адаптации зависит их дальнейшее успешное профессиональное будущее.

Учащиеся 6-7 классов (2 и 3 годов обучения), как правило, имеют одинаковый уровень физиологического, психологического и социального развития. Восьмиклассники (4 год обучения) чувствуют уверенность в своей будущей профессии, в своих успехах.      9 класс (5 учебный год) посвящается профессиональному совершенствованию.

Целью данной работы является оказание методической помощи воспитателю хореографического отделения

- в выборе методов работы с воспитанниками хореографического отделения
- в организации специальной работы по формированию личности воспитанника

- в развитии творческих способностей воспитанников на хореографическом отделении.

В течение нескольких лет работы воспитателем на хореографическом отделении мной разработана своя система планирования воспитательной работы, которая позволяет  охватить все аспекты психологических и физиологических особенностей воспитанников, а также все сферы общественной жизни хореографического отделения и гимназии, которая способствует  формированию личности учащегося, способной:

  1. усваивать принятые в данном обществе правила поведения, традиции,
  2. устанавливать межличностные отношения в группе, решать конфликты,
  3. оценивать и владеть своими чувствами, управлять собой, способной к самоуважению,
  4. к пониманию, сочувствию, состраданию другому; терпимой по отношению к окружающим,
  5. иметь цель и смысл жизни, уметь получать удовольствие от жизни.

Чтобы лучше узнать вновь поступивших детей воспитателю хореографического отделения необходимо проводить психологическое обследование, оказывать конкретную помощь.

1. Определение понятия «воспитание»

Воспитание подростка есть искусство мотивации у него, нравственного, общественно ценного поведения, культивирование в ребёнке желания «быть хорошим». Это сложнейший, тончайший, невидимый постороннему глазу, а лишь ощущаемый сердцем наставника процесс духовного взаимодействия воспитателя и воспитанника. Воспитание есть передача воспитаннику воспитателем самого себя, собственных ценностей и отношений, своего образа жизни (по мнению Созонова В.П.).

В.П.Сергеев определяет воспитание как процесс целенаправленного формирования  личности, а в современном понимании – это именно процесс эффективного взаимодействия (сотрудничества) воспитателя и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

В современной педагогике широко распространена одна из концепций процесса воспитания, в которой воспитание представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций (дел), каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания есть саморазвивающаяся система, единица которой – развивающая воспитательная ситуация (воспитательное дело). Развиваются не только воспитанники, но и воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление воспитательным процессом строится главным образом на обратных связях, т.е. на той информации, которую воспитатель получает от воспитанников. Чем больше такой информации у воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Таким образом, назначение воспитания – правильно сориентировать формирование личности, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанников.


2. Особенности воспитанника подросткового возраста

2.1. Психофизиологические особенности подростков

 

Подростковый возраст называют переходным, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток – полуребёнок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость ещё не наступила. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка и его анатомо-физиологическое, интеллектуальное, и нравственное развитие, и все виды его деятельности: учебную, трудовую, игровую. В подростковом возрасте серьёзно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики. В подростковом возрасте происходит существенная перестройка всего организма подростка.

Старший подростковый возраст 13-15 лет (возраст учащихся 6-7 классов) связан с половым созреванием, определяемым эндокринными изменениями в организме. Под действием половых гормонов происходит усиление уровня обмена веществ, что интенсифицирует рост и развитие, быстрыми темпами увеличивается длина костей, растет мышечная масса, появляются вторичные половые признаки. Время начала и скорость отмеченных изменений неодинаково у мальчиков и девочек. Кроме того, разные физиологические системы у одного и того же подростка развиваются не одновременно, поэтому, например, может быть снижено кровоснабжение головного мозга, что приводит к усилению процессов торможения, быстрой утомляемости, перепадам настроения, эмоциональной нестабильности, расстройствам сна. У части подростков в начальный период полового созревания также возникают проблемы с запоминанием больших объемов информации.

В этот период идет становление половой идентичности, своей сексуальной роли. Это очень важное обстоятельство, т.к. половое созревание – это стержень, вокруг которого структурируется самосознание подростка. Он начинает осознавать себя не ребенком, а в большей степени взрослым, как бы примеряет на себя взрослые роли, которые ему не дают сыграть. И подростку кажется, что его не понимают, что приводит к психологическим и социальным конфликтам, выходом из которых для подростка может стать поиск среды, в которой «понимают». И поэтому для подростка такой средой может стать разновозрастная группа, в которой могут иметь место негативные и опасные влияния (спиртное, наркотики, курение, нецензурная лексика). Чаще всего, попадая в такую среду, подростки склонны к подражанию и могут попасть или создать криминогенные группы. Сегодня эта неблагоприятная тенденция наблюдается у подростков все чаще (наркомания, венерические болезни, психотропные вещества). Растет подростковая преступность.

Во второй фазе подросткового периода (у девочек 13-15 лет, у мальчиков 15-16 лет) возможны нарушения психического баланса, и у подростков могут проявляться значительная обидчивость, неадекватные реакции на замечания, наблюдаются резкие перепады настроения, проявления негативизма и вспыльчивости. В этот период ухудшается здоровье подростков.

В этот сложный для школьников период роль старших – родителей, педагогов – может быть очень велика, если они помогут подростку найти интересное дело, которое позволит ему реализовать себя, свои представления о собственных возможностях, проявить себя в новом «взрослом» качестве. Интересное самостоятельное дело, адекватное психофизиологическим возможностям подростка, развивает личность, помогает ей увидеть свою жизненную перспективу, соотнести ее с принятыми в обществе идеалами. Таким образом, это дело позволяет подростку самоутвердиться.

Интерес, который проявляют взрослые к занятиям подростка, необходимая помощь в решении каких-то задач создают условия, при которых подросток с пониманием относится к советам старших. Это очень важно для того, чтобы помочь повзрослевшим детям понять, что с ними происходит. Это необходимо, чтобы с интересующими их вопросами подростки обращались в первую очередь к родителям, педагогам, а не искали ответа «на стороне» в нежелательной среде.

Очевидно, что родители и педагоги не могут изменить процесс биологического развития, превратить его в спокойный и плавный. Они могут только создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка. И самое главное, в непринужденной, ненавязчивой форме запрограммировать положительную мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.

Несмотря на то, что организм к 13-15 годам становится половозрелым, говорить о физической, а тем более духовной, идейной, социальной, гражданской зрелости в этом возрасте нельзя. Естественно и нормально появление у подростков в связи с половым созреванием до сих пор незнакомого им и в каком-то смысле неожиданного для них  полового влечения и соответствующих мыслей, чувств, переживаний специфического интереса к противоположному полу, к соответствующему содержанию книг, кинофильмов. Надо добиваться того, чтобы этот интерес не приобретал нездорового характера, не был связан с нежелательными психологическими проявлениями. Здесь очень важно соблюдать правильный распорядок жизни подростка, строгий режим его труда, сна, отдыха и питания, регулярно проводить занятия физкультуры. Очень важно переключить внимание подростков, направить их на иную, интересную и занимательную для них деятельность.

2.2. Социально-психологические особенности подросткового возраста

В возрастной психологии достаточно хорошо изучены психологические особенности данного возраста: критичность в восприятии действительности, желание переделать мир, стремление к правде, избыточная эмоциональность, подверженность различным влияниям из-за неустойчивости ценностных ориентаций, активность, горячность, романтизм, нерешительность. В этом возрасте идет активное формирование фундамента личности, осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающих. Этому возрасту присуща всевозрастающая потребность в идеале, а также желание утвердить себя в социальной реальности. Очень важным является обретение физиологической зрелости и стремление к зрелости социальной.

При изучении динамики и структуры личности подростка Л.С. Выготский установил, что результат всего переходного периода – возникновение личностного самосознания и соответствующего ему нового поведения. В этом же возрасте происходит повышение самоконтроля и саморегуляции.

Одним из важнейших аспектов в этом возрасте является рост интеллектуальных сил учащихся. Так Л.С. Выготский на основе исследований делает вывод о том, что подросток этого возраста совершает важнейший переломный шаг на пути интеллектуального развития, «он переходит от комплексного мышления к мышлению в понятиях», которое выступает для подростка как «новая форма интеллектуальной деятельности, новый способ поведения, новый интеллектуальный механизм». Именно благодаря этому под влиянием мышления «закладываются основы личности и мировоззрения подростка».

В старшем подростковом возрасте  дети задумываются над вопросами, которые волнуют взрослых, обсуждают и ищут на них ответы. И в первую очередь морально-нравственные вопросы. Именно в подростковом  возрасте у детей  идёт активный процесс формирования системы ценностей. Они думают кем быть и нравственно каким быть. Оба эти процесса идут параллельно и взаимосвязано.

Социологи отмечают, что социальная зрелость современных подростков наступает значительно позже, чем в прошлые годы.

Таким образом, социальной особенностью данной возрастной группы является примерка подростком себя под взрослую жизнь, формирование ценностных ориентаций, жизненных целей и планов.

Один из важнейших моментов в развитии личности подростка – формирование самосознания, самооценки, возникновение потребности в самовоспитании. Этому предшествует период, когда объектом интереса и познания становится другой человек, его внутренний мир, поведение, способности. Стремление к познанию качеств личности людей вызывает интерес  и к себе, потребность сравнивать себя с другими, оценить себя, разобраться в своих мыслях и чувствах. Так у подростка формируется представление о собственной личности (Дубровина И.В., Круглова Б.С, с.35).

В старшем подростковом возрасте возникает потребность понять самого себя и быть на уровне собственных требований к себе. На основе этой потребности развивается стремление к самовоспитанию, к формированию  у себя положительных качеств личности, к преодолению отрицательных черт, недостатков.


3. Описание опыта работы воспитателя гпд

Воспитатель группы продленного дня создает все необходимые условия для режима, контролирует посещаемость и успеваемость воспитанников, организует их питание в гимназии. Приобщает детей к труду, к общественной работе, организует экскурсии, походы, традиционные праздники, встречи, дискотеки. Интересуется успехами  воспитанников и создает тёплую атмосферу доверия и уважения. Проводит беседы, дает рекомендации детям по различным проблемам. Помогает в выборе будущей профессии, воспитывает чувство ответственности, устраняет непорядки…

Важную роль в воспитательном процессе играет социально-психологический климат, созданный в группе. В структуру социально-психологического климата входят:

  1. отношение членов группы к Человеку
  2. отношение к выполняемому делу
  3. отношение к группе в целом
  4. отношение к самому себе
  5. отношение к событиям, происходящим в группе
  6. отношение к воспитателю
  7. отношение к социальным ценностям
  8. отношения частного характера и др.

В зависимости от  характера складывающихся в группе отношений можно говорить о благоприятном, т.е. стимулирующем, способствующем продуктивной совместной деятельности и развитию каждой личности климате. Благоприятным является тот климат, при котором личность чувствует себя «защищённой», «принятой» группой, имеет возможность и стремление положительно проявить своё «Я», активно вступает в деятельность и общение и, следовательно, интенсивно развивается. Благоприятный климат в группе заключается в постоянном создании и возобновлении той атмосферы, которая по своему содержанию соответствует цели воспитания. (Н.Е. Щуркова, с.98-99).

Воспитателю необходимо создавать ситуацию успеха. Проживая ситуацию успеха, ребёнок обретает достоинство, ибо в признании его человеческих мотивов и индивидуальных  качеств он обнаруживает и то, что он стоит на определённом уровне, и то, что он стоит как человек. К тому же ситуация успеха  порождает удовлетворённость жизнью на данный момент, а это и есть не что иное, как счастье в одной его разновидности. Доброжелательность окружающих является первейшим условием создания ситуации успеха: расположенность вокруг сидящих, улыбки, дружеские подбадривания, ожидания исполнения и интерес к будущему результату. Всё это снимает психологическую зажатость, уменьшает страх перед неудачей, инициирует активность субъекта (Н. Е. Щуркова, с.110).

Для создания ситуации успеха необходимо постоянно говорить воспитанникам об их успехе. Например, не всем учащимся 5 класса нравятся занятия по ИЗО, от них частенько можно услышать: «Опять это ИЗО! Надоело!..». В этой ситуации крайне необходимо создать условия для повышения мотивации: хвалить за работу, пусть даже не совсем хорошо получившуюся, говорить: «Мне очень нравится, это здорово, я бы и так не смогла нарисовать» или «Многие и так не умеют, а ты же еще учишься». В результате ребята перестают бояться, стесняться показывать свои работы. Если работа по ИЗО нравится им самим, можно вывешивать их в группе. Более удачные посылать на конкурсы, выставки детского творчества, в которых участвуют не только дети с художественной подготовкой. Для формирования художественного вкуса, чувства прекрасного можно посещать Национальную галерею, выставочные залы.

Есть воспитанники, которым не нравится посещать уроки музыки, играть на фортепиано. Они говорят: «Фортепиано – это не для меня», «Я никогда не научусь на нем играть», «У меня плохой учитель, который не может меня научить». Но это не значит, что ребенок ничего не знает, ничему не научился, как правило, такое отношение возникает тогда, когда ребенок столкнулся с первыми трудностями, а педагог его не поддержал, не помог. И здесь поддержка и похвала хотя бы одного взрослого очень много значат для ребенка. Остаться с ним наедине, поговорить о том, что именно не получается, попросить показать, чему уже научился, что умеет играть… «Тебя учит очень хороший педагог. У  тебя всё получится. Подожди. Наберись терпения. Ведь и дом не сразу строится, его строят по частям: вначале ставится фундамент, потом поднимаются стены. Так и ты будешь расти постепенно, изучая музыкальную грамоту. Великие музыканты не сразу стали известными, они тоже учились музыкальной грамоте. Чтобы добиться успеха, надо терпеливо и усердно заниматься, и тогда всё получится». После такого внимания и бесед дети с удовольствием занимаются, успешны на экзаменах.

Особенности самосознания подростков заключаются в том, что они ещё не умеют анализировать свои поступки, свой успех и неудачи. Поэтому каждый неуспех у подростка-хореографа часто вызывает чувство неуверенности в себе и своих силах, возможностях и способностях. Этим объясняется повышенная чувствительность к тому, как к нему относятся взрослые. Выражение обидчивости закономерно, если взрослый груб, резок. Всё это усугубляет неуспех ребенка и порождает нежелание идти на урок.

Такие ситуации нередки и могут случиться с учащимся любого отделения. Так получилось с одним ребёнком из группы продленного дня хореографического отделения. Поступила девочка в 5 класс. Через неделю занятий классическим танцем забегает в группу и сильно плачет. После того, как ребенок был обнят, успокоен, выяснилось, что у неё ничего не получается, ничего не выходит, что хочет уйти из гимназии, боится учителя по танцам, которая груба, резка, кричит… «Я больше не могу это терпеть!»

Основное чувство, испытываемое ребенком в этот момент, - страх, поэтому необходимо использовать приём «снятия страха». Говорить, что ничего здесь страшного нет, бесполезно, ведь ребенок боится. А вот попытаться опредметить этот страх необходимо: в какой момент, когда, на что именно появилось это чувство страха и обиды. Как правило, когда преподаватель  просит повторить те или иные движения несколько раз, правильно поставить руку, ногу… Детей, у которых получается все и сразу единицы, остальные достигают успеха кропотливым трудом: пробовать, пробовать, и еще раз пробовать. И все обязательно получится! Только, идя на урок, надо чувствовать себя уверенно, ставить перед собой цель «Я смогу! У меня всё получится».

Ребенок должен знать, что учителя и воспитатели уверены, что у него действительно всё получится в танце. Ведь он поступил в гимназию на это отделение, именно его выбрали, а не другого, он выдержал свой первый экзамен при поступлении, а это немаловажно. Его готовят к работе на сцене, это тяжелый, но благодарный труд.

Сейчас девочка успешно учится в 9 классе, ничего не боится, многое у неё получается. Теперь она никогда не жалуется, не говорит об учителе плохо, любит свою будущую профессию. Мне кажется, больше всего на нее повлияли слова: «У тебя непременно получится».

Снятие страха – особая операция, она необходима для каждого ребёнка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи. Поэтому воспитатель непременно говорит что-то подобное: «Это совсем не трудно… Даже если не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ» или же: «Мы же рядом, мы все готовы помочь».

Вечное противоречие воспитательного процесса – это противоречие между биологической природой ребёнка и культурными требованиями общества к нему. Разумеется, это противоречие социума, в котором рождается человек, развивается и в котором ему доводится жить.

Педагогическое требование есть не что иное, как опосредованное звено между  культурными требованиями социума и велениями натуры, развивающейся по природной  программе, заложенной в генотипе человека. Проблема необходимости педагогического требования – одна из наиважнейших. Даже дети понимают его роль, они зачастую говорят: «Вы с нами построже». Ибо, чувствуя в себе силы для освоения культурных достижений и восхождения на высоты человеческого развития, они ищут помощи у взрослых, которые должны развернуть перед ними уровень современной культурной жизни. Предъявляя педагогическое требование, воспитатель учитывает обстоятельства, в которые поставила детей жизнь.

Приведу такой пример. На хореографическое отделение поступил мальчик, которого до школы сильно баловали. Он был единственным ребенком в семье. Его считали маленьким, у него не было никаких обязанностей, он ничего не делал по дому, не умел, да и не хотел. Дома от него требовали только отличной и хорошей учёбы. В группе он не здоровался с ребятами, пинал дверь ногами, пачкал столы и стулья, ножиком резал шкафы и тумбочки. С ним часто приходилось индивидуально беседовать, говорить о том, что так делать нельзя, мы должны беречь школьное имущество. Благодаря совместным с ребятами выходам на уборку территории, генеральным уборкам, этот мальчик постепенно приучился к труду. Он стал более ответственным, у него стало много получаться, он перестал хамить, не забывал здороваться. В беседе с воспитателем отец признался в том, что недостаточно хорошо знает своего сына, мало занимался им и многое упустил в воспитании. Теперь он стал интересоваться всеми делами и успехами сына, его товарищей, группы, класса. А это ребёнку очень нравилось и пошло на пользу.

Не корить детей следует за то, что они вне культуры («Какие вы невоспитанные»), а понять их положение и присоединиться к их состоянию. Парадигма такого присоединения «Я вас понимаю», «Я сознаю, что выполнить нелегко, и многие затрудняются…», «На вашем месте не всякому удаётся…».

«Требование должно быть доведено до своего логического конца» (А.С. Макаренко). Выдвинутое раз, оно реализуется немедленно – иначе не надо было его выдвигать. Воспитатель держит в поле своего доброго и заботливого внимания всех детей, с которыми он работает. И ожидает исполнения выдвинутого им требования, что становится одним из условий продолжения совместной работы.

Педагогическое требование должно быть инструктивным, то есть, сопровождаться пояснением способа выполнения предложенного. Если инструкция преподана удачно, то успешен и результат исполненного детьми. Удовлетворение закрепляет положительное отношение к требуемой норме, но одновременно формирует и доверие к воспитателю, умеющему удачно организовать работу. Формы инструкции могут самые разные: «Начать лучше всего с …», «Сначала,  разумеется, надо…», «Если сделано это так, то…», «Давайте вспомним, как это делают взрослые…».

Индивидуальное своеобразие группы и отдельного ребёнка всегда раскрываются по мере исполнения ими социально значимых норм и степени приучения их к культуре взаимодействия. Воспитатель не может не учитывать жизненный опыт детей и уровень их воспитанности, поэтому педагогическое требование должно быть доступным на каждый данный момент развития ребёнка или группы (Н.Е. Щуркова, с.152).

На хореографическом отделении остро стоит проблема профессионального психологического отбора учащихся. Одной из основных задач воспитателя является сохранение контингента учащихся и сокращение их отсева. Для этого можно использовать беседы, в первую очередь с воспитанниками, во вторую – с их родителями, обязательно и отдельно со старшими воспитанниками группы.

Вначале с профилактической целью нужно провести беседы со всеми учащимися группы. При освоении хореографии ребёнок должен знать и запоминать все комбинации, правила их исполнения, быстро и точно реагировать на замечания преподавателя, быть очень музыкальным. А для этого необходимо иметь определённые физические качества. Всего этого можно и нужно добиться только трудолюбием. А эффективность обучения хореографии определяется такими способностями, как мышление, память, внимание и воображение.

Беседуя с родителями, нужно говорить о том, что нет особых тревог для волнения и беспокойства, самое простое решение проблем – это уход из гимназии. Дети и родители беспокоятся по поводу низких отметок по специальным предметам. Они думают о том, что, если поставили «3», значит это плохо. «Когда мы ходили в хореографическую школу, то там было по-другому», - говорят они. В этом случае необходимо объяснить родителям, что в гимназии требования более повышены, немного другая система обучения, иной подход к детям.

Воспитательный контакт с воспитанниками видится во взаимопонимании,  взаимном доверии, взаимосогласии, ведущем к сотрудничеству. Для этого можно использовать различные методы и формы работы: побуждать, убеждать, требовать, беседовать, разъяснять, стимулировать, поощрять, заинтересовывать…

Действенными средствами регулирования и коррекции (выправления) поведения воспитанника являются ОДОБРЕНИЕ и ОСУЖДЕНИЕ, ПООЩРЕНИЕ и НАКАЗАНИЕ. Одобрение и поощрение служат средствами подкрепления и благодаря этому средством закрепления и стимулирования правильных мотивов и правильных форм поведения. Осуждение, порицание и наказание являются средствами торможения, задержки отрицательных побуждений и неправильных форм поведения.

Поощрять школьника следует не только тогда, когда он правильно ведёт себя, но и тогда, когда поведение его ещё неустойчиво, не определилось окончательно. Более того, как раз в таких случаях особенно полезно поощрение. Даже одобрительная улыбка, кивок головой, несколько мягких, подбадривающих слов имеют большое значение. И психологически это понятно: школьник, нащупывающий правильную линию поведения, особенно нуждается в том, чтобы взрослые, авторитетные люди подтвердили ему, что он идёт правильным путём, что его первые шаги заслуживают одобрения. Умело применяемые поощрения, как показывает многолетний опыт, возбуждают энергию, прилив бодрости, стимулируют положительные поступки и действия, за которые  одобряют, они развивают чувство человеческого достоинства, поднимают настроение.

Наказания бывают нужными и полезными. Наказание допустимо, но лучше постараться обойтись без него. Хотя не всегда хорош тот педагог, который не наказывает. Известный педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что в идеале воспитание должно осуществляться без наказаний, без окриков, угроз, без повышения голоса, только человечностью, лаской, добротой.

       


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Детей нужно воспитывать – это известно всем. Однако из принявших на себя эту роль (воспитателя) не все понимают, почему и зачем нужен в такой роли педагог.

Каждому  понятно, что воспитатель в детском саду даёт детям азы нравственности. У ребёнка, посещающего детский сад, расширяется круг общения, он приобщается к  культуре, учится правилам общения с взрослыми, сверстниками, уважению и доброжелательности… Уже с первых лет жизни малыш должен понимать, что можно делать, а чего нельзя. А дальше?.. Нужно ли воспитывать ребенка, обучающегося в школе? Нужен ли для этой цели отдельный педагог? И каково его предназначение в жизни ребенка, его роль?

Воспитатель помогает детям в организации и упорядочении их внутреннего мира.

Воспитатель является другом ребёнка в процессе его роста в целом, помощником  на путь к своей индивидуальности.  

Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям устроить их детскую жизнь, однако не надо забывать, что дети сами подчас не знают, в чём им нужна помощь и поддержка. Как правило, там, где они беспомощны. Поддержка воспитателя необходима в обретении воспитанником уверенности, закреплении всего положительного, что есть в нём, удержании от того, что мешает развитию, в стремлении к самостоятельности.

Безусловно, сияющие глаза воспитателя, доброжелательность, радостная интонация, улыбка говорят о многом. Надо воспитывать чувства детей. Невоспитанность, неразвитость чувств ребёнка приводят к тому, что вырастает убогая, бездушная личность. Умению разделять радость другого надо учить ребёнка с малых лет, ведь ребёнок не всегда способен проникаться радостью другого, быть счастливым от того, что другому хорошо. Важно, чтобы наши дети не были лишь потребителями радостей, предназначенных им, но и сами умели быть творцами радостей для других. «На мой взгляд, высшее мастерство педагога – это умение направить духовные силы ребёнка на творение радости для других людей», - говорил В.А. Сухомлинский (Сухомлинский В.А., с.75-76).

Я считаю, что пока ребёнок находится в гимназии, он должен находиться под опекой воспитателя. Ведь у ребёнка, как и у взрослого, полно проблем, взлётов и падений. И рядом должен быть человек, который всегда выслушает, поймёт, объяснит, даст добрый совет. Я уверена, что воспитатель, как няня, должен непрестанно возиться с детьми. Ребёнок для того и подготавливается к жизни, к самостоятельности воспитателем, чтобы однажды успешно выйти из-под его руководства.


Использованная литература

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 448с.
  2. Баженова И.Н. Педагогический поиск. – М.: Педагогика, 1987. – 544с.
  3. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. – М.: Просвещение, 1981. – 223с.
  4. Григорьева А.Г. Воспитание дисциплины подростков  в семье. – М., 1975. – 120 с.
  5. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.: Просвещение, 1987. – 207с.
  6. Зеньковский В.В. (Протоирей) Фонд «Христианская жизнь». – Клин, 2002. – 222с.
  7. Карклина С.Э. Педагогика продлённого дня. – М.: Просвещение, 1988. – 142с.
  8. Корчак Я. Воспитание личности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1992. – 287с.
  9. Корчак Я. Как любить ребенка: Кн. о воспитании. – М.: Политиздат, 1990. – 493с.
  10. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет. \Под ред. И.В. Дубравиной, Б.С. Кругова. – М.: Педагогика, 1988. – 192с.
  11. Педагогическая диагностика в школе. \Под ред. А. И. Кочетова. – Мн.: Нар. Асвета, 1987. – 223с.
  12. Психология современного подростка. \Под ред. Д. Н. Фельдштейна. – М.: Педагогика, 1987. – 240с.
  13. Сергеева В.П. Классным руководителям в современной школе. – М., 1999. – 187с.
  14. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 160с.
  15. Сухомлинский А.А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1990 – 288с.
  16. Учебно-воспитательная и оздоровительная работа в школах и группах продлённого дня. /Под ред. Г.Г. Манке. – М.: Просвещение, 1988. – 192с.
  17. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001 – 250с.
  18. Щуркова Н.Е., Павлова  Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса занятий в целях создания условий для профессионального самоопределения учащихся 8 классов «Энциклопедия профессий»

Выбор профессии – это вопрос серьезный и ответственный, который рано или поздно приходится решать каждому учащемуся общеобразовательной школы. От того, насколько верно он определит свои возможно...

Проект по созданию условий для профессионального самоопределения старшеклассников «Мой профессиональный выбор»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 168          Проект по созданию условий для  пр...

Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников ДДТ «В поисках призвания».

Цикл занятий по профориентации.Цель:Формирование  у детей стремления к осознанному выбору профессии.Задачи:содействие в определении профессиональных интересов и склонностей;формирование актуально...

Профессиональное самоопределение воспитанника - формирование осознанного выбора ребенком профессиональной деятельности

Под профессиональным самоопределением воспитанников школы – интерната мы понимаем целенаправленную совместную деятельность детей и педагогов, целью которой является формирование осознанного выбора реб...

Создание условий для профессионального самоопределения обучающихся в рамках комплекса "Детский сад - школа - колледж". Методическая разработка спортивного мероприятия "Веселые старты"

Данная разработка может быть использована для организации спортивно-оздоровительной работы с воспитанниками детского сада и учащимися начальных классов Цель: популяризация здорового образа ...

Создание психолого-педагогических условий для профессионального самоопределения выпускников в условиях агрошколы

    В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, ...

Выступление на педагогическом совете школы: «Формирование трудовых компетенций как условие успешного профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната»

Выступление на педагогическом совете школы "Формирование трудовых компетенций как условие успешного профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната"...