Конспект открытого занятия. Звук и буква Ш
план-конспект
Занятие помогает воспитывать правильное произношение воспитанниками звуков Ш в изолированном виде, в словах, в слогах, в предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_zvuk_sh.odt | 16.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
Звук и буква Ш
Подготовительная группа компенсирующей направленности
Цель: воспитывать правильное произношение воспитанниками звуков Ш в изолированном виде, в словах, в слогах, в предложениях.
Задачи:
1. Образовательные: уточнить представления детей о звуках (Ш).
2. Коррекционные:
- закрепить навыки правильного произношения звуков (Ш) в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развивать фонематический слух;
- развивать речевое дыхание;
- учить изменять силу голоса;
- развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
3. Развивающие:
- закрепить умение определять наличие звука в слове;
- закреплять навыки звукового анализа слов;
- развивать внимание, память, мышление;
- упражнять в изменении существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.
4. Воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.
Оборудование: Доска, мел, указка, зеркала по количеству детей; методический инструмент учителя-логопеда(раздаточный материал), шарики, ширма, куклы-перчатки Маша и Миша.
Ход занятия
1. Организационный момент
-Здравствуйте ребята, сегодня замечательный день! Хорошее ли у вас настроение? Улыбнитесь соседу справа, и слева! Пусть наше сегодняшнее занятие подарит вам хорошие воспоминания!
Повторим хором правило правильной речи:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко говорим,
Никуда мы не спешим!
Прежде чем начать наш урок, скажите мне, а вы умеете отгадывать загадки? Давайте проверим какие вы сообразительные, для шипенья хороша, в алфавите буква?.... Ша
Угадали, так значит о какой букве мы с вами будем сегодня говорить? Верно, а буква Ш это какой звук? -ш.
Молодцы ребята, а скажите любите ли вы в теплую солнечную погоду гулять по лесу? Ну раз любите…. Я предлагаю вам отправится на поиски сказочного домика в котором спрятан волшебный сундучок! Поможете мне его отыскать?
(На слайде показывается изображение лесного домика).
-Отправимся с вами в гости в лесной домик? (ДА!)
Тогда закройте глаза и представьте, что мы сейчас идем по лесной тропинке. Откройте глазки, покажите какие там большие деревья.
Дети поднимают руки вверх.
Подул теплый ветерок: ш-ш-ш зашелестели листья
Дети быстро –быстро шевелят пальчиками.
Подул холодный ветер: с-с-с-с закачались сосны.
Дети покачивают и машут руками.
Ветер затих- не шевелятся больше ни листочки, ни цветочки
Дети расслабляются
Снова подул ветер снова издают звук Ш-ш-ш-ш покачивают и машут руками.
Развитие фонематического слуха
Вот мы и пришли к нашему лесному домику, но поскольку домик не простой, а волшебный, чтоб получить свою посылку нам нужно постучать особым образом!
- Сможем?(ДА!)Дети по очереди, и все вместе воспроизводят ритмический рисунок стуча кулаком по парте.
Достает коробок с игрушками, ребята, а вот и наш волшебный сундучок который поможет нам превратиться в волшебных персонажей!
Логопед: Ребята, придумайте своим куклам имена, чтоб в них была буква Ш (Маша, Миша, Саша, Даша, Кеша). Какие красивые у наших кукол имена, пусть они познакомятся и представятся друг другу......а давайте теперь с их помощью проведем артикуляционную и пальчиковую гимнастику, для подготовки наших язычков, чтоб они старались говорить!» . Давайте с помощью артикуляционной гимнастики покажем, что мы видели в лесу:
-В лесу широкие тропинки (упражнения для языка «Лопата» ладони повернуты тыльной стороной вниз).
-Заяц прыгает с кочки на кочку (упражнения для языка «Качели», кисти рук поочередно поднимать и опускать вверх-вниз).
- Белочка щелкает орешки (упражнение для языка «Лошадка», упражнение с пальчиками «Щелчки»).
-В лесу растут грибы. Для сбора грибов нужна корзина (упражнение для языка «грибок», упражнение с пальчиками «Лукошко»).
-Спрячемся за деревьями (упражнение для языка «Прятки», упражнение с пальчиками «В кулачок из кулачка»).
- Вот ребята мы и размяли свои язычки, теперь давайте с вами покажем, как наши куколки могут изменять голоса и говорить чистоговорки! (грубым и писклявым голосом, затем поменяться)
Ша-ша-ша - уложили малыша.
Ши-ши-ши - груши очень хороши.
Молодцы!
Ребята, а что еще вы знаете о нашей букве ш?
Характеристика звуков «Ш»
Ш - согласный, твердый, глухой, шипящий. (звоночек на голову не одеваем, обуваем в два зеленых ботинка)
Давайте с вами вместе согласно нашей характеристике оденем нашего звуковичка.
И снова вы ребята, проявили отличные знания и умения.
Логопед: Ну что же, ваши куклы оказались отличными помощниками, а теперь отложим их в сторону и посмотри как вы справитесь со следующим заданием без их помощи. Вам необходимо определить место звука в слове, но чтоб вам не было совсем сложно я дам вам птичек помощниц.
Шок
каша
малыш
шина
гуляш
лошадка
камыш
финиш
шампунь
Ученики поднимают ту часть птички, в которой находится буква «Ш» .
Логопед: Ребята, какие вы молодцы , как здорово вы выполнили задание , но что-то мы с вами засиделись, и я приглашаю вас на веселую зарядку:
Ручками похлопали,
Ножками потопали,
Головой качаем,
Плечи поднимаем,
На носочки встанем,
Солнышко достанем!
Логопед: Ой, ребята, пока мы с вами тут веселились, в лесу у деревьев совсем разлетелись листочки, и я видела как некоторые из них залетели к нам в комнату, ну — ка давайте попробуем их отыскать, но эти листики были волшебными, как и все в нашем лесу, поэтому если вы найдете листик на котором рисунок со словом в котором есть звук ш, то клеим его на доску к нашему звуковичку, а если звука ш в слове нет, то отдаем мне. Задание понятно?
-ДА!
Вот и это задание позади! Какие вы ребята молодцы! Но мы с вами листики которые в комнате собрали, а деревья по прежнему стоят раздетые, давайте им поможем и каждый вырастим свое дерево слогов. В каждом свободном листочке нужно написать слог с нашей буквой Ш.,чтоб вам было легче выполнять задание я приготовила для вас вот такую опорную табличку!....... Все справились с заданием? Молодцы! Давайте прочитаем какие же слоги у вас получилось записать?.......
Логопед: вот какие нужные и красивые деревья мы с вами вырастили!Так кто сможет мне ответить какую же букву и звук мы с вами сегодня изучали? (Ша и звук Ш). И за то, как старательно вы сегодня занимались, я подарю вам подарки, на букву Ш это - шарики.
Спасибо всем за работу и внимание!
Список используемой литературы
- Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах: метод пособие для учителя-логопеда // Коррекционная педагогика. — М.: ВЛАДОС. — 224 с.
- Гомзяк Т.С. «Конспекты фронтальных занятий 6-7 лет» М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с.
- Мазанова Т.С. «Конспекты фронтальных занятий» М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. — 196 с.
- Шишкова С.Ю. «Буквограмма» М: Издательство АСТ -190с.
- Козырева Л.М. «Большой логопедический альбом» М.: Издательство «Астрель» 2007 – 252с.
- Жукова Н.С. «Уроки правильной речи и правильного мышления» М.: «Издательство Эксмо» 2013 – 217с.
Любимова Анастасия Сергеевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Звук и буква Ы" для группы учащихся с ОНРIII 1 класса общеобразовательной школы.
Данный конспект является частью системной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с учащимися 1 класса по устранению у них общего недоразвития речи третьего-...
Конспект логопедического занятия "Звук и буква М"
Конспект урока для детей с ОНР....
Открытое занятие "Звук и буква И", в 1 классе, группа ФФНР
Данное занятие предназначено для дифференциации обучающимися понятий "буква" и "звук". Особенные трудности испытывают обучающиеся с вторичным нарушением речи....
Конспект логопедического занятия "Звуки и буквы Ш-Ж"
КОНСПЕКТ логопедического занятия с учащимися 1-х классов, имеющих нерезкое общее и фонетико-фонематическое недоразвитие речи(НОНР и ФФНР)....
Конспект логопедического занятия «Звук и буква Э » в средней группе для детей с ОВЗ
На занятии возможно обобщить представления детей о весне,учить называть приметы весны, работать над лексико-грамматическим строем.Также дети знакомятся с новым звуком и его характеристиками. ...
Конспект открытого занятия "Звуки К,Кь. Буква К.
Конспект занятия по развитию звуко-буквенного анализа и синтеза проводилось для учащихся с интеллектуальными нарушениями....
Конспект открытого занятия «Звуки и буквы в городе Фонетика» (из учебно-тематического плана 2 года обучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Малая детская академия «Совушка»
Русский язык – великий и могучий, поэтому дети не всегда его осваивают. И здесь стоит вспомнить простое правило: «Учиться нужно весело, чтоб хорошо учиться». Обучающиеся 2 года...