Программа наставничества
материал
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
«УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ»
на 2022-2024 учебные годы
Составитель:
Мустафаев Р.О.
Срок реализации: 2 года
2022 г.
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:
- новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;
- различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;
- необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.
Одной из актуальных проблем современной школы является недостаток молодых квалифицированных кадров. Многие выпускники педагогических вузов зачастую не идут работать в школу, обучаются в них лишь для получения диплома о высшем образовании. Многие молодые специалисты, столкнувшись с реальностью школьной жизни, вскоре уходят из школы, избирая иной профессиональный путь.
Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности. Программа
«Наставничество» призвана помочь становлению молодого педагога и закреплению его в образовательной организации.
Актуальность
Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Программа «Наставничество» предусматривает организацию системной работы учителя- наставника с целью помощи молодому учителю в процессе его профессионального становления. В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Молодому специалисту необходима постоянная помощь опытных коллег, наставников. Школьное наставничество предусматривает
систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.
Наставничество - одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера.
Наставничество в образовании - форма индивидуального обучения и воспитания молодого педагога в одной из сложных областей интеллектуально- эмоционального творчества. При осуществлении наставничества теоретический курс сведен к минимуму, акцент ставится на формирование практических умений и навыков планирования и организации учебной деятельности.
Основные принципы организации наставничества:
- добровольности и целеустремленности работы наставника;
- морально-психологической контактируемости наставника и подшефного;
- личной примерности наставника;
- доброжелательности и взаимного уважения;
- уважительного отношения к мнению подшефного;
- согласованности содержания работы наставника по профессиональному становлению подшефного с содержанием календарно-тематического плана по предмету и плану работы структурного подразделения;
- направленности плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление подшефного.
Параметры реализации программы
Программа «Наставничество» должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:
- вхождение в профессиональное образовательное пространство,
- профессиональное самоопределение,
- творческая самореализация,
- проектирование профессиональной карьеры,
- вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.
- самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
- Общие положения
Цель программы: организация наставничества с целью оказания помощи молодому учителю в профессиональном становлении; оказание помощи молодому специалисту в его профессиональном становлении и создание условий для самореализации и приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.
Задачи программы:
- обеспечение условий для быстрой и эффективной адаптации молодого учителя, привить интерес к педагогической деятельности и закрепить учителей в образовательном учреждении;
- создание атмосферу поддержки в педагогическом коллективе;
- оказание методической и практической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно–воспитательной деятельности, в планировании и организации учебной деятельности;
- Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
- Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании и профессиональном самосовершенствовании.
- Осуществляя руководство молодыми специалистами, наставник выполняет следующие функции:
- планирование деятельности молодого специалиста (определяет методику обучения молодого специалиста, вместе с ним формирует план профессиональных становлений);
- консультирование молодого специалиста (знакомит с нормативными документами по организации учебно-воспитательного процесса, с гигиеническими требованиями к условиям обучения обучающихся; совместно разрабатывает рабочие программы и другие учебно-методических документов по предмету;
- оказание всесторонней помощи молодому специалисту в решении возникающих в процессе работы проблем;
- посещение занятий вместе с молодым специалистом у опытных педагогов и педагогов-новаторов, а затем анализирует их.
Основные принципы:
- Принцип уважения и доверия к человеку.
- Принцип целостности.
- Принцип сотрудничества.
- Принцип индивидуализации.
Основные направления работы:
1.Работа с документацией.
2.Планирование и организация работы по предмету.
3.Планирование и организация воспитательной работы.
4.Работа по самообразованию.
5.Психолого-педагогическая поддержка.
6. Руководство и контроль за деятельностью молодого специалиста.
Виды деятельности в работе с молодым специалистом:
- Повышение научной, теоретической и психолого-педагогической подготовки молодого специалиста;
- Глубокое изучение и освоение молодым специалистом рабочих учебных программ по предмету, требований к современному уроку, научной и методической литературы по школьным предметам;
- Овладение молодым специалистом комплексным подходом к воспитательной работе; ознакомление, овладение методикой воспитывающего обучения; освоение современных требований к внеурочной работе по предмету;
- Изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности.
Наставник сопровождает и оказывает методическую помощь молодому специалисту.
Обязанности наставника:
1.Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.
2.Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления с учётом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету.
3.Изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения.
4.Знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных кабинетов, классов, служебных и бытовых помещений.
5.Вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, правилами внутреннего распорядка, охраны труда и техники безопасности).
6.Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий; давать конкретные задания с определённым сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.
7.Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.
8.Личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.
9.Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда.
10.Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчёт по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Обязанности молодого специалиста:
1.Изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности.
2.Выполнять план профессионального становления в установленные сроки.
3.Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.
4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.
5.Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.
6. Периодически представлять информацию о результатах своей педагогической деятельности наставнику и руководителю школьного методического объединения.
План работы наставника и молодого педагога
Планируемые мероприятия | Содержание | Срок исполнения |
Изучение нормативных документов | Требования ФГОС к планированию учебного материала Знакомство с электронными пакетами документов для учителей предметников, классных руководителей | Сентябрь |
Индивидуальная беседа: | Психолого – педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся; | |
Практическая деятельность: | Требования к поурочному плану по предмету. | |
Обмен мнениями по теме «Факторы, которые влияют на качество преподавания»; Разработка индивидуального плана профессионального становления | ||
Практическая деятельность: | Работа со школьной документацией; Обучение составлению отчетности по окончанию четверти; | Октябрь Ноябрь |
Практикум | Разработка олимпиадных заданий. Цель: научить молодого специалиста грамотно составлять олимпиадные задания. Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету. | Октябрь |
Практикум: | Инструктаж; Изучение памяток «Советы молодому педагогу при подготовке к уроку», «Правила, обеспечивающие успешное проведение урока» Классификация ошибок, допускаемых начинающим учителем | Сентябрь Октябрь Ноябрь |
Изучение положения о текущем и итоговом контроле за знаниями учащихся; | ||
Участие в работе МО | Знакомство с опытом работы учителей среднего и старшего звена в школе | |
Обмен опытом | Посещение уроков коллег | |
Занятие | Современный урок и его организация; Методические рекомендации «Анализ и самоанализ урока» | |
Практикум: | Домашнее задание: как, сколько, когда; | |
Ролевая игра: | Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё. Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее) | Декабрь |
Практикум | Методическая помощь в организации работы по теме самообразования | Декабрь |
Беседа: | Виды контроля, их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала; | Сентябрь |
Практическое занятие: | Введение в активные методы обучения (превращение модели в игру); | Январь |
Беседа | Собеседование «Знакомство с новинками педагогической, психологической и методической литературы» | Январь |
Участие молодого специалиста в заседании в МО | Выступление по теме самообразования; | Декабрь |
Обмен опытом | Посещение уроков коллег | |
Беседа | Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся. Индивидуальный подход в организации учебной деятельности; | Февраль Март |
Обмен опытом | Круглый стол «Использование активных методов и приемов на уроке» | Февраль |
Тренинг: | «Учусь строить отношения»; Анализ педагогических ситуаций; Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций; | Март |
Обмен опытом | Посещение молодым специалистом уроков учителя - наставника; | |
Практикум | «Психологические требования к уроку», «Использование нестандартных форм работы в образовательном процессе» | |
Обмен опытом | Посещение уроков, мероприятий, классных часов, праздников у опытных учителей школы; Посещение уроков молодого учителя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи; Круглый стол «Творческий поиск молодых специалистов» | Апрель |
Практикум: | «Современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе. Использование элементов проектной технологии»; | Апрель |
Выступление молодого специалиста на МО. | Методическая выставка достижений учителя; | Май |
Анкетирование: | Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе; | Май |
Анкетирование: | Оценка собственного квалификационного уровня молодым учителем и педагогом наставником; | |
Анализ процесса адаптации молодого специалиста: | индивидуальное собеседование по выявлению сильных и слабых сторон в подготовке молодого специалиста к педагогической деятельности, выявление склонностей и личных интересов. | |
Помощь в оформлении итоговой документации |
Критерии оценивания педагогической деятельности молодого специалиста учителем-наставником.
1.Теоретическая готовность к практике преподавания:
1) Уровень теоретической подготовки по предметам;
2)Умение использовать на уроке результаты современных исследований в области преподаваемых предметов.
2.Методическая готовность к практике преподавания:
1) Умение самостоятельно составлять план и конспект урока;
2) Умение вызвать у учащихся интерес к теме урока, к изучаемой проблеме;
3) Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала учащимися;
4) Умение объективно оценивать ответы обучающихся;
5) Умение применять разнообразные методы и приёмы изложения нового материала;
6) Умение использовать современные педагогические технологии;
7) Умение поддерживать обратную связь с учащимися в течение всего урока;
8) Умение организовать творческую самостоятельную работу учащихся на уроке;
9) умение стимулировать учащихся к выполнению домашнего задания.
3.Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности:
1)Умение анализировать свою педагогическую деятельность;
2) Умение свободно общаться на уроке;
3) Владеть вербальными и невербальными средствами общения;
4) Наличие чувства уверенности в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая поддержка молодого специалиста в рамках реализации программы наставничества по модели "учитель-учитель"
Архивная папка содержит статью об использовании языкового портфеля и папку для учащихся - языковой портфель. материал может быть распечатан как на цветном, так и на чёрно-белом принтере....
Программа наставничества
Программа«Наставник молодого педагога»...
Программа "Наставничество"
Программа "Наставничество 2015-2016 уч.год....
Программа "Наставничество"
Программа разработана для осуществления деятельности в рамках целевого постоянно действующего семинара "Наставничество" под моим руководством...
Программа наставничества
Программа наставничества молодых специалистов...
Программа наставничества
Данный план использууется при работе наставника с молодым специалистом....
Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год
Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год...