Конспект открытого занятия. Звук и буква Ш
план-конспект

Любимова Анастасия Сергеевна

Занятие помогает воспитывать  правильное произношение воспитанниками звуков Ш в изолированном виде, в словах, в слогах, в предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zvuk_sh.odt16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

Звук и буква Ш

Подготовительная группа компенсирующей направленности

Цель: воспитывать  правильное произношение воспитанниками звуков Ш в изолированном виде, в словах, в слогах, в предложениях.

Задачи:

1. Образовательные: уточнить представления детей о звуках (Ш).

2. Коррекционные:

  • закрепить навыки правильного произношения звуков (Ш) в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
  • развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать речевое дыхание;
  • учить изменять силу голоса;
  • развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.

3. Развивающие:

  • закрепить умение определять наличие звука в слове;
  • закреплять навыки звукового анализа слов;
  • развивать внимание, память, мышление;
  • упражнять в изменении  существительных  при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.

4. Воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию на занятии;
  • воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.

Оборудование: Доска, мел, указка, зеркала по количеству детей; методический инструмент учителя-логопеда(раздаточный материал), шарики, ширма, куклы-перчатки Маша и Миша.

Ход занятия

1. Организационный момент

-Здравствуйте ребята, сегодня замечательный день! Хорошее ли у вас настроение? Улыбнитесь соседу справа, и слева! Пусть наше сегодняшнее занятие подарит вам хорошие воспоминания!

Повторим хором правило правильной речи:

Каждый день, всегда, везде,      

На занятиях, в игре,

Громко, четко говорим,

Никуда мы не спешим!

Прежде чем начать наш урок, скажите мне, а вы умеете отгадывать загадки? Давайте проверим какие вы сообразительные, для шипенья хороша, в алфавите буква?.... Ша

Угадали, так значит о какой букве мы с вами будем сегодня говорить? Верно, а буква Ш это какой звук? -ш.

Молодцы ребята, а скажите любите ли вы в теплую солнечную погоду гулять по лесу? Ну раз любите…. Я предлагаю вам отправится на поиски сказочного домика в котором спрятан волшебный сундучок! Поможете мне его отыскать?

 (На слайде показывается изображение лесного домика).

-Отправимся с вами в гости в лесной домик? (ДА!)

Тогда закройте глаза и представьте, что мы сейчас идем по лесной тропинке. Откройте глазки, покажите какие там большие деревья.

Дети поднимают руки вверх.

Подул теплый ветерок: ш-ш-ш зашелестели листья

Дети быстро –быстро шевелят пальчиками.

Подул холодный ветер: с-с-с-с закачались сосны.

Дети покачивают и машут руками.

Ветер затих- не шевелятся больше ни листочки, ни цветочки

Дети расслабляются

Снова подул ветер снова издают звук Ш-ш-ш-ш покачивают и машут руками.

Развитие фонематического слуха

Вот мы и пришли к нашему лесному домику, но поскольку домик не простой, а волшебный, чтоб получить свою посылку нам нужно постучать особым образом!

- Сможем?(ДА!)Дети по очереди, и все вместе воспроизводят ритмический рисунок стуча кулаком по парте.

Достает коробок с игрушками, ребята, а вот и наш волшебный сундучок который поможет нам превратиться в волшебных персонажей!

Логопед: Ребята, придумайте своим куклам имена, чтоб в них была буква Ш (Маша, Миша, Саша, Даша, Кеша). Какие красивые у наших кукол имена, пусть они познакомятся и представятся друг другу......а давайте теперь с их помощью проведем артикуляционную и пальчиковую гимнастику, для подготовки наших язычков, чтоб они старались говорить!» .  Давайте с помощью артикуляционной гимнастики покажем, что мы видели в лесу:

-В лесу широкие тропинки (упражнения для языка «Лопата» ладони повернуты тыльной стороной вниз).

-Заяц прыгает с кочки на кочку (упражнения для языка «Качели», кисти рук поочередно поднимать и опускать вверх-вниз).

- Белочка щелкает орешки (упражнение для языка «Лошадка», упражнение с пальчиками «Щелчки»).

-В лесу растут грибы. Для сбора грибов нужна корзина (упражнение для языка «грибок», упражнение с пальчиками «Лукошко»).

-Спрячемся за деревьями (упражнение для языка «Прятки», упражнение с пальчиками «В кулачок из кулачка»).

  • Вот ребята мы и размяли свои язычки, теперь давайте с вами покажем, как наши куколки могут изменять голоса и говорить чистоговорки! (грубым и писклявым голосом, затем поменяться)


Ша-ша-ша - уложили малыша.

Ши-ши-ши - груши очень хороши.

Молодцы!

Ребята, а что еще вы знаете о нашей букве ш?

Характеристика звуков «Ш»

Ш - согласный, твердый, глухой, шипящий. (звоночек на голову не одеваем, обуваем в два зеленых ботинка)

Давайте с вами вместе согласно нашей характеристике оденем нашего звуковичка.

И снова вы ребята, проявили отличные знания и умения.

Логопед: Ну что же, ваши куклы оказались отличными помощниками, а теперь отложим их  в сторону и посмотри как вы справитесь со следующим заданием без их помощи. Вам необходимо определить место звука в слове, но чтоб вам не было совсем сложно я дам вам  птичек помощниц.

Шок

 каша

малыш

шина

гуляш

лошадка

камыш

финиш

шампунь

Ученики поднимают ту часть птички, в которой находится буква «Ш» .

Логопед:  Ребята, какие вы молодцы ,  как здорово вы выполнили  задание , но что-то мы с вами засиделись, и я приглашаю вас на веселую зарядку:

Ручками похлопали,

Ножками потопали,

Головой качаем,

Плечи поднимаем,

На носочки встанем,

Солнышко достанем!

Логопед: Ой, ребята, пока мы с вами тут веселились, в лесу у деревьев совсем разлетелись листочки, и я видела как некоторые из них залетели к нам в комнату, ну — ка давайте попробуем  их отыскать, но эти листики были волшебными, как и все в нашем лесу, поэтому если вы найдете листик на котором рисунок со словом в котором есть звук ш, то клеим его на доску к нашему звуковичку, а если звука ш в слове нет, то отдаем мне. Задание понятно?

-ДА!

Вот и это задание позади! Какие вы ребята молодцы! Но мы с вами листики которые в комнате собрали, а деревья по прежнему стоят раздетые, давайте им поможем и каждый вырастим свое дерево слогов. В каждом свободном листочке нужно написать слог с нашей буквой Ш.,чтоб вам было легче выполнять задание я приготовила для вас вот такую опорную табличку!....... Все справились с заданием? Молодцы! Давайте прочитаем какие же слоги у вас получилось записать?.......

Логопед: вот какие нужные и красивые деревья мы с вами вырастили!Так кто сможет мне ответить какую же букву и звук мы с вами сегодня изучали? (Ша и звук Ш).  И за то, как старательно вы сегодня занимались, я подарю вам  подарки, на букву Ш это - шарики.

Спасибо всем за работу и внимание!

Список используемой литературы

  1. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод пособие для учителя-логопеда // Коррекционная педагогика. — М.: ВЛАДОС. —  224 с.
  2. Гомзяк Т.С. «Конспекты фронтальных занятий 6-7 лет»  М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с.
  3. Мазанова Т.С. «Конспекты фронтальных занятий» М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. — 196 с.
  4. Шишкова С.Ю. «Буквограмма» М: Издательство АСТ -190с.
  5. Козырева Л.М. «Большой логопедический альбом» М.: Издательство «Астрель» 2007 – 252с.
  6. Жукова Н.С. «Уроки правильной речи и правильного мышления» М.: «Издательство Эксмо» 2013 – 217с.

                                                                                         

Любимова Анастасия Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Звук и буква Ы" для группы учащихся с ОНРIII 1 класса общеобразовательной школы.

       Данный конспект является частью системной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с учащимися 1 класса по устранению у них общего недоразвития речи третьего-...

Конспект логопедического занятия "Звук и буква М"

Конспект урока  для детей с ОНР....

Открытое занятие "Звук и буква И", в 1 классе, группа ФФНР

Данное занятие предназначено для дифференциации обучающимися понятий "буква" и "звук". Особенные трудности испытывают обучающиеся с вторичным нарушением речи....

Конспект логопедического занятия "Звуки и буквы Ш-Ж"

КОНСПЕКТ логопедического занятия с учащимися 1-х классов, имеющих нерезкое  общее и фонетико-фонематическое недоразвитие речи(НОНР и ФФНР)....

Конспект логопедического занятия «Звук и буква Э » в средней группе для детей с ОВЗ

На занятии возможно обобщить представления детей о весне,учить называть приметы весны, работать над лексико-грамматическим строем.Также дети знакомятся с новым звуком и его характеристиками. ...

Конспект открытого занятия "Звуки К,Кь. Буква К.

Конспект занятия по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза проводилось для учащихся с интеллектуальными нарушениями....

Конспект открытого занятия «Звуки и буквы в городе Фонетика» (из учебно-тематического плана 2 года обучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Малая детская академия «Совушка»

Русский язык – великий и могучий, поэтому дети не всегда его осваивают. И здесь стоит вспомнить простое правило: «Учиться нужно весело, чтоб хорошо учиться».  Обучающиеся 2 года...