«Профилактика социальной исключенности воспитанников с нарушением интеллекта посредством формирования и развития социально-бытовой адаптации в условиях разновозрастной семейной группы».
рабочая программа на тему
Проблема исследования процесса социальной адаптации человека, его формирования и развития является одной из актуальных в настоящее время. Особое место занимают вопросы социальной адаптации у детей с нарушениями интеллекта. В России организована дифференцированная сеть учреждений для помощи детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_sotsialnoy_isklyuchennosti_vospitannikov.docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Профилактика социальной исключенности воспитанников с нарушением интеллекта посредством формирования и развития социально-бытовой адаптации в условиях разновозрастной семейной группы».
Подготовила: Сиваева
Светлана Васильевна
Проблема исследования процесса социальной адаптации человека, его формирования и развития является одной из актуальных в настоящее время. Особое место занимают вопросы социальной адаптации у детей с нарушениями интеллекта. В России организована дифференцированная сеть учреждений для помощи детям.
Одним из таких учреждений является ГБУ ЦССВ «Наш дом» готовит воспитанников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний, умений и навыков, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Понятие «адаптация» используется во многих областях познаниях, как «приспособление». Социальная адаптация личности – это многогранный процесс развития индивидуума, в основе которого лежит активное или пассивное приспособление в обществе. Работа по данной теме начата с сентября месяца 2015 года и предполагается закончить к началу сентября 2016 года.
Цель данной темы: - готовить воспитанников с нарушением интеллекта разновозрастной семейной группы к самостоятельному труду посредством формирования и развития социально-бытовой адаптации.
Задачи: - создать предпосылки социально-бытовой адаптации ребенку в семье в условиях ГБУ ЦССВ «Наш дом»; - овладевать навыками самообслуживания, общения, приспособления к ежедневной жизни людей и стилю жизни в обществе; - дать детям необходимые понятия, определенный объем знаний, умений и навыков с учетом возрастных особенностей каждого.
Этапы работы над темой:
- Диагностический (анализ собственных затруднений, выявление противоречий, обоснование проблем)
- Теоретический (изучение проблем в литературе и др. источниках, накопление материала)
- Практический
- Обобщающий (творческий отчет, подготовка сообщений, написание статьи и т.п.).
Для реализации поставленной цели и задач мы используем программу, которая включает три блока:
- Блок психомоторных и сенсорных процессов;
- Коммуникативный блок;
- Блок элементарных социально-бытовых навыков.
Первый блок состоит из развития навыков моторики, которая способствует ребенку максимально возможно улучшить физическое состояние здоровья, исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, тем самым позволяют ему лучше понять мир, что ведет к приобретению и закреплению санитарно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, передвижения, элементов бытового труда.
Сенсорное воспитание предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира, тем самым обеспечивая ему накопление новых знаний, усвоение новых видов деятельности, адаптацию в новой обстановке, уверенность ребенка в себе и высокий уровень активности.
Второй блок состоит из развития речи, навыков общения и культурного поведения в обществе. Предполагается использование всего многообразия приемов, облегчающих восприятие, побуждающих воспитанников к оречевлению того, что они видят. В качестве обучения создаются ситуации, происходящие в их реальной жизни и входящие в круг детских интересов, например : «Улица и мы», «Разговор в транспорте» и т.д.. Для развития экспрессивной речи служат сюжетные картинки для составления рассказов и диалогов.
Дальнейшее развитие речи, навыков общения и культурного поведения в общении с людьми направлена на вступление в общение (уметь и знать как начать разговор с человеком, человеком занятым или разговаривающим с другими), поддержку и завершения общения. Динамическая игра-драматизация побуждает воспитанников обращать внимание не только на речь, но и регулировать собственное поведение (уважение, соблюдение правил и требований речевого этикета).
Третий блок состоит из формирования и развития социально-бытовой адаптации в условиях семейной группы и вне. Необходимо учить воспитанников наблюдать за деятельностью окружающих их взрослых: как педагог (мама) моет посуду, убирает квартиру, готовит пищу. Нужно привлекать их к выполнению поручений, просить о помощи в работе.
Детям с нарушением интеллекта необходимо умение существовать в социуме, находить свое место в нем, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Как правило, первично социализация осуществляется в семье, которая является проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев.
В процессе формирования и развития личности ребенка с нарушением интеллекта происходит по мере достижения воспитанником ряд целей, которые объективно встают перед ним на каждом возрастном этапе и с учетом индивидуальных особенностей.
МОСКВА 2016 ГОД
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы реализации индивидуального подхода в обучении воспитанников с нарушениями интеллекта в условиях Вяземской спец (корр) школы VIII вида
В данной работе представлены коррекционно-педагогические методы и приемы реализации рабочих программы по технологии (швейное дело)....
Содержание и методы работы по формированию и развитию социально-бытовой адаптации в условиях разновозрастной семейной группы.
Преодолеть социальные последствия дефекта ребенка с нарушением интеллекта, а также добиться его социальной адаптации можно лишь своевременно подготавливая его к активному и посильному уча...
Педагогический аспект формирования жизненных компетенций у старшеклассников с нарушениями интеллекта в процессе изучения курса «Социально-бытовая ориентировка»
Одним из предметов, на котором решаются социальные задачи и вопросы жизненной компетенции, является социально-бытовая ориентировка. Эти специальные коррекционные занятия, направленны на практическую п...
Доклад на тему "Социально-бытовая ориентировка умственно отсталых детей посредством обучения решению задач с предметно-практическим содержанием"
В материале представлены варианты использования задач на уроках при обучении умственно отсталых учащихся. Основная цель обучения решению задач с предметно-практическим содержанием - социальная адаптац...
Эколого-валеологическое сопровождение коррекционно-воспитательной деятельности воспитанников с нарушением интеллекта в условиях детского дома-интерната
ГБУ "Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" курганской обалсти является стационарным учреждением социальной защиты, в котором проживают воспитанникии от 4 до 23 лет....
Альбом "Социальные истории" как метод формирования и развития социально-бытовых навыков, жизненных компетенций, рефлексии своей деятельности и профилактики нежелательного поведения для детей с РАС
Альбом "Социальных историй" как метод формирования и развития социально-бытовых навыков, жизненных компетенций, развития рефлексии своей деятельности и профилактика нежелательного поведения,...
« Социализация воспитанников с нарушением интеллекта через формирование нравственных качеств в условиях школы - интернат».
laquo; Социализация воспитанников с нарушением интеллекта через формирование нравственных качеств в условиях школы - интернат»....