Рабочая программа «Развитие русской культуры с Х по ХlХ век»
рабочая программа (10 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Развитие русской культуры с Х по ХlХ век» для 10 -11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_russkoy_kultury_s_h_po_hlh_vek.docx | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п. КАЛИНОВО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по истории, МХК
(духовно-нравственного направления)
«Развитие русской культуры с Х по ХlХ век»
Автор программы:
Баранова Галина Александровна, учитель истории 1 кв. кат
2024
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Развитие русской культуры с Х по ХlХ век» основана на концепции, согласно которой высокий духовно-нравственный потенциал русского искусства позволяет рассматривать отечественную художественную традицию как ведущую в культурологическом образовании учащихся общеобразовательных учреждений.
Элективный курс имеет интегрированный характер, включающий в себя сведения о разных видах искусств и литературы.
В основу элективного курса положена история культуры и искусства России со времени зарождения славянской нации по конец XX века.
Цель элективного курса: формирование у учащихся представления о русской художественной культуре как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы.
Задачи элективного курса:
- Показать русскую художественную культуру как целостность, вобравшую исторический опыт русского народа, его миропонимание и отразившую русский национальный менталитет.
- Дать представление об истоках и основных этапах исторического развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями европейской и мировой культуры.
- На материале конкретных произведений литературы, живописи, музыки, зодчества, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления великих русским мастеров.
Формы организации учебной деятельности: лекции, практикумы, беседы, сюжетно - ролевые игры.
Предназначение программы
Материал элективного курса рассчитан на учащихся 10-11 классов. 70 часов.
Содержание элективного курса разработано с учетом Государственного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура», касающейся изучения истории художественной культуры России, произведений искусства великих русских мастеров.
Основные функции элективного курса
Элективный курс может выполнять три основные функции:
- выступать в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса;
- развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;
- быть направленным на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека как бы выходящих за рамки выбранного ими профиля.
Актуальность элективного курса определяется тем, что в современных педагогических теориях все большее значение приобретают идеи гуманизации содержания гражданского образования и воспитания. Это получает подтверждение на практике: в общеобразовательных школах широко развиваются учебные предметы, связанные с гуманитарной областью знаний.
Новизна программы
Эвристическая направленность на формирование художественной культуры учащихся как части культуры духовной, приобщение школьников к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество учащихся и освоение художественного опыта прошлого.
Обучение по курсу " Духовная культура Урала” безотметочное.
Основные умения и навыки учащихся
Учащиеся должны знать:
- основные эпохи в развитии русской художественной культуры
- основные стили и направления в русской художественной культуре
- роль древнерусского искусства для современности
- роль и место русского классического наследия в художественной культуре современности
- выдающиеся памятники русского искусства и культуры
- основные понятия, определения, термины, связанные с историей русской художественной культуры.
Учащиеся должны уметь:
- отличать и анализировать произведения русской художественной культуры
- давать самостоятельную оценку произведений искусства, характерных для различных эпох и стилей
- объяснить роль и значение русской художественной культуры для духовного развития современного человека
- пользоваться словарной и справочной литературой по искусству, художественными произведениями, анализировать и интерпретировать текст.
Содержание программы элективного курса
Введение
"Дуща народа - душа России".
Цели и задачи элективного курса "Духовная культура славян ". Русская художественная культура от Древней Руси до современности"
Раздел I. Русская старина
"Там русский дух, там Русью пахнет".
Искусство восточных славян. Принятие христианства. Искусство Киевской Руси. Азбука архитектуры. Древнерусское каменное и деревянное зодчество. Основные черты древнерусской архитектуры. Золотое кольцо России. Древние русские монастыри. Искусство Москвы. Древнерусская живопись. Письменность и книгопечатание. Первые школы. Колокольные звоны- составная часть духовной российской культуры. Города, Малые города. Городища (детинец, кремль). Оборонительное строительство.
Раздел II. Художественный мир русских народных праздников.
"Златые страницы календаря".
Русские народные праздники, традиции, обычаи, обряды.Скоморохи. Понятие "праздник".Связь календарных народных праздников в Древней Руси со сменой времен года. Самобытность праздников. Русские народные праздники, традиции, обычаи и обряды в наши дни.Боевая культура славян.
Раздел III. Русское народное декоративно- прикладное искусство.
"Живое дерево ремесел".
Русские народные промыслы. Виды декоративно-прикладного искусства. Искусство стилизации и манера мастера. Дымковская игрушка, скопинская керамика, хохломская и городецкая росписи по дереву, роспись по металлу (жостовские подносы), искусство Гжели. Изделия из кости. Тканые изделия из природных материалов. Шитье. Вологодское кружево. Искусство Палеха (искусство лаковой миниатюры). Загорская и семеновская матрешки. Оружейники. Ювелирное искусство. Резьба. Стеклодувы.
Раздел IV. Искусство и культура эпохи Просвещения
"Век разума".
Искусство Петровской эпохи. Архитектура, скульптура, живопись. Пригороды Санкт-Петербурга. Петропавловская крепость" Исаакиевский собор. Невский проспект. Русский классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга: Летний сад, Александро-Невская лавра. Выдающиеся русские портретисты - Рокотов, Никитин, Матвеев, Боровиковский, Левицкий, Аргунов.
Раздел V. Искусство и культура XIX-XX веков.
"Время надежды, пробуждения и перемен".
"Золотой век" надежды и пробуждения в русской художественной культуре. Великие русские художники XIX-XX вв.. Законы "чистого искусства". Художники-передвижники. Жанровое разнообразие изобразительного искусства XIX-XX вв. Великий русский художник В.И. Суриков. Русское музыкальное искусство. "Могучая кучка". Вершинные произведения русского музыкального и изобразительного искусства. История русского театра "Три века русской сцены". Театр Петрушки. Федор Волков - основатель первого русского театра. Крепостной театр. Реформаторы русской сцены - К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко. Традиции русского театра в Европе. Великие русские актеры: Мария Ермолаева, М.Щепкин, Мочалов, династия Садовских и др
Учебно-тематический план
№ урока | Количество часов | Тема урока |
1 | 2 | 3 |
1 | 1 | Введение. Цели и задачи элективного курса. Содержание программы. |
2-4 | 3 | Искусство восточных славян. Религия. |
5-8 | 4 | Русская старина. Искусство Киевской Руси. Принятие христианства . Азбука архитектуры. Терема.2 типа построек в жилищном строительстве. |
9-10 | 2 | Русское каменное зодчество. Особенности древнерусской архитектурыIX-XVвв. |
11-13 | 3 | Золотое кольцо России. Древние русские монастыри. Древнерусские города, малые города. Городища (детинец, кремль). Оборонительное строительство. |
14-15 | 2 | Искусство Москвы. "Город чудный, город древний" |
16-17 | 2 | Колокольные звоны- составная часть духовной Российской культуры" |
18-21 | 4 | "Книга для неграмотных". Русская икона- одна из самых высоких вершин мировой культуры, величайшее духовное достояние русского народа. Древнерусская живопись. Художники Древней Руси. Виды письменности. Книгопечатанье. |
22-26 | 5 | Русские народные традиции, праздники, обычаи и обряды. Скоморохи. Символ прялки. Посиделки. Этнографическое творчество русского народа. Боевая культура славян. |
27 | 1 | История возникновения казачества. Порядки. Обычаи. Традиции |
28-33 | 6 | «Живое дерево ремесел». Декоративно-прикладное искусство. Русские народные промыслы. Дымковская игрушка, скопинская керамика, хохломская и городецкая росписи по дереву, роспись по металлу (жостовские подносы), искусство Гжели. Изделия из кости. Тканые изделия из природных материалов. Шитье. Вологодское кружево. Искусство Палеха (искусство лаковой миниатюры). Загорская и семеновская матрешки. Оружейники. Ювелирное искусство.Резьба. Стеклодувы |
34-35 | 2 | Итоговое занятие: «Русская старина» |
36-37 | 2 | Семья на Руси. Семья и община. Отношение к миру и отношение к Миру. |
38-39 | 2 | Домострой. |
40-41 | 2 | Культура Руси в условиях образования и развития единого государства (исихазм- Сергий Радонежский), ереси, нестяжатели, иосифляне. Патриарх Никон. |
42-44 | 3 | Искусство и культура эпохи Просвещения. 18 век. Искусство и культура Петровской эпохи. Архитектура. Пригороды Санкт-Петербурга. Петропавловская крепость. Невский проспект. |
45-46 | 2 | Типы русских народных инструментов. |
47-48 | 2 | Выдающиеся русские портретисты 18 века - Рокотов, Боровиковский, Никитин, Левицкий. Станковое искусство. Искусство портрета. Памятник Петру I - "Медный всадник" |
49-52 | 4 | Искусство и культура XIX века, "Века надежды и пробуждения". Великие русские художники XIX века. Художники передвижники. Жанровое разнообразие изобразительного искусства XIX века. Былинные богатыри в творчестве мастеров. |
53 | 1 | Философия славянофилов. |
54-55 | 2 | "Мыслю народа как личность". Творчество Василия Ивановича Сурикова. |
56-60 | 5 | «Музыка - душа народа».Партесное и знаменное пение. Творчество великих русских композиторов 19 века: БоровиковскийМ.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского – «Могучая кучка». |
61 | 1 | Федор Иванович Тютчев – поэт – славянин. |
62-64 | 3 | "Театр уж полон..." История русского театрального искусства. Ф.Г. Волков. Знаменитые актеры. Театр на Урале. |
65 - 66 | 2 | Моя малая Родина. Экскурсия |
67-69 | 3 | "Путь, длиной в века..." Заключительные занятия. Что? Где? Когда? |
70 | 1 | Итоговый контроль знаний, умений и навыков учащихся. |
Литература
- Энциклопедический словарь юного художника. – М.: «Просвещение», 1987.
- Энциклопедический словарь юного историка. – РА: «Просвещение», 1990.
- История русского и советского искусства / под ред. Д.В. Сарабьянова. – М.: Высшая школа, 1989.
- Рапацкая, Д.А., Русское искусство XVIII века. (Рассвет на Неве). – М.: 1995.
- Барская, Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М.: «Просвещение», 1993.
- Юдин В., Дни величальные. Страницы народного христианского календаря. – Саратов; Приволжское книжное издательство, 1992.
- Кузнецова, Э.В., Исторический и батальный жанр. – М.: «Просвещение», 1992.
- Розенвассер, В.Б. Беседы об искусстве. – М.: «Просвещение», 1979.
- Рябцев, Ю.С. История русской культуры: рабочая тетрадь: 2 ч, -М.: Валдос, 2001.
- Беседы о живописи в школе. Искусство.- М.: 1996.
- Русская культура. В помощь школьнику. – М.: Конвес, 1997.
- Газета «Искусство» с 1996 г, приложение к газете «Первое сентября»
- Рапацкая, Л.А. Русская художественная культура, X-XI классы. Программа для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2003.
- Русская художественная культура: учебник для 10 класса. – М.: «Просвещение», 2002.
- Моров, А.Г. Три века русской сцены. Кн. 1,2. – М.: «Просвещение», 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку и культуре речи для специальности "Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий"
Рабочая программа предназначена для преплдавателей русского языка и культуры речи ССУЗов...
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 6-9 классов " Школа коррекции и развития VIII вида "
Физическое воспитание - неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). Оно направле...
Рабочая программа по русскому языку. Внеурочная деятельность. "Русский язык и культура речи". 9 класс.
Рабочая программа. Внеурочная деятельнсть. "Русский язык и культура речи". 9 класс....
Рабочая программа по русскому языку по адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования для детей с задержкой психического развития
Рабочая программа по русскому языку по адаптированной общеобразовательной программе основного общего образования для детей с задержкой психического развития...
Рабочая программа развития природоохранной и экологической культуры обучающихся «Кладовая природы»
Экологическое воспитание в условиях надомного обучения актуально. Образование и воспитание детей в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с детьми...
Рабочая программа развития природоохранной и экологической культуры обучающихся «Кладовая природы»
Экологическое воспитание в условиях надомного обучения актуально. Образование и воспитание детей в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с детьми...
Рабочая программа развития природоохранной и экологической культуры обучающихся с умственной отсталостью (вариант I) «У природы в гостях"
Цель данной программы – воспитание гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ней относиться по средствам углуб...