Методические рекомендации по написанию индивидуального проекта обучающимися
методическая разработка (10 класс)
Методические рекомендации по написанию индивидуального проекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met.rekomendatsii_po_ip_dlya_obuchayushchihsya.doc | 392 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для обучающихся
по выполнению индивидуального проекта
Пангоды-2022
Методические рекомендации по выполнению индивидуального проекта предназначены для обучающихся 10-11 классов.
В данных методических рекомендациях изложены общие сведения об индивидуальном проекте, его структуре, алгоритм (этапы) выполнения индивидуального проекта, виды презентаций и формы конечного продукта; указаны требования к выполнению и защите, критерии оценки проектной работы. Особый раздел представляют рекомендации по оформлению реферата на компьютере: примерная схема оформления, алгоритм подготовки текста, форматирование текста, операции с рисунками и таблицами, имеется образец оформления титульного листа и библиографического списка.
Методические рекомендации разработаны с целью организации деятельности обучающихся для развития умений и навыков проектной и исследовательской работы и достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
Рекомендации составлены в доступной для обучающихся форме, оснащены иллюстрациями.
Составитель:
Николаева А.В., учитель географии, заместитель директора по УВР.
Рецензент: Л.В.Азарова, к.г.н., доцент кафедры «Физической географии и
природопользования» ФГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет».
Содержание
Введение. Зачем вам нужно заниматься проектной деятельностью? ........... | 4 |
Раздел 1. Общие сведения об индивидуальном проекте…………………… | 5 |
Раздел 2. Структура и содержание индивидуального проекта…………… | 7 |
Раздел 3. Этапы работы над индивидуальным проектом…………………… | 8-12 |
3.1 Подготовительный этап…………………………………………. | 8 |
3.2 Этап проектирования……………………………………………… | 10 |
3.3 Этап поиска необходимой информации………………………… | 11 |
3.4 Этап создания продукта………………………………………….. | 11 |
3.5 Этап защиты (презентации) готового проекта………………….. | 12 |
Раздел 4. Требования, предъявляемые к индивидуальному проекту……. | 12-18 |
| 12-14 |
4.2 Требования к защите …………………………………………… | 15 |
4.3 Критерии и показатели оценивания проектной работы……… | 15-18 |
| |
Библиографический список………………………………………………….. | 19 |
Приложения…………………………………………………………………… | 20-25 |
Приложение 1. Примерные темы индивидуальных проектов | |
Приложение 2. Примерный план – график выполнения ИП | |
Приложение 3. Виды проектов и их особенности | |
Приложение 4. Образец оформления титульного листа | |
Приложение 5. Образцы оформления библиографического списка | |
| |
Зачем вам нужно заниматься проектной деятельностью
В европейских языках слово «проект» заимствовано из латинского языка (причастие «projectus» означает «брошенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза»). Оно означало замысел, идею, образ, воплощённые в форму описания, обоснования расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.
Сегодня под словом «проект» понимают работу, направленную на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
Метод проектов был известен еще в древности, а в России еще в начале ХХ века. Его пытались использовать и в Советской России 20-х годах XX века, однако он не получил, по разным причинам, широкое развитие и был незаслуженно забыт вплоть до 90-х годов того же XX века.
В современных условиях общественного развития, в условиях утверждения информационного общества требуется не просто человек знающий, но личность, обладающая творческими способностями, самостоятельностью мышления, чувством личной ответственности, критическим мышлением, умением ориентироваться в современном информационном пространстве. Все эти качества формирует проектная деятельность, индивидуальный учебный проект.
Учебный проект ценен тем, что в ходе его выполнения вы научитесь:
- самостоятельно находить и систематизировать информацию,
- конструировать свои знания,
- прогнозировать и анализировать свои результаты,
- использовать собственный жизненный опыт,
- формировать и отстаивать свое собственное мнение.
Кроме этого вы получите неоценимый опыт познавательной, учебной и практической деятельности, который так необходим всем нам в повседневной жизни. Особенно это необходимо для вашей будущей успешной профессиональной деятельности, так как конкурентоспособность на рынке труда зависит от вашей личной активности, гибкости вашего мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности.
Проектная деятельность по дисциплине «Обществознание» расширяет общий кругозор, учит общению, дает возможность развития ваших индивидуальных талантов и способностей. Вы по-новому взгляните на себя, окружающий вас мир и свое место в нем, на свою страну. Ваш собственный внутренний мир станет более интересным.
Надеемся, что работа над индивидуальным учебным проектом не только научит вас преодолевать трудности и достигать поставленной цели, но и доставит удовольствие от самостоятельно выполненной работы.
Раздел 1. Общие сведения об индивидуальном учебном проекте
В древности, прежде чем заняться какой-либо совместной деятельностью или разрешить какой-либо спор, говорили: «Давайте договоримся о терминах». Вот и нам, прежде чем начать работу, следует понять, что такое проектная деятельность и индивидуальный учебный проект.
Деятельность человека — это специфически человеческая активность (занятие, труд), направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
Проектная деятельность – активность человека, направленная на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и личный опыт, приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Индивидуальный учебный проект (далее ИП) – это ваша самостоятельная творческая работа, выполняемая под руководством преподавателя в течение определенного отрезка времени.
Существуют различные виды индивидуальных учебных проектов. Например:
- практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных (общественных) задач. Его результат может быть использован в жизни группы, колледжа, города, государства. Ценность проекта данного вида - реальное использование продукта (результата) на практике.
- исследовательский проект предполагает обоснование актуальности выбранной темы, постановки задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы (предположение, требующее подтверждения) с последующей ее проверкой, использование соответствующих методов (эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.п.), обсуждение и анализ полученных результатов.
- информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Выход проекта – публикация в различных СМИ, в том числе и в сети Internet.
- творческий проект предполагает максимальную свободу и нетрадиционный подход как к самой работе и ее оформлению, так и к презентации результатов: альманах, театрализация, спортивная игра, видеофильм, ролевая игра, произведение декоративно-прикладного искусства и т.п.
Более подробную информацию о видах и особенностях индивидуальных проектов смотрите в Приложении 3.
Вид индивидуального проекта выбирается в зависимости от целей, которые определяются при работе над какой-либо темой.
Цель – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. При этом важно помнить - от правильно сформулированной цели зависит результат вашей деятельности!
Результат - это то, что человек получает в итоге своей деятельности. Результат целенаправленной деятельности человека называется продуктом.
Например, продуктами трудовой деятельности являются зерно, овощи, фрукты, молоко, мясо, станки, оборудование, здания; творческой деятельности – картины, литературные или музыкальные произведения, фильмы; познавательной деятельности – идеи, открытии, изобретения, нормы, правила и т.д. Существуют различные формы продуктов (результатов) проектной деятельности:
- Анализ данных социологического опроса
- Аналитическая записка или отчет
- Атлас, карта
- Видеофильм
- Выставка
- Газета, журнал
- Законопроект
- Игра
Коллекция - Костюм
- Модель
- Музыкальное произведение
- Мультимедийный продукт
- Оформление кабинета
- Постановка
- Праздник
- Прогноз
- Социальный проект
- Справочник
- Сценарий
- Учебное пособие
- Экскурсия
- Web-сайт
и другие.
Немаловажным в проектной деятельности является и то, как (в каком виде) вы представляете готовый продукт своей деятельности. Виды презентаций также разнообразны. Вот только некоторые:
- Деловая игра
- Демонстрация видеофильма
- Демонстрация презентации
- Диалог персонажей
- Инсценировка
- Научная конференция
- Научный доклад
- Отчет исследовательской экспедиции
- Пресс-конференция
- Путешествие
- Реклама
- Ролевая игра
- Соревнование
- Спектакль
- Спортивная игра
- Театральная постановка
- Телепередача
- Экскурсия
Раздел 2. Структура и содержание индивидуального проекта
Все, что существует в окружающем нас мире, имеет свою структуру. Структура - это внутреннее устройство чего - либо, взаиморасположение и связь составных частей, элементов целого.
Есть своя структура и у идивидуального проекта:
- Введение
- Основные этапы
- Заключение
- Библиографический список
- Приложения
Во Введении кратко описываются актуальность, проблема, цель и задачи, объект, предмет и методы исследования. Объём обычно составляет 1 – 1,5 страницы.
Актуальность темы должна быть обоснована. Необходимо описать, почему вы выбрали именно эту тему, её теоретическую и практическую значимость, какие проблемы позволит решить проделанная вами работа.
Проблема - вопрос или задача, возникшие в ходе познавательной деятельности, и требующие решения в ходе предполагаемого исследования или получения практического результата. Проблема формулируется в виде гипотезы - предположения, сформулированного в утвердительной форме, которое должно быть подтверждено или опровергнуто в течение проводимого исследования.
Цель и задачи – это предполагаемый конечный результат проектной деятельности и то, что необходимо выполнить для достижения поставленной цели. Задачи конкретизируют цель и дают представление о том, как будет проводиться исследование.
Объект исследования - процесс, явление, изделие, создающие проблемную ситуацию и взятые исследователем для изучения или разработки.
Предмет исследования - это часть проблемы, исследуя которую, вы познаёте объект в целом, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.
Методы исследования – способы исследования (наблюдение, эксперимент, опрос, обследование и т.д.), которые позволят решить поставленные задачи и достичь цели. Старайтесь применять современную технику: видеокамеру, диктофон, компьютер, видео - и аудиомагнитофоны, фото - и копировальные аппараты, Интернет. Подробнее о методах исследование читайте в разделе 3 п.3.1
Основная часть, или основные этапы, индивидуального проекта состоит из двух разделов: теоретического и практического.
В теоретическом разделе содержится информация, которую вы собрали и обработали, изучая источники и литературу. Текст излагается в произвольной форме.
В практическом разделе даётся характеристика продукта, методы и средства, которые вы использовали при его создании.
Общий объём основной части – 6-8 страниц.
Заключение подводить итоги всей работы. Оно должно содержать основные выводы о достижении цели и решении задач, а также предложения для разрешения поставленной проблемы, сформулированных во введении. По объёму не должно превышать 1-2 страницы.
Библиографический список - это обязательная часть ИП, который содержит библиографическое описание использованных вами источников и литературы. В списке они группируются следующим образом:
- нормативно-правовые акты: Конституция РФ, законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, региональные и местные нормативно-правовые акты – в алфавитном порядке по названиям документов;
- книги – в алфавитном порядке по фамилиям авторов;
- статьи из периодических изданий – в алфавитном порядке по фамилиям авторов;
- Интернет-источники.
Включённые в список источники и литература нумеруются сплошным порядком, начиная с единицы арабскими цифрами (Приложение 4). Разнообразьте справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.д. Используйте материалы выставок и музеев.
Приложение – часть ИП, имеющая дополнительное справочное значение, необходимое для более полного освещения темы. По форме и содержанию приложения разнообразны: таблицы, схемы, графики, анкеты, карты, рисунки, фотографии и т.д. Нумерация приложений помещается в правом верхнем углу над заголовком рядом со словом «приложение» (например, Приложение 1).
И так, начнем….
И помните: 1) По всем вопросам, возникающим в ходе работы над проектом, без стеснения обращайтесь за помощью к руководителю проекта.
2) Выполняя ИП, вы можете привлечь к работе родителей, друзей и других людей.
Раздел 3. Этапы работы над индивидуальным проектом
Проект выполняет каждый обучающийся индивидуально в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом. Для выполнения проекта могут быть сформированы и творческие группы (не более 2-х человек).
3.1 Подготовительный этап
Выбор темы, формулирование целей и задач, подбор соответствующих методов, определение формы продукта
Работу над индивидуальным проектом следует начать с обсуждения предлагаемых вам тем. Выбор темы проекта - один из важнейших моментов подготовки к его выполнению. Он осуществляется в течение двух первых месяцев с начала изучения учебной дисциплины, которое определено учебным планом. Как правило, темы для вас разрабатываются преподавателем (Приложение 1). Однако и вы сами можете предложить свой вариант названия и направление работы. При этом следует учитывать следующие моменты:
- тема должна быть сформулирована грамотно;
- в названии определить чёткие рамки рассмотрения темы. Они не должны быть слишком широкими или слишком узкими. Например, не следует допускать названий типа «Мировые религии». В данном случае возможны варианты: «История возникновения мировых религий» или «Проблемы взаимоотношений мировых религий в современной России»;
- следует воздержаться от использования в названии излишней наукообразности.
Приступать к работе нужно тогда, когда тема будет вам абсолютна понятна!
В Разделах 1 и 2 уже говорилось о том, что такое цель и задача. И все же считаем необходимым еще раз повторить: Цель – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. При формулировании цели необходимо помнить: цель должна быть четкой и конкретной, но в тоже время достижимой.
Исходя из цели, определяются задачи исследования. Формулировку задач должны быть четкими, так как описание их решения и составят содержание вашей работы. Сами задачи следует записывать в форме перечисления: «проанализировать…», «обобщить…», «выявить…», «разработать…», «доказать…», «установить…», «дать рекомендации…» и т.п.
Следующий шаг в работе над индивидуальным проектом - подбор соответствующих исследовательских методов.
Термин «метод» в переводе с греческого означает путь исследования или путь познания. Это совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи, или достижение определённой цели.
При выполнении ИП вы можете воспользоваться следующими исследовательскими методами:
Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Наблюдение — это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.
Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование. Применяется обычно с целью получения необходимой дополнительной информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.
Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Если беседу и интервью называют опросом "лицом к лицу", то анкетирование — заочным опросом.
План беседы, интервью и анкета — это перечень вопросов (вопросник, анкета). Формулировка вопросов зависит от того, какую именно информацию вам необходимо получить.
Особую роль в исследованиях играет эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности. Собственно эксперимент — это проведение серии опытов, создание экспериментальных ситуаций, в результате которых подтверждается или опровергаются ранее сформулированные выводы
Все перечисленные выше методы служат средством сбора научных фактов, которые необходимо обязательно проанализировать. Для этого существует друга группа исследовательских методов - теоретические методы. Они необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков; общих и специальных работ; исторических документов; периодической печати и др.
Теоретический анализ — это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, вы выявляете в них общее и особенное, устанавливаете общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых явлений.
Изучение литературы и источников дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены.
Математические и статистические методы применяются для обработки полученных данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.
Теперь остается только выбрать форму конечного продукта, которые уже были представлены в Разделе 1 на странице 6. И в Приложении 3.
3.2 Этап проектирования
Составление плана работы и рабочего графика
Проектирование – тоже важный этап проектной деятельности, в результате которого разрабатывается ваш личный план-график работы над ИП. В ходе планирования необходимо определить задачи, которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы, которыми эти задачи будут решаться. А также определить порядок и сроки выполнения работы, т.е. разработать конкретный план-график выполнения ИП (Приложение 2).
3.3 Этап поиска необходимой информации.
Подбор основных источников и литературы, теоретического и иллюстративного материала для продукта, составление библиографического списка
На данном этапе вы подбирает материал для теоретической части проекта. Для этого необходимо изучить соответствующие источники и литературу (книги, брошюры, журнальные и газетные статьи), просмотреть и проанализировать сайты в сети Интернет по выбранной вами теме ИП.
Подбор литературы следует начинать с изучения самых современных источников. Для выбора литературы можно воспользоваться любой библиотекой: своей, колледжа, городской, областной. В библиотеках обычно существуют каталоги (алфавитный, систематический, предметный), которые позволяют найти необходимое печатное издание.
В современных условиях большое значение получила справочная литература, предназначенная для быстрого получения каких-либо сведений научного, практического и познавательного характера. К справочным изданиям относятся энциклопедии, словари, справочники. Справочная литература – море книг полезных, нужных, порой, совершенно необходимых.
Получив книгу, внимательно изучите аннотацию, в которой в очень краткой форме излагаются главные идеи данной работы. Затем ознакомьтесь с оглавлением, посмотрите введение (предисловие) и заключение.
Материал, собранный вами, должен быть не только интересен, но и полезен другим людям.
При изучении источника или книги целесообразно делать соответствующие выписки. Лучше делать их на отдельных листах бумаги и с одной стороны листа. Не следует забывать и о записях полных библиографических сведений об изучаемой книге, которые необходимы для правильного оформления списка литературы. Составляете примерный библиографический список (Приложение 5).
Для подбора материала из сети Интернет используйте доступные вам поисковые системы и не забывайте записывать ссылки на сайты для оформления библиографического списка.
Теперь, если это необходимо, формулируете вопросы для анкетирования и выбираете форму продукта, т.е. в каком виде вы представите результаты своей проектной деятельности. Формы продукта были представлены в разделе 1 с.6.
3.4 Этап создания продукта
Следующий этап работы над ИП посвящен непосредственно созданию продукта в той форме, которую вы выбрали на первом этапе проектной деятельности. В процессе работы форма продукта может измениться. Например, в начале работы над темой «Мой Омск» вы решили составить свой путеводитель по городу, но в процессе поиска и подбора необходимой информации решили, что лучшей формой продукта будет интерактивная карта.
На данном этапе вы демонстрируете преподавателю готовый продукт проектной деятельности, аннотацию и презентацию ИП. Затем вносите последние изменения, исходя из замечаний руководителя проекта, и готовитесь к защите.
И, наконец, остается последний этап…
3.5 Этап защиты (презентации) готового проекта
Защита (презентация) готового индивидуального проекта, как правило, проходить на последнем занятии по учебной дисциплине. На защите перед группой и преподавателем вы демонстрируете итог выполненной вами работы (продукт ИП), доклад сопровождается презентацией.
При изложении доклада речь должна быть ясной, уверенной, грамотной и выразительной. В ходе защиты необходимо стоять к слушателям лицом, к слайдам обращаться только тогда, когда этого требует текст доклада. Информация слайда не должна дублировать текст доклада! В ходе выступления достаточно лишь сообщать: «…Вы можете увидеть на слайде…», «…на слайде указано…». На защиту ИП отводиться 5-7 минут.
В конце выступления члены группы и преподаватель могут задать вам уточняющие вопросы. После этого выступление и продукт ИП выступающего резюмируются, определяется итоговая оценка. Критерии оценивания проектной работы представлены в разделе 4 п. 4.3.
Раздел 4. Требования, предъявляемые к индивидуальному проекту
4.1 Требования к оформлению
Общие требования
Работа выполняется на компьютере и оформляется только на лицевой стороне белой бумаги:
- размер бумаги: стандартного формата А4;
- поля: левое – 3 см, верхнее – 2 см, правое – 1,5 см, нижнее – 2 см;
- ориентация: книжная;
- шрифт: Times New Roman;
- кегель: 16 для заголовков, 14 в основном тексте, 12 в сносках;
- междустрочный интервал: полуторный в основном тексте, одинарный в подстрочных ссылках;
- расстановка переносов: автоматическая;
- форматирование основного текста и ссылок: в параметре «по ширине»;
- цвет шрифта: черный;
- красная строка – 1,5 см.
Необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всей работе.
При оформлении работы расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 3 интервалам при наличии 1,5 интервала между строчками текста. Каждый элемент рекомендуется начинать с нового листа.
Параграфы оформляют на новой странице только в том случае, если от текста предыдущего параграфа или пункта не осталось на листе места.
В работе используется сквозная нумерация страниц, включая библиографический список. На первой странице (титульном листе) и приложениях номер не ставится, вторая страница (оглавление) нумеруется цифрой 2. Номер страницы проставляется арабскими цифрами внизу по центру страницы.
Главы должны иметь нумерацию в пределах всей работы, а параграфы – в пределах главы. Номера глав и параграфов обозначаются арабскими цифрами.
Например:
1. Теоретические основы мотивации
1.1. Сущность мотивации
Введение, заключение, библиографический список не имеют порядковых номеров.
Название и нумерация глав, параграфов в тексте работы и в содержании должны полностью совпадать.
Введение, заключение, библиографический список не имеют порядковых номеров.
При написании текста работы не допускается применять:
- обороты разговорной речи, произвольные словообразования, профессионализмы;
- различные научные термины, близкие по смыслу, для одного и того же понятия;
- иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;
- сокращения обозначений единиц физических величин, если они употребляются без цифр;
- математические знаки без цифр, например: № (номер), % (процент) и т.п.
Требования к заголовкам
Заголовки набираются полужирным шрифтом (шрифт 14 пт.), выравниваются по центру; точка в конце заголовка не ставится.
Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал.
Заголовок не имеет переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно полным.
Заголовки глав, параграфов нумеруют арабскими цифрами и печатают с первой прописной буквы. Нумерация подразделов включает номер раздела и порядковый номер подраздела, входящего в данный раздел, разделённые точкой (1.1, 1.2, 1.3 и т.д.).
Пример оформления:
- Анализ труда и заработной платы
(3 интервала, нажатие 2 раза enter)
3.1. Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами и эффективность их использования
(1,5 интервала, нажатие 1 раз enter)
Текст……………
Требования к оформлению списка используемых источников
Список используемых источников включает в себя не менее 5 наименований, расположенных в алфавитном порядке по разделам в следующей последовательности:
- нормативно-правовые источники (законодательные материалы);
- учебники, монографии, брошюры;
- периодические издания;
- иностранная литература;
- электронные (Интернет) ресурсы.
Примеры оформления библиографического списка смотрите в Приложении 5.
Требования к оформлению таблиц, схем, рисунков
Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Цифровой материал, как правило, должен оформляться в виде таблиц. Размещение таблиц зависит от их объема. Большие таблицы могут быть вынесены в приложение.
Таблицы нумеруются в соответствии с главой, например, если таблица находится во второй главе и первая, то она нумеруется – Таблица 2.1. Если таблиц много, они нумеруются в соответствии с параграфом – Таблица 2.1.1.
Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей по центру, без абзацного отступа.
При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) располагают непосредственно после текста. Иллюстрации могут быть выполнены в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.
Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.
Если рисунок один, то он обозначается «Рис. 1». Слово рисунок и его наименование располагают по центру строки.
Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, например: Рис. 2.1 (первый рисунок второго раздела).
- Требования к защите
На защиту индивидуального проекта отводится до 15 минут. Процедура защиты, как правило, включает:
- доклад студента (не более 10 минут);
- чтение рецензии и отзыва;
- вопросы членов комиссии;
- ответы студента.
При изложении доклада речь должна быть ясной, грамматически точной, уверенной. Следует стремиться к выразительности, которая зависит от темпа, громкости и интонации речи. В ходе доклада необходимо стоять к комиссии лицом. К слайдам необходимо обращаться только тогда, когда это требуется по тексту доклада, и избегать ссылок на таблицы, иллюстрации и т.п., которых нет в презентации. Также не следует дублировать информацию, содержащуюся в презентации. Достаточно лишь сообщать: «…что указано на слайде…», «…Вы можете увидеть на слайде…».
Вопросы, которые задаются в ходе защиты, должны быть краткими и состоять из двух-трех предложений. Отвечать следует уверенно и четко, касаясь только существа дела.
При определении окончательной оценки ИП учитываются:
- доклад студента;
- ответы на вопросы;
- оценка руководителя.
Результаты выполнения ИП определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день.
Студенты, не выполнившие индивидуальный проект имеют право на повторную защиту. В этом случае руководитель может признать целесообразной повторную защиту студентом той же работы либо вынести решение о закреплении за ним нового задания и определить срок повторной защиты до завершения текущего учебного года.
- Критерии и показатели оценивания проектной работы
Для оценивания проектной работы педагог руководствуется уровневым подходом сформированности навыков проектной деятельности. Вывод делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта: самой работы, продукта, отзыва, презентации и защиты.
Критерии и показатели оценивания выполнения ИП указаны в ниже приведенной таблице (с. 15-18)
Дополнительный критерий – соблюдение графика выполнения работы.
Критерии | Показатели | |||
«5» | «4» | «3» | «2» | |
1. Обоснованность выбора. Полнота раскрытия темы, соответствие заявленных целей, задач содержанию работы | Подтверждена актуальность темы. Тема раскрыта полностью. | Полностью или частично подтверждена актуальность темы. Тема раскрыта, но также изложены вопросы, выходящие за рамки темы. | Частично подтверждена актуальность темы. Тема раскрыта, но не изложены некоторые вопросы темы. | Актуальность темы не подтверждена. Тема не раскрыта.
|
2. Логичность и систематизированность изложения | Полностью соблюдена логика исследования; имеются все взаимосвязанные структурные части работы. | Изложение логично. Структурные части работы взаимосвязаны частично. | Нарушена логика исследования, не все структурные части работы взаимосвязаны. | Изложение нелогично. Структурные части работы не взаимосвязаны. |
3. Качество подбора и описания используемой информации | Полный и актуальный список используемых источников информации (более 25). Достоверность данных и их адекватное применение. Высокий уровень использования ИКТ в обработке информации. | Недостаточно полный, но актуальный список используемых источников информации (20-25). Достоверность данных и их адекватное применение. Средний уровень использования ИКТ в обработке информации. | Не полный и не достаточно актуальный список используемых источников информации (15-20). Данные не всегда достоверны и не везде их адекватно применимы. Средний уровень использования ИКТ в обработке информации. | Не полный и не актуальный список используемых источников информации (менее 15). Данные не достоверны и не адекватны. Низкий уровень использования ИКТ в обработке информации. |
4. Содержание теоретической части работы | Изложены основные теоретические положения (понятия, классификации, подходы, принципы, факторы, нормы и др.) Сопоставлены различные точки зрения по теме исследования. Сделаны собственные выводы по вопросам темы. | Изложены не все основные понятия, классификации, подходы, принципы, факторы, нормы и др. Не сопоставлены различные точки зрения по вопросам темы. Сделаны собственные выводы по вопросам темы. | Частично изложены основные понятия, классификации, подходы, принципы, факторы, нормы и др Не сопоставлены различные точки зрения по вопросам темы. Не сделаны собственные выводы по вопросам темы. | Не изложены основные понятия, классификации, подходы, принципы, факторы, нормы и др . Не сопоставлены различные точки зрения по вопросам темы. Не сделаны собственные выводы по вопросам темы |
5. Практическая направленность исследования | Дана полная характеристика базы исследования. Проведен анализ деятельности предприятия и интерпретированы практические результаты. Разработаны рекомендации с возможностью внедрения в деятельность предприятия. | В неполной мере дана характеристика базы исследования. Проведен анализ деятельности предприятия и частично интерпретированы практические результаты. Сделаны выводы и рекомендации. | В неполной мере дана характеристика базы исследования. Проведен поверхностный анализ деятельности предприятия, частично интерпретированы практические результаты. Не сделаны выводы и рекомендации. | В неполной мере дана характеристика базы исследования. Не проведен анализ деятельности предприятия и не интерпретированы практические результаты. Не сделаны выводы и рекомендации |
6. Качество анализа и решения поставленных задач | Полностью реализованы поставленные задачи с учетом современных тенденций. Сделаны конкретные выводы по решению поставленных задач. | Частично реализованы поставленные задачи с учетом современных тенденций. Сделаны выводы по решению поставленных задач. | Частично реализованы поставленные задачи с учетом современных тенденций. Не сделаны выводы по решению поставленных задач. | Не реализованы поставленные задачи. Не сделаны выводы. |
7. Качество оформления работы | Соблюдены все требования к оформлению работы. | Допущены некоторые нарушения требований, не влияющие на восприятие работы. | Допущены нарушения требований, влияющие на восприятие работы. | Не соблюдены основные требования. |
8. Качество выполнения этапов работы | Высокая степень самостоятельности, ответственности при выполнении работы. Все этапы работы выполнены качественно и в срок. | Высокая или средняя степень самостоятельности, ответственности при выполнении работы. Работа сдана в срок, но сроки выполнения промежуточных этапов соблюдены частично. | Средняя степень самостоятельности, ответственности при выполнении работы. Работа сдана позже срока, но до начала ГИА. | Низкая степень самостоятельности, ответственности при выполнении работы. Работа сдана позже начала ГИА. |
9. Защита работы | Доклад тщательно подготовлен. Свободное владение материалом по теме работы. Ответы на все вопросы. | Доклад хорошо подготовлен. Владение материалом по теме работы. Затруднения при ответе на некоторые вопросы. | Доклад слабо подготовлен. Слабое владение материалом по теме работы. Затруднения при ответе на вопросы. | Доклад не подготовлен. Невладение материалом по теме работы. Отсутствие ответов на вопросы. |
10. Качество представления информации | Соблюдение регламента для представления исследования. Презентация и раздаточный материал соответствует содержанию доклада и оформлены грамотно. | Соблюдение регламента для представления исследования. Презентация и раздаточный материал в целом соответствуют содержанию доклада, но оформлены с некоторыми замечаниями. | Изложение необходимой информации с нарушением регламента. Презентация и раздаточный материал не соотносятся с содержанием доклада и оформлены с замечаниями | Информация не представлена. Презентация и раздаточный материал отсутствуют. |
Библиографический список
1. Алексеев, С.В. Экологический практикум школьника. Методическое пособие для учителей /Н.В. Груздева, Э.В. Гущина;- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005.-144с.
2. Брыкова, О.В. Проектная деятельность в учебном процессе /О.В.Брыкова, Т.В.Громова. - М.: Чистые пруды, 2006.-32с.
3. Иванова Л.Ф. Проектная деятельность школьников при изучении обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2014. - №2. - с.25-34.
4. Конурова-Идрисова, З.К. Некоторые эффективные методы в экологическом образование и воспитание [электронный ресурс] /З.К. Конурова-Идрисова.-2008.- Режим доступа: свободный. – Загл. с экрана
5. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие/ под ред. Ю.П. Дубенского. Омск: Изд - во ОмГУ. - 2005.
6. Куприенко, Л.С. Организация индивидуальных исследований в рамках коллективной проектной деятельности. /Л.С.Куприенко//Экология в школе-2009.-№4.-1-52.
7. Методические рекомендации для преподавателей по организации проектной деятельности по дисциплине «Информатика». /О.А. Волкова, А.С. Мусафирова - Омск: БПОУ ОКТЭС. – 2016. – 50 с.
8. Методические рекомендации для студентов по выполнению исследовательской работы. / А.В. Бакулева - Омск: БПОУ ОКТЭС. – 2014. – 29с.
9. От соперничества к сотрудничеству: Практическое руководство по активным методикам в экологическом образовании. - М.;РХТУ,1999г.
10. Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей - М., 2005.
11. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие дляучителя. - М.: Просвещение,2008.
12. Саплина Е.В, Шевченко Н.И. Проектная деятельность. Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла. М., Русское слово. - 2008
13. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд.,- М: АРКТИ. - 2006.
14. Степень, Р.А., Паршикова, В.Н. Экология: экологические проблемы товароведения. — М.: Издательский центр «Академия», 2007
15. Тысько Л. Исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. -2006г. - №4.- с.14.
16. Черп О.М. ,Виниченко В.Н. Проблема твёрдых бытовых отходов М.,2007
17. Чиж Г.Д. Исследовательская работа школьников по истории: несколько простых правил // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2012.-№6.- с.53-55.
18 Янина, Л.Г. Метод проектов: практика применения в системе экологического образования школьников //Экология в школе-2009.-№4.- 1-52.
Интернет ресурсы:
1.diplomba.ru/work/100579 - Методика организации проектной деятельности по истории и обществознанию.
2.www. ecologysite. ru (Каталог экологических сайтов).
3.www. ecoculture. ru (Сайт экологического просвещения).
4.www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России)
Приложение 1
Примерные темы индивидуальных проектов по экологии
- Возможности управления водными (лесными, почвенными) ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.
- Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости.
- Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.
- История и развитие концепции устойчивого развития.
- Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему.
- Основные экологические приоритеты современного мира.
- Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы решения проблем.
- Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.
- Популяция как экологическая единица.
- Причины возникновения экологических проблем в городе (сельской местности).
- Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере России).
- Проблемы почвенной эрозии и способы ее решения в России.
- Проблемы устойчивости лесных экосистем в России.
- Система контроля за экологической безопасностью в России.
- Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.
- Среда обитания и среды жизни: сходство и различия.
- Структура экологической системы.
- Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.
- Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации.
- Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости.
Примерные темы индивидуальных проектов по обществознанию
Молодёжные субкультуры | |
Проблемы молодежи в современном обществе | |
Роль СМИ в жизни современного общества | |
Модернизация – добро или зло? | |
Проблема роста количества лиц с делинквентным поведением среди современной молодежи | |
Развитие прав человека с древних времен по настоящее время | |
Ребенок в семье | |
Права и обязанности несовершеннолетних | |
Трудовая деятельность несовершеннолетних | |
Молодежный сленг как форма самоутверждения подростков | |
Подросток и жестокость | |
Юридической ответственности несовершеннолетних | |
Современные образовательные системы | |
Демографическая ситуация в современном мире | |
Религиозные организации и объединения в современном обществе | |
Политические партии в современной России | |
Межнациональные отношения в современном мире | |
Этносоциальные конфликты | |
Молодежь и политика | |
Политика и мораль. Совместимы ли эти понятия? | |
Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор) | |
Влияния интернета на формирование направленности личности подростков | |
Социальные сети в нашей жизни | |
Кем быть? Проблема выбора профессии | |
Формирование особого языка общения в современном мире массовых коммуникаций | |
Научно-технический прогресс в современном мире | |
Глобальные проблемы современности | |
Наука и образование в современном мире | |
Право и социальные нормы | |
Ценности современного общества |
Приложение 2
Примерный план – график ИП
Этапы работы | Содержание работы | Сроки выполнения | |
план | факт | ||
1.Подготовительный (постановка проблемы) | 1. Определение темы ИП | ||
2.Определение проблемы ИП, выбор средств и методов, объекта и предмета исследования | |||
3. Определение итогового продукта ИП | |||
4. Формулировка цели и задач ИП | |||
2. Поиск информации | 1. Сбор и изучение информации по теме ИП | ||
3. Проектирование | 1.Определение примерного содержания ИП, согласование с руководителем | ||
2. Разработка введения ИП | |||
3. Разработка теоретической части (написание первого раздела) | |||
4. Разработка практической части (описание продукта ИП) | |||
5.Разработка заключения ИП | |||
4. Создание Продукта ИП | 1. Подбор теоретического и иллюстративного материала для продукта ИП | ||
2. Разработка продукта ИП | |||
3. Демонстрация готового продукта руководителю | |||
5. Презентация | 1. Составление плана презентации | ||
2. Подготовка доклада и презентации | |||
3. Презентация ИП |
Приложение 3
Виды проектов и их особенности
Виды проектов | Основные отличительные особенности | Преобладающие формы и методы | Возможный результат проекта (Продукт) |
Исследовательские | Имеет структуру подлинных научных исследований | Лабораторный эксперимент, Социологический опрос, Моделирование… | Анализ данных социологического опроса; Сравнительно-сопоставительный анализ; Прогноз; Пакет рекомендаций; Модель; Статья… |
Творческие | Допускает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов | Любой из творческих методов проектирования | Изделие, видеофильм, видеоклип, праздник, экспедиция, репортаж, коллекция, дизайн – макет, рекламный проспект, серия иллюстраций, сказка, дневник путешествий, музыкальное произведение, сценарий, сборник сочинений… |
Информационные | Предполагает поиск и анализ информации из различных источников. Может быть частью исследовательского проекта | Работа с литературой, библиотечным фондом, СМИ, электронными базами данных, Анкетирование, интервьюирование… Анализ, обобщение, сопоставление, формулирование аргументированных выводов… | Доклад, Публикация в СМИ, Размещение в Интернете, Методическое пособие, Телеконференция, Электронная газета; Электронный журнал; Справочник, словарь, Дневник путешествий; Главы из учебника (несуществующего)… |
Практико - ориентированные | Предусматривает обязательный заранее определенный практический (социально значимый) выход | Зависит от типа проекта | Выставка, радиопередача, театральное представление, школьный праздник; Web-сайт; Атлас, путеводитель; Бизнес-план; Коллекция, стенд, буклет; Мультимедийный продукт; презентация; Альбом, Виртуальная экскурсияи т.д |
Приключенческие (игровые) | Невозможность определить результат заранее | Ролевая игра | Результат открыт до самого окончания игры Законопроект… |
Приложение 4
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
Современные образовательные системы России и Японии: сходство и различия
Индивидуальный проект по предмету «Обществознание»
Выполнила:
Иванова Елена Михайловна, обучающаяся 11 а класса
Руководитель: учитель истории и обществознания
Петрова Нина Алексеевна
Пангоды-2020
Приложение 5
Образцы оформления библиографического списка
Нормативно-правовые акты (законодательные материалы):
- Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12.12.1993г. [Электронный ресурс]: с учетом поправок от 30.12.2008 // СПС «КонсультантПлюс».
Издание одного автора:
- Важенин А.Г. Обществознание: учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. Образования / А.Г. Важенин. – 11-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 368с.
Издание двух авторов:
- Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2ч. Ч.2 / В.В.Атемов, Ю.Н. Лубченков. – 4-е изд., испр. и доп. – М: Издательский цент «Академия», 2012. – 320 с., с цв.ил.: ил.
Статья из журнала:
- Ефимов А. Великий шелковый путь и его роль в развитии кулинарии / А.Ефимов, И Зорон // Питание и общество. – 2013. - № 1 – С.12-14.
Материалы совещаний, конференций, семинаров:
- Стратегия и тактика устойчивого развития России в условиях социально-ориентированной экономики: Материалы межрегиональной науч.- практ. конф. (Барнаул 27-28 июня 2006г.)/ под общ. ред. И.К. Мищенко, В.Г. Притупова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. – 267с.
Электронные ресурсы (база данных):
- Левичева, С. В. Виды резервов и принципы их учета /С. В. Левичева // Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». – Последнее обновление 09.12.2006.
- Дирина А.И. Право военнослужащих Российской Федерации на свободу ассоциаций [Электронный ресурс] // Воен. право: сетевой журн. – 2010. – Режим доступа: http://www/voennoepravo/ru/node/2149/
Сайты:
- http://www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к методическим рекомендациям по написанию исследовательских проектов
Презентация логично сопровождает доклад "Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите исследовательских проектов....
Методические рекомендации по выполнению индивидуального проекта
Методические рекомендации по выполнению индивидуального проекта, созданы в помощь студентам....
методические рекомендации по написанию индивидуального проекта
Методические рекомендации составленыв помощь студентам для написании индивидуального проекта...
«Индивидуальный итоговый проект». Методические рекомендации по написанию итогового индивидуального проекта для обучающихся 9 и 11 класса изучающих английский язык
мнтодические рекомендации...
Методические рекомендации для написания индивидуального проекта по истории
Паспорт методических рекомендаций Методические рекомендации содержат указания для работы над индивидуальным проектом по дисциплине «История (в т.ч. индивидуальный проект)» для обучающихся ...
Методические рекомендации по написанию исследовательских работ обучающимися
Методические рекомендации по написанию исследовательских работ обучающимися позволят ребятам представить свой проект по всем требованиям, предъявленным к исследовательским работам...
Методические рекомендации к оформлению индивидуального проекта
Методические рекомендации по выполнению и защите индивидуального проекта предназначены для обучающихся 1-2 курса всех специальностей/профессий очной формы обучения.Рекомендации составлены в соответств...