рабочая программа по русскому языку и культуре речи для специальности "Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий"
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме
Рабочая программа предназначена для преплдавателей русского языка и культуры речи ССУЗов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ryakr.docx | 56.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ СПО «ФОКИНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Рабочая ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ
русский язык И КУЛЬТУРА РЕЧИ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Наименование специальности
240111 | "Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий" |
Фокино 2012 г.
Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» вводится в соответствии с ФГОС третьего поколения в средних специальных учебных заведениях в качестве вариативной части цикла ОГСЭ – «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» предназначена для изучения русского языка и культуры речи в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основную профессиональную образовательную программу, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по специальности 240111 "Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий"
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» для средних специальных учебных заведений ИПР СПО Минобразования РФ, Москва, 2002г.
Организация разработчик: ГБОУ СПО «Фокинский индустриальный техникум»
Разработчики:
Мартынова Н.А., преподаватель
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Мартынов А.А., преподаватель
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рабочая программа рекомендована предметной (цикловой) комиссией общеобразовательных дисциплин, протокол № 10 от «13» июня 2012 г.
Председатель комиссии _________________ /Мирошкина Н.И./
Утверждена «14» июня 2012г.
Зам. директора по учебной работе ________________ / Васина С.Г. /
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. 4 |
| 7 |
| 16 |
| 18 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык и культура речи
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 240111 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общий гуманитарный и социально-экономический цикл (вариативная часть).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Основные задачи курса:
- совершенствовать речевую культуру, воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи; способствовать полному и осознанному владению системой норм русского литературного языка; обеспечить дальнейшее овладение речевыми навыками и умениями;
- совершенствовать знания студентов о языковых единицах разных уровней и их функционирования речи;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.
В процессе обучения на основе данной программы студенты должны осознать различие между языком и речью, глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий, мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах русского литературного языка. Знать наиболее употребительные выразительные средства русского литературного языка.
Общую важность приобретают анализ и преобразование студентами текстов, самостоятельное построение ими текстов типа повествования, описания, рассуждения с учетом нормативных требований. Основной частью этой работы является совершенствование навыков связной устной речи.
Работа над стилями литературного языка предполагает более основательное ознакомление студентов с особенностями научного, публицистического и официально-делового стилей речи, с жанрами деловой и учебно-научной речи. При этом вполне предпочтительно привлечение в качестве дидактического материала текстов профессионально значимых для студентов данного образовательного учреждения, привлечение профессиональной и социально значимой тематики планируемых сообщений, анализируемых текстов.
Повторяя лексику, словообразование, части речи, студенты будут обращаться к профессиональной лексике, к терминам; повторяя синтаксис – будут обращаться к типичным для данной профессии словосочетаниям, в том числе терминологическим, к синтаксическим структурам, наиболее типичным для текстов по данной специальности. При анализе, например, лексики конкретного научного текста или официального документа важно не только выявить ее в тексте, не только привлечь внимание студентов к словосочетаниям, характерным для данного жанра, для данной тематики научных текстов, но и представить возможные пути реализации этих знаний в речевой практике.
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков осуществляется одновременно с работой над текстом, стилями речи, речевыми жанрами на том же дидактическом материале.
В результате освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» обучающийся должен:
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- создавать тексты в устной и письменной форме, различать элементы нормированной и ненормированной речи, редактировать собственные тексты и тексты других авторов.
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
1.4. Предусмотренное количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 84 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов;
самостоятельной работы обучающегося 28 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык и культура речи»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 84 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 56 |
в том числе: | |
лекционные занятия | 28 |
практические занятия | 28 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 28 |
в том числе: | |
работа с учебником | 12 |
ответы на контрольные вопросы | 3 |
работа со словарями, справочниками | 4 |
лингвистический анализ текста | 5 |
работа над рефератами | 4 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | 3 | ||
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа. Работа над рефератом «Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов». | 1 | ||
Раздел 1. Язык и речь | 7 | ||
Тема 1.1. Основные единицы языка. Виды речевой деятельности. | Язык и речь. Основные единицы языка. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. | 1 | 2 |
Тема 1.2. Русский литературный язык и языковые нормы. | Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы нормы. Словари русского языка. | 1 | 3 |
Тема 1.3 Основные требования к речи. | Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств). | 1 | 3 |
Практическое занятие. Социальные аспекты культуры речи (обсуждение проблемы с использованием диалогической и монологической форм речи) | 2 | ||
Самостоятельная работа. Работа с учебником. Редактирование текста с учётом основных требований к речи. | 2 | ||
Раздел 2. Фонетика | 10 | ||
Тема 2.1. Фонетические единицы языка. Ударение словесное и логическое. | Звук и фонема. Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи Логическое ударение. | 1 | 3 |
Практическое занятие. Выполнение упражнений по определению ударения в слове. | 2 | ||
Тема 2.2. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения.
| Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических норм и отдельных слов. Использование орфоэпического словаря. Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков. Произношение заимствованных слов. Сценическое произношение и его особенности. | 1 | 3 |
Практическое занятие. Определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю. | 2 | ||
Тема 2.3. Фонетические средства речевой выразительности. | Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Контрольная работа по разделу «Фонетика» | 1 | 2 |
Самостоятельная работа. 1. Работа с учебником -1 час: - составление конспекта по теме «Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация». 2. Ответы на контрольные вопросы по теме: «Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи» -1 час. 3. Работа со словарями, справочниками по теме: «Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов» – 1 час. | 3 | ||
Раздел 3. Лексика и фразеология | 11 | ||
Тема 3.1. Слово в лексической системе языка. | Слово, его лексическое значение. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. | 1 | 3 |
Тема 3.2. Лексика с точки зрения ее употребления. | Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Употребление профессиональной лексики и научных терминов. | 1 | 3 |
Тема 3.3. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. | Лексические и фразеологические единицы русского языка. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. | 2 | 2 |
Практическое занятие. Стилистический анализ текста. | 2 | ||
Тема 3.4. Лексико-фразеологическая норма, ее варианты. | Лексические ошибки и их исправление: тавтология, алогизмы, избыточные слова в тексте. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы. Контрольная работа по разделу «Лексика и фразеология». | 1 | 3 |
Самостоятельная работа. 1. Работа над рефератом «Происхождение, строение и значение фразеологизмов» - 2 час. 2. Словотворчество В. Маяковского, А. Вознесенского. Анализ текстов – 1час. 3.Работа с учебником -1 час: - выполнение упражнений на исправление лексических ошибок в тексте; - выполнение упражнений на исправление ошибок в употреблении фразеологизмов. | 4 | ||
Раздел 4. Словообразование. | 9 | ||
Тема 4.1. Способы словообразования. | Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. | 1 | 2 |
Тема 4.2. Стилистические возможности словообразования. | Практическое занятие. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. | 2 | 2 |
Тема 4.3. Словообразование и орфография. | Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов, терминов | 1 | 3 |
Практическое занятие. Выполнение упражнений на правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -, правописание сложных слов, терминов | 2 | ||
Самостоятельная работа. 1. Работа с учебником -1час: - составление конспекта «Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов». 2. Ответы на контрольные вопросы по теме «Употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи» -1час. | 3 | ||
Раздел 5. Части речи. | 9 | ||
Тема 5.1. Самостоятельные и служебные части речи. | Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии. | 1 | 2 |
Тема 5.2. Нормативное употребление форм слова. | Употребление форм имен существительных, имен прилагательных, числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. Употребление местоимений в речи. Синонимия местоименных форм. Употребление форм глагола в речи. Употребление наречия в речи. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. | 1 | 3 |
Тема 5.3. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова. | Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Употребление причастий и деепричастий в текстах разных стилей. | 1 | 3 |
Практическое занятие. Выявление ошибок на употребление форм слова в указанных текстах. Контрольная работа по разделу «Части речи». | 2 | ||
Самостоятельная работа. 1. Работа со словарями, справочниками – 1 час: - работа со справочной литературой при изучении вопроса «Употребление форм имен существительных, имен прилагательных, числительных в речи». 2. Лингвистический анализ текста - 2 час. 3. Работа с учебником – 1 час: - составление конспекта «Основные выразительные средства морфологии». | 4 | ||
Раздел 6. Синтаксис. | 11 | ||
Тема 6.1. Основные синтаксические единицы. | Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Нормы построения словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. | 1 | 3 |
Тема 6.2. Типы предложений. | Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложение. Актуальное членение предложения. | 1 | 2 |
Тема 6.3. Основные выразительные средства синтаксиса. | Выразительные возможности русского синтаксиса (инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и другие фигуры речи). | 1 | 2 |
Практическое занятие. Определение в тексте фигур речи | 2 | ||
Тема 6.4. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. | Синонимия словосочетаний. Синонимия составных сказуемых. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). | 1 | 3 |
Практическое занятие. Конструирование текста в определенном стиле и жанре с уместным использованием заданных синтаксических структур. Контрольная работа по разделу «Синтаксис» (тестирование). | 2 | ||
Самостоятельная работа. 1. Работа над рефератами: «Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи», «Основные выразительные средства синтаксиса» – 1 час; 2. Работа с учебником – 1 час: - выполнение упражнений на закрепление изученных пунктограмм; 3. Работа со словарями, справочниками при изучении норм построения словосочетаний – 1 час. | 3 | ||
Раздел 7.Нормы русского правописания. | 10 | ||
Тема 7.1. Принципы русской орфографии | Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значений. | 1 | 3 |
Практическое занятие. Орфографический разбор текста. Группировка трудных для написания слов и словосочетаний по орфографическому признаку. | 2 | ||
Тема 7.2. Принципы русской пунктуации | Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование. | 1 | 3 |
Практическое занятие. Пунктуационный разбор текста. Выявление факультативных и альтернативных знаков препинания. | 2 | ||
Тема 7.3. Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности. | Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Контрольная работа. Диктант. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа. 1. Работа с учебником: - выполнение упражнений на закрепление орфограмм и пунктограмм – 2 часа; - редактирование текста с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности – 1 час. | 3 | ||
Раздел 8.Текст. Стили речи. | 14 | ||
Тема 8.1. Текст как произведение речи. | Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования). Описание научное, художественное, деловое | 1 | 3 |
Практическое занятие. Определение типов речи. Написание сочинения – рассуждения на этическую тему | 2 | ||
Тема 8.2. Функциональные стили речи и их особенности. | Функциональные стили литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей. | 2 | 3 |
Практическое занятие. Определение стилей речи. | 2 | ||
Тема 8.3. Жанры деловой и учебно-научной речи. | |||
Практическое занятие. Создание текстов в жанрах учебно-научного и официально-делового стилей речи. Контрольная работа. Определение стиля речи (тестирование) | 2 | ||
Самостоятельная работа. 1. Работа с учебником -1 час: - составление таблицы «Функциональные стили речи». 2. Ответы на контрольные вопросы по теме: «Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение), их особенности» -2 час. 3. Лингвистический анализ текста -1 час. 4. Выявление ошибок, нарушающих стилевое единство текста, нормы его стилистического оформления -1 час. | 5 | ||
ВСЕГО: | 84 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Русский язык и культура речи».
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для обучающихся
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2006.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.
Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.
Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002.
Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002.
Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.
Для преподавателей
Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.
Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.
Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2002.
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.
Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2011.
Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2010.
Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2007.
Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.
Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.
Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004.
Словари
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.
Медиатека
1.Курс русского языка. Электронный репетитор-тренажёр. Программно-методический комплекс для формирования навыков орфографической и пунктуационной грамотности. – М.. «МедиаХауз», 2004.
2. Фраза. Обучающая программа-тренажёр по русскому языку. – М., «Новый Диск», 2004.
3. Семейный наставник. Русский язык. Средняя школа. Программно-методический комплекс. – Минск, «Инис-софт», 2005.
4.Русский язык + Варианты ЕГЭ. – М., «1С: Репетитор», 2011.
Интернет-ресурсы
1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»
2.Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет по русскому языку, культуре речи и литературе. http://ege.edu.ru
3. Филологический портал Philology.ru
4. http://www.pomochnik-vsem.ru
5. http://www.gramma.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач | практические занятия |
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления | практические занятия, устный опрос, тестирование |
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка | практические занятия, контрольная работа |
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях | практические занятия, рефераты
|
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения | практические занятия |
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка | практические занятия, тестирование |
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | практические занятия, диктанты |
создавать тексты в устной и письменной форме, различать элементы нормированной и ненормированной речи, редактировать собственные тексты и тексты других авторов | практические занятия |
Знания: | |
связь языка и истории, культуры русского и других народов | устный и письменный опрос, рефераты |
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи | устный опрос, тестирование |
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь | контрольная работа |
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения | контрольная работа |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
Балл (отметка) | Вербальный аналог | |
90-100 | 5 | Отлично |
80-89 | 4 | Хорошо |
70-79 | 3 | Удовлетворительно |
Менее 70 | 2 | Не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результат освоения учебной дисциплины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дисциплины "Русский язык и культура речи". 2 курс (СПО)
Рабочая программа дисциплины "Русский язык и культура речи" составлена для работы со студентами 2 курса БОУ СПО "ЧУОР (техникум)" Минспорта Чувашии....
Рабочая программа по русскому языку и культуре речи для специальности 060501.51 Сестринское дело
Рабочая программа предназначена для реализации требований ФГОС по специальностям СПО, входящим в состав естественнонаучного профиля профессионального образования укрупненной группы специал...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 080110 « Банковское дело» (базовая подготовка)...
Рабочая программа по русскому языку и культуре речи для 8-9 класс
Рабочая программа по русскому языку и культуре речи для 8-9 класс...
Рабочая программа по русскому языку и культуре речи
Рабочая программа по русскому языку и культуре речи для 10-11 класса...
Рабочая программа по русскому языку и культуре речи
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего...
Рабочая программа по русскому языку и культуре речи
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего...