Конспект логопедического занятия «Урожай. Овощи и фрукты.»
план-конспект
Занятие направлено на закрепление знаний детей об овощах и фруктах, месте их произрастания, существенных признаках;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_konkurs.docx | 267.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия «Урожай. Овощи и фрукты.»
Возраст детей | Дети 5-6 лет/старшая группа компенсирующей направленности. |
Форма проведения Од | Логопедическое занятие |
Цель | закрепление знаний детей об овощах и фруктах, совершенствование лексико-грамматических категорий связной речи. |
Программные задачи | Образовательные: - закреплять знания детей об овощах и фруктах, месте их произрастания, существенных признаках; -расширять тематический словарь; Коррекционные: -развивать артикуляционную и мелкую моторику; -развивать фонематический слух; -развивать речевое дыхание; Развивающие: -закрепить умение определять наличие звука в слове; -закреплять навыки звукового анализа слов; -развивать внимание, память, мышление; -упражнять в изменении существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; -упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение. Воспитательные: -формировать положительную мотивацию на занятии; -воспитывать навыки речевого общения, умение слушать. |
Виды детской деятельности | -познавательная; -коммуникативная; -двигательная. |
Формы организации детской деятельности | -совместная деятельность взрослого и детей; -самостоятельная деятельность детей. |
Ресурсы | Технические средства: интерактивная песочница(интерактивный стол), СТЭМ оборудование, прозрачные разноцветные стеклышки, игрушка-перчатка Чиполино. Раздаточный материал: зеркала по количеству детей, индивидуальные карточки для каждого ребенка, карандаши. |
Ожидаемые результаты | Обогатить знания детей об овощах и фруктах, как выращивают, хранят, какую пользу приносят. |
Этапы ОД | Деятельность педагога | Деятельность ребенка | Планируемый результат |
Организационный этап | -Здравствуйте ребята, сегодня замечательный день! Хорошее ли у вас настроение? Улыбнитесь соседу справа, и слева! Пусть наше сегодняшнее занятие подарит вам хорошие воспоминания! Повторим хором правило правильной речи: Каждый день, всегда, везде, На занятиях, в игре, Громко, четко говорим, Никуда мы не спешим! | Дети приветствуют друг друга и педагога, улыбаются друг другу, повторяют стишок. | Создать комфортную атмосферу для дальнейшей работы, сконцентрировать внимание детей. |
Мотивационно-ориентировочный этап | Ребята, а вы любите играть? А почему? Посмотрите, какой к нам сегодня пришел гость (педагог одевает на руку куклу-перчатку), да еще принес нам какие-то корзинки, хотите узнать зачем? Спросим у Чиполино. Ребята Чиполино спрашивает, знаете ли вы какое сейчас время года? Все верно, осень, пришло время собирать урожай, но он не успевает и просит нас о помощи. Только смотрите, огород разделен на 2 части, складывайте урожай с правой части в одну корзинку, а с левой в другую. -Что мы собрали в одну корзинку? - Молодцы! А в другую? (Яблоко, слива, абрикос, ананас, банан). -Здорово, скажите, а как назвать все, что находится в корзинах одним словом? -Молодцы, так как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии? | Отвечают на вопросы, помогают собрать на огороде (в песочнице) урожай. Дифференцируют фрукты и овощи, аргументируют свою точку зрения, вступают в диалог, определяют тему занятия. Ответы детей: помидор, огурец, свекла, лук, кабачок Ответы детей: яблоко, слива, абрикос, ананас, банан. Ответы детей: фрукты ивощи. | Учатся анализировать полученную информацию, коммуницировать друг с другом и педагогом. |
Практический этап | Ребята, а знаете ли вы, что можно приготовить из фруктов и овощей? Вы все ответили правильно и у Чиполино есть для вас следующее задание, но сначала давайте сделаем артикуляционную гимнастику Упражнения для губ и щек: «Щечки яблочки», ваши щечки круглые, как яблочки, наем щеки. «Спрячь сливу за щеку» «Круглая виноградинка» «Банан» Упражнения для языка: «Язычок пролезает через щель в заборе в сад» «Колья забора острые» «Листок прикрыл яблочка бочок» «Жуем твердую грушу» | Ответы детей: суп, компот, салат, сок, варенье, консервацию и т.д. Дети надувают щеки. Дети упираются кончиком языка то в одну, то в другую щеку. Вытягивают губы трубочкой, удержав «виноградинку». Улыбаются, зубы сомкнуты. Протискивают широкий язык между зубами. Покажем острый язык. Поднимают язык вверх, закрывают сначала верхнюю губу, опускают закрывают нижнюю губу. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц. | Развитие воображения, правильной артикуляции заданного звука. |
Молодцы ребята, мы сделали артикуляционную гимнастику и готовы к следующему заданию, мыс вами сказали, что овощи и фрукты можно консервировать. Вот у меня есть банки, но не простые мы с вами будем определять сколько слогов в слове, и отправлять слово в подходящую банку. Давайте вспоме как определить | Дети по очереди, и все вместе воспроизводят ритмический рисунок стуча кулаком по парте. | Развитие чувства ритма. | |
Логопед достает коробок с игрушками, ребята, а вот и наш волшебный сундучок который поможет нам превратиться в волшебных персонажей!(В сундуке куклы-перчатки). Логопед: Ребята, придумайте своим куклам имена, чтоб в них была буква Ш | Дети придумывают куклам имена. Предположительные ответы детей: Маша, Шура, Кеша, Саша. | Закреплять навык определения звука в слове, составления слова с заданным звуком. | |
Какие красивые у наших кукол имена, пусть они познакомятся и представятся друг другу......а давайте теперь с их помощью проведем артикуляционную и пальчиковую гимнастику, для подготовки наших язычков, чтоб они старались говорить!». Давайте с помощью артикуляционной гимнастики покажем, что мы видели в лесу: -В лесу широкие тропинки (упражнения для языка «Лопата» ладони повернуты тыльной стороной вниз). -Заяц прыгает с кочки на кочку (упражнения для языка «Качели», кисти рук поочередно поднимать и опускать вверх-вниз). - Белочка щелкает орешки (упражнение для языка «Лошадка», упражнение с пальчиками «Щелчки»). -В лесу растут грибы. Для сбора грибов нужна корзина (упражнение для языка «грибок», упражнение с пальчиками «Лукошко»). -Спрячемся за деревьями (упражнение для языка «Прятки», упражнение с пальчиками «В кулачок из кулачка»). | Дети повторяют за педагогом. | Укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. | |
Вот ребята мы и размяли свои язычки, теперь давайте с вами покажем, как наши куколки могут изменять голоса и говорить чистоговорки! (грубым и писклявым голосом, затем поменяться)
Ши-ши-ши - груши очень хороши. | Дети надев на руку куклу-перчатку, проговаривают чистоговорки изменяя голос на писклявый, и на грубый. | Развивается умение управлять силой голоса, интонацией. | |
Молодцы ребята, как здорово вы все умеете менять свои голоса! А теперь посмотрите на песочницу, кто пришел к нам в гости? (На интерактивной песочнице включается изображение мальчика-звуковичка). Он пришел к нам в гости, но совсем запутался, как ему одеться. Поможем ему? | Дети при помощи интерактивной песочницы одевают мальчика-звуковичка, давая характеристику звуку [Ш] согласный, глухой (звоночек на голову на одеваем), твердый (обуваем два синих ботинка). | Закрепляется умение давать характеристику звуку, навык работы с интерактивной песочницей. | |
Ребята, вы молодцы помогли мальчику-звуковичу, и он передал для вас конверт с еще одной просьбой, поможем ему? -ДА! В конверте находятся слова, в которых есть звук [Ш], вам нужно определить где он находится, начале слова в середине или в конце, в помощники вам Звуковичок оставил своих друзей (СТЭМ оборудование), если вы слышите звук [Ш] в начале слова, вы поднимаете голову динозавра, если в конце, хвост, если в середине, то целого динозавра. Вам понятно задание? -ДА! Шок, каша, малыш, шина, гуляш, лошадка, камыш, финиш, шампунь. | Дети выполняют действие по инструкции. | Развитие фонематического слуха, навыка выполнения действия по инструкции. | |
Ребята, какие вы молодцы, как здорово вы выполнили задание , но что-то мы с вами засиделись, и я приглашаю вас на веселую зарядку (Kinect оборудование). Сейчас мы будем лопать шарики, внимательно слушай те задание, у каждого из вас шарики будут разного цвета. Здорово! Вы с легкостью поймали все шарики! Ребята, какой первый звук в слове «Шар» | Дети подходят к проектору по которому начинают лететь шарики, каждый лопает шарики названного ему цвета. Дети отвечают: «Звук [Ш]» | Развитие зрительно-моторной координации. | |
Логопед: ребята, а какое сейчас время года? А какие приметы осени вы знаете? Все верно, посмотрите в окно на деревьях уже опадают листья? Вы же помните, что мы пришли в волшебный лес, и пока мы делали веселую зарядку, я видела, как некоторые листики залетели к нам в комнату, ну — ка давайте попробуем их отыскать, но эти листики были волшебными, как и все в нашем лесу, поэтому если вы найдете листик на котором рисунок со словом в котором есть звук ш, то клеим его на дерево на доске (прикреплен макет с деревом без листьев), а если звука ш в слове нет, то отдаем мне. Задание понятно? | Дети отвечают: «Осень» Предположительные ответы детей: «Опадают листья на деревьях, улетают птицы, идут дожди и т.д.» Дети в комнате ищут заранее прикрепленные листики с картинками, определяют наличие звука в слове. | Уточнение знаний о временах года, приметах осени. Закрепить умение определять наличие звука в слове. | |
Какое красивое дерево у нас вышло! Вы все молодцы! Но посмотрите на свои столы у каждого из вас там есть дерево с пустыми листиками, поможем деревьям? -Да! Я предлагаю каждому из вас вырастить свое дерево слогов, в каждом листике нужно вписать слог со звуком [Ш]. Чтоб вам было легче у меня для вас есть таблица-помощник. | Дети вписывают в пустые листики слоги (ша, шо, шу, ши, аш, ош и т.д.) | Закрепления навыка слогообразования. | |
Рефлексивно-оценочный этап | Логопед: вот какие нужные и красивые деревья мы с вами вырастили! Так кто сможет мне ответить какой звук мы с вами сегодня изучали? Что вам понравилось? Выберите подходящий смайлик. Спасибо всем за работу и внимание! | Дети отвечают на вопросы, выбирают подходящий смайлик. | Закреплен навык произношения звука [Ш], умеют выделять его в слове. Выражают свои эмоции, охотно участвуют в беседе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи."Праздник урожая.Овощи и фрукты."
Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Старший дошкольный возраст....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. "Сад.Фрукты.Ягоды.
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматической стороны речи по теме "Фрукты" с применением элементов песочной терапии.
Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматической стороны речи по теме "Фрукты" с применением элементов песочной терапии....
Конспект логопедического занятия по теме "Фрукты. Сад"
Конспект логопедического занятия по теме "Фрукты. Сад"Целевая аудитория дети старшей группы...
Конспект логопедического занятия на тему "Фрукты, овощи"
Конспект логопедического занятия на тему "Фрукты, овощи"...
Конспект занятия №63 "Овощи и фрукты" - по программе "Берлинские прогулки" 1/гр.1 - для дистанционного обучения
Предлагаются лексика,грамматика,практические упражнения....
Конспект логопедического занятия «Урожай. Овощи и фрукты.»
Занятие направлено на закрепление знаний детей об овощах и фруктах, месте их произрастания, существенных признаках...